Сделай Сам Свою Работу на 5

Религиозные представления Древнего Египта





Древний Египет, история которого насчитывает четыре тысячи лет, был расположен в долине и дельте полноводного Нила. Особенности географического положения Египта обусловили его первоначальную изолированность от остального мира. Его границы создавались Средиземным и Красными морями (на севере и востоке), Ливийской (на западе) и Аравийской (на востоке) пустынями.

Теснясь к берегам Нила, располагались поселения – номы, возникшие на территориях, издревле заселенных первобытными племенами. Естественно, основной формой деятельности египтян было земледелие, причем в силу климатических условий это было поливное, ирригационное земледелие, связанное с разливом Нила. Необходимость создавать и поддерживать систему оросительных каналов требовала совместного труда большого количества людей. Регулирование деятельности больших масс народа требовало единой централизованной власти, результатом чего и стало возникновение единого, объединяющего административно все номы монархического государства.

В истории египетского государства ученые, насчитывая 30 правящих династий, выделяют следующие периоды: ранний период (IV–конец III тысячелетия до н. э.), Древнее царство (середина III тысячелетия до н. э.), Среднее царство (начало III–конец II тысячелетия до н. э.) и Новое царство (первая половина II тысячелетия до н. э.). Между Древним и Средним царством выделяют первый промежуточный период, между Средним и Новым царством –второй промежуточный период. Новое царство сменяется переходом к так называемому позднему периоду, окончание которого датируется 322 г. до н. э. – годом завоевания Египта Александром Македонским. После смерти Александра и до 30 г. до н. э. в Египте господствует династия Птолемеев, а затем он окончательно подчиняется Риму.



Религиозные представления Древнего Египта в своих основных чертах сформировались уже в раннем периоде и периоде Древнего царства. Их характерной особенностью были унаследованные от архаического общества фетишизм и тотемизм, которые воплотились в политеизме и зооморфизме религиозных верований. В каждом номе существовали культы богов, которые в прошлом являлись племенными тотемами. Теперь эти боги олицетворяли силы природы – бог Солнца Атум и бог Солнца Ра, бог Луны Тот и бог неба Гори и т. д. Зачастую боги были и олицетворением какого-либо животного, являвшегося объектом поклонения египтян. Так, Гор почитался в образе сокола, Тот был олицетворением ибиса, Апис – быка, Бает – кошки, Анубис – шакала и т. д. Кроме животных, объектами поклонения у египтян были и растения (лотос, папирус и др.), а также неодушевленные предметы, в частности символы власти царя.



Наряду с местными культами существовали и культы, общие для всего Египта, обеих его когда-то враждовавших, но затем административно объединенных единым государством частей: Верхнего и Нижнего (по течению Нила) Египта. Это культ божества Нила и культ царя, фараона (егип. фараон – дворец).

Первый культ представлял собой поклонение богу Хапи – покровителю и олицетворению Нила, а также особое почитание звезды Сириус, появление которой на небе совпадало с началом разлива Нила (19 июля).

Культ фараона – это культ бога-фараона, создавшего мир и все живое. Как божество фараон обладает двумя телами – человеческим, доступным взору окружающих, и божеским, солнечным, золотым, невидимым для людей. Единство этих двух тел объявлялось залогом единства страны, всего Египта, обеих его частей. Первоначально фараон-бог отождествлялся с богом неба – Гором, богом-соколом, касающимся кончиками своих крыльев границ земли, глаза которого и есть солнце и луна. Символом власти фараона был сехем – жезл, смысл этого слова в языке египтян многозначен: это и реальный предмет, и боги, которых представляет фараон.



