Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура произвольного поведения





МОТИВ - ЦЕЛЬ - ПЛАН - РУЗУЛЬТАТ - РЕФЛЕСИЯ

Структура волевого поведения (волевого акта)!!!

Мотивация

Цель Постановка задачи План Реализация действий

 

Смыслообразование!!!

 

Таким образом, волевое поведение взаимосвязано с мотивационно-смысловой сферой человека.

При принятии решения и реализации действий возникает определенное эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие - это форма эмоционального стресса, которая мобилизует ресурсы человека, создает дополнительные мотивы к действию.

Проблема реализации волевого усилия состоит в преодолении внутренних барьеров и трудностей, что опять-таки невозможно без смыслообразовния.

Поэтому реализовать волевое усилие одержать победу над собой, а, следовательно, получить эмоциональное удовлетворение.


11. ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент-это устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий (или врожденная совокупность динамических проявлений психики индивида).

Идея и учение о темпераментах - одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, который дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы(слизи) и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь, «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.



Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют.

Меланхолический темперамент свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать.



Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч и несдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но не продолжительны.

Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Согласно физиологической теория И.П. Павлова типы темперамента зависят от типов нервной системы, соотносящимися с 3 характеристиками: силой-слабостью; уравновешенностью-неуравновешенностью; подвижностью-инертностью. Исходя из этого:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный;

Флегматик -сильный, уравновешенный, инертный;

Холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;

Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

В работах последователей И.П. Павлова при изучении нейрофизиологических основ темперамента и индивидуальных различий людей были уточнены и развиты представления о свойствах нервной системы человека.

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын считали непра­вомерным свести многообразие индивидуальных различий к четырем типам. Этими же исследователя­ми были открыты новые свойства нерв­ной системы: динамич­ность (от этого свойства зависит лег­кость, скорость образования временных нервных связей) и лабильность(от этого свойства зависит скорость возникновения и прекраще­ния нервного процесса).



Другой важный вопрос изучения темперамента -вопрос о соотношении биологических свойств человека, его орга­нической основы с психологическим «на­полнением» темперамента.

В работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мер­лина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предмет­но-содержательного и формально-динамического.

Предметно-содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического складывается в результате взаимодей­ствия человека с предметным миром, межличностного взаимо­действия, реализации деятельности и общения.

Формально-динамические характеристики психического со­ставляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (по И.П. Павлову).

Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека.Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические харак­теристики темперамента человека -общая психическая актив­ность и эмоциональность.

Основными показателями общей ак­тивности поведения человека являются темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, сила, выносливость, энергичность. Активность - это прежде всего динамико-энергическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаи­моотношениях с природным и социальным миром.

Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлитель­ность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную воз­будимость, эмоциональную устойчивость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха и печали). Эмоциональность - это формально-динами­ческая составляющая темперамента, выражающая знак или ха­рактер отношения человека к предметному миру, обществу и к себе.

Таким образом,темпераментможно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпера­менту. Так, В.М. Русалов выделяет семь таких критериев. Итак, темперамент:

1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (являет­ся независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2) характеризует меру динамического (энергического) на­пряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятель­ности;

3) универсален и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4) рано проявляется в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, те­лесной и т.д.);

7) является наследуемым.

Изучение в научной психологии темперамента имеет дли­тельную историю. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и противоречивого. Продолжают обсуждаться во­просы о самой возможности типологизации людей, о количе­стве человеческих типов, о соотношении типического и инди­видуального в человеке, о природных основах различий в по­ведении людей и т.д. Эти проблемы исследуются в антрополо­гии, в физиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии.

 


12. ХАРАКТЕР

Характер (с греческого «чеканка», «примета») - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, складывающихся и проявляющихся в жизнедеятельности человека, которые обуславливают типичные для него способы поведения.

Иначе говоря, характер проявляется в деятельности, в общении, в манере поведения. Поэтому характеризуя личность человека, мы говорим не только о том, что он делает, но и как он это делает. Таким образом, характер формирует индивидуальный стиль поведения. Зная характер человека легче прогнозировать его поведение в отдельных ситуациях, в том числе и в учебно-воспитательной работе.

Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Он также зависит от физиологических особенностей человека (прежде всего от типа нервной системы). Свойства темперамента накладывают отпечаток на проявления характера (они либо способствуют, либо противодействуют проявлению отдельных сторон характера).

Например:флегматику труднее сформировать у себя инициативность и решительность (по сравнению с холериком и сангвиником; меланхолик не может преодолеть робость и тревожность).

Вообще, существуют различные подходы к классификации черт характера, условно ихгруппируют следующим образом:

Черты характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе(к внешности, здоровью, статусу и т.д.):

- самообладание (или несдержанность);

- скромность (или высокомерие);

- альтруизм (или эгоизм);

- гордость, обидчивость, хвастливость и т.д.

Черты характера, в которых отражается отношение к другим людям(к родным, знакомым и незнакомым, к лицам другого пола, нации и т.д.):

- чуткость, доброта, отзывчивость, вежливость, общительность;

- высокомерие, зависть, властолюбие, жестокость, агрессивность, конфликтность.

Черты характера, которые выражают отношение к труду (работе), служебной (профессиональной) деятельности:

- трудолюбие, добросовестность, исполнительность, пунктуальность, организованность;

- пассивность, безответственность, леность.

Эти черты влияют на авторитет человека в коллективе, его социальный престиж (принятие или непринятие как профессионала).

Черты характера, в которых отражается отношение человека к материальным ценностям (вещам):

- аккуратность - небрежность;

- практичность - непрактичность;

- щедрость - скупость;

- добросовестность - халатность.

Зная общую совокупность черт характера, можно более точно охарактеризовать человека как личность. Иметь характер - значит заявить о себе и о своем отличии от других.

Говоря о типах характера, следует отметить, что в психологии нет четких типологий характера. Однако чаще всего чаще всего характер по типам определяют по Юнгу, Кречмеру, Шелдону.

К. Юнг ввел понятия:

экстраверсия - направленность на взаимодействие с внешним миром, импульсивность, общительность;

интроверсия - фиксация на внутреннем мире, замкнутость, затрудненность социальной адаптации, заторможенность движений.

Типологии Кречмера и Шелдона являются конституционными (по строению тела).

Кречмер «Строение тела и характер» выделил 3 главные типа:

- астенический (худой, тонкий);

- атлетический (сильное развитие скелета и мускулатуры);

- пикнический (средний рост, плотная фигура, большой живот, плотная шея).

Шелдон выделяет по телосложению (параметрам) следующие типы:

- эктоморфный (худой, вытянутый);

-мезоморфный (мускулистый, широкие плечи и грудь);

- эндоморфный (большой живот, вялые руки и ноги).

Этим типам телосложения свойственны 3 группы черт характера:

- астеническому, эктоморфному - церебротоникупреобладание деятельности высших нервных центров)свойственны сдержанность манер, скорость реакций, тревожность, скрытость чувств;

- атлетическому, мезоморфному - соматотику (преобладание двигательного аппарата) свойственны энергичность, храбрость, агрессивность, решительность, неустойчивость;

- пикнику, эндоморфному – висцеротонику (преобладание органов пищеварения) свойственны расслабленность, замедленность реакции, стабильность эмоций, бесхарактерность, мягкость.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера, достигает предельной величины и оказывается у крайней границе нормы - возникает акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера.

(Личко), (Леонгард), (Фромм).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.