Сделай Сам Свою Работу на 5

Тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия





ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР (приложение)

В приложении цикла, посвященного основам мировых религиозных культур, помещены материалы по язычеству и сектам. Подготовлено М.Ю.Кеслером

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР (окончание)

14. ЯЗЫЧЕСТВО

Многобожие (политеизм)

Естественные религии

Тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия

Жертвоприношение и его роль

Поведение людей в язычестве по отношению к богам и друг к другу

Совесть и страх

Насилие

Духовное и материальное

Личность в язычестве

Стремление повлиять на судьбу

Завершение эпохи язычества

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

Религиозные представления Древнего Египта

Боги и люди

Представления о душе и грехе

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА

Зороастризм

Митраизм

Манихейство

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Религиозные верования древних греков

Вклад Древней Греции в развитие европейской цивилизации

Начало греческой философии

Пифагор

Сократ

Платон

Аристотель

Рабство в Древней Греции

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ

Рим и пантеон богов

Связь Азии и Европы. Эпоха эллинизма



Римская империя – образец для будущего мироустройства

Попытки императора Октавиана Августа укрепить нравственность

Рабство в Древнем Риме. Философ Сенека

Падение Западной Римской империи

Причины разложения Римской империи

Историческая миссия Древнеримского государства

Формирование христианской культуры в Древнем Риме

КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

Древнекитайская народная религия

Даосизм

Конфуций – стремление к гармонии

Учение Конфуция

РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ

Синтоизм

ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

Истоки индийской культуры

Приход ариев в Индию

Веды и их влияние на духовную жизнь народов Индии

Брахманизм

Сансара и карма

Джайнизм

Индуизм

Вишнуизм

Кришнаизм

Шиваизм

Шактизм

Сикхизм

15. СЕКТЫ

Сектанство

Культы и секты тоталитарного характера

Признаки тоталитарной секты

Психологическая обработка личности в тоталитарной секте

Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте

Секты в России

Церковь Сайентологии Рональда Хаббарда

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней)



Семья (Семья любви). (Дети Божии) Дэвида Берга

Новоапостольская церковь

Московская церковь Христа (Бостонское движение)

Трансцедентальная медитация

Свидетели Иеговы (Общество «Сторожевой башни»)

Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства) Сан-Мен Муна

Движение «Нью Эйдж»

Информационно методический центр «Юнивер»

Международное общество сознания Кришны (MOCK), или кришнаиты

Движение Истины Аум (Аум Синрике) Секо Асахары

Богородичный Центр (Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающей) Иоанна Береславского

Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова

Виссарион и община «Единая вера» или «Церковь последнего завета»

Учение Порфирия Иванова

Рерихианское движение

Бахаизм

Оккультизм, теософия, магия и сатанистские культы

Неоязычество

Борьба с сектами и реабилитация жертв

16. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ О ВЕРЕ

ЯЗЫЧЕСТВО

Многобожие (политеизм)

Говоря о нормах отношений между людьми в мировых религиях, мы должны проследить процесс зарождения этих норм, то есть процесс зарождения нравственности. Для этого необходимо обратиться к истокам человеческой истории, в первобытное общество, где оно началось. В первую очередь рассмотреть языческие религии, так как именно в них вырабатывались нормы отношений людей с богами и переносились на отношения между людьми.

В словаре В. И. Даля значение слова «язычество» определяется как «идольство, кумирство, идолопоклонство, обожание природы или истуканов вместо Бога».

Существуют две версии возникновения многобожия – религиозная и научная. Религиозная состоит в том, что после сотворения мира и человека первые люди Адам и Ева согрешили. Они не исполнили завет Бога – не есть плодов дерева познания добра и зла. В наказание Бог изгнал их из рая. Потомки Адама и Евы, лишенные непосредственной связи с Богом, забыли о Нем. Они придумали себе других богов и таким образом стали язычниками.



Согласно научному предположению, древний человек был очень слаб перед силами природы. Смена времен года, дня и ночи, ураганы и ливни, грозы и наводнения, извержения вулканов и другие проявления природных сил показывали бессилие человека перед ними, поэтому он пытался повлиять на природу при помощи колдовства.

