История развития понятия информации
Определение понятия информации до сих пор вызывает в науке дискуссии. Например, в своей работе «Современный рационализм» (1995) видный ученый акад. Н.Н. Моисеев говорит, что, несмотря на важнейшее значение, которое имеет информация в описании общего развития материи, он не может согласиться с мнением тех ученых, которые считают информацию всеобщим свойством материального мира. Причин тому, по мнению Моисеева, несколько.
Во-первых, для этого нет достаточно убедительных экспериментальных оснований.
Во-вторых, строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может; это понятие чересчур широко.
В-третьих, понятие информации в некотором смысле историческое. Необходимость его введения возникает лишь при описании поздних этапов развития материального мира, когда в нем зарождается жизнь. То есть тогда, когда мы начинаем изучать объекты, способные к целенаправленным действиям. Именно такие системы порождают необходимость в использовании термина «информация», без которого нельзя описать процедуры принятия решений.
Во всех остальных случаях, в том числе и при описании процессов в неживой природе, можно обойтись без термина «информация» – для этого достаточно языка физики и химии.
Нельзя не согласиться с Н.Н. Моисеевым, если говорить о прикладной информации, но в общем плане, при сравнении между собой косных и живых систем, без понятия информации, пожалуй, не обойтись. Анализ разных взглядов в отношении информации подробно представлен в книге Р.Ф. Абдеева «Философия информационной цивилизации» (1993).
Полвека тому назад основатель кибернетики Н. Винер в книге «Кибернетика и общество» (1958) дал весьма своеобразное толкование: информация – это не материя и не энергия, а именно информация. Тем самым Винер поставил информацию в один ряд с энергией и материей, предопределив ее фундаментальность как мировоззренческой категории.
В развиваемой концепции IEV-пространства и био-энергоинформатики мы рассматриваем информацию как фундаментальное проявление Универсума наряду с материей-энергией и объединяющим их всех Смыслом. Соответственно с указанными основными проявлениями Универсума можно говорить о различных пространствах взаимодействий (рис. 6.5). Здесь мы имеем как бы три сферы: внутреннюю – семантическое пространство смысла, или, в религии, Дух; среднюю сферу – информационно-энергетическое пространство с программой-алгоритмом развития, в религии – Логос; внешнюю сферу – геометрическое пространство-время, банк данных обо всем сущем – Абсолют. Эти пространства как бы взаимно проникают друг в друга, хотя свойства каждого из них весьма различны. Заметим, кстати, что понятие христианской троицы: Бог Отец – Бог Сын – Бог Святой Дух, здесь не противоречит некой научно-эзотерической троице: Абсолют – Логос – Дух.
Таким образом, в мировоззренческом плане можно полагать три взаимопроникающих проявления Универсума: IEV-пространство витальности, семантическое (смысловое) пространство и геометрическое пространство-время.
До середины XX века, т.е. в докибернетический период, информацию рассматривали в основном как сообщение (Р. Хартли, 1928; К. Шеннон, 1948, и др.)
Затем, особенно в последние десятилетия, понятие информации углубилось. В зависимости от области знаний появились разные определения: информация – это коммуникация и связь, устраняющие неопределенность (К. Шеннон); информация – отрицательная энтропия (Л. Бриллюэн, 1960); информация – мера структурного разнообразия (Р. Эшби, 1959). Имеются и другие определения: информация как оригинальность, новизна, мера сложности, вероятность выбора, обоснование решения... Отметим установившееся в современной литературе определение, предложенное А.Д. Урсулом в книге «Природа информации» (1968), а затем подтвержденное Н.Т. Петровичем (см.: Люди и биты..., 1986) и другими авторами: информация – это отраженное разнообразие мира. Последнее определение является в основном гносеологическим (связанным с процессом познания), без акцента внимания на онтологической (объективно сущей) характеристике информации как таковой.
Рис. 6.5. Условная схема проявлений Универсума
3.2. Определение понятия информации
Анализ приведенных выше соображений, а также концепции биоэнергоинформатики и номогенеза позволяют нам предложить следующий вариант определения.
