Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие по теме № 7 ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА. МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.





 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. А так же выработать умения в определении детерминант индивидуального преступного поведения. Уяснить основные этапы (звенья) механизма индивидуального преступного поведения.

Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», конспекты студентов, графопоектор, кодозаставки, классная доска.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Понятие механизма преступного поведения.

2. Мотивация преступления.

3. Роль конкретной ситуации.

4. Планирование преступления.

5. Совершение преступления.

Методические указания

Раскрывая понятие и содержание детерминант и условий от­дельного (единичного) преступления, следует прежде всего усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, нега­тивных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с дру­гой - внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порож­дающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соот­ветствие и взаимосвязь детерминант и условий индивидуального пре­ступного поведения с общими детерминантами преступности.



Анализируя социально-психологический механизм соверше­ния конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан "криминогенный сбой" в поведении ли­ца, в связи с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль из­бранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор.

Неблагоприятные условия формирования личности в различ­ных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и со­держание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое «криминологическое эхо», при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.



Серьезное внимание надо уделить ситуации совершения пре­ступления:

- понятию ситуации как необходимой составляющей генезиса большинства преступлений;

- объективному содержанию и субъективному восприятию си­туации виновным;

- обстоятельствам, обусловливающим искаженное се воспри­ятие;

- роли потерпевшего в создании криминогенной ситуации и некоторым другим вопросам.

Поскольку проблема механизма индивидуального преступного поведения во многом связана с проблемой лиц, совершивших престу­пления, при работе над настоящей темой следует освежить в памяти основные положения темы "Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования".

Вопросы для самоконтроля:

1. Соотношение детерминант и условий индивидуального преступного поведения, с детерминантами преступности.

2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

3. Понятие ситуации совершения преступления.

4. Криминогенные ситуации и их разновидности.

5. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

6. Задачи правоохранительных органов по устранению криминогенных ситуаций.

Практические задания.

Для закрепления теоретических знаний предлагается выполнить ряд практических заданий:



Задание 1

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дай­те аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблаго­приятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. престу­плений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенно­сти его биографии можно опереться в индивидуальной профилакти­ческой работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В.. подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько уда­ров, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задер­жании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев проис­шествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходи­мость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследова­ние в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступ­ление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонаруше­ния. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал от­кровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя".

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожи­тельницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомас­терскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, под­тверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как "болельщик" посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленно­стью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: "Вначале просто было интересно попробовать, а затем неза­метно втянулся.

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили раз­бойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него коше­лек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним оз­лобленность.

Освободившись из мест лишения свободы. В. после соответ­ствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возоб­новить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором милиции были проведены две беседы с В. (одна - при решении вопро­са о его регистрации, вторая - после отбытия административного аре­ста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя "пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоб­лен на мать, сожительницу, сотрудников милиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: "Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все. что "плохо лежит", а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал "работать" не по мелочам, а по-настоящему".

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток са­мообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а так­же констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Задание 2

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Е. и вы­полните следующие задания:

1. Укажите обстоятельства, непосредственно способство­вавшие совершению указанного преступления.

2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

3. Оцените роль в совершенном Е. преступлении его личност­ных свойств и ситуации.

4. Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его маши­ну остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания шко­лы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда ма­шину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результа­те чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины - 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не яв­ляется причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. прора­ботал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премиро­вался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды подвергался адми­нистративной ответственности. Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословия в семье поведение Е. рассматри­валось по месту работы. По свидетельству жены, он часто пьянство­вал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном от­давал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 3

Определить механизм совершения преступления по предложенным видеосюжетам из цикла «Криминальная Россия»

 

Практическое занятие по теме № 10,12 МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИх ИССЛЕДОВАНИЙ. КРИМИНОЛОГИЧНЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ.

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Показать порядок организации и методики изучения преступности, какие методы при этом используются и с какой целью.

Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Понятие методики криминологического исследования.

2. Источники криминологической информации.

3. Статистические методы криминологических исследований.

4. Социологические методы криминологических исследований.

5. Психологические методы криминологических исследований.

6. Математические методы криминологических исследований.

методические указания

В рамках данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на обслуживаемой террито­рии, детерминант преступности и другой криминологической инфор­мации невозможно обеспечить успешную профилактику преступле­ний.

Один из важнейших вопросов настоящей темы - информаци­онное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения пре­ступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической инфор­мации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.

Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследо­вания. Наконец, надо четко представлять себе организацию приклад­ных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды, направления и уровни изучения преступности.

2. Понятие криминологической информации.

3. Виды криминологической информации

4. Источники криминологической информации.

5. Организация и этапы криминологических исследований.

 

 

Практические задания.

Задание 1.

По указанию преподавателя разработайте программу и орга­низационный план изучения одного из следующих проявлений пре­ступности на территории вашего города (района):

- преступность несовершеннолетних;

- квартирные кражи;

- грабежи;

- разбои:

- преступления, связанные с наркотиками;

- хулиганство:

- вымогательство (рэкет);

- нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Программа должна содержать:

- обоснование выбора и описание объекта исследования;

- определение предмета, цели и задач исследования,

- формулирование основных гипотез исследования;

- перечень необходимой криминологической и иной информа­ции и указание источников ее получения;

- разъяснение методов сбора каждого вида информации.

