Сделай Сам Свою Работу на 5

Оккультизм, магия, астрология, теософия и сатанистские культы





В последние годы стали популярными оккультизм, магия, астрология, теософия и сатанистские культы.

Оккультизм– тайное, сокровенное, мистическое учение, которое не представляет единого целого, делится на целый ряд направлений, но все они основаны на представлениях об использовании сверхъестественных сил в собственных целях. Оккультизм – демонообщение, в котором происходит не фиксируемый самим человеком процесс демоноуподобления. Впрочем, в черной магии это демоноуподобление уже не скрывает себя; оно является содержанием и целью всех ритуалов: мантр, заклятий и призывов, темных духов. Если рассмотреть историю падения сатаны как клиническую картину, то увидим, что сатана это первый душевнобольной, одержимый манией величия, который представил в своем больном воображении себя вторым божеством. Гордость повлекла за собой потерю любви. Характерно, что душевнобольной находится в состоянии аутизма (погружение в себя), он не может любить других людей, он в постоянной тревоге. Душевнобольной теряет свою собственную личность, с которой он отождествляет себя. Чаще всего эта личина какого-то великого человека. Душевнобольной создает мир своих иллюзий, бежит в этот мир и живет в нем. Подобное чувство испытывает оккультист. Его душа в постоянной тревоге, он думает о себе, как о ком-то великом, он живет в ирреальном мире, созданном собственным воображением.



Причина интереса к оккультизму – вполне естественное влечение человека к чудесному и непонятному, желание управлять силами природы. Не находя удовлетворения в Церкви, мечта о чуде устремляется к разного рода удивительным феноменам: магии, спиритизму, гипнозу, ясновидению и т.п. Возникает идеология оккультизма – стремление к контакту с паранормальным и желание овладеть скрытыми силами мира. Основная идея оккультизма – понимание Бога как безличной морально нейтральной силы, царящей в мире относительных ценностей.

В оккультизме Бог как личность отсутствует. Это – пустая абстракция, а в некоторых случаях символ космической энергии. Оккультизм имеет дело с духами, а не с Богом. У окультистов пропадает чувство живой личности, для него человек – предмет пользования, а демон – инструмент для осуществления своих страстей. Его мантры и заклинания, упражнения и ритуалы похожи ан работу со сложным компьютером; слова и ритуалы – это рычаги и система связи компьютера. Поэтому часто оккультные инициации заключаются в открытии неофиту магических имен.



Человек вначале добровольно тянется к оккультизму, а затем, словно завороженный входит в поле демонических сил. Большинство осознают свою катастрофу только в час смерти, когда мнимый ангел сбрасывает с себя маску помощника, и человек видит своего убийцу – демона. Магия это подкуп, за который человек отдает свое бессмертие.

Священное Писание и Предание относят магию к самым тяжелым грехам. Все виды оккультизма: призывание духов, колдовство, ворожба, попытки узнать судьбу по звездам, и т.д. по закону Моисея наказывались смертью – побиением камнями. За эти преступления пророки предвозвещали горе не только самим чародеям, но и народу, который слушал своих обольстителей. Волхвование в Ветхом Завете приравнивалось к отречению от Бога и поклонению идолам. Царь Саул, поколебавшись в вере в Бога, перед сражением с филистимлянами вопрошал волшебницу об исходе боя. Библия открывает нам, что за грех царя он и его дети пали на поле битвы, войско было разгромлено, а народ попал в тяжелую зависимость от филистимлян.

В новозаветной Церкви всякий вид волхвования рассматривается как тягчайший грех. В «Деяниях апостолов» и житиях святых описана борьба апостолов и учеников Христа с колдунами и магами. Например, в книгах святого Климента Римского рассказывается о борьбе апостола Петра с Симоном Волхвом, которая окончилась поражением и смертью мага.



В последующий период волхвы и колдуны подвергались той же епитимии, как и убийцы, а обращавшиеся к ним отлучались от причастия на длительный срок. Заговоры от болезней, которые нередко прикрывались молитвами, также рассматривались как вид колдовства.

