Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ НАИБОЛЬШЕЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ИДЕЙ И МЕТОДИК ТРЕНИНГА.





Жукова Н., ЯрГУ

Первоначальной фазой создания ситуации наибольшей восприимчивости тренинга является повышение заинтересованности в такого рода информации. Методик четко описывающий этот механизм автор данной статьй не нашла, существуют слабо разработанные методики начального этапа, а также смещение акцентов с целенаправленной деятельности тренера на групповую динамику. Считается, что с помощью групповых процессов произойдет повышение мотивированности участников к выполнению упражнений и активному участию в тренинговой работе. Каким же образом предполагается воздействие на групповую динамику?

Вполне понятно, что во время стадии "турнирных боев" при некоторой помощи тренера возможно формирование именно той групповой иерархии которая нужна тренеру. Деятельность тренера состоит в создании ситуации, когда участник тренинга прочувствовал бы необходимость развития собственной личности в данной области, или эффект лабиализации ( Л. А. Коростылева, Б. Д. Парыгин). Так называемый "немецкий" подход. Связывает данный автор этот момент с специальными усилиями тренера к тому, чтобы участник обязательно показал свою некомпетентность и совершил ошибку. Дальнейшее развитие событий представляется следующим образом: участник действительно прислушается к словам тренера и начнет действовать в соответствии с предлагаемыми тренером программами выполнения тех или иных действий.



Но так или иначе, но в каждом из этих случаев предполагается создание препятствий в первом этапе тренинга для участников, для того чтобы процесс передачи знаний и умений был более конкретным (т. е. на только что совершенных ошибках). Такой подход с одной стороны кажется действенным и просто реализуемым на практике, но с другой стороны в нем проявляется ограниченность тренингов с такой программой.

Сама суть такого тренинга за короткий срок научить человека новым навыками умениям. Для этого просто на отдельно взятом примере, только что произошедшего провала, объясняется, что в данном конкретном случае необходимо было делать.

Но есть и другой путь. Подача знаний и умений производится не через создание программы действий, а путем расширения поля сознания или сменой парадигм сознания. Глубинное осознание тех противоречий и ошибок накопившееся при решении этой проблемы не заканчивается обучением составления эффектной речи и манерой войти в аудиторию, а начинается с базового пересмотра позиций, с которых начиналось решение проблемы. Взгляд на проблему является поворотным пунктом в ее решении. Смена парадигм сознания может происходить двумя методами: инсайтным (в какой-то мере повторяющим скорость выше рассматриваемого подхода, но с более глубокими выводами) и более затяжным (через анализ поступающей информации и последовательного выбора другой стратегии решения задачи).



Второй подход примечателен тем, что не только для социально-психологического тренинга умений он применим. Это базовая схема изменений в сознании и переосмыслении собственной личности участника тренинга в данный момент. Переосмысление личности участника затрагивает не только подход к проблеме («как мне ее решить»), но и причины появления проблемы, коренящиеся в личности человека. И во втором подходе совершаются ошибки, и их тоже разбирают, но отличие в том, что выводы делают не только в плоскости "правильно \ неправильно", но и "насколько соответствуют твои действия твоим предполагаемым целям". Рассматривается не только отдельное действие, но и возможные предпосылки и последствия. Данная позиция противоречит принципу "здесь и теперь", но разделение непосредственных критических замечаний и существующих параллельно мыслей о прошлом и будущем у участника на мой взгляд есть объективная реальность. Особенностью подхода является более глубокие изменения в результате более осмысленного поведения и большего внимания к каждому проявлению индивидуальности участника. Естественно, существуют и общие места, места соприкосновения и внимания двух подходов.