Языческим религиям естественно свойствен политеизм (многобожие), поскольку связь в них осуществляется с множеством духов стихий и иных духов, с которыми непосредственно сталкивается человек в процессе жизнедеятельности и к которым обращается по мере надобности, в соответствии с их функциями в мироздании. Практически во всех политеистических религиях обнаружено так называемое «отдыхающее божество», бог, сотворивший мир и с тех пор не принимающий участие в его делах. Характерно, что к нему обращаются в исключительных случаях, когда все «возможности» привычных божеств (духов стихий) уже исчерпаны, или, когда бедствие достигает масштабов, очевидно не соотносимых с могуществом стихийных духов. Таким образом, мы наблюдаем в политеизме редукцию монотеизма (единобожия), причина которой вполне уясняется следующей аналогией. Представьте себе, что нам нужно починить канализацию в доме, или произвести какое-то подобное действие, осуществить которое мы сами не способны. Будем ли мы обращаться за помощью к царю (к президенту)? Нет, мы обратимся к соответствующему специалисту или в соответствующее управление (скажем, в ЖЭК). По этой простой логике действовали и люди, глаза которых уже не глядели в небо, но были прикованы к повседневным жизненным заботам. Они обращались к «специалистам» или в «соответствующее управление» с просьбой (или требованием) разрешить соответствующую проблему.

На вершине развития языческих верований загробный мир раздваивается на ад и рай. Рай помещают на вершины гор, а затем на небо. Ад уходит в подземное царство. В самых развитых верованиях посмертная участь души зависит не только от выполнения положенных ритуалов, но и от поведения человека, выполнения им нравственных установок в земной жизни. Как только возникает ответственность человека не перед родом, племенем, государством или обществом, а перед самим собой за свое поведение, то с этого момента возникает нравственность.

Именно ответственность за свое поведение перед высшими, невидимыми силами постепенно породила совесть как форму ответственности человека за выполнение нравственных норм перед самим собой.

Термин «язычество» гораздо шире, чем политеизм, так как включает в себя рассмотрение не только религиозных, но и духовно-нравственных проблем. В Библии неоднократно упоминается о «мерзостях языческих», под которыми понимаются, прежде всего, их нравственные отношения.

Естественные религии предполагают строгую логику взаимоотношений внутри мироздания, позволяющую тому, кто эту логику постиг, вмешиваться в нее по своему усмотрению, но в соответствии с существующими здесь законами. Мироздание, с точки зрения естественных религий, представляет собой самозамкнутую систему, можно сказать – единый организм, где все связано со всем. Творящий субъект, как правило, находится внутри неоформленного мира (хаоса, нуна – водяного хаоса (Египет), абзу – первоначальной водяной бездны (Шумер)), представляет собой некую самозародившуюся (или – саму себя породившую) активную его часть. Далее он оформляет мыслью, волей, словом и (или) действием некие предсуществующие в хаосе сущности, отделяет их друг от друга, создает из хаоса космос («космос» по-гречески – «краса», «честь», «слава», и собственно «порядок»). Учения естественных религий известны нам как магические учения. Магия – наука естественных религий, по всем основным положениям совпадающая с известной нам позитивной, секулярной, атеистической наукой, но только распространяющая принцип причинности на гораздо большую сферу. Если для человека внутри позитивной науки слова «случай» и «совпадение» играют довольно значительную роль в объяснении мироздания, то внутри магического мировидения разговоры о случае и совпадении бессмысленны. Все, что происходит, неслучайно, все имеет свою причину в предшествующих явлениях, и одновременно все явления всегда являются результатом намеренного (иногда неосторожного, совершённого по недостаточному знанию и т.д., но все равно намеренного) волеизъявления. То есть происходящее в мире есть результат совокупности действий (в том числе – мысленных) волящих существ. Следовательно, за происходящее всегда кто-то ответственен.