Андре Коул, президент «Ассоциации христианских фокусников», будучи опытнейшим специалистом в организации сложных трюков, заверил, что никто из оккультистов не в силах повторить чудеса Христа. Г-н Коул даже выразил сомнение в участии в оккультных феноменах бесовской силы, сведя все «чудеса» к обману. Сам Коул однажды предложил пари в 25000 долларов тому, кто сумеет доказать свои сверхъестественные способности, - и из нескольких десятков тысяч желающих ни один не прошел даже предварительного теста. Затем знаменитый фокусник немало позабавил присутствующих, продемонстрировав трюковый характер таких явлений, как чтение мыслей, предсказания, вход в астральное тело, «операции» филиппинский знахарей без использования медицинских инструментов.

Магия и оккультизм – это договор сатаны с человеком, заключенный против Бога. Христианство основано на любви и самоотверженности. Магия всегда утилитарна; оккультист смотрит на духовный мир как на средство для достижения своих личных, вполне земных целей. Христианин подчиняет свою волю благодати Божией. Оккультист посредством заговоров, мантр, заклинаний и астрологических карт пытается овладеть духовным миром и подчинить его себе.

В настоящее время одним из самых распространенных видом оккультизма является астрология, которую выдают за науку. На самом деле астрология это разновидность язычества (сабеизма). – «Все от звезд» – вот кредо астрологии. Там нет живого Бога, нет Его промысла, а только фатальная карта звезд.

Будущее скрыто от человека для его пользы, чтобы не связывать его воли. Если бы человек знал свое будущее и час смерти, то это было бы для него мучением. Если бы человек во плоти мог своими глазами видеть духовный мир, то он не выдержал бы ни света ангелов, ни вида демонов.

Будучи язычеством в одеждах науки, астрология пытается заключить договор с демоническими силами, получить от них некое тайнознание, не имеющее ничего общего с приобщением Божественных тайн. Взяв в руки гороскоп, человек начинает игру с бесами по их правилам, игру, в которой он, как в наперсток, никогда не выиграет.

Астрология обещает открыть человеку то, что промыслительно скрыл от него Бог. В этом отношении астролог – вор. Полное знание будущего принадлежит только Богу, а демон лишь догадывается о том, что будет. Обычно человек забывает не исполнившиеся предсказания, а помнит о тех, которые совершились. Астрологи, как и всякие гадатели, выдают свои предположения за действительность и часто ошибаются даже в завтрашнем дне. Поэтому астролог – лжец; здесь игра со ставкой на вероятность, с той особенностью, что советчиком астролога выступает демон.

Сам по себе метод астрологии – определить судьбу человека по карте звезд в момент его рождения – нелеп. Ребенок рождается уже оформившимся в утробе матери человеком с психофизическими свойствами и особенностями, поэтому само рождение является только эпизодом, переменой внешней среды. Душа ребенка творится Богом - это игнорируется астрологией; там место Божества занимают звезды. Душа ребенка творится при соучастии душ родителей; астрологи должны или отвергнуть это положение или иметь в руках звездные карты всех его предков. Что касается различных астрологических типов людей, то здесь астрология в нравственном отношении противостоит христианству, которое отвергает всякую наследственную предопределенность человека, и учит о том, что путь к духовному совершенству не фатален, а открыт для всех людей.

Уфология – это теософия под атеистической маской. Людей привлекают в летающих тарелках технические возможности и неподвластность законам этого мира. Внешний вид НЛО и их «пассажиров» полностью соответствует научно-фантастическим описаниям инопланетян и, следовательно, ожиданиям контактеров. Зато некоторые черты поведения пришельцев напоминают детали, знакомые по свидетельствам борьбы с демонами. Это бессмысленные действия и жестокость: убийства, калечения, похищения, навязывание общения с собой. Большинство контактеров рано или поздно сходит с ума или погибает. Заметим, что контакт становится совершенно невозможен при таком незначимом с атеистической точки зрения действии, как чтение Псалтыри.

Вытекающие из контактов с «пришельцами» теории космизма основываются на оккультном опыте, на который теософы опираются как на науку. Космизм базируется на следующих идеях: экологическая катастрофа на Земле беспокоит Космос, который либо спасет Землю, либо уничтожит ее; для спасения Земли Космос создаст расу сверхлюдей, которые дадут новую интеррелигию и преобразуют мир.

