Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация дипломатических представительств

 

Венская Конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на три класса:

— класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах госу­дарств. К этому классу Конвенция относит также других глав представительств эквивалентного ранга[71];

— класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государства[72];

— класс поверенных в делах, аккредитуемых при министра иностранных дел[73] (не следует смешивать с временными поверен­ными в делах[74] — старшими сотрудниками представительства, за­мещающими его главу на время отсутствия).

Однако, согласно Конвенции, «в отношении старшинства и этикета, никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу не должно проводиться». Это положение отвечает принципу равенства го­сударств, и тот или иной класс дипломатического представителя может служить лишь показателем степени развитости отношений между государствами-партнерами.

К концу минувшего столетия последние два класса глав дипло­матических представительств постепенно вышли из употребления, и государства стали обмениваться дипломатическими представи­тельствами, возглавляемыми послами или главами представи­тельств в эквивалентном классе[75]. Россия в настоящее время обме­нивается дипломатическими представительствами на уровне по­сольств. Всего Россией открыто 136 посольств, в которых занято почти 1800 дипломатических служащих разного ранга и соответст­вующее количество административно-обслуживающего и техни­ческого персонала.

Иногда, особенно если дипломатические отношения развиты слабо, стороны договариваются об аккредитовании дипломатических представительств по совместительству. Венская Конвенция допускает аккредитование дипломатического представителя по со­вместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В этих странах, однако, могут создаваться аппа­раты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах.

Допускаются случаи, когда два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Более того, Венская Конвенция предусматривает возможность совмеще­ния главой представительства или любым из его сотрудников — членом дипломатического персонала — своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Свои особенности имеет порядок назначения главы дипломатического представительства. Венской Конвенцией 1961 г. предусматривается, что аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман (согласие) на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу предста­вительства в этом государстве. Агреман в различных случаях за­прашивается по-разному. Если глава дипломатического представи­тельства назначается впервые после установления между государ­ствами дипломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представите­лей обеих договаривающихся сторон. В случае же замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агрема­на может быть сделан его предшественником перед отъездом или временным поверенным в делах после отъезда прежнего посла. При этом сообщаются краткие сведения о кандидатуре: возраст, образование, семейное положение, занимавшиеся посты.

После получения агремана кандидат на пост главы дипломати­ческого представительства становится «персоной грата», т.е. жела­тельным лицом[76]. Издается официальный акт аккредитующей стра­ны о назначении (указом главы государства), о чем публикуется сообщение в прессе.

Правительство страны назначения может и не дать агремана. Сообщая об отказе, оно не обязано излагать его мотивы. Как отказ в агремане может рассматриваться и слишком длительная задерж­ка ответа на запрос[77]. Напоминать о запросе агремана не принято. В этом случае агреман запрашивается на новое лицо.

Официальным подтверждением полномочий дипломатического представителя являются верительная грамота, подписанная главой государства. Грамота служит подтверждением доверия, которым посол облечен властями аккредитующего государства, и правиль­ности всего того, что он будет говорить от их имени. Адресуются и вручаются грамоты главе государства страны назначения[78].

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва, вы­ражается надежда, что он своей деятельностью способствовал раз­витию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзыв­ные грамоты отъезжающий посол вручает сам при своем отъезде. В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредиту­ющего государства отпускных грамот, содержащих удовлетворение деятельностью отъезжающего посла и комплимент в его адрес.

Чрезвычайный и Полномочный Посол считается приступив­шим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской Конвен­ции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сооб­щения о своем прибытии и представления заверенных копий ве­рительных грамот министерству иностранных дел государства пре­бывания или другому министерству, в отношении которого имеет­ся договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и даже часом прибытия посла.

В настоящее время Российская Федерация располагает высо­коквалифицированным и достаточно опытным составом послов. Практически все они — выпускники МГИМО(У) МИД России (более 80%), каждый третий прошел специальный курс обучения в Дипломатической Академии, каждый второй имеет ранг Чрезвы­чайного и Полномочного Посла, остальные — Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации. Средний воз­раст — 55 лет, т.е. работники самого активного и плодотворного возраста. Все они обладают богатым опытом профессиональной дипломатической работы — 85% имеют стаж работы в системе МИД более 20 лет. Такой состав полпредов Российского государ­ства позволяет ставить и решать самые сложные и неординарные проблемы международной жизни.

Процедура аккредитования в каждой стране проводится в соот­ветствии с ее обычаями. Но независимо от этого, она должна при­меняться ко всем главам дипломатических представительств одно­го и того же класса одинаково, без дискриминации. Протокол вру­чения верительных грамот обычно отличается торжественностью: построение почетного караула, исполнение государственных гим­нов, специальная форма одежды. В Великобритании, например, за послом посылается парадная карета, запряженная лошадьми. Посол отправляется на вручение верительных грамот королеве во фраке или в парадной униформе.

В России своя процедура вступления вновь назначенного посла в должность[79]. Прибывающего в аэропорт посла встречает за­меститель директора или другой ответственный работник Департа­мента государственного протокола МИД России. Дата и час при­бытия, как и во всех других странах, определяют очередность вру­чения верительных грамот Президенту. Свой первый визит посол наносит директору Департамента государственного протокола, во время которого уточняется процедура вручения. Второй визит на­носится заместителю министра иностранных дел, которому посол передает копии своих верительных грамот, и с этого момента он уже считается приступившим к своим обязанностям. В день вруче­ния верительных грамот Президенту ответственный сотрудник Департамента государственного протокола на автомашине из гаража Президента отправляется за вручающим верительные грамоты по­слом и следует с ним в Кремль к зданию, где в церемониальном зале собираются послы других государств в связи с наступившей очередностью вручения ими верительных грамот. Посол проходит в зал по лестнице, по сторонам которой выстраивается почетный расчет в специальной парадной форме. В назначенный час к по­слам выходит Президент России в сопровождении министра ино­странных дел и заместителя руководителя Администрации Прези­дента РФ по международным вопросам. Находящийся в зале ди­ректор Департамента государственного протокола в соответствии с очередностью называет имя посла, который подходит к Президен­ту и вручает ему свои грамоты. Президент и посол обмениваются рукопожатием. Процедура завершается фотографированием.

По завершении общей процедуры вручения верительных гра­мот Президент обращается к послам с краткой приветственной речью. Затем приглашает послов на бокал шампанского, за кото­рым происходит свободная беседа. На этом церемония заканчива­ется.

Свою протокольную деятельность посол начинает с визитов вежливости государственным деятелям страны пребывания и по­слам других стран. Начинать визиты желательно с дуайена — стар­шины дипкорпуса. Список лиц, которым следует нанести визиты, послу может рекомендовать протокольный отдел МИД страны пребывания. Но посол может руководствоваться собственными со­ображениями об очередности нанесения визитов вежливости, ис­ходя из характера отношений своей страны со страной пребыва­ния.

Визиты вежливости женам официальных лиц и послов других стран наносит также супруга посла.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.