Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

«Месопотамия» – греческое слово, означающее Междуречье. В древности так называли плоскую равнину, по которой текли реки Тигр и Евфрат. С юга ее ограничивал соленый Персидский залив, с севера – бесплодные пустыни. Именно здесь существовали древнейшие, наряду с Египтом, государственные объединения, ранняя история которых относится ко времени 4500–4000 лет до н. э.

Изучение Древней Месопотамии началось только в XIX в. В начале этого столетия французский археолог и дипломат П.Э. Ботта начал раскопки между Тигром и Евфратом. Руководствовался он только указанием Библии, в которой рассказывалось о могущественных государствах, существовавших в древности на этих территориях. Археологические работы вызывали первоначально скептические усмешки просвещенной Европы, поскольку в определенных кругах Библия тогда рассматривалась лишь как сборник религиозно-литературных сказаний, не имеющих аналогов в реальной жизни. Сам же регион раскопок представлял собой полупустыню, бесконечную череду песчаных холмов и курганов.

Однако раскопки увенчались успехом. Перед изумленной Европой встали стены великолепных в прошлом городов и дворцов, обнажились скрытые песками произведения искусства, древние памятники письменности – знаменитые глиняные плиты и таблицы, покрытые клинописью. Все это дало возможность раскрыть и описать жизнь Древней Месопотамии.

История ее восходит к временам миграции народов, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Захваты территорий, борьба за лучшие природные условия существования – все это характеризовало и регион Междуречья. Первоначально в южной части Месопотамии жили шумеры, древнейшие обитатели страны, которые затем стали продвигаться на север, основывая многочисленные города вдоль отведенных от рек каналов. Позднее, около 3500 лет до н. э., на территорию северной Месопотамии вторглись семитские племена, также основав ряд городов, из которых главным стал Аккад, отсюда и название этих племен – аккадцы.



Первый царь Аккада Шарукшин (Саргон) объединил Шумер и Аккад, однако это объединенное царство просуществовало менее двух веков: возвысилось царство Ур – одно из древнейших шумерских государств, одновременно складывалось древневавилонское царство. Однако вновь пришедшие племена изменили политическую ситуацию страны: амореи захватили Ур, а эламиты разгромили древневавилонское царство. Противостояние этих двух племенных кланов, войны между ними привели к тому, что в конце III тысячелетия до н. э. снова началось возвышение Вавилона во главе с аморейскими царями. Одним из них был Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), завоевавший всю Месопотамию, и создавший известнейший письменный памятник древности – «Кодекс Хаммурапи».

В конце II тысячелетия в страну вторглись арамеи. Происходит разделение Месопотамии на Вавилонию на юге и Ассирию на севере. Войны между ними увенчались первоначально победой Ассирии, которая в VII в. до н. э. завоевала Вавилонию. Но Вавилон сумел восстановить былую независимость и с помощью соседних племен, в свою очередь, завоевал Ассирию, а также и Иудею (знаменитый вавилонский плен иудеев).

В VI в. до н. э. персидский царь Кир завоевал нововавилонское царство, освободив при этом иудеев из вавилонского плена, и навсегда лишил его самостоятельности. Господство персов на территории Месопотамии продолжалась до 331 г. до н. э., когда Александр Македонский разгромил персов. Провозглашенный царем Вавилона, он умер там в 323 г. до н. э. В 126 г. до н. э. Вавилон захватили парфяне. Вавилонские города и поселения постепенно приходили в упадок и запустение, и наступающая пустыня скрыла древнейшую цивилизацию, в которой когда-то бушевали такие этнические и политические страсти.

Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным деревьям. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, особенно почитались финикийская пальма и кедр. Объектами поклонения были и животные.

Наряду с этими архаическими верованиями возникает и вера в богов. Политеизм, характерный для всех религий древних цивилизаций, в Месопотамии органично сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание, по представлениям шумеров, включает в себя три сферы: верхнюю сферу – сферу звезд и планет, среднюю сферу – сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управляется старейшим и мудрейшим богом Аном, существовавшим еще до разделения Неба и Земли; значимое место в пантеоне отводилось и богине неба Инанне (дословно «госпоже неба»), отождествлявшейся с планетой Венерой. Эта богиня представлялась девой-воительницей, покровительницей любовной и воинской страсти. Сфера обитаемого мира находится во власти бога Энлиля. Первоначально это бог ветров и окружающего пространства, но затем его функции усложняются: он становится богом природных законов, богом, в сегодняшней терминологии, биологического возраста, от которого зависят старение и смерть. В еще более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки – владыке земли, покровителю ремесла и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области же царства мертвых, по представлениям шумеров, властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи.

