Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОДРОСТКОВОМУ.

Мелешенкова И.П., ЮУрГУ

 

Гармоничное развитие личности ребенка возможно только при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека.

Ключевым для педагогов и психологов, работающих в системе образования, является понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Психическое здоровье не имеет пока классического определения. Вместе с тем накопленные исследования и анализ многочисленных определений позволяют считать, что психическое здоровье – это динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоничная взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакции на окружающие социальные, биологические, психические и физические условия, благодаря способности человека самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросреде.

Таким образом, психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.

В докладах Комитета экспертов ВОЗ по проблемам охраны здоровья детей и подростков [9] отмечается заметное распространение нервно–психических расстройств среди детей и подростков: если в 30-х годах было выявлено 22–30 случаев неврозов на 1000 детей, то по данным 1979 года невротические и неврозоподобные состояния составляли уже 63 случая. Косвенным, но очень тревожным подтверждением роста нервно-психических нарушений у подростков служит резко возросшая в последние годы частота самоубийств среди них. Как считают специалисты, употребление наркотиков – это, на первом этапе, чаще всего реакция подростка на стресс. Несмотря на все эти тревожные факты, систематических эпидемиологических исследований и анализа нервно-психической патологии в мировом масштабе по существу еще не проводилось. Данные о распространенности различных нарушений в психике детей и подростков весьма неполны и противоречивы, что объясняется чрезвычайной сложностью детской психики, ее высочайшей пластичностью и динамичностью наряду с повышенной сенситивностью.

Еще в 1985 году в сборнике трудов ученых Института гигиены детей и подростков [9] указывалось на настоятельную необходимость получения сведений о распространенности различных форм нервно-психических расстройств среди детей и подростков, что «могут дать только сплошные и повторные исследования массивных контингентов. Это важно не только в научном, но и в практическом отношении для ранней терапии и действенной профилактики стойких нарушений. В подростковом возрасте – корни здоровья взрослых». Тогда же планировались широкие исследования комиссиями ВОЗ и МЗ СССР с целью анализа этиологии, клинической структуры и эпидемиологии пограничных нервно–психических нарушений, в том числе – аномалий развития личности.

Можно предположить, что эти планы не были осуществлены или осуществлены лишь в очень ограниченных масштабах, исходя из того, что последующий исторический период был связан с развалом СССР и обнищанием науки, а также сферы образования и здравоохранения в нашей стране.

Школьные психологи, например, появились в школах г. Челябинска только 5–6 лет назад, их деятельность во многом обусловлена общеобразовательными потребностями школы и направлена в основном на изучение интеллектуальных способностей детей. Необходимость в более глубоком изучении личности щкольника возникает, как правило, только при его зачислении в категорию «трудных» или в случае конфликтных ситуаций.

Школа как социальный институт оказывает огромное влияние на формирование личности школьника. Здесь он получает образование, осваивая начала многих наук, а также некоторых профессий. При этом развиваются его интеллектуальные способности, определяются профессиональные интересы. В общении со сверстниками и учителями он приобретает навыки межличностных и социальных отношений. Школа дает выпускнику «путевку в жизнь», документ об образовании, что накладывает особую ответственность на всех участников образовательного процесса.

Школа как составная часть системы образования является также одним из элементов общественной и экономической жизни нашего государства. Таким образом, опосредованно, через школьную жизнь, школьник-подросток вступает во взаимодействие со всем нашим обществом, которое, в свою очередь, переживает затяжной кризис.

Исходя из выше сказанного, в настоящее время имеется острая потребность в изучении состояния психики современного школьника, особенностей развития его личности в условиях социально-психологического кризиса.

В предыдущих наших работах [4-8] основное внимание было уделено особенностям протекания подросткового кризиса и формирования личности подростка в нестабильных условиях современной российской действительности. Было показано, что значительная часть подростков (84% девочек и 53% мальчиков) являются группой риска для возникновения неврозов.