Некий лама, «прошедший посвящение в высокогорном монастыре в Тибете», предсказал участие в жизни землян XXI в. стихиалий – высших стихийных духов. Дабы подготовить сограждан к общению с духами, он вывозит группы в Краснодарский край на тренировки. Результат – самоубийства и сумасшествия. Некий эзотерический центр проводит для всех желающих семинары по темам: «О новом космическом правительстве», «Снятие порчи». Сибирское отделение РАН зовет всех на курсы астрального карате.

Скрытый, как бы мягкий вид магии – астрология настойчиво популяризируется широкой прессой и прочно входит в менталитет современного человека. Возрождаются древние учения герметизма, орфиков и гностиков. Открываются масонские ложи, в которые входят известные деятели современной культуры. Симптоматично, что первая масонская ложа в посткоммунистический период в России открылась при Доме писателей. Розенкрейцеры, иллюминаты, теософы и антропософы собрались под черным знаменем сатаны. Их объединяет общая ненависть к христианству, особенно к православию.

Свидетельство христианства о равноценности человеческих душ всех народов и наций, всех людей, рожденных как при расхождении, так и при схождении планет, под звездами Южного неба или созвездиями Медведицы, уже в первые века столкнулось с гностическим оккультизмом и языческим фатализмом, которые считали, что судьба каждого человека уже написана звездными письменами.

История западной инквизиции, и суды над ведьмами с пытками и кострами, не могли возникнуть на пустом месте. Но это были порочные и обреченные на неудачу попытки защититься от демонических сил огнем и железом, насилием и страхом, то есть бороться с сатаной его же методами.

Особой популярностью среди интеллигенции пользуется учение Рерихов «Агни-йога» (Живая этика), теософия, антропософия, спиритизм. Имена Е. Н. Блаватской, Карлоса Кастанеды стали широко известными. Все эти культы носят, как правило, скрытую антихристианскую направленность.

Теософы используют как древние доктрины гностиков, Каббалы, герметизма, манихейства, индуизма, так и современное эзотерическое (закрытое) знание с целью развития у себя способностей сверхчеловека, способного переходить в особое состояние на другом уровне реальности, что якобы позволяет им по-особому видеть и слышать, одновременно существовать в нескольких местах, постигать сокровенные тайны Космоса и человека. Антропософия выделилась из теософии в отдельное учение.

Заклятие – это императив, повеление. Медитация – это беседа с собой, это созерцание определенной идеи или предмета. Для оккультиста молитва – это вид словесной энергии или трансформация энергии собственной души в слова молитвы или действие через энергию, заключенную в самих словах и именах. Поэтому оккультист по инерции отождествляет действие молитвы с самой молитвой, а себя – с энергетическим генератором. Он ожидает ответа не от Бога, а от самой молитвы как ее следствие, т.е. реализацию, заключенных в молитве потенциальных сил. Слово «молитва» имеет один корень – «мольба, умоление», т.е. благоговейная просьба, а оккультист никого не просит. Он забывает о самом главном, что обращает его к Богу как живой Личности; для него молитва не диалог, а монолог.

Оккультизм в какой-то степени связан с пантеистическим мировоззрениям – одушевлением сил природы и обожествлением космоса. Мистика пантеизма – это мистика слияния с духом космоса – состояние, называемое самадхи, или погружение в нирвану – пустоту, как состояния истинного бытия; это мистика упрощения, т.е. освобождение души от слов, представлений, чувств, эмоций и т.д. Здесь нужно условие для погружения в бесформенную пустоту. А так как бывший оккультист, смешивая молитву с медитацией, стремится к этим условиям для освобождения души от ее содержания, то он питает какую-то скрытую неприязнь к общественному богослужению, старается не приходить в храм, когда там праздничная служба и много народа, а предпочитает молиться один в своем доме; там ему легче погружаться в подобное состояние. Вообще оккультист чувствует себя во время литургической службы плохо. Он объясняет это шумом в церкви, давкой народа, неумением людей вести себя в храме. Но на самом деле здесь более глубокая причина. Стремление темных сил оторвать человека в мистическом плане от церкви, от места, где небо соединено с землей. Оккультист привык рассчитывать на себя и надеяться на свои силы, поэтому он одинок в храме. В церкви он ищет не благодати Божией, а какой-то космической энергии. Это не общение с Богом, а как бы включение себя, вроде прибора, в электрическую сеть. Оккультист редко приходит в церковь до службы, а чаще всего он опаздывает на литургию и уходит раньше, не дождавшись ее конца. Надо сказать, что мистика католиков включает в себя образные представления. Поэтому некоторые исследователи находили сходство между католической мистикой и йогой. Католики редко говорят: «Я молюсь в храме», а «Я медитирую». Характерно, что скамьи, находящиеся в костелах, предназначены больше не для молитвы, а для размышления, для медитации.

