Сделай Сам Свою Работу на 5

Янченко Л.Н., (Иркутск), Козлов В.В.(Ярославль)





 

Прогресс мировой цивилизации не избавил человечество от массового насилия, более того, с появлением мощных современных технологий, агрессия представляет серьезную угрозу уже не только существованию человеческого вида, но и сохранению жизни на планете. Что движет воином-камикадзе, когда во имя высшей цели он приносит в жертву себя и еще сотни людей? Какова природа агрессивности и насилия человека?

Для того чтобы рассмотреть трансперсональный взгляд на источники агрессии, необходимо проанализировать уже сложившиеся в академической психологии ответы на вопросы относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.

В современной науке, с одной стороны, имеются биологические данные о существовании механизмов, участвующих в агрессивном поведении, а с другой стороны – результаты исследований говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности.

Самое раннее и возможно наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому подходу агрессия возникает, потому что человеческие чувства генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия.



Психоаналитический подход.

Следуя предложенному З. Фрейдом разделению личности на ее составные части – «Я», «Оно» и «Сверх-Я», А. Фрейд прослеживает развитие этих составляющих личности в детстве.

Развитие «Оно» или инстинктивной, врожденной, бессознательной психической составляющей, разделяется ею на сексуальное развитие энергии либидо и на развитие агрессивности.

А. Фрейд утверждает, что агрессивность, если она вступает в нормальные взаимоотношения с либидо, влияют на социализацию ребенка не сдерживающе, а побуждающе. Только там, где смешение между либидо и агрессивностью не происходит или где позднее происходит их расслоение, агрессивность в качестве чистой агрессивности и антисоциальной тенденции становится угрозой социального поведения (5).

Другой представитель психоанализа Э.Фромм показывает необходимость различать у человека два совершенно разных вида агрессии. Первый вид, общий и для человека, и для животных, - это оборонительная, «доброкачественная» агрессия служит делу выживания индивида и рода; она имеет биологические формы проявления, и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению, и не имеет никакой цели. Если доброкачественная агрессия основана на инстинктивном влечении, то «деструктивность и жестокость – не инстинктивные влечения, а страсти, которые корнями уходят в целостную структуру человеческого бытия» (13). Фромм подчеркивает, что человеческие страсти коренятся в характере, и соответствуют экзистенциальным потребностям человека, которые определяются специфическими особенностями его существования. Инстинкт же – это ответ на физиологические потребности.



Бихевиористическое направление. Этот подход к проблеме агрессивности ориентирован в большей степени на парадигму инструментального обусловливания, причем центральное место отводится научению путем наблюдения за образцом. А.Бандура полагает, что если воспитатели ребенка проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за агрессивность, это уменьшит проявления агрессивности у ребенка. Таким образом, агрессивность – продукт обучения. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека (1).



Согласно фрустрационной теории агрессии возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности (Доллард, Берковиц).

Другой представитель поведенческого подхода А. Басс определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения, и вводит понятие атаки – акта, доставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую.

Гуманистическое направление.

Основная тема гуманистической психологии – это использование внутреннего опыта для исследования и изменения личности. Стремление к актуализации является основным в поведении человека. Оптимально актуализируясь, человек полноценно и насыщенно живет в каждый момент своей жизни.

Таким образом, агрессия является результатом конфликта между собственными ценностями личности и внешними ценностями (нарушение конгруэнтности).

К.Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и другие исследуют, и объясняют проявления агрессии в соответствии со своими основными положениями.

А. Маслоу дал обстоятельный анализ проблемы, является ли агрессивность инстинктивной. На основании данных зоопсихологии, детской психологии и антропологии он пришел к выводу о необоснованности теорий предопределенности деструктивности (а значит, и агрессивности) природным инстинктом. Маслоу утверждал, что она не инстинкт, но инстинктоидна, т.е. подобна инстинкту, имеет некоторую природную основу.

К.Роджерс (8), рассматривая человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора. Это ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующий представлению человека о самом себе.

В. Франкл, представитель экзистенционального направления, считает, что человеку присущи разные, в том числе и негативные импульсы. Но свобода человека как личности выражается и в достаточной свободе относительно собственных влечений. Человек обладает влечениями, но не влечения владеют им. Иначе говоря, не следует отрицать наличие агрессивных импульсов, но необходимо видеть принципиальную разницу между агрессивными импульсами, агрессивным импульсивным поведением и свободным (зрелым) поведением личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения от собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Ибо в этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби

Трансперсональный подход недаром считается «четвертой силой» после психоанализа, бихевиоризма и гуманистического направления, он включает в себя все остальные области личностной психологии и, затем добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта (4).