Одним из таковых мест является эмоциональная сфера. Реакции этой сферы личностного восприятия вдохновляют своей быстротой, большой энергичностью и непременным ответом окружающих. Именно на эмоциональной сфере построено множество приемов и техник тренинга. В то же время энергию из этой сферы можно использовать различным образом и на привлечение внимания к своей тренинговой методике, и для анализа подобных проявлений с точки зрения представленной личности участника. Смысл возбуждения эмоциональной сферы и в создании условий (нужного психологического климата) и для дальнейшего возбуждения в когнитивной сфере. Наиболее болезненным воздействием в межличностном общении в тренинговой группе является негативная обратная связь, которая в может чувствительно воздействовать на самооценку. Многие знаменитые психологи указывали на значимость оценок окружающих для индивида. Восприятие себя может происходить через:

Восприятие себя идентификацию (различение) себя с другим.

Восприятие себя через восприятие себя другими. Значимость этого источника развития представления о самом себе подчеркивал Л. С. Выготский

: личность становится для себя тем, что она естьв себе, через то, что она представляет для других".

Восприятие себя через результаты собственной деятельности (Л. И. Божович, А. И. Липкина, М. И. Лисина).

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

Межличностная обратная связь выступает в основных трех ролевых позициях :

1) регулятором поведения человека(Грифин и Б.Паттон указывают на троякую роль обратной связи в отношении регуляции поведения

а)обратная связь может побуждать к изменению, б) быть указателем типа требующегося изменения, в)помогать человеку оценить попытку

применения нового поведения,

2)регулятор межличностных отношений,

3) источник самопознания.

Основываясь на этом кратком перечне ролевых позиций обратной связи и основных моментов восприятия себя, можно сделать дальнейший вывод, что для первого вида тренингов действительно необходимо специальное использование межличностной обратной связи как регулятора поведения человека. Для второго же вида существу

Таким образом я предлагаю разделить два принципиально отличных подхода к такой форме практических психологических занятий как тренинг.

1. Наращивание более эффективных тактических приемов, сухая констатация выверенных положений и их заучивание.

2. Путь смены парадигмы сознания, путь изменения структуры личности.

В данный момент констатировать можно лишь тот момент, что не смотря на близкие объекты и методы принципиальным отличием двух видов тренингов является не только глубина воздействия, но отличия в самой цели воздействия. Отличие в наработке навыков, без личностного роста (поведенческий подход), или изменение самого понимания проблемы и личностный рост, во время которого решение проблемы приходит не только из другого состояния, но и переосмысливается вся система ценностей, целей индивида. При такой констатации вопроса приходиться признать, что при столь глобальном вмешательстве (кроме ответственности психолога за привнесение другого образа действия, жизни и понимании индивида) существует проблема адекватности полученной новой системы перед той, которая в данный момент господствует в микросреде индивида. С другой стороны в первом типе тренингов происходит отчуждение навыков от личностного смысла индивида и вкладывание в его поведенческий аспект.

Смена парадигм сознания, инсайт понимания проблемы и собственной личности возможен, но столкнется с отторжением и всяческой защитой структуры самой личности. Существуют методы (ИИПТ в частности) для работы с индивидом не затрагивая (в идеале) ее личности. Расширение карты сознания также может привносить новые подходы через различные состояния. Групповой аспект этой работы позволит максимально закрепить приобретенные ценности.

Итак, отличие тренингов первого и второго пути следующие:

Наличие разработанной системы ценностей, как важнейших ориентиров в жизни и дальнейшей деятельности.

Приобретение поведенческих навыков без затрагивания структуры личности или с изменением самой личности.

Тактическое изменение поведение или изменение стратегии жизни.

И в качестве заключения хочется отметить такие модели, которые основаны на мощных теоретических разработках (К. Г. Юнг, С. Перлз, Р. Ассаджиоли), в которых привнесение мощных когнитивных компонентов приводит личность в состояние сходное со вторым видом тренинга.

 

Литература.

1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.

2. Кови Р. С. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 1998 г., 342 с.

3. Петровская Л. А. Компетентность в общении., Изд. Московского Университета., М., 1985 г., 198 с.

4. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1982 г., 112 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.