Открыто противопоставляют свое учение христианству сатанисты, которые поклоняются силам зла и темным демоническим силам. Сегодня сатанисты открыто совершают кощунства и надругательства над святынями православной веры, церковью и даже могилами на кладбищах. Дело стало доходить до убийства священников. Особое место в популяризации сатанизма играет рок-музыка. Их гимном стала песня группы «Роллинг Стоунз» «Танец с мистером Д», то есть с дьяволом. Врачи-психиатры бьют тревогу по поводу отрицательного воздействия рок-музыки на психику молодежи, которая вызывает нервное перевозбуждение, повышенную агрессивность, нарушение мозговых функций, истерию, склонность к убийству и самоубийству. Теперь перестают быть конспиративными кощунственные и жестокие ритуалы сатанизма. В судебной медицине появилась новая отрасль – ритуальные убийства

Сатанизм питается стремлением людей приобрести власть и богатство любыми путями, в том числе и самыми преступными.

Борьба с сатанизмом, захватывающим мир, должна быть другой: это преданность христианскому учению, его идеалам и традициям, включенность в жизнь Церкви, освящение ее Таинствами, это дух смирения покаяния и молитвы.

Демон силен нашей слабостью; он искушает нас, но не может насильно принудить человека служить ему. Библия приводит нам примеры кары Божией за идолопоклонство и волхвования, наказания через природные бедствия, эпидемии, голод, наказания через нашествия врагов и революции. Но она открывает нам также путь возвращения к Богу и духовному возрождению через покаяние.

Большое распространение культ сатаны получил в Соединенных Штатах Америки, где официально действует церковь сатаны, которая входит в Национальный совет церквей США. Существуют сатанистские храмы, где совершаются мессы поклонения сатане, происходят и жертвоприношения, видимо, и человеческие.

О них говорят и пишут, но достоверной информации из мира «с той стороны» до обывателя доходит не так и много. Попробуем разобраться в том, что нам известно. Это нечто противоположное традиционным религиям. Сами сатанисты предпочитают, чтобы их воспринимали как выдумку, но они все-таки существуют.

Середина 90-х годов в бывших республиках СССР отмечена резким всплеском активности сатанистских групп. Практически открыто действуют сатанисты во многих городах России, оскверняя христианские святыни и распространяя свои листовки. Обычно сатанизм преподносится как поклонение злу, культ, основанный на принципах, отвергаемых христианством. Его часто объявляют одним из видов оккульта, что в переводе с латинского означает «таинственные вещи». Сатанизм – самая открытая форма оккультизма, поклонение и осознанное служение дьяволу. В сатанизме все положения христианства «перевернулись» – дьявол становится богом, а благо – пороком. Сатанисты верят, что зло хорошо, поклоняются сатане и грозят смертельным наказанием за нарушение «клятвы секретности». Среди них очень распространены самые странные сексуальные извращения. Широко практикуется заклинание демонов. Для того чтобы доставить удовольствие сатане, практикуются человеческие жертвоприношения.

