Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика акцентуированных черт характера: (А.Е. Личко)

1. Гипертивный - склонность к повышенному настроению, быстрая переключаемость с одного дела на другое, недисциплинированность. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонность к озорству. В происходящее вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. Зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенные, стремятся показать себя.

2. Лабильный - этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

3. Астеноневротический - этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

4. Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны с теми, кто им хорошо знаком. Разборчивы в выборе друзей. Обладают большой привязанностью к родителям.

5. Психастенический - эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонность к размышлению и рассуждению, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко бывает, что эти подростки сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью

6. Шизоидный - замкнутость, не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями, которые не всегда понятны для окружающих.



7. Циклоидный - характеризуется повышенной раздражительностью и склонность к апатии. Предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

8. Эпилептоидный - часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. Их черты - жесткость, себялюбие, властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе.

9. Истероидный - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарищей, когда другим выделяют больше внимания. Часто выступают в роли зачинщиков и заводил.

10. Неустойчивый - повышенная склонность и тяга к развлечениям, причем без разбора, а также к безделию и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный - подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное - «быть, как все». Ради своих интересов - предаст товарища, покинет в трудную минуту, но всегда найдет оправдание.


13. СПОСОБНОСТИ

Способности-это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Б.М. Теплов определяетспособности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя:

1) быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение);

2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

В структуре каждой способности можно выделить далеко не равноценные составляющие: ведущие и опорные (подчиненные) свойства. Например, в изобразительной деятельности ведущим свойством является художественное творческое воображение, а опорными - высокая природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы, а также сенсомоторные качества руки, образная память. В математических способностях ведущими свойствами являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мысли, а опорными - математическая память, объем внимания. Для педагогических способностей ведущим свойством является любовь к детям, а опорными - педагогический такт, наблюдательность, потребность в передаче знаний.

Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей (природное и приобретенное в способностях). Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

В отечественной психологии раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности - это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их. Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся: некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья; строение мозга; строение органов чувств (абсолютный слух); типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы); определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга; соотношение первой и второй сигнальных систем; генофонд (особенности структуры генов) и т.п.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки - это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки - не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3-4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева - практически гений в изобразительном искусстве - к 17 годам создала 10 тысяч оригинальных рисунков.

Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения - «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - в 65-67 лет.

Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.

Таким образом, любые способности будут развиваться не только на основе природных задатков, но и на основе определенных социальных структур, связанных с процессами воспитания и обучения (очень часто эти задатки называют приобретенными).

Виды способностей по их направленности можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, межличностные и предметно-деятельностные. Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность.

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях.

Межличностные способности - это способности к общению, взаимодействию с людьми.

Предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий - с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности.

Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность - это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях (художественная одаренность, музыкальная одаренность, литературная одаренность, техническая одаренность, спортивная одаренность, академическая одаренность).

Талант - это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении. Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха.

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту: внимательность, собранность, готовность к напряженной работе; потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие; быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных - единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин).

 

 

ОЩУЩЕНИЯ

Социальное бытие человека может быть эффективным и успешным при условии, если он располагает необходимой информацией об окружающем мире. Любое его действие должно быть так или иначе соотнесено со свойствами предмета, на который оно направлено. Именно поэтому в психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает такие процессы, как ощущение, воображение, внимание, память, мышление, воображение. Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающей действительности. Каждый из психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции, не сводимые к функциям других процессов. Все они являются частью единой системы – познавательной сферы личности.

Ощущение - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.

Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Например, ощущение тепла или холода является субъективным отражением температуры предмета, ощущение звука – отражением звуковых волн, ощущение сладкого – отражением определенного химического свойства предметов.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических пози­циях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энер­гии органов чувств». Специфическая энергия органов чувств — закон, согласно которому органы чувств не отражают воздей­ствия внешнего мира, а лишь получают извне толчки, возбуждающие их соб­ственную энергию. В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.

Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

В психологии конца XIX - начала XX в. сложилось представление, со­гласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение - пассивный процесс.

В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматрива­ются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в со­став каждого ощущения входит движение - иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его. Такие признаки предмета, как гладкость и шероховатость, величина и т.п., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется.

Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при распознавании сложного изображения).