Почитание фараона как бога, создавшего мир, представляет собой одну из ранних космогонических концепций древнего Египта. По-видимому, первоначально в каждом номе были свои представления о возникновении мира. Наибольшее распространение получила космогоническая версия из Гелиополя. Согласно ей из первоначального океана появился сам себя создавший солнечный бог Атум. Вдыхая воздух и выдыхая влагу, Атум породил два божества – Шу (свет, воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них родились бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь породили две пары божеств: Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Боги в каждой паре были одновременно и братом и сестрой, и мужем и женой. Осирис стал богом плодородия «черных земель» вдоль Нила, Сет – богом «красных земель», т. е. пустыни.

Дальнейшее развитие космогонического мифа рисует драматическую картину зависти Сета, который захотел стать богом всего Египта и для этого пошел на убийство брата. Убив, он расчленил тело Осириса и в каждом номе поставил его часть. Исида собрала все эти части и от мертвого Осириса родила сына Гора, который затем отомстил своему дяде – богу Сету за смерть отца во время поединка с Гором вырвал у него глаз, но одержать победу не мог и так и остался богом пустыни. Гор же вставил свой глаз мертвому Осирису, и тот воскрес в загробном мире, став его владыкой.

В этом образе воскресающего бога отразились наблюдения людей за природным круговоротом. Об этом прямо говорит один из текстов периода Древнего царства: «Я живу, я умираю, я Осирис... Я живу, я умираю, я ячмень – я не исчезну». Сев воспринимался как похороны Осириса, появление всходов – как его возрождение, срезание созревших колосьев – как умерщвление Осириса, который затем вновь неизбежно воскреснет. Умирающий и воскресающий Осирис почитался и в качестве владыки загробного мира.

Два бога этого сказания, Осирис и Гор, были связаны культом бога-фараона. По представлениям египтян, живой фараон – это воплощение Гора, умерший – это Осирис. Тело умершего фараона должно было быть сохранено от разложения. Именно с почитанием бессмертного бога-фараона связано в религии древнего Египта учение о душе и о загробном мире.

Об этом свидетельствуют пирамиды – гробницы фараонов, самые большие из которых (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микериноса) относятся к начальному периоду Древнего царства. И сами эти архитектурные памятники, и вещи погребального культа, и тексты пирамид свидетельствуют о вере в безграничность божественной природы фараона. Представление о бессмертии фараона, о его воскресении и вступлении в общество богов было связано с представлением о том, что после смерти человека остаются жить три его составные части: имя – рен, душа – и двойник, или образ, – ка. Ка рождается вместе с человеком, сопровождает его в течение всей жизни, символизируя внутреннюю охраняющую силу. Смерть же тела не является смертью ка: ка. покидает тело и возвращается к своему божественному первоначалу. Но в этом своем существовании ка нуждается в пище – источнике жизненной силы. Поэтому в гробницах наряду с изображением ка появляются жертвенные сосуды с пищей, питьем и т. д.

На стенах гробницы также вырубается имя умершего – рин, которое станет пропуском, поручительством для дальнейшей жизни. И наконец, ба –душа умершего, а точнее – духовная сила, изображается в виде птицы с человеческой головой. Ба странствует по загробному царству, а затем выбирается на солнечный свет и взлетает на небо, где и продолжается, среди других богов, вечная жизнь умершего фараона.

Своеобразное ограниченное бессмертие приписывалось в религиозных представления Древнего царства царским чиновникам, ближайшему окружению фараона: в созданной еще при жизни гробнице изображались картины жизни вельможи и его образ – ка. После смерти в своем образе ка он жил в этом изображенном мире совершенно свободно, не будучи ограничен какими-либо законами или чьими-то повелениями. Но, по представлениям египтян, эта жизнь продолжалась до тех пор, пока сохранялись эти изображения. Повреждение, разрушение гробницы означало вторичную и уже необратимую смерть ее владельца. Простолюдины же, не чиновные люди не обладали бессмертием и не могли рассчитывать на него.

Крушение Древнего царства было крушением старой системы ценностей и религиозных представлений. Первый промежуточный период, между Древним и Средним царствами, характеризовался падением культа бога-фараона. В Среднем, а затем и в Новом царстве высшим божеством становится бог Солнца Амон.