Причем, ответственность эта – вовсе не, так сказать, «морального» свойства. Ответственность за нанесение ущерба мирозданию, за нарушение космического порядка ложится на преступника как «нечистота», «скверна», как болезнь, причем болезнь эта – заразная. Словно из трещины поврежденного космоса на повредившего его наползает нечто, и это нечто имеет свойство распространяться на окружающее нарушителя человеческое сообщество и на все, этому сообществу принадлежащее. Миазма – так называли это нечто древние греки, представлявшие его в виде живого существа, – поражает прежде всего, родичей преступника, а затем – город (см.: С.Я. Лурье. История Древней Греции. Ч. 1. Л., 1940. С. 89). Внешним образом миазма – кровоточащая и гноящаяся рана мироздания – проявляется в болезнях, поветриях, моровых язвах, в недородах, в бесплодии земли, женщин и скота, или в рождении ими уродов или инородных существ, в засухах, землетрясениях, извержениях вулканов, бурях, губящих корабли на море, и водах, наступающих на прибрежные поселения, в раздорах и войнах. Нарушенный порядок мироздания необходимо восстановить, закрыть трещину, выпускающую миазму. Но эта трещина теснейшим образом связана с преступником. Соответственно, для того чтобы не подвергать опасности семью и город, преступника, прежде всего, следовало удалить. Он отправлялся в место, где его могли очистить. Места, где производились очищения (храмы, рощи, источники, посвященные богам, где очищение производили сами боги, или некоторые города, где очищение мог производить глава города; в любом случае, это, по преимуществу, должно было быть не место совершения преступления, так как оно – «больное», наиболее пострадавшее от преступления, «слабое место» мироздания), так вот, места, где производилось очищение, и лица, очищение совершающие, обладали разной мощью. Поэтому порой преступнику отказывали в очищении, отсылая его дальше, – чтобы не пострадали те, кто взялся одолеть миазму и не справился с задачей. (Так, Ореста, например, после совершенного матереубийства, не смог очистить даже Аполлон в Дельфах; герой нашел очищение только в Афинах – см. трилогию «отца трагедии» Эсхила (ок. 525–456 гг. до н. э.; Афины) «Орестея» (458 г. до н. э.; «Агамемнон», «Хоэфоры» («Жертвы у гроба»); «Эвмениды»)). В случае, если не находилось способного очистить от преступления, преступник, очевидно, должен был умереть – только так закрывалась щель, пропускающая миазму. Поэтому смертная казнь в культурах, возникших на основе естественных религий была не возмездием, не местью общества, не способом избавиться от новых возможных преступлений, но последним средством прекратить продолжающееся разрушительное действие в мироздании уже совершенного преступления.

Самым страшным преступлением было убийство: человека, родственника, бога (животного, являющегося одним из воплощений божества – таких преступников в Египте казнили непременно, никакое очищение не представлялось возможным). Соответственно, понятно, что вообще разумели под преступлением – ущерб жизни, превращение живого в мертвое без восходящей пользы, то есть – не для поддержания и укрепления жизни более совершенного существа. Очистительный обряд для убийцы у греков состоял в следующем: руки убийцы обливали кровью животного (поросенка) и затем обтирали, освобождая от кровяного греха; потом совершали жертвы и молитвы оскорбленному божеству (см.: В.В. Латышев. Очерк греческих древностей. Ч. 2. СПб., 1899. С. 78). Поросенок связан с рождением, размножением, воспроизводящей силой, с, так сказать, даже неумеренным разрастанием жизни, жизненной ткани, плоти (см. об этом: Геродот. История. М., 1993. С. 95–96). Очевидно, именно поэтому его кровь использовалась для того, чтобы смыть ею последствия разрушения, ущерба жизни.

Вообще, в магической практике, связь с вещами и воздействие на вещи совершается посредством слова или символа. Это значит, что когда мы употребляем слово «молитвы» применительно к магической культуре, мы разумеем под ним совсем не то, что разумеется под этим словом, например, в христианской культуре. В магической культуре мы имеем дело, как правило, не с молитвой, а с заклинанием, в котором необыкновенную важность имеет знание и правильное произнесение точного слова. Важен, также, и правильный порядок слов, и отсутствие пропусков. Слово лежит в основе существования всякой вещи, вещь создана именем (впрочем, магическая культура скорее помнит о том, что вещь вызвана в существование именем), имя есть как бы энергийная основа (если и не генетический код вещи, как в религии откровения, то, как минимум, код, вскрывающий вещь, дающий доступ к самым основам ее бытия), поэтому слово рассматривается как чрезвычайно могучее орудие непосредственного воздействия на вещь, человека, бога (стихийного духа), как средство обновления и восстановления или, напротив, разрушения вещи. Соответственно, владение истинным именем вещи дает магу абсолютную власть над ней. Власть над вещью дает также обладание символом, образом или частью этой вещи.