Логично было отнести эту нестабильность психоэмоциональной сферы подростков, а именно: повышенную тревожность, агрессивность, большое количество страхов, к проявлениям подросткового кризиса. В то же время возник вопрос, какова же ситуация у младших школьников, какие тенденции можно выявить у них. Специалисты утверждают, что корни неврозов закладываются еще в ранние годы жизни, а затем лишь проявляются в полной мере, особенно в подростковом возрасте.

Для исследования были выбраны учащиеся трех классов МОУ ”Средняя школа №5” г. Челябинска (два первых и один второй классы), т.к. именно в этой школе ранее изучались большие группы учащихся 5-11 классов. В исследовании участвовали 98 учащихся, из них 42 девочки и 56 мальчиков в возрасте 8-9 лет. Для изучения их психоэмоциональной сферы были использованы следующие тесты: “ Возрастные страхи” в редакции А.И.Захарова [3], “Шкала явной тревожности CMAS”, «Неоконченные предложения» и проективная методика «Несуществующее животное». Эти тесты дополняют друг друга и позволяют выявить детей с отклонениями в эмоциональной сфере, а также негативные тенденции: страхи, тревожность, защитные тенденции, агрессию и другие на бессознательном уровне.

Таблица 1. Наличие негативных тенденций (показатели выше нормы)

у младших школьников.

  Возрастные страхи Явная тревожность На бессознательном уровне Наличие 2-х факторов выше нормы
  Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Мальчики
Девочки
Всего

 

 

В таблице 1 показано общее количество и % детей, имеющих показатели выше нормы по тестам: «Возрастные страхи» - количество более 14, «Шкала явной тревожности» - повышенную тревожность (7-10 стен), а в рисунке на тему «Несуществующее животное» - тенденции защиты, тревожности или агрессии. Также указано количество детей, имеющих превышение нормы по двум первым тестам одновременно.

В нашей работе [8] мы относили в группу риска для возникновения неврозов, согласно характеристике первого этапа развития неврозов, предложенной В.И.Гарбузовым [1,2], тех детей, у которых хотя бы один указанный показатель выше нормы. Было показано также, что количество возрастных страхов очень хорошо коррелирует с показателями тревожности, т.к. они имеют одну природу. Исходя из этого, группа риска детей, имеющих повышенную тревожность, составляет 47% от общего количества младших школьников (38% у мальчиков и 57% у девочек). Группа риска детей, имеющих два повышенных фактора - явную тревожность и количество возрастных страхов, составляет 27% от обшего количества (23% у мальчиков и 30% у девочек). Эти дети имеют уже достаточно большую предрасположенность к неврозам.

Проективный тест “Несуществующее животное” дает значительную инфрормацию о состоянии бессознательного уровня психики детей и выявляет тенденции тревожности, защиты и агрессивности, выраженные в разной степени. В нем, как показано в наших предыдущих исследованиях [7,8], наиболее ярко проявляются неосознанные тревога и страхи у мальчиков, т. к. мужской тип воспитания в большой мере способствует вытеснению страхов на бессознательный уровень. В рисунках мальчиков также ярко проявляется их вытесненная агрессивность.

Метод “Неоконченные предложения “ выявил отношение учащихся к школе, учителю и к некоторым школьным ситуациям. Дети показали в подавляющем большинстве позитивное отношение к школе и своему учителю. Но в ситуации, когда они получают оценку “2”, только единицы находили позитивный выход: они исправляют эту оценку или советуются с родителями. Большинство детей испытывают страх или другие негативные эмоции, прежде всего – перед родителями. При ответе у доски 40% детей испытывают волнение. Это говорит о том, что в целом школьная жизнь младшими школьниками воспринимается позитивно, у них есть интерес к учебе, они радуются встрече с учителем, но у них вырабатывается устойчивый страх к своим неудачам в учебе. Можно предположить, что родители прежде всего предъявляют требования к учебе детей и, в гораздо меньшей степени, оказывают им реальную учебную или психологическую поддержку. Такой стиль поведения родителей также способствует повышению тревожности детей.