Следует отметить, что в Древнем Египте бог Солнца почитался как существующий в различных ипостасях: Атум – бог Солнца, создавший сам себя из первоначального океана; Амон, чье имя означает таинственный, скрытый, невидимый, символизировал ночное солнце, которое освещает царство мертвых; Ра – бог движущегося по небу, восходящего и заходящего солнца, и наконец Атон, олицетворяющий солнечный круг, солнечный диск, солнце в зените.

Почитание именно бога Амона в Среднем царстве ученые связывают с тем разграблением пирамид фараона, которое сопровождало крушение Древнего царства. Памятуя об этом и боясь повторения фактов вандализма, фараоны создают теперь свои потаенные гробницы, склепы в Долине Царей. Соответственно, главным становится поклонение Амону – «скрытому», «таинственному».

С течением времени почитание Амона сплавляется с почитанием бога Солнца Ра. Возникает синкретический образ бога Амон-Ра, к которому затем присоединяется культ бога Птаха. Птах почитался в Мемфисе как бог-демиург, создавший мир и людей силой своего божественного слова.

В середине II тысячелетия до н. э. Египет был завоеван племенами гиксосов, пришедшими с Ближнего Востока. Среднее царство погибло, начался второй промежуточный период. Завоеватели, правившие страной более ста лет, принесли с собой почитание своих богов, которые влились в египетский пантеон. Так в Египте появилось почитание вавилонской богини Иштар и других. Разгром и изгнание гиксосов означало становление Нового царства, в котором главным культом становится культ Амона как главного бога Египта.

Период Нового царства в религиозном отношении ознаменовался двумя важнейшими моментами: во-первых, кардинальным изменением представлений о загробном мире и, во-вторых, попыткой введения монотеизма. Если раньше люди верили, что бессмертными являются только фараоны и в какой-то мере близкие к ним царедворцы, то теперь возможность бессмертия рассматривается как принадлежащая всем людям.

Согласно этим новым представлениям, каждый человек после своей смерти предстает перед судом богов, возглавляет который бог царства мертвых Осирис. Перед этим судом умерший произносит текст «Исповеди отрицания». Он уверяет, что не совершил несправедливостей, не грабил бедных, не делал того, что не угодно богам, и т. д. Всего перечислялось 42 преступления, и, заверив богов, что он не совершал их, умерший заклинал богов: «Я чист, я чист, я чист». Далее следовало определение богами судьбы умершего: на одну чашу весов помещалось сердце человека, на другую – справедливость, которая олицетворялась фигуркой богини справедливости Маат или ее атрибутом – страусиным перышком. От результатов взвешивания зависел приговор богов: или ка умершего будет вечно жить в прекрасных полях загробного мира, занимаясь любимыми сельскохозяйственными работами, или же отправится в пасть чудовища по имени Пожирательница.

Помощь умершему в этой сложной процедуре загробного суда может оказать «Книга мертвых». Заклинания, тексты этой книги обеспечат правильное поведение сердца умершего во время взвешивания его деяний, а также дадут возможность умершему повлиять на решение божественных судей. Но читать «Книгу мертвых» человек должен не при жизни, а после смерти, поэтому ее клали в могилу. «Книга мертвых» широко продавалась, и множество ее списков дошло до наших дней.

Вторым важным моментом в характеристике религиозной истории Нового царства является знаменитая попытка внедрения монотеизма, предпринятая в XIV веке до н. э. фараоном Аменхотепом IV. Аменхотеп IV реформировал культ бога Солнца, провозгласив единственным богом Атона, одну из ипостасей бога Солнца – бога, олицетворявшего солнце в зените, бога солнечного круга, солнечного диска. По новому учению, именно Атон создал все части мироздания, власть его распространяется на весь мир, на все народы, но своим любимым народом он избрал народ Египта. Сам же владыка египтян – фараон – является сыном Атона, а, следовательно, солнечным божеством, такой же солнечной природой обладает и вся семья фараона.