Таким образом, «молитва» в системе естественных религий есть не просьба, а, скорее, принуждение: взывание к действию того или иного оговариваемого в заговоре закона или обращение к прецеденту (так, например, египетская молитва к Изиде об исцелении от того или другого заболевания строится как пересказ мифа об отравлении и исцелении Ра и завершается прошением об исцелении и этого болящего). Верно произнесенное заклинание, заговор действуют автоматически. Если они не действуют, несмотря на правильное исполнение, – это симптом очень серьезных нарушений в системе мироздания, какого-то основательного повреждения мира.

Жертва в системе естественных религий есть своего рода механизм запуска обмена веществ в организме вселенной. В принципе жертвы осуществляется закон сохранения энергии. Приносящий жертву действует по известному принципу: «Даю, чтобы дал (мне)». То есть, если молитва в естественных религиях – это, скорее, принуждение, то жертва здесь – род договора, за невыполнение которого к принявшему жертву божеству (стихийному духу) могут быть применены «санкции». «Жрети» – «жрати», то есть поедать, питаться, кормить. Жертва (например, в индуизме) дает солнцу силу восходить, светить, греть, животворить. Жертва необходима для правильного хода всех процессов в мироздании. Правильный цикл жертв совершался постоянно. В случае повреждений мироздания требовались особые жертвы, несущие исцеляющую энергию поврежденному месту. Жертва бывает «восходящей» и «нисходящей». Восходящая жертва – это жертва низшим для высшего, частным для всеобщего. Растительная и животная жертва богам (духам стихий), чтобы они осуществляли свои функции в мироздании. Человеческая жертва богам (духам стихий или падшим духам) – наиболее действенная, применявшаяся практически во всех языческих культах – где в исключительных случаях, а где – как постоянный и необходимый элемент культа. Нисходящая жертва – жертва высшего существа, бога, отдающегося людям. Как правило, такая жертва связана в мифах с основанием того или иного племени, той или иной земли, с ее устроением – то есть, с неким очередным этапом созидания, творения.

Тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия

Исторически наиболее ранними формами религии были тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, магия.

Тотемизм происходит от слова «тотем», на языке одного из североамериканских индейских племен означающего род. Как правило, тотем – это природный объект (растение, животное), который люди считали общим предком. Каждый род носил имя своего тотема. Членам родовой общины запрещалось убивать это животное, употреблять его в пищу. Перед изображением тотема совершались магические обряды с целью получить его помощь и покровительство. Тотем способствовал сплочению сородичей, объединял их перед лицом опасностей.

Фетиш в переводе означает амулет, талисман, идол. Ими могли быть камни, раковины, зубы животных, в первую очередь хищных, и самые неожиданные предметы, в том числе поделки из природных материалов. Сегодня верят в магическую силу различных минералов и драгоценных камней, деревьев. Следы этой веры берут начало в древности.

Если фетиши, по мнению владельца, оказывали помощь, его благодарили, если же удачи не было, то наказывали. У некоторых племен Африки обращение к фетишу сопровождалось вбиванием в него гвоздей, чтобы лучше запомнил.

Живущие среди дикой природы и целиком зависящие от нее первобытные люди свое происхождение часто вели от животных. В книгах Фенимора Купера мы встречаем имена американских индейцев Соколиный Глаз или Быстроногий Олень, подобное можно услышать и в американских фильмах об индейцах. Животное, от которого люди вели происхождение своего рода, называлось тотемом, а верование – тотемизмом. Такая духовная связь людей и животных имела далеко идущие последствия, так как люди звериные повадки переносили на свое поведение и отношение к другим людям, в первую очередь, чужакам, представителям других родов или племен.