Свое существование сатанизм начал в конце XIX века на основе учения Алейстера Кроулея (1875–1947 гг.). Он был знаком с магией и практиковался в оккультизме. Основал организацию Ordo Tample Orients (Орден восточного замка), в некоторых ритуалах которого объединялись сексуальная магия и поклонение сатане. Конец жизни он провел в психиатрической больнице. Позже большинство оккультистов отделились от учения Кроулея и основали в Англии клуб под названием «Hell Fire» (Огонь ада). Кроулей написал три книги – «Равноденствие», «Книга закона», «Магия в теории и практике». Традиционный сатанизм черпает из его писаний больше, чем из любого другого источника. Значительное влияние Кроулей оказал и на ряд известных рок-групп, такие, как «Rolling Stones», «Led Zeppelin», «Psychic TV» и т.д. Его считали своим духовным учителем Артур Браун, Стинг, Дэвид Боуи и кинематографист Кеннет Энгер. Сегодня в мире существует несколько групп, исповедующих сатанизм. Они отличаются как организационно, так и философски. Это Церковь Сатаны Антона Шандора ла Вея; Храм Зла Майкла Аквино; Любители (принимают сатанинское учение в основном в виде символики); Гностики; «Вторичные» Сатанисты (сюда можно включить практикующих колдунов); Клубы Адского Пламени. Самая известная – церковь Сатаны.

Ее основателем 30 апреля 1966 года стал Антон Шандор ла Вей, который и по сей день пребывает самовольным высшим «священником» церкви. Он же написал и «Сатанинскую библию». Они придерживаются мнения, что нет бога выше, чем ты сам, и что лишь сам человек может быть объектом поклонения, считают себя людьми абсолютно свободными.

Один бывший сатанист пишет: «Мне нравилось знать, что я не такой, как все – обычная серая масса. Мы это все, остальные – черви, которых надо топтать». А ла Вей говорит так: «Человеку нужно получать удовольствие здесь и сейчас, вместо того чтобы ждать награды на небесах. Так почему бы не основать религию, основанную на потакании слабостям?».

География их деятельности обширна. Они действуют и в крупных городах, и в сельской местности, охватывают все уголки земли. Часто меняют место своих сборищ, поэтому почти невозможно проследить их передвижение.

Замешанный на дешевой мистике и современной молодежной субкультуре, связанной с музыкой металлистов, сатанизм получает в мире все большее распространение. И главная их задача – способствовать «пришествию царства Антихриста». Обычно очень трудно привести достоверные доказательства оккультной деятельности. Например, человеческое тело, использованное для жертвоприношения. Сатанисты используют кремацию, каннибализм, могут похоронить тело несколько раз в различных местах.

Расследование их деятельности очень сложно еще и потому, что люди, бросившие сатанизм, очень боятся мести. Есть множество данных, свидетельствующих о том, что в числе сатанистов был и Гитлер. Примечательно, что его самоубийство произошло в день сатанинского праздника, 30 апреля 1945 года.

По словам одного из сатанистов, они внешне ничем не отличаются от современной «стильной молодежи». Это сильные, выдержанные люди, усиленно занимающиеся рукопашным боем. Они считают, что служители сатаны после смерти не будут мучиться в адском огне, а сами будут мучителями. Именно к этому они готовятся здесь и сейчас.

Есть три вида сатанизма: оккультный – исповедующий сатану как реальную личность; рациональный – проповедующий его как символ сопротивления воле Бога; эосферический – считающий сатану и зло другим видом добра, альтернативным божественному. Опаснее всего группы первого вида – молодежные группировки. Это «сатанизм от нечего делать», к которому ведут пустота и безответственность, стремление почувствовать свою силу, власть, свободу от моральных запретов. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Сатанистская доктрина очень проста: нет другого Бога, кроме меня. Сатанистское учение, сформулированное в писаниях Алистера Кроули «Сатанистская библия» и «Мессия сатаны – Лавей», призывает: «Делай все, что хочешь, ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность – в культ.

После того как неофит доказал свою верность сатане каким-либо гнусным преступлением, торжественно отрекся от Христа и заключил договор с дьяволом, он становится членом секты. Сектанты приносят в жертву животных, пьют добровольно предоставленную кровь живых людей, служат черные мессы, собираются в заброшенных церквях или на кладбищах с выпивкой и наркотиками. Кончается все это обычно смертью или психбольницей.

Единственное надежное средство избавления от сатанизма – покаяние и воцерковление. Заблудшие души должны осознать, что есть одна освобождающая Личность – Иисус Христос, и один путь к свободе – соблюдение Его заповедей.

Неоязычество

В силу своей разноплановости неоязычество несводимо к религии как таковой, общественному или политическому движению, поэтому его возможно рассматривать как своеобразную субкультуру, представляющую автономное образование внутри господствующей культуры.