В основе этой религиозной реформы Аменхотепа IV лежало как стремление возвысить фараона до божественного существа, каким он представлялся египтянам в Древнем царстве, так и желание лишить власти жрецов бога Амона, влияние которых чрезвычайно возросло в период Среднего и Нового царств.

Аменхотеп IV начал с того, что стер с монументов имя Амона, вписав вместо него имя Атона. Затем он изменил свое имя Аменхотеп, означавшее «Амон доволен», на Эхнатон, что означало «угодно Атону». По распоряжению Эхнатона в пустыне был выстроен новый город (сейчас Тель-ель-Амарна), улицы которого прямолинейными лучами сходились к величественному храму Атона. На шестой год своего правления Эхнатон покинул Фивы, тогдашнюю столицу Египта, и переехал в Амарну. По приказанию Эхнатона с памятников удалялось слово «боги» (во множественном числе). Во славу Атона слагались гимны, повсюду появлялось изображение Атона – солнечного диска, лучи которого заканчивались руками, держащими крест: иероглиф, обозначавший «жизнь».

Однако смерть Эхнатона все вернула на свои места: жрецы Амона возвратили себе прежние влияние и власть, имя бога Атона стиралось теперь со всех памятников, город Атона пустел – его жители возвращались в Фивы, упоминание о «еретике из Амарны» преследовалось. Верховным богом вновь становится Амон-Ра, культ которого становится наиболее значимым в политической жизни страны.

Наряду с культом Амона-Ра вновь усиливается значение культа Осириса, культа загробного мира, в котором важная роль, наряду с Осирисом, отводилась богу Тоту. Тот записывал и подсчитывал результаты взвешиваний сердец умерших и оглашал затем приговор суда. Поэтому египтяне почитали бога Тота (его изображали с головой ибиса) в качестве бога письма, счета и, кроме того, бога Луны. В широком распространении культа Тота просматривается своеобразное возвеличивание самого человека, наделенного разумом, способного овладевать знаниями, всем тем, что ранее считалось только привилегией фараонов и приближенной к нему знати.

Царство фараонов исчезло с завоеванием Египта Александром Македонским в 322 г. до н. э. Египет втягивается в орбиту эллинистического мира. Духовная жизнь древних египтян, их религиозные представления становятся достоянием истории. Однако отдельные элементы этих представлений явно оказали влияние на религиозную жизнь и за пределами Египта.

Одной из самых больших тайн является причина, по которой произошел взрыв человеческого духа. Почему человек, тысячи лет озабоченный только поиском пищи и высматривающий ее под ногами, вдруг распрямился, поднял голову и начал пристально всматриваться в небо? Граница между IV и III тысячелетиями до н. э. стала переломной в истории человечества. Появление в этот период письменности позволило хранить, накапливать и передавать знания. А знания накапливались очень необьгчные для древнего человека. Он усиленно изучал звезды. По мнению ученых, изучение звездного неба, то есть знание астрономии, было необходимо, чтобы точно определять разливы рек-кормилиц Нила, Тигра и Евфрата. Примерно в одно и то же время в Месопотамии и Египте стали строить гигантские сооружения – пирамиды. В Египте пирамиды строились двух видов. Сначала они были ступенчатыми, а потом классической формы. Материалом служил камень и меньше кирпич. В последнее время появились публикации, утверждающие, что при их строительстве использовался бетон. Великие пирамиды в Гизе около Каира достигают следующей высоты: Хеопса – 146,59 метра со стороной основания 230 метров и Хефрена – 143,5 метра. Они до сих пор поражают воображение людей своей грандиозностью.

Строительство египетских пирамид ученые объясняют заботой фараонов о бессмертии своей души, которая должна периодически возвращаться к телу и находить его целым.