Свойства ощущений:

Чувствительность - это способность нервной системы реагировать на сравнительно слабые раздражители: она очень индивидуальна, может изменяться в зависимости от ряда факторов - характера деятельности, возраста, состояния организма. Например, известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время, как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают большую чувствительность.

Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Абсолютная чувствительность характеризуется двумя порогами - нижним и верхним.

Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Верхний абсолютный порог - это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает болевые ощущения. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п. Разностный порог - наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы. Наличие порогов предохраняет нас, например, от информационной перегрузки.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Адаптация - приспособление к внешним условиям. При адаптации чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения. При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.

Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды. Например, адаптация к темноте. Человек, находящийся некоторое время в темной комнате, начинает видеть в темноте. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 минут. Если измерить чувствительность, то окажется, что она возрастает, причем сначала очень быстро, потом все медленнее и, наконец, устанавливается на определенном уровне.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения, чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин). Так, возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности: острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. При создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высокую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. В профессиональной деятельности часто возникает повышение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Это взаимодействие может протекать в двух формах: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида; 2) взаимодействие между ощущениями различных видов, например, освещение глаз делает слышимые звуки более громкими.

Синестезия - это возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Примером могут служить хорошо известные факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, особенно у музыкантов (у А.Н. Скрябина). Так, хорошо известно, высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие – как «темные».

В заключение следует обратить внимание на то, что практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.

Классификация ощущений:

А.Р. Лурия классифицировал ощущения по двум основным принципам: систематическому и генетическому, иначе говоря, по принципу модальности и по принципу сложности построения ощущений. Помимо названных, существуют промежуточные, или интермодальные, ощущения, например, восприятие резких запахов или резких вкусовых ощущений вызывает смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными.

Английский физиолог И. Шеррингтон в зависимости от функционального назначения ощущения выделил три основных класса ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Поэтому соответствующие им рецепторы расположены на поверхности тела. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и вибрационные ощущения.

На основе интероцептивных (органических) ощущений происходит ориентировка человека в собственном организме. Именно из них складывается физическое самочувствие. Они возникают при посредстве рецепторов, расположенных в различных внутренних органах: печени, сердце, желудке и т. д.

Проприоцептивные ощущения дают информацию о перемещении в пространстве тела человека или его отдельных частей: рук, ног, головы и элементов лица. Соответствующие им рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Проприоцепторы реагируют на их состояние (сокращение, расслабление, покой), что и позволяет человеку контролировать собственную двигательную активность.

Все экстероцептивные ощущения делят на дистантные, отражающие качества объектов, находящихся на расстоянии от органов чувств (зрительные, слуховые); контактные, которые вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение (формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, принадлежат данному предмету).

Наиболее древней является органическая, прежде всего - болевая, чувствительность, затем появились контактные, прежде всего тактильная, т.е. осязательная, формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), далее слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

По модальности (качеству) раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения - это ощущения цвета.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено, В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям, и отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные) ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба, - различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Например, чувствительность различных участков кожи различна. Наиболее чувствительны - кончик языка, кончики пальцев; наименее - кожа спины, шеи. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения - связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.

Кинестетические ощущения дают представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела. Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение, человек, точнее его мозг, постоянно получает сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он не может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении.

Осязание - это процесс сочетания кожных и двигательных ощущений. Осязанию, т.е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Например, ощущение твердости главным образом зависит от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него, а об этом мы судим по степени мышечного напряжения. Поэтому нельзя определить твердость или мягкость предмета без участия ощущений движения.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

 


ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие - это целостное психическое отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Так, человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм. Все что человек воспринимает, предстанет перед ним в виде целостных образов.

Но образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы, так и в пределах нескольких модальностей. Так, воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основное отличие восприятия от ощущения - это предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых вызывает ощущение. Но это не является простой суммой отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Восприятие - результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Восприятие включает двигательный (моторный) компонент в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания. Поэтому процесс в. рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Например, зрительное в. связано со зрительно-моторной координацией, слуховое в. начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровниперцептивного действия.

На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий. На высших стадиях развития в. взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.

Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. Характер исследования от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.

Процесс целенаправленного в. состоит из следующих перцептивных действий:

- поиск объекта;

- выделение наиболее характерных его признаков;

- опознание объекта, т. е. Отнесение его к определе



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.