Под неоязычеством понимается совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Наибольшее развитие в России получило славянское или русское неоязычество. В противоположность «язычеству» волжских и северных народов России, во многом сохранивших архаический образ жизни, понятие «неоязычество» определяет прерванность традиции (в данном случае христианским и атеистическим периодами). Неоязычество реконструирует (возрождает) ее в современном обществе в целом, утратившем прежнюю систему мышления, языческий менталитет и мифологические архетипы. Большинство представителей неоязычества отвергают это понятие, заменяя его другими: «язычество», «ведизм», «традиция», используя собственные («Орден Джива-храм Инглии» [далее – Инглиизм], Омск; Луггарианство, Тверь; «Схорон еж словен», СПб.), принятые в философии и религиоведении термины («монизм», «политеизм», «прамонотеизм», «теизм»), либо вообще избегая конкретных определений. За рубежом наряду с «неоязычеством» существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («Естественные» и «Родные» религии), этнические религии, «Deep Ecology» («глубинная экология») и др.

Появившись в начале XX в. в творческих кругах интеллигенции как символ чистоты и идеальности народного духа, неоязычество с новою силой проявилось в 1980-е годы в связи с ростом национального самосознания. На 1997 г. в РФ было зарегистрировано 10 языческих объединений, реальная же их численность составляет несколько десятков. Представители неоязычества чаще оформляются как общественные объединения, либо не регистрируются вовсе. В среднем неоязыческие группы состоят из 10–15 человек в возрасте 17–35 лет. В них существует различные отношение к богам и праздникам, простые и сложные, повторяющие христианскую, иерархия жрецов и обрядность (Инглиизм, «Луггарианство», «Калужская славянская община»), создаются объемные мифологические концепции.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует несколько неоязыческих групп: «Союз венедов», возглавляемый В.Н. Безверхим (дедом Остромиром); «Схорон еж словен», возглавляемый ярг-волком Владимиром Богумилом II (В.Ю. Голяковым); Община экологии сознания «Крина», возглавляемая А.Г. Резунковым (Рарогом); «Солнцеворот», возглавляемый Б. Поляковым, и другие. Существуют и общероссийские объединения. Возглавляемая А.Андреевым (официально отрекающимся от «язычества») «Тропа Троянова» и последователи разработанной А.Беловым (Москва) Славяно-горицкой борьбы («Русское воинское сословие», «Национальный клуб древнерусских ратоборств» и др.), разделяющие языческое мировоззрение.

Значительные группы представителей неоязычества формируются вокруг периодических изданий: «Мифы и магия индоевропейцев» (Москва); журналов «Волхв» (СПб.), «Наследие предков» (Москва); газет «За Русь» (Новороссийск), «Народная воля», «Русская правда» (Москва), «Потаенное», «Родные просторы», «Солнцеворот», «Тропа» (СПб.) и прочих. Издаются языческие манифесты («Вятичи» (Москва), «Крина») и поучения (А.А. Добровольский – Доброслав, Кировская обл. и др.).

В неоязычестве, по мнению Велимира, старейшины общины «Вятичи», существует два направления: разрушительное, проповедующее борьбу с христианством за русскую духовность, и созидательное, занимающееся освоением духовного наследия предков.

Представляется возможным также разделить славянское неоязычество на три типа объединений или групп:

1. Национал-патриотические, входящие в состав национальной правой, участвующие в политических акциях.

2. Природно-экологические, заинтересованные в сближении с природой и восстановлении гармонии с ней.

3. Этнографическо-игровые, свойственные подросткам – участникам ролевых игр по мотивам произведений Дж.Р.Р. Толкиена и других фэнтэзи, а также для людей, занимающихся реконструкцией народного быта, одежды, танца, славянских ратоборств и т.п. (не связанных с правыми).

Идеология

В идеологии наиболее важна система целей-ценностей неоязычества, определяемая формулой «Природа – Родина – Народ» и разлагаемая на несколько положений:

– человек не раб Божий, а сын;

– человек не властелин природы, а ее составная часть наравне с богами, духами, животными и растениями, он может брать от природы не более чем ему необходимо;

– человек обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своем потомстве и семье, защищать территорию, людей и веру своего рода;

– человек свободен в выборе соблюдения нравственных норм, зная, что за их невыполнение последует воздаяние.