Все приведенные выше цифры и факты хорошо соотносятся с некоторыми особенностями, выявленными для подросткового кризиса, и позволяют их распространить и на младших школьников:

Чувствительность к угрожающим факторам и тревожность для девочек младшего школьного возраста значительно выше, чем у мальчиков.

Соответственно группа риска для возникновения неврозов у девочек больше, чем у мальчиков.

На бессознательном уровне у мальчиков часто одновременно представлены как тенденции тревожности, страха, так и агрессии, что характеризует противоречивое состояние психики, приводит к ее неустойчивости, способствует возникновению неврозов.

Младшие школьники имеют преимущественно позитивное отношение к школьной жизни, негативные ответы составили 25% всего количества и касались, в основном, ситуаций оценки их учебы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте имеют продолжение и дальнейшее развитие такие негативные тенденции в психике ребенка как повышенные тревожность, страхи и агрессивность, которые уже представлены у значительной части младших школьников. Причем 27% учащихся 8-9 лет являются ярко выраженной группой риска как для возникновения неврозов, так и различных соматических заболеваний, к которым приводит перегрузка психоэмоциональной сферы детей. С родителями всех этих детей были проведены индивидуальные консультации. Родители подтвердили неблагополучную ситуацию с их ребенком и обозначили факторы, которые могли способствовать ее возникновению. Перечень их достаточно обширен, и все они относятся к периоду раннего детства. К сожалению, у большинства родителей не сформировано четкого понимания опасности выше названных негативных явлений в психике ребенка и необходимости оказания целенаправленной психологической помощи детям на всех этапах их развития. Это уже вопрос повышения общей психологической культуры взрослых и детей.

 

Литература:

1. Гарбузов В. И. К вопросу об особенностях невроза навязчивых состояний у детей и подростков. - В кн.: Психические заболевания. - Л., 1970, С. 190-194.

2. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - М.: Медицина, 1977.

3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М.: Медицина, 1988.

4. Мелешенкова И.П. Возможности профессиональной самореализации выпускников школы. Психотехнологии в социальной работе. Вып.6. Под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ,2001, С. 124 – 128.

5. Мелешенкова И.П. Исследование дифференциальных особенностей старших подростков. Влияние общественных организаций на развитие взаимодействия личности и общества. Сб. докл. регион. научно-практич. конф. под ред. Албеговой И.Ф. – Ярославль: ЯрОО "ЦПНО", 2000, С. 169-176.

6. Мелешенкова И.П., Козлов В.В. Структура и феноменология детских страхов // Социальная психология - XXI век. Т. 2. - Ярославль: МАПН, 1999, С. 81.

7. Мелешенкова И.П., Козлов В.В. Характерологические особенности подросткового кризиса. Психотерапия в социальной работе. Вып. 5. Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000, С. 169-176.

8. Мелешенкова И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса. Автореф. дис. – Ярославль, 2001.

9. Психическое здоровье народов мира в 20 веке. - М.: ВНИИМИ, 1984.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Морозова С.В., ЮУрГУ

Каждая профессия предъявляет определенные требования ко всему комплексу личностных качеств работника, особое место среди которых принадлежит свойствам темперамента. Индивидуальные особенности темперамента в определенной степени предопределяют профессиональную пригодность к какой-либо сфере деятельности и успешность в ней. Наиболее сложные вопросы в решении проблемы взаимосвязи типа темперамента и успешности профессиональной деятельности изучались В.С.Мерлиным, С.Л.Рубинштейном, В.М.Русаловым, Я.Стреляу, Б.М.Тепловым, Е.А.Климовым, А.И.Щебетенко и другими [1,3,5]. В.П.Мерлин (конец 50-х гг.) стремился разрешить две основные проблемы психологии личности. Первая – это вопрос о психологической сущности темперамента. Вторая – это вопрос о связи темперамента и отношений личности, так как не только изучение темперамента, но и связь темперамента и личности является важным вопросом в психологии [2,3]. Проблемы взаимосвязи темперамента и профнаправленности студентов, их стиля деятельности выбора личностью жизненного пути в школе Мерлина изучались достаточно широко (Вяткин Б.А. , Щукин М.Р., Андрос О.Я., Исмагилова А.Г. и др.) Формирование профессиональных склонностей определяются, как внешними социальными условиями (престиж профессии, образ профессии), так и индивидуальными свойствами личности, среди которых важное место занимают психодинамические свойства. При изменяющихся социальных условиях может меняться характер взаимосвязей профессиональных склонностей и индивидуальных свойств личности. Именно поэтому изучение этих взаимодействий в новых социальных условиях и определяют активность темперамента.

