Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы становления предмета психологии





СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

В научном употреблении термин «психология» впервые появился в 16 веке. Он образован от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (наука): переводя дословно, психология есть наука о душе.

Каждая наука независимо от того на каком этапе своего развития она находится, имеет собственный предмет исследования. С историческим развитием психологических знаний в частности и психологии как науки в целом происходят и принципиальные изменения во взглядах на предмет данной науки.

Начиная с 4 века до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки.

Этапы становления предмета психологии

I этап (донаучный) - психология как наука о душе(5 век до н.э. - 18 век).

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Первое философское учение о душе «анимизм» (дух, душа): у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. С помощью такого представления о душе древним ученым удавалось логично объяснять многие явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. Считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.



На смену анимизму приходит новое глобальное учение «атомистическое»: весь мир состоит из множества мельчайших, неделимых частиц - атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них - это атомы материального органа - души. Утверждалось, что атомы души живут вполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление, сновидения и др.

В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудах Аристотеля, а его трактат «О душе» можно рассматривать как одно из первых научно-психологических произведений.

В это же время зародилось альтернативное материалистическому учению - идеологическое объяснение душевных явлений-«идеализм» (Платон и его последователи): представлена классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (воля) и вожделение (мотивация). Каждый тип душевных явлений размещали в разных частях тела: разум - в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальными особенностями и соотносилось с социальным происхождением.



Основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился «дуализм»- учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа.

II этап - психология как наука осознании (возникает в 17 веке), ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук. Сознание понималось, как способность чувствовать, желать, мыслить.

Основным методом изучения считалось самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. С его именем связывают учение о том, что человек с рождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врожденных способностей, возможности их прижизненного развития.



В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии, применяющей экспериментальные методы исследования для объяснения психических явлений.

III этап - психология как наука о поведении (конец 19 - начало 20 века).

Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине 19 века.

Это связано с успехами медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души.

В середине 19 века появляется теория эволюции Ч.Дарвина, которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. В биологическом плане человек перестал быть существом особого рода; в его поведении обнаруживалось много общего с животными.

В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько: отрыв психологии от практики; тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования.

Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получило мощное направление бихевиоризм(американский ученый Джон Уотсон). Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

Бихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход в целом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика».

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (начало 20 века).

Знаменуется появлением в отечественной психологии наиболее важных направлений, сформировавшихся в 20-30-х гг.:

- «культурно-историческая теория» о развитии высших психических функций, разработанная Львом Семеновичем Выготским, В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне (интрапсихически). Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, переходит из внешнего плана во внутренний (интерпсихический), а затем уже может вновь экстериоризироваться, т.е. переходить из внутреннего плана во внешний.

- психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий.

В настоящее время психология - это наука, предметом изучения которой являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность.

Психика в своих проявлениях сложна и достаточно многообразна. Обычно выделяют три группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются:

- на познавательные: ощущения и восприятия, внимание, память, мышление и воображение;

- эмоциональные: переживания активные и пассивные;

- волевые: решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изученными являются:

- общее психическое состояние (сосредоточенность или рассеянности, уравновешенность или неустойчивость, активность или пассивность).

- эмоциональные состояния (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное, творческое и т. п.).

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- направленность (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая избирательность и уровень активности человека);

- темперамент (индивидуально-психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения);

- характер (совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие);

- способности (система свойств, определяющая творческие возможности личности).

2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Существуют две истории развития психики.

1. Филогенез- процессисторического развития психики в ходе эволюции.

2.Онтогенез- процесс развития психики живого существа от рождения до конца жизни.

Возникновение психики.

В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.

Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром. На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами.

Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей.

Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм).

Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.

Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит, либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.

Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений или факторов усложнения психики:

1. Внешние факторы -переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни;

2. Внутренние факторы -усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.

Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Чувствительность - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Три основных стадии развития психики у животных в филогенезе:

1. Стадия элементарной сенсорной психики. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

Инстинкт - это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; это такие действия живого существа, которые не требуют обучения.

2. Стадия перцептивной психики. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы - центральной нервной системы.

На данной стадии у животных (рыб, насекомых, птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него наравне с инстинктами появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Навык- освоение своих индивидуальных для каждого животного форм поведения в процессе жизненного опыта, основанных на условных рефлексах.

На высших этапах поведение этих животных обретает особенности, свидетельствующие о простейшем интеллекте. Окружающий мир постоянно задает животному неожиданные задачи и для их решения (если не решать - погибнуть) в процессе эволюции возник более точный способ приспособления – навык.

3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем (стадия решения задач).

Поведение животных становится индивидуально-изменчивым.

Особенности «разумного» поведения животного:

- отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу;

- вся операция проходит как целостный беспрерывный акт;

- найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях;

- использование животным других предметов для достижения цели.

Такие действия, по словам Леонтьева А.И. становятся двухфазными: 1) подготовка (выбор палки обезьяной); 2) осуществление (подтягивание палкой банана).

В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

КАК НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Психика человека- это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Ее главная отличительная особенность - наличие сознания.

Сознание - это высший, свойственный только человеку, уровень психического отражения действительности в виде обобщенных образов и понятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.