Царство мертвых – это страна Кур («чужая земля») в нижней сфере. «Чужую землю» от нашей земли отделяет «поглощающая людей река», через которую умершего переправляет перевозчик – «Человек лодки». Кур – это город, обнесенный стеной с семью воротами, проходя через которые умерший обязан отдать что-либо из одежды или украшений – перед богами загробного мира он должен предстать нагим. Само же пребывание в стране мертвых мучительно: все умершие, и бедняки и цари, находятся в мрачном, темном помещении, скучают, ничем не занимаясь, страдают от голода и жажды, ибо в этом мире нет ни воды, ни пищи. Все это должны обеспечивать для умерших людей их близкие через систему жертвоприношений и магических ритуалов. Живые, таким образом, могут облегчать участь мертвых, мертвые же могут помогать живым, выступая в качестве советчиков. Пренебрегать заботой о мертвых опасно – они могут превратиться в голодных, злых и мстительных духов, причиняющих вред живым.

С течением времени в представлениях о загробной жизни происходят изменения – появляется своеобразная социальная иерархия, определяемая прижизненными делами умерших. Так, особо выделяются те, кто имел большие семьи, кто достойно, без греха, (а таковым считалось, в первую очередь, нарушение религиозного ритуала, оскорбление бога) прожил жизнь, кто пал в битве – те в Куре будут особо отмечены, получая пищу и воду. Так постепенно складывается представление о духовном бессмертии как преодолении забвения в смерти.

Ученые выделяют три этапа в религии шумеров. Первый этап характеризуется превращением общинно-родовых богов в богов-демиургов (творцов мира) и богов местности (города, дома и т. д.). Соответственно выстраивалась иерархия богов: боги-демиурги, затем боги неба, солнца и луны, затем богини-матери и боги – воины различных городов. Второй этап – это период шумерско-аккадского синкретизма, когда происходит слияние шумерских и аккадских богов с одинаковыми функциями. Так, Энлиль (Шумер) слился с аккадским Бэлом, Инанна – с аккадской богиней любви и войны Иштар и т. д. Наконец, третий период в религии шумеров (в период возвышения Ура) характеризуется унификацией пантеона. Теперь в качестве главного бога почитается Энлиль-Бэл, затем стоящие рядом с ним Ан и Энки, следующий ряд – семь или девять богов, так называемые Ануннаки, куда входит Инанна-Иштар и несколько сотен остальных богов.

В период Вавилонского царства религиозные представления шумеров, шумерско-аккадский пантеон стал той основой, канвой, на которую накладывались новые элементы. Так, после воцарения Хаммурапи верховным богом был провозглашен вавилонский бог Мардук, которому было присвоено имя Бэл, ранее второе имя Энлиля. Кроме Мардука, на вершине пантеона находились «великие боги» – это бог солнца Шамаш, который позднее становится богом правосудия, бог луны Синна (в шумерском варианте Наина), богиня Иштар и ее муж – умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия. Как видим, менялись только имена богов, функции же их оставались прежними. Возвышение Ассирии привело к тому, что место Мардука-Бэла занял бог Ашшур и т. д.

В честь многочисленных богов воздвигались многочисленные храмы. Архитектурное решение их было самым различным, но в Вавилоне наибольшее распространение получили храмы в виде многоступенчатой башни – зиккураты. Самая знаменитая из них – башня Этеменанке – «Дом основания Неба и Земли», библейская Вавилонская башня. Храмы, украшенные статуями богов, громадными скульптурами крылатых быков, крылатых львов и т. п., были одновременно и культурными, и хозяйственными, и политическими центрами. Ежедневные традиционные обряды перемежались праздничными, символизирующими смерть и воскресение богов, связанными с культами Бэла-Мардука, Таммуза и т. д. Религиозные праздники были связаны со сроками сельскохозяйственных работ, с циклами Луны, Солнца, Венеры. Новолуние, полнолуние, зимнее и весеннее равноденствие (последнее праздновалось как наступление Нового года) – все это были дни больших мистериальных праздников. Наряду с официальными религиозными культами в Месопотамии, особенно в последние века ее существования, процветали гадания, пророчества, астрологические предсказания.