Организационный план должен предусматривать:

- материально-ресурсное обеспечение исследования;

- последовательность проведения исследовательских меро­приятий:

- расстановку и распределение ролей между участниками ис­следования;

- сроки осуществления основных этапов исследования;

- разработку рабочего инструментария исследования (анкеты, опросные листы, бланки формализованного изучения документов, сценарии наблюдения и эксперимента и т.д.).

Задание 2.

На основе разработанной программы криминологического ис­следования подготовьте необходимый для ее проведения инструмен­тарий - анкеты, опросные литы, планы анализа документов, сценарии наблюдения и т.д.

 

Практическое занятие по теме № 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

 

Цель занятия: закрепить основные положения темы и добиться ее полного усвоения. Дать понятие криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью. Показать основные методы, виды и масштабы криминологического прогнозирования.

Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.

Вопросы практического занятия:

1. Понятие криминологического прогнозирования.

2. Прогнозирование преступности и его методы.

3. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

4. Прогнозирование общественно опасного поведения.

5. Планирование борьбы с преступностью.

Методические указания.

Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее веро­ятного состояния объекта изучения в будущем. Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание кримино­логического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достовер­ной информации о преступности и связанных с ней социальных явле­ниях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и во-вторых, - в его особенностях (вероят­ность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирова­ния). (Схема № 17.) Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо разли­чать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. (Схема № 19.) Особое вни­мание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности слушателям, воз­можно, придется использовать эти методы. (Схема № 18.) Важно знать не только сущность таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, модели­рование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминоло­гических прогнозов.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения - вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым слушателем в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования - категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогно­зирования индивидуального преступного поведения.

Планирование борьбы с преступностью тоже относится к чис­лу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столк­нутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать сущест­вующие виды планирования правоохранительной деятельности (Схема № 40), а также нормативно-правовое регулирование криминологического пла­нирования в органах внутренних дел.

Вопросы для самоконтроля:

1. Прогнозирование преступности и ее значение.

2. Цели (задачи) прогнозирования преступности.

3. Уровни прогнозирования общей преступности.

4. Понятие прогнозирования индивидуального преступного поведения.

5. Понятие и виды сроков прогнозирования преступности.

6. Методы прогнозирования преступности.

7. Понятие планирования предупреждения преступности.

8. Недостатки в эффективности планирования предупреждения преступности.

9. Что представляет собой современный план борьбы с преступностью.

Практические задания.

Как правило, группировка статистической информации и расчеты данных осуществляются путём сведения её в таблицу, по определённой форме, либо путём составления графических изображений, круговых секторов и т.д.

При составлении таблиц, их графы обозначаются согласно вносимой информации, например:

Зарегистрировано преступлений по регионам РФ
регион
Псковская область 16.924 22.669 22.324 18.248 20.799    
Новгородская область 13.987 16.954 16.912 15.285 18.067    

Метод Графического изображения заключается в составлении графиков. При этом преподаватель напоминает курсантам основные элементы графического изображения: а) графический образ, б) поле графика, в) пространственные ориентиры, г) масштабные ориентиры, д) словесные пояснения. Графический образ может выполняться линейным способом /полигон/ (рис. 2), прямоугольным способом /гистограмма/ (рис. 1), столбиковым способом (рис. 3).

 

 

 
 

 


В целях наглядности может быть использована и секторная диаграмма (деление окружности на части (рис. 4)).

После объяснения указанного выше материала, преподаватель даёт задания курсантам.

Задание 1.

Построить графическое изображение удельного веса лиц в % по следующим возрастным группам, используя способы гистограммы и полигона:

14 — 17 лет — 3%

18 — 21 год — 18 %

22 — 25 лет — 24 %

26 — 29 лет — 18%

30 — 33 года — 20 %

34 — 37 лет — 17%

Задание 2.

Построить круговую секторную диаграмму, показывающую структуру преступности в России (в процентах от общего числа), характеризующую преступность в 2004 году и в 2005 году, исходя из следующих данных:

 

2004 год 2005 год
3,4% — умышленные убийства (с покушениями), умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования (с покушениями). 3,9% — умышленные убийства (с покушениями), умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования (с покушениями).
4,9% — хулиганство 6,9% — хулиганство
57,2% — кражи 49,6% — кражи
5,5% — разбои и грабежи 6,5% — разбои и грабежи
29,0% — иные преступления 33,1% — иные преступления

Задание 3.

Охарактеризуйте роль и значение криминологического плани­рования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.

Задание 4.

Укажите научные и информационные основы криминологиче­ского прогнозирования.

Задание 5.

Раскройте содержание и значение особенностей криминологи­ческого прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность и многовариантность).

Задание 6.

В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

Задание 7.

Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специали­стов следует пригласить в качестве экспертов для составления про­гнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, горо­да, района.

Задание 8.

Определите, какую информацию необходимо собрать для со­ставления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии по­сле отбывания наказания за изнасилование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.