Другой распространенной формой первобытной религии был анимизм (от латинского слова anima – душа). Анимизм – это вера во всеобщую одушевленность. Причем человеческая душа представлялась не как духовная субстанция, а как вещь, которую можно было украсть, спрятать и даже уничтожить. Первобытные люди верили, что после смерти душа человека отправлялась в загробный мир, который мыслился как копия земного, но где жизнь легче и приятней. На ранних этапах первобытного общества загробный мир помещали недалеко от поселений живых. По мере развития представлений о различиях между духовным и телесным он все более удалялся от поселений живых людей. У многих сибирских народов находился в верховьях или низовьях рек, у скандинавских – на Севере, в краю вечного холода. Путешествие в загробный мир становится для души тяжелым и опасным, требующим особой подготовки, обрядов, ритуалов, жертвоприношений. Душе приходится переправляться через опасные реки и пробираться мимо чудовищных зверей.

Считая себя частью природы, люди переносили на нее и свои представления о душе. Первобытный человек наделял душой все, что его окружало. Так, племена кондов, жившие в Индии, верили, что число духов природы бесконечно. Они наполняют весь мир, и нет в природе силы или предмета, начиная от комка земли до моря, которые бы не имели своего духа. Они охраняют холмы и рощи, реки и ключи, тропинки и хижины. У древних греков наряду с поклонением богам существовала вера в духов природы. Эти духи могли быть добрыми и злыми, поэтому их боялись и почитали, приносили им жертвы, совершали в их честь различные обряды.

Духи выступали покровителями животных и растений, человека и его рода, семьи. До наших дней дошли рассказы о домовых или, как сейчас их называют, «барабашках». Духи могли выступать в образе людей или животных или иметь черты тех и других. У славян леший – хозяин леса и зверей – изображался с рогами и копытами. Водяного представляли с перепончатыми лапами и рогами. Домовые часто походили на хозяина дома.

Постепенно, по мере развития общества, появились посредники между миром духов и людей – те, кто умел «прочесть» послания божественных существ и передать им просьбы соплеменников. Таких людей называли в первобытном обществе шаманами, а позднее – жрецами. Шаман, доводя себя до состояния экстаза, получал возможность вступать в контакт с духами. Шаманизм сохранился и до наших дней у самых разных народов мира, в том числе и в России – у якутов, эвенков, тувинцев и других народов Сибири и Дальнего Востока.

«Мы не верим, мы боимся, – заявил шаман. – Мы боимся коварных духов жизни, воздуха, моря, земли, которые могут помочь злым шаманам причинить вред людям. Мы боимся духов мертвых, как и духов убитых нами животных. Вот почему и для чего мы унаследовали от отцов все древние правила жизни, основанные на опыте и мудрости поколений. Мы не знаем, как что происходит, мы не можем сказать, почему это происходит, но мы соблюдаем правила, чтобы уберечь себя от несчастья

Среди народов Севера нашей страны до сих пор сильна вера в шаманов. Это наследники древних магов-колдунов, которые и сейчас успешно решают проблемы людей своих племен. Более того, к ним стало модным обращение за помощью со стороны жителей больших городов. Как ни пытались в советский период развенчать их могущество, но стоило лишь прекратить гонения, как ожила эта древняя профессия. Если даже сегодня пользуются спросом шаманы, то можно представить, какое влияние они оказывали тысячелетия назад, когда не было учителей, врачей, телевидения и газет. Тем более что и сейчас многое в их действиях не поддается научному объяснению.

Магия служила первобытным людям не только для того, чтобы выжить благодаря более успешной охоте, но и для борьбы с врагами. Ученые считают, что большинство войн в первобытном обществе начиналось из-за взаимных обвинений или подозрений в колдовстве. Существовало много магических приемов для наведения на врагов порчи, или, как сегодня говорят, сглаза. Существовала обширная любовная магия, при помощи которой привораживали или, наоборот, хотели разлучить с любимым. Подобная магия победоносно шествует через века и тысячелетия до наших дней. В нее можно верить или не верить, но она живет, и главное то, что чаще всего она является орудием зла. Колдунов, которые помогают людям, всегда было очень мало, а вот причинить человеку всевозможные неприятности находилось много желающих.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.