 

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА

Зороастризм

Зороастризм – религия древних иранцев, предками которых были протоиндоиранские племена. Заселившие во II тысячелетии до н. э. территорию Иранского нагорья, они слились с местным земледельческим населением, что и определило религиозные представления этого периода. Это было обожествление природных сил – неба, земли, воды, огня, Солнца, Луны, ветра и т. д. Сложилось почитание двух групп божеств: дэвов, связанных с силами природы, и ахуров, более абстрактных, олицетворяющих такие добродетели, как справедливость, порядок, дружба и т. п. Эти две группы почитаемых божеств в дальнейшем объединяются. «Природные» боги – бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик – получают титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме.

Зороастризм получил свое название по имени религиозного реформатора Заратуштры (в европейской традиции – Зороастр). По всей видимости, это историческая личность, но время его жизни не установлено, выяснен только «хронологический коридор», на одном из участков которого и возник зороастризм – не ранее XV века и не позднее VI века до н. э.

Заратуштра выступил против почитания древних божеств – дэвов, объявив их демонами, и создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм – противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (в европейской традиции Ормузд), покровитель земледелия, домашних животных, особенно коров и собак, и злой бог Анхра-Майнью (в европейской традиции – Ариман), покровитель воинственных кочевых племен, нападающих на земледельцев, покровитель хищных животных.

По учению зороастризма человек, созданный Ахурой-Маздой, после смерти на четвертый день предстанет перед божиим судом, после чего попадает в ад или рай. Посмертная судьба человека определяется суммой его деяний. Сама же линия поведения, его выступление на стороне добра или зла, зависит только от человека: зороастризм утверждает, – и это принципиально новая позиция в представлениях религий древних цивилизаций, – что, создавая человека, Ахура-Мазда наделил его свободой воли. Таким образом, человек сам ответствен за свою судьбу.

Идеи зороастризма вдохновили немецкого философа XIX века Фридриха Ницше написать книгу под названием «Так говорил Заратустра», которой в немалой мере обязана популярность этого имени в современном западном мире.

С IV века до н. э. доктрина зороастризма получает дальнейшее развитие: Ахура-Мазда и Анхра-Манью теперь рассматриваются как братья-близнецы, сыновья бога времени Зрвана, равные по своей силе. Каждый правит по три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором будет вечно править Ахура-Мазда (его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске).

Бросается в глаза сходство этих мотивов – загробного воздаяния, предполагающего существование рая и ада, эсхатологической концепции конца света, появления спасителя и последующего суда – с соответствующими представлениями в иудаизме, христианстве и исламе. Некоторые исследователи считают, что именно зороастризм явился одним из источников этих представлений.

Одним из основных элементов обрядовой практики зороастризма является поклонение священному огню. Огонь постоянно должен гореть в храме, его подпитывают пять раз в день, перед ним читают тексты священной книги зороастризма – Авесты. Пять раз в день должен возносить молитвы и верующий; иранское слово «намаз», обозначающее молитву, как и требование пятикратной молитвы, тоже, по-видимому, пришло в ислам из зороастризма. Значимы были в зороастризме обряд инициации и погребальный обряд. Обряд инициации проходили мальчики по достижении десяти лет (в дальнейшем в Индии – семи лет). В знак посвящения неофиту вручали пояс – кушти, который предписывалось носить всю жизнь, и священную рубаху. Погребальный обряд зороастризма чрезвычайно своеобразен: тела умерших не предают ни земле, ни огню, чтобы не осквернять огонь и землю. Обнаженные трупы выносят на так называемую Башню Молчания, где грифы за несколько часов обгладывают их до костей. После того как кости высохнут на солнце, их сбрасывают в колодец, находящийся в центре Башни Молчания.

В зороастризме отмечаются календарные праздники, из которых самый главный, торжественный и радостный – праздник Нового года, Ноуруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия.

С III века н. э. в персидской империи Сасанидов и до завоевания Ирана в VII веке арабами-мусульманами зороастризм был государственной религией, а верховный жрец – вторым человеком после царя. Зороастризм имел еще два названия: маздаизм и парсизм. Маздаизм – от второй части имени бога Ахуры (Мазда-премудрый); парсизм – от именования народа: жителей Персии в одних странах называли персами, в других – парсами. В Персии (Иране), который вошел в состав арабского халифата, до IX века зороастризм существовал свободно. Однако потом начались притеснения, уничтожались храмы и алтари огня. Опасаясь преследования, часть зороастрийцев принимала ислам, другие же уезжали из страны. Многие последователи этой религии переселилась в Индию, где их и стали называть парсами (сейчас их около 80–100 тысяч). Во время монгольского нашествия в XIII веке были разрушены те немногие храмы огня, которые еще оставались, священные книги уничтожались. Но и после господства монголов положение не улучшалось: преследования, казни, запрет на многие профессии – все это привело к тому, что к началу XX века община зороастрийцев в Иране насчитывала лишь несколько тысяч человек.

