Сделай Сам Свою Работу на 5

Рефлексивное управление – путь к гражданскому обществу





Грамотным людям, в комплексе изучающим информационные взаимодействия во властных структурах, становится все более ясным, что борьба с любыми видами терроризма силовыми методами обречена на провал. Это касается любого вида террора – религиозного, политического, экономического и т.п. Террор может быть побежден только тогда, когда в самом обществе террористам будет трудно появиться, как насекомым в чистой квартире.

Общество, отторгающее нечестных и криминальных людей, называют теперь гражданским. Оно должно быть самоорганизующимся, независимым от власти и способным себя защитить, несмотря на произвол коррумпированных силовых государственных структур. Для России сейчас это самая трудная проблема. Но в истории есть положительные примеры ее разрешения, например, в США XIX – начала XX века. Там шерифы, избранные народом, организовывали его самозащиту.

Эффективная самоорганизация гражданского общества – главным образом психологическая проблема. Решение ее находится на стыке двух типов поведения – реактивного и рефлексивного. В первом случае каждый индивид, как щепка в потоке информации, «болтается» на его поверхности под влиянием любых возмущений. Такое «реактивное» общество – это те самые народные массы, или толпа, чернь, способная на любые непредсказуемые действия. Как в стае птиц или стаде животных, люди оказываются рабами ситуации и произвола власть имущих. Качество народа, если его условно измерять неким индексом стабильности, может быть представлено нормальным законом распределения (рис. 3.3). Риск взрывов β в реактивном обществе весьма велик.



В современную эпоху общество остро нуждается в рефлексивном управлении, когда личность не плывет безвольно в информационном потоке, а как бы «парит» над ним, имея возможность управлять и собой, и обществом. В гомеостатической модели рефлексивного управления, разработанной проф. A.M. Степановым, мы имеем два блока: блок «я» и блок «среда». Между ними находится «сумматор», который подает информацию о поведении общества на некий акцептор действия (рис. 3.4). В данной модели имеется также управляющий блок подстройки и четыре информационных «вентиля» на входах и выходах блоков «я» и «среда». Поведение общества легко предсказуемо в рамках данной модели.



На рис. 3.4 показаны потоки информации внешней среды, которые формируют различные модели ее модусов в виде замкнутых циркулирующих траекторий, и потоки информации о состоянии внутренней среды, которые формируют в сознании человека модели «я». Модель внешней среды сложена из субмоделей различных структурно-организационных образований, таких, например, как: мир в целом, страна, общественное устройство, семья, работа, близкие друзья и товарищи, враги, оппоненты и т.п. Модели «я» тоже могут несколько отличаться друг от друга в зависимости от нахождения индивида в реальной обстановке, которая актуализирует ту или иную модель внешней среды. На уровне бессознательного, подсознания и сознания постоянно идет сравнение этих моделей на соответствие друг другу. Если противоречия в информации между моделями

Рис. 3.3. Примерные статистические распределения f(x) человеческих качеств (менталитета х) в рамках разных общественных конфигураций:

α – вероятность положительного менталитета, добрых качеств; β – риск появления деструктивных характеров.

В зависимости от соотношения вероятностей реактивного или рефлексивного поведения имеем следующие ситуации: αтоталитарные режимы, α=β, дисперсия качеств мала; б – нестабильное криминализированное общество, β››α, велико число лиц с девиантным поведением; в – гражданское общество, α»β, преобладает рефлексивное поведение, позволяющее поддерживать высокие моральные принципы в условиях самоорганизации



внешней и внутренней среды не превышают определенных значений, то личность адаптивна к внешней среде. В противном случае острота противоречия возрастает тем больше, чем сильнее противоречия. На определенной высоте остроты противоречия происходит разрыв рефлексии собственного «я» с соответствующей субмоделью внешней среды и начинается поиск ее заместителя. Это могут быть различные субкультурные образования типа тоталитарных сект, клубов по интересам, другие личности, наркотики, алкоголь и т.п. На схеме показаны обратные связи, которые имеют вентили В1 – В4. Рассмотрим крайние варианты работы схемы, например, когда замкнуты вентили-ключи В2 и В3 и разомкнуты В1 и В4 В этом случае человек не может влиять через свое поведение на изменение внешней среды (социум), но социум при этом устанавливает свои критерии подстройки противоречий между осозна


ванием своего «я» и соответствующей актуализированной моделью внешней среды. В этом случае жизнедеятельность человека осуществляется реактивным способом. И напротив, при замкнутых вентилях В1 и В4 и разомкнутых В2 и В3 для человека характерен рефлексивный способ жизнедеятельности (по СЛ. Рубинштейну). Кроме этих крайних жестких вариантов могут возникать различные промежуточные состояния, когда вентили находятся в разной степени открытости–закрытости.

Соотнесенность моделей «я» и различных субмоделей внешнего мира порождает психологическое восприятие множественности «я».

Эта схема может продуктивно использоваться в исследованиях рефлексивных процессов жизнедеятельности, конфликтных ситуаций личности и пр.

 

 

5. Наука, Интернет и планетарная экоэтика

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.