Актуальность данной темы связана с изменениями взглядов общества на личность, на его роль в производстве, политике, экологии. Новая управленческая парадигма ставит на первое место в экономике «человеческий фактор», а это требует новых методов управления человеческими ресурсами, раскрытия и более полного использования человеческого потенциала, что в свою очередь, повышает роль психологических знаний об индивидуальности человека.

В настоящее время в современных условиях сама профессиональная деятельность требует определенного стиля деятельности, а стиль зависит от определенных склонностей и определенных требований к профессии, к темпераменту. Профессиональная направленность личности студента является предпосылкой эффективного овладения и осуществления профессиональной деятельности. Развитие профессиональной направленности должно осуществляться на всех этапах обучения [7] (ориентация старшеклассников на профессию, в период обучения студентов в вузах.. [] Исследование профнаправленности абитуриентов проводились в 1987 г. в ЧПИ и успешно. В них установлено, что степень выраженности профессиональных интересов абитуриентов поступающих на разные специальности зависит от популярности и престижности профессии, а также установлены различия по свойствам темперамента у студентов в зависимости от факультета. Это является косвенным подтверждением мысли о взаимосвязи темперамента и профессиональных склонностей.

Отдавая должное индивидуальным склонностям, обусловленным врожденными чертами личности, нельзя упускать и того, что в современном обществе удовлетворенность человека своей профессией зависит не только от самого процесса труда, но и от внешних существенных моментов – престижа профессии, оказывающее огромное влияние на работающего или претендента… Престиж профессии, несомненно, играет большую роль и в выборе деятельности. Нельзя исключить, что в некоторых случаях профессия может совершенно не удовлетворять человека, не соответствовать его индивидуальным данным, тем не менее для него останется притягательным ее престиж [4].

В настоящее время появилась тенденция выбора престижных профессий, где мотив выбора, - престиж, а не учет своих возможностей, и следовательно, возрастает количество студентов обучающихся «не на своем месте». Т.к. студенты могут учиться на контрактной основе, то может преобладать мотив получения диплома, а не степень профессиональных интересов, что затрудняет подготовку специалистов и снижает личностную и эмоциональную удовлетворенность.

Таким образом, практическая значимость изучения взаимосвязи профнаправленности и личностных характеристик заключаются в решении проблемы наиболее успешной адаптации молодежи к профессиональному образованию.

Задачи исследования:

Сравнить направленность и степень сформированности профессиональных интересов у студентов разных специальностей, как показатель осознанности профессионального выбора;

выявить различия в психодинамических характеристиках студентов разных специальностей, как показатель энергодинамических возможностей субъекта деятельности;

определить характер взаимосвязей психодинамических свойств и профнаправленности личности с точки зрения интегральной индивидуальности.

 

Объект исследования: студенты приборостроительного (ПС) факультета 4 курса (n=86 чел) и студенты 4 курса факультета учителей начальных классов (УНК) педагогического университета, будущие педагоги (n=83 чел).

Необходимо подчеркнуть, что деятельность будущих инженеров связана с математическим моделированием информационных систем, цифровой обработкой, компьютерной графикой и т.д.

 

Предмет исследования: различия в характере профнаправленности интересов и структуре взаимосвязей между формально-динамическими свойствами и профессиональными интересами студентов разных специальностей.

 

Методы и методики. Для определения профессиональной направленности были выбраны две методики: ОПГ (опросник профессиональной готовности) Кабардовой.

Для определения психодинамических свойств использовался опросник В.М.Русалова (ОФДСИ), в котором 12 формально-димических свойств индивидульности: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной [8]

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.