Египетская религия – пантеизм. Религиозная мысль древнего египтянина создавала все новые и новые образы богов, но при этом не забывала и старых богов. Поэтому в Египте были самые разные божества, продукты совершенно различных течений религиозной мысли. Такое множество богов объясняется национальными особенностями древних египтян. Это был чрезвычайно религиозный народ, причем религиозность эта носила сугубо местнический характер. Вследствие этого религиозное сознание египтян искало не столько ясного и определенного божества, сколько такого божества, которое могло бы безразлично принимать как тот, так и другой образ. Только многоликое и много именное божество могло удовлетворить религиозное чувство древнего египтянина.

Со временем в пантеоне египетской религии образовалась определенная иерархия. Первым божеством, выдвинувшимся из среды других божеств и поглотившим их как свои моменты, был бог солнца – Ра. Этот бог представлялся самосущим божеством и отцом всех других богов. Впоследствии образ Ра был слит с образом другого выдвинувшегося бога – Аммона, и возникла концепция высшего божества – Аммона-Ра. С возникновением этой концепции совпал подъем религиозности в Египте.

В почитании его подчеркивалась духовная сторона: «Когда ты почитаешь его, делай это в безмолвии и без пышности – ибо это святыня и оскорблением является вопль». «Если ты молишься с исполненным желанием сердца, в котором скрыты все слова, то он исполнит желание твое, услышит, что ты скажешь».

Кроме культа Аммона-Ра в египетской религии развился и другой характерный культ – культ Озириса. Это был человек-бог. Он был кротким царем Египта, научившим свой народ земледелию. Желая распространить это открытие среди других народов, он передал управление Египтом своей жене Изиде и отправился в путешествие. По его возвращении он был убит своим братом Сетом и его 72-мя сообщниками. Ящик с его телом был брошен в Нил. Изида отправилась на поиски тела. Она нашла его в городе Библосе и спрятала его. Однако Сет разыскал тело, растерзал его на куски и разбросал по разным местам. Изида, при содействии сына Горуса, собрала куски и оживила Озириса. Оживший Озирис становится богом загробного мира. Таков миф. Озирис, претерпев насилие, умер и снова ожил. Верующему можно мистически объединиться с Озирисом, а значит, и разделить его судьбу: «Как истинно, что живет Озирис, так и он (верующий) будет жить; как истинно, что Озирис не умер, так и он не умрет; как истинно, что Озирис не уничтожился, так и он не уничтожится».

Боги и люди

Несмотря на выдающиеся духовные озарения в верованиях древних египтян прослеживается неразрывная связь с представлениями первобытных охотников и собирателей. Образ египетского Сфинкса – льва с человеческой головой – является символом этих представлений. Все боги Египта несли тесную связь с животным миром и изображались в виде животных или же имели, как у Сфинкса, черты животного и человека.

В Древнем Египте поклонение животным было особенно развито. Лев, сокол и ядовитая змея господствуют в египетском пантеоне, но особенно почитался бык черного цвета с белыми отметинами, напоминающими крылья орла, на голове и спине и другими признаками. Он содержался в большой роскоши. Жрецы делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую ел или отвергал. Его рассматривали как телесное воплощение бога Пта, позднее стали считать воплощением Осириса-Сокола. Годовщину его рождения праздновали семь дней. Когда бык умирал, траур соблюдался по всей стране и ему устраивались пышные похороны, а затем по всей стране искали нового быка. В одном из городов Египта такими же почестями пользовался священный баран. Дошел до наших дней рассказ древнегреческого историка и географа Страбона о ритуале почитания в египетском городе Арсиное крокодила Себека, которого кормили приходящими на молитву паломниками.

Духовный взлет древних египтян, строивших великие пирамиды и храмы, заложивших начала наук, удивительным образом уживался с представлениями древних собирателей и охотников, ставивших животных выше людей. Бог в образе зверя не мог способствовать духовному росту людей. Не случайно, что после завоевания Египта Римом древняя религия этого государства стремительно угасает, а христианство на его территории утверждается уже в III веке н. э.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.