Напомним еще раз, что информация – это структурно-смысловое разнообразие и свобода его выбора.
Описанные выше мероны номогенеза являются как бы информационными ячейками на ступенях эволюции. Принятие IEV-модели номогенеза заставляет нас уточнить понятие информации в плане ее проявленности на вещественном уровне. При этом мы исходим из постулата, что каждому вещественному явлению соответствует некоторая информация. В то же время любому неслучайному событию должна предшествовать информация о нем. Это непроявленная информация, например некий закодированный мыслеобраз, или, по-инженерному, проект.
В то же время проявленная в вещественном мире информация может быть отраженной (без изменения) или отображенной – с изменением ее структуры и смысла в результате каких-то информационно-энергетических взаимодействий. Участвуя в этих взаимодействиях, т.е. отображаясь ими, информация сама может стать творящей.
Сразу оговоримся, что простейшая количественная оценка информации в битах вряд ли может исчерпать все ее характеристики. В то же время все, что есть на экране телевизора и в компьютере, мы можем оценить битами, и других единиц измерения информации пока нет. Поэтому будем в дальнейшем использовать битовую оценку информации, учитывая ее ограниченность, особенно для живых систем.
Данное общенаучное определение мы полагаем достаточно содержательным и полным, поскольку оно включает основные функциональные элементы понятия информации. В частности, понятие разнообразия (различия) является философской категорией, отражающей эволюционные свойства материи; понятие Смысла связано с интеллектуальной и духовной ценностью информации. Структурность соответствует уровню организации, а также степени упорядоченности, или негэнтро-пийности, систем.
Характер реализации информации нуждается в дополнительных пояснениях.
Непроявленная информация – это информация «в потенциале», в закодированном виде, как бы «до востребования», смысл которой скрыт от человеческого сознания. Она присуща априори всем элементам Мира как его разворачивающийся потенциальный уровень (потенциальное Бытие). Непроявленную информацию в тонком мире для наблюдателя из вещественного мира можно называть мнимой информацией. Напомним, однако, что понятие мнимости в физике применительно к энергии и массе предложил еще А. Эйнштейн, а затем его развили Я.П. Терлецкий (1973) и Г.И. Шипов (1996). Расширение понятия мнимости применительно к информации нам кажется уместным.
Для наглядности заметим, что в компьютере, например, непроявленная информация содержится на запоминающих устройствах любой конструкции (жесткий диск, диск CD-ROM, дискета и т.д.)
Проявленной информацией будем считать информацию, присущую всем формам материального существования – актуального Бытия.
В компьютере, например, проявленная информация – это изображение на дисплее или «распечатка».
Отображенная информация предполагает объект восприятия, т.е. наличие информационного или информационно-энергетического взаимодействия. Она может рассматриваться уже как элемент сознания, в том числе и сознания человека.
Применительно к компьютерной практике отображенная информация связана с ее получением адресатом.
Творящей мы можем назвать информацию, стимулирующую процесс творчества во всех его проявлениях в природе.
Творящую информацию, в качестве ее высшей формы, вполне логично рассматривать как активное сознание. В то же время сознание можно представить как способность сложных систем к информационным (или информационно-энергетическим) взаимодействиям. Отсюда следует, что любые живые и даже косные системы могут в той или иной мере обладать сознанием. Однако решетка кристаллов, например, строится по четкому алгоритму, который сам кристалл изменить не может. А живые клетки и системы имеют дополнительные степени свободы для собственной самоорганизации. Этим структура информации-сознания живого кардинально отличается от структуры информации в косном веществе.
Приведя вместо одного серию определений, мы как бы подтверждаем слова Н.Н. Моисеева о невозможности единственного определения термина информации.
Заметим, что в психологии важно учитывать роль информации как способа описания взаимодействия. Например, информация рассматривается не как сообщение, а как соотношение между сообщением и потребителем, личностью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|