Цель человека в неоязычестве – соответствие нравственным и природно-экологическим требованиям.

Идеологическую доктрину представляется возможным разделить на несколько аспектов.

Религиозно-философский аспект

Основными категориями мироустройства в неоязычестве считаются Явь, Навь и Правь. Явь это мир явный, проявленный, где обитают люди. Навь – непроявленный мир, где обитают души предков, мир духов, или Пекельное (Подземное) Царство, не всегда агрессивно настроенное к людям. Правь, понимается как мир богов или Закон, управляющий Явью и Навью. Трехчастное деление мира по вертикали на Подземное, Земное и Небесное (Ирий, Рай) Царства внешне напоминает христианское.

В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как политеизм, монотеизм или пантеизм. Почти во всех учениях неоязычества есть Бог-творец (Род, Сварог), иногда понимаемый как Единый и Неделимый, сотворивший мир (миры). Он рождает богов-творцов Земли мужское и женское начала (Сварог и Лада), дающих жизнь другим богам. Иногда встречается христианская концепция дуального противостояния Белбога и Чернобога – персонифицированных добра и зла («Вятичи»).

Функции богов обычно строго определены, но возможно их совмещение и дублирование. Боги могут выступать как ипостаси Единого Бога, проявления (стихии) Природы, явные стороны (лики) Всебога («Схорон еж словен»), либо действовать в триадах (Великий Триглав в Инглиизме): созидатель – разрушитель – гармонизатор (Община экологии сознания «Крина», СПб.), либо самостоятельно. Боги могут разделяться на вышних, покровителей и управителей (Инглиизм).

Часть богов может почитаться как конкретные великие предки, либо как весь род на определенном этапе развития. Количество богов может колебаться от десятка до сотни: так, в Московской славянской языческой общине прославляются 10 богов, а всего их 86. Главным русским богом после Творца считают Сварога, творца вселенной, Перуна, громовика, бога воинов или Даждьбога, солнечного бога. Важную роль играет Велес (Волос) бог сельского хозяйства, животноводства, богатства, знаний, мудрости, пения (в слове о полку Игореве сказитель Боян назван велесовым внуком). Велес же является соперником Перуна и проводником в царство мертвых и поэтому живет на его границе с миром реальным, в отличие от светлых богов, живущих в Ирии и темных, обитающих в Пекельном царстве.

Боги могут изображаться в виде кумиров, статуй, идолов, статуэток, икон, символов (рун), символических орнаментов, отдельных предметов быта, птиц и зверей, олицетворяющих какое-либо божество.

Происхождение человека в неоязычестве представлено несколькими направлениями:

– божественное сотворение человека Единым Неделимым Богом (Инглиизм), Сварогом; вдохновение души Белбогом в созданное Чернобогом тело («Вятичи»);

– люди – прямые потомки богов: внуки Даждьбога, как сказано в Слове о полку Игореве и Велесовой книге (А.Асов, Москва и последователи Велесовой книги), при этом его сыном, праотцем славян часто называется Орий, Арий, Орей, Ирий-дид и т.п.;

– люди (русы) – потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион (В.М.Кандыба, СПб.);

– эволюционное развитие человека из мира природы – «из зверича в людичи» («Схорон еж словен»);

Человек рождается в установленном богами месте и времени, его судьба ткется богиней Макошью (А.Асов). Важными этапами в жизни человека являются инициации, легитимизирующие его существование на новом витке или возрастном и социальном уровне. После обрядов связанных с рождением наиболее важный происходит в семилетнем возрасте, когда ребенок проходит обряд пострига – пострижение волос в знак перехода из-под опеки матери под опеку отца, из-под опеки божеств Лели и Полеля под власть Перуна (или Лады).

Человек после смерти может попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда – в животном), отправиться в мир Нави (мир мертвых). Конечная цель человеческой жизни обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична подобно вечности и цикличности существования природы

В качестве символики часто используется право- и левосторонняя 3-, 4-, 6- и 8-лучевая свастика; «Коло» или «Перуница» – крест из шести (реже – восьми) лучей или лепестков, вписанный в круг; «Коловорот» 6-, 8- лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, «древнерусские руны» и другие. При встрече могут использоваться специальные жесты и фразы. При этом крест и свастика переживают процесс перекодировки и приспособления под необходимую символическую трактовку национальной идеи славянского неоязычества.