Ситуация изменилась только в середине XX века, в эпоху правления двух последних шахов династии Пехлеви. Шахи стремились воссоздать самосознание иранцев как наследников великого древнего, доисламского Ирана и его культуры. Они считали, что иранцы должны в первую очередь ощущать себя потомками народа, создавшего в древности великие империи, и лишь затем – мусульманами-шиитами. С этой целью в Иране было введено изучение зоро-астрийской философии и этики, преподавание Авесты. Зороастрийцы были уравнены во всех правах с мусульманами. Но исламская революция в Иране 1978–1979 гг. и ее вождь аятолла Хомейни вновь установили непререкаемое господство ислама. Согласно Конституции зороастрийцы наряду с иудеями стали считаться религиозным меньшинством.

С Древним Ираном связаны и такие религиозные представления, как митраизм и манихейство.

Митраизм

Древний культ персидского бога Митры (др..-перс. «договор», «согласие»), которые почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник.

Ахура-Мазды, получает особое распространение с I века н. э. Первоначально культ Митры был распространен в Средней Азии и Индии. В I веке н. э. митраизм проникает в Рим, а со II века распространяется по всей территории Римской империи; изображения Митры, святилища и храмы, посвященные ему, существовали во всех частях империи. Объяснялось это, так сказать, специализацией Митры: солнечный бог, бог порядка и добра, Митра почитался и как покровитель воинов, следовательно, являлся и богом войны. Этому представлению соответствовали и его изображения – Митра изображался в виде юноши-воина на колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Неслучайно широкое распространение культа Митры на всей территории Римской империи – ведь она и возникла и поддерживалась военной силой Рима, силой ее прославленных легионов.

Священным животным Митры наряду с таким символом утренней зари и солнца, как петух, был бык – олицетворение жизненной силы вообще и мужской силы в частности. В честь Митры совершались регулярные жертвоприношения – белое животное, чаще всего бык (одно из наиболее распространенных изображений – Митра, убивающий быка), молоко, дикий рис, выросший на необработанной почве, и т. д. Ритуальным было употребление священного напитка хаомы, что, по представлениям митраистов, приносило верующим бессмертие, а в обществе поддерживало порядок. Хаома – напиток богов – изготовлялся из растений, обладающих наркотическими свойствами.

Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный, «день возрождения Солнца», праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры.

Митраистское жречество проходило сложнейшие и устрашающие обряды посвящения и представляло собой строго иерархическую систему. Для простых верующих знаком приобщения к Митре был обряд своеобразного крещения, во время которого в жертву божеству обязательно приносился хлеб, а верующему смазывали медом руки и язык, что воспринималось как средство от греха.

Митраизм в Римской империи соперничал с христианством, но уступил ему в силу ряда причин, в частности потому, что в христианстве женщинам разрешалось участвовать в общем богослужении. Митраизм же не допускал женщин в свои храмы – митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего алтаря. Однако побежденный христианством митраизм оказал на него свое влияние, об этом свидетельствует сама христианская терминология – митра, митрополит; празднование 25 декабря Рождества Христова и т. д.

Манихейство

Манихейство – религия, которая сформировалась в Персии в III веке н. э. Основателем ее явился Мани (216–277 гг.), образованный и талантливый человек. Мани родился в семье персов, последователей зороастризма, которые затем, переехав на юг Месопотамии, становятся членами иудео-христианской секты. Такой религиозный опыт, безусловно, оказал влияние на Мани, который впоследствии создает новое религиозное учение именно как синтез элементов многих религий. Ему знакомы дуалистические восточные культы, монотеизм иудаизма, он хорошо осведомлен о сектах раннего христианства и вероучении буддизма. В результате объединения элементов всех этих религий Мани выстраивает сложное учение, которое объявляет высшей и истинной религией, возвращающей человечество к существовавшей когда-то первоначальной истиной вере, искаженной впоследствии многочисленными позднейшими религиями.

Пожалуй, можно говорить о том, что наибольшее влияние на Мани оказало учение гностиков – течение христианства, возникшее во II веке н. э. Неслучайно иногда манихейство называют гностической религией. Гностицизм представлял собой учение, созданное крещеными евреями, т. е. людьми, перешедшими от иудаизма к христианству. Отсюда неприятие гностиками Ветхого Завета, отрицание всемогущества Бога, отрицание создания Богом мира и человека, отрицание Иисуса Христа как богочеловека, рожденного от девы Марии. С точки зрения гностицизма Иисус Христос – это небесный зон («сияние», «свет»), который затем показался в теле Иисуса. Все эти позиции в той или иной мере прослеживаются в манихействе. Заимствуя у гностиков учение об избранных духовных личностях, несущих людям особое знание – гнозис, Мани объявляет таковыми Будду, Заратуштру, Иисуса-эона. Венчает этот ряд он сам – Мани.