С. Гроф является выдающимся исследователем и основателем трансперсональной психологии. Изучения необычных состояний сознания для понимания природы эмоциональных и психосоматических расстройств, с помощью ЛСД-терапии и метода холотропного дыхания, позволили расширить картографию человеческого сознания, добавив перинатальный и трансперсональный уровни. Если в психоделической терапии необычные состояния сознания вызываются химическими средствами, то в холотропной терапии, разработанной Грофом и его женой Кристиной, они стимулируются сочетанием учащенного дыхания, музыки и особой формы физических упражнений. Богатейший клинический материал, полученный в ходе исследования холотропных состояний сознания, показывает, что человеческая агрессивность, как и множество других состояний, которые сегодня диагностируются как психозы, не могут быть адекватно объяснены исходя из проблем послеродового развития (4). Несомненно, травмы и расстройства, относящиеся к детству, являются важными источниками агрессии, но эта связь затрагивает данную проблему лишь поверхностно, углубленная внутренняя работа раскрывает то, что человеческое насилие коренится в травме биологического рождения.

С. Гроф считает, что из психодинамического материала, каким бы травматическим он ни был, нельзя получить адекватного объяснения таких серьезных и радикальных психопатологических явлений, как самоубийство, садомазохизм или беспорядочные импульсивные убийства. Последствия этих действий есть вопрос жизни и смерти, следовательно, силы, скрытые в их основе, должны быть такого же масштаба (3).

Эмпирические исследования показали, что развертывание перинатального процесса является мощной мотивационной силой, которая затем обуславливает широкий спектр человеческого поведения.

Агрессивность соотносится с процессом рождения, как реакция на чрезмерную физическую и эмоциональную боль, удушье и угрозу жизни. У ребенка, зажатого в узком пространстве родового канала, нет способа вывести поток эмоциональных и моторных импульсов, так как он не может двигаться, сопротивляться, выйти из ситуации. И этот огромный запас агрессивных импульсов и общего напряжения будет оставаться внутри организма в ожидании высвобождения, позднее он может послужить не только основой агрессивных импульсов, но и различных моторных явлений, которыми обычно сопровождаются многие психиатрические нарушения (2).

По мнению С. Грофа, агрессивность по большей части относится к травматическому материалу из детства и к другим биографическим факторам, что в основном согласуется с психоаналитической концепцией. Это обычно связано с повторным проживанием воспоминаний, касающихся помех в удовлетворении желаний безопасности у ребенка, с вытекающей отсюда фрустрацией. Конфликты вокруг достижения удовольствия в различных либидозных зонах, эмоциональная депривация и отвержение со стороны родителей, грубое телесное надругательство – вот самые типичные примеры таких ситуаций (2). Задействованность оральной и анальной зон, в процессе рождения, по-видимому, особенно значима с этой точки зрения.

Следовательно, детские переживания не являются первичными источниками агрессии, они только добавляются к уже существующему запасу перинатальной агрессивности, специфически окрашивая ее индивидуальные проявления.

Однако объяснения, учитывающие перинатальные истоки агрессии, с точки зрения трансперсональной психологии, не являются исчерпывающими. Глубочайшие корни человеческого насилия уходят далеко за пределы индивида – в трансперсональную сферу, которая охватывает: архитипические силы, действующие в глубинах человеческой психики; инкарнационную память; филогенетические матрицы, отражающие наше животное прошлое.

Выявляя глобальность проблемы, более глубокое изучение холотропных состояний обеспечивает и совершенно новые перспективы. Эмпирическая работа, достигающая перинатального и трансперсонального уровней, позволяет безопасно выразить огромные аспекты агрессивности, проработать их и преобразовать.

Таким образом, трансперсональная психология значительно расширила понимание природы, происхождения и динамики агрессивного поведения, что непосредственно сказывается на определении эффективных механизмов психотерапии и трансформации личности, а также на выборе психотерапевтических процессов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. Санкт-Петербург, 1998

2. Гроф С., За пределами мозга. – Москва, 200

3. Гроф С., Космическая игра. – Москва, 1994

4. Козлов В.В., В.Майков Основы трансперсональной психологии. – Москва, 2000

5. Обухов Я.Л., Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А.Фрейд, Российский психоаналитический вестник. 1993-94

6. Психосинтез и др. интегративные техники психотерапии. Москва, 1997

7. Раттер М. Помощь трудным детям. – Москва, 1999

8. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Эксмо-пресс,2000

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Москва, 1994

10. Уилбер К. Никаких границ. Москва, 1998

11. Фрейд З. Очерки психоанализа.

12. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. Москва, 1992

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Москва, 1994

 

ГЛАВА 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.