Этно-исторический аспект

Представители неоязычества занимаются изучением научных и паранаучных трудов по истории, этнографии, археологии, создавая свои исследовательские объединения («Союз венедов»; «Тропа Троянова»; коллектив авторов альманаха «Мифы и магия индоевропейцев», Москва) и публикуя свои работы. Ключевыми вопросами здесь являются:

– история славян и соседних народов, роли того или иного народа в истории России, древности славянского рода по отношению к другим и признание их младшими братьями с соответствующими правами и обязанностями;

– происхождение славян от индо-ариев или родства с ними (А.Асов, В. Данилов, Е. Мочалова, Ю.Петухов, Ю.Шилов и др.);

– «гиперборейская теория» (А.Дугин, Москва) , определяющая прародину ариев, славян, русов (В.М.Кандыба и др.) в районе Северного полюса и описывающая дальнейшее их продвижение на юг;

– филологические изыскания относительно происхождения слов и понятий из любого языка на основе русского и наоборот.

Исходя из чувства национального самосознания, весьма остро стоит вопрос о националистических воззрениях в неоязычестве. Несмотря на то, что некоторые представители неоязычества весьма лояльно относятся к инородцам («Крина», «Тропа Троянова», «Коляда» и др.), либо отрицают фашизм как идею господства человека над окружающей и собственной природой, то есть, полного отчуждения от Земли («Вятичи»). Однако в большинстве общин в открытой или косвенной форме ощущается неприязнь к евреям, кавказцам, азиатам и американцам, вмешивающимся в жизнь и быт чужой страны с собственническими интересами. Имеются и крайне радикальные группы («Дети Сварога», «Церковь Нави», Москва). Эти идеи наиболее характерны для представителей крайней правой, таких как В. Емельянов, А. Аратов и др.

Отношение к христианству вообще в неоязычестве также отрицательное. Христианскую церковь обвиняют в проповедовании иудаизма и связанных с ним ростовщичества и богоизбранности еврейского народа, в утверждении внеприродного божества и провозглашении власти над природой, насильном крещении Руси, сговоре церкви с татаро-монголами. По мнению неоязычников, христианская мораль не только сделала человека рабом, но и способствовала отчуждению мужчин и женщин, рассматривая чувственную любовь не как светлое стремление продолжения рода, а как проявление животного чувства. Оно наложило на человеческое тело, как и на все земное отпечаток проклятия, порока и страдания, сделав человека грешником, обязанным каяться с рождения за само появление на свет.

Существует мнение, свойственное крайне правым патриотам, о создании иудеями христианства и ислама – мировых религий для господ и хозяев – специально для гоев с целью их дальнейшего порабощения. Особо критикуются протестантские Церкви – предвестники капиталистических отношений.

Не смотря на это общее отношение к Русскому православию (но не к Церкви как организации) положительное, так как, по мнению большинства неоязычников, оно на 90 % впитало в себя языческую традицию, так и не изжив до конца фактического двоеверия, о чем говорят и ученые.

Отношение к другим религиям и конфессиям в неоязычестве в остальном весьма лояльное. Хотя Владимир Богумил II, глава «Схорон еж словен», недолюбливает иностранных «сектантов поганых», обычно отрицаются только насильственные культы, например сатанизм, понимаемый как христианство наоборот.

Природно-экологический аспект

Он заключается в осознании себя составной частью природы, осуществлении своей деятельности в соответствии с глубинной экологией, рассматривающей проблемы воспитания человека и охраны природы. Многие обряды проводятся на природе, в местах силы, практикуются специальные походы в экологически чистые и аномальные зоны («Крина»; женская община «Доброслава», Рязань), в горы, в глухие леса, на озера, к священным камням и источникам. В природоохранных целях группа молодежи из «зеленой субкультуры» в начале 1990-х планировала создать особый «языческий культ» с шумными ночными практиками для отпугивания нерадивых дачников от садоводства в урочище Донцы Ленинградской области, незаконно получившего землю на территории природного экологического памятника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.