Исходная позиция учения Мани – признание дуалистического начала мира, в котором противостояли друг другу две независимые равноправные силы, разделенные пустым пространством, – Свет и Мрак. Мир Света разделен на зоны, но это не персонифицированное божество, как в гностицизме, а некое пространство, в котором обитают божества. Главное воплощение Света – Отец Величия, который затем воплощается в Иисусе-сиянии. В свою очередь от Иисуса-сияния исходят три эманации: Разум Света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Уже в этой триаде манихейства видно, как много в нем заимствований из христианства.

Противоположное и враждебное Свету начало – Мрак, который воплощается в материи. Но это еще не материя мира людей, это страшные силы, предназначенные для войны со Светом. Первоначальная разделенность Света и Мрака в конце концов, заканчивается, начинается второй период в эволюции мира – смешение Мрака с царством Света. Результатом этого становится рождение нашего мира и самого человечества. Но власть Мрака в этом процессе была ограничена: Отец Величия через свои очередные эманации, выступающие как его помощники (Живой Дух и Первочеловек), сумел обуздать силы Мрака, и из этих поверженных темных сил создается земля с ее растительным и животным миром, над которой поднимается небо – сфера звезд и планет. Но все-таки, несмотря на всю силу Отца Величия, Мрак сумел выразить себя в создании человека, в котором Мрак пытается сохранить свой контакт со Светом, удержать частицы Света, величию и блеску которого он бесконечно завидует. Смешение этих начал проявилось единением в человеке трех субстанций: тела, светлой души и темного начала. Тело смертно, но две другие субстанции вечны; превалирование светлой или темной души определяет загробную жизнь человека – в одном случае душа устремляется к Свету, в другом погружается во Мрак ада. Каков же путь спасения? Именно этот путь, считает Мани, он и открыл людям: он дал им особое знание о том, что в каждом человеке есть искра божественного света, что каждый может освободить эту искру от власти материи и тем самым достичь царства Света. Но это не только и не столько путь индивидуального спасения – это путь спасения всего человечества. Ибо будущее человечества Мани видит следующим образом: заключительный этап истории ознаменуется временным превосходством сил Мрака, затем павший с неба на землю огонь уничтожит земной мир. Все это закончится страшным Судом, по решению которого чистые светоносные души устремляются в созданный для них новый зон – царство Света, а темные души навечно останутся в мучительном царстве Мрака.

Для достижения спасения человечества манихейство предлагает путь «трех печатей»: «печать руки», т. е. отказ от мирских благ и непричинение вреда живому; «печать уст», т. е. воздержание от животной пищи, вина, а также от сквернословия; и «печать ложа», что предписывает безбрачие и отказ от половой жизни. Таким образом, практическая сторона манихейства – это строгость поведения и аскетизм.

Манихейство аскетично и в своей культовой практике: это всего лишь молитвы, пение псалмов и гимнов в сопровождении инструментальной музыки. Большое место занимают посты, верующим предписано поститься по воскресеньям, понедельникам и в день смерти Мани.

Манихейские общины иерархичны: высший слой – это «избранники», или «совершенные», нижний слой – рядовые верующие, или «слушатели», которые прислуживают «избранникам». Последователям Мани противостоят все остальные люди, которые считаются «иноверцами».

Свое знание Мани изложил в работах, написанных на арамейском языке. Это «Живое евангелие», «Сокровища жизни», «Прагматия» (труд, трактат), «Книга таинств», «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы».

Манихейство распространилось на обширной территории – от Северной Африки до Индии и Китая и претендовало на роль мировой религии, пытаясь соперничать в этом отношении с христианством и исламом. Однако людей отпугивала излишняя усложненность учения, требование строжайшего аскетизма, отсутствие такого утешительного начала, которое присуще христианству и исламу, как учение о рае. Угасанию манихейства способствовали и те гонения, которым оно подвергалось со стороны христиан, зороастрийцев, мусульман и т. д. Перестав существовать к XIII веку в виде отдельной, оформленной религии, идеи манихейства тем не менее зачастую использовались в многочисленных средневековых ересях.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.