Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольная работа по темам № 10-18





Цель занятия: проверить качество усвоения основных положений изученных тем по особенной части криминологии, уровень владения юридической и другой терминологией, спо­собность системно и последовательно излагать учебный матери­ал, а так же способность самостоятельно мыслить и выражать свои мнения и взгляды.

Контрольная работа проводится письменно по вариантам. Каждый вариант включает в себя два теоретических вопроса, на которые слушатель должен дать полный исчерпывающий ответ.

 

 

Вопросы для подготовки к контрольно-проверочному занятию № 2

1. Задачи и виды их деятельности по профилак­тике правонарушений. Содержание профилактической деятельности отдельных служб и подразделений органов внутренних дел.

2. Правовое регулирование профилактики преступлений орга­нами внутренних дел.

3. Информационное обеспечение (источники и виды) профи­лактической деятельности органов внутренних дел.

4. Методы общей профилактики правонарушений.

5. Методы и организационно тактические формы индивиду­альной профилактики преступлений.

6. Учет и оценка результатов профилактической деятельности органов внутренних дел.



7. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности.

8. Детерминанты краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности.

9. Основные направления предупреждения краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности.

10. Особенности деятельности ОВД по профилактике преступлений против собственности.

11. Криминологическая характеристика насильственной преступности.

12. Особенности детерминации и причинности.

13. Борьба с насильственной преступностью.

14. Криминологическая характеристика терроризма.

15. Причины и условия терроризма и особенности его предупреждения.

16. Понятие, социальная оценка и основные характеристики преступности в сфере экономической деятельности.

17. Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений в сфере экономики и лиц, их совершивших.

18. Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности.

19. Основные направления предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.



20. Понятие и характеристика рецидивной и профессиональной преступности.

21. Характеристика лица совершающего преступление при рецидиве преступления и профессионала.

22. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности.

23. Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.

24. Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности.

25. Виды преступных групп. Признаки и структура организованной преступности.

26. Специфика детерминации и причинности.

27. Особенности борьбы с групповой и организованной преступностью.

28. Общая характеристика и территориальные различия преступности несовершеннолетних.

29. Динамика структурных, мотивационных характеристик преступлений совершаемых несовершеннолетними.

30. Причины совершения преступлений несовершеннолетними.

31. В чем заключаются особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних.

32. Общая характеристика неосторожных преступлений.

33. Причины, состояние и предупреждение дорожно-транспортных происшествий. (ДТП)

34. Причины, состояние и предупреждение преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

35. Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью, их социально-правовая оценка.

36. Детерминанты негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

37. Характеристика лиц, вовлеченных в пьянство, наркоманию, проституцию.

38. Основные направления профилактики пьянства, наркомании, проституции.



 

 


 

VI. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ ПО ОВЛАДЕНИЮ СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Конспекты лекций

 

Тема № 1. Понятие, предмет и система криминологии. Соотношение криминологии с другими науками.

 

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".

Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.

Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли.

Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого, мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания.

Криминология - это социально-правовая, теоретико-прикладная наука, исследующая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения с позиций диалектики как общей методологии науки, исторического и системного подходов.

Предложенное определение отражает предмет, социально-правовое назначение науки криминологии, ее теоретическую основу и сферу практического применения.

Основным элементом науки криминологии как системы и в то же время отправным моментом в ее изучении является понятие и сущность предмета криминологии.

Предмет криминологии включает четыре подсистемы (элемента):

- преступность;

- личность преступника;

- причины и условия преступности;

- предупреждение преступности

Называя элемент предмета криминологии подсистемой, мы имеем в виду то, что так он выступает по отношению к целостному предмету; если же мы анализируем саму подсистему, то выявляем в ней подсистемы другого уровня, по отношению к которым первая сама уже выступает системой. Таким способом раскрывается иерархия систем.

Мы лучше поймем предмет криминологии, точнее определим его границы и содержание, если последовательно разграничим предмет и объект криминологии.

Объект науки криминологии шире ее предмета: он включает все те общественные отношения, которые в различной мере связаны с преступностью и решением задач ее предупреждения и профилактики.

Криминологию с этой точки зрения интересуют экономические, социальные, политические, идеологические, культурные, религиозные и иные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют (обуславливают) ее отдельные стороны. В том числе, например, "фоновые" явления, которые составляют объект ее интереса лишь в той мере, в какой они влияют на преступность. Это, прежде всего наркомания, пьянство, бродяжничество, проституция и др.

Основным элементом предмета криминологии (его подсистемой) является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени.

Преступность характеризуется такими количественно-качественными показателями, как уровень, структура и динамика (все они подробно будут рассмотрены ниже). Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, например "фоновые", рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

Личность преступника изучается как подсистема социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней, на чем мы специально остановимся ниже. Личность преступника изучается с целью выработки мер предупреждения новых преступлений (рецидива) со стороны этой личности.

Причины и условия преступности объединяются в криминологии понятием "криминогенные детерминанты". Это совокупность (система) негативных социально-экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационных явлений и процессов характерных для данного общества в конкретный период его развития, которые порождают и обуславливают (детерминируют) преступность как свое следствие.

Предупреждение преступности - так называется система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление действия причин и условий преступности. Предупреждение и профилактику преступлений некоторые авторы считают взаимозаменяемыми. Однако, на наш взгляд, это различные меры, хотя, предупреждая преступления, мы вносим весомый вклад в профилактику преступлений. Меры предупреждения, например, входят в систему мер административно-правового принуждения, включающих также пресечение правонарушений и меры взыскания,

По своей структуре предмет криминологии представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (блоков, подсистем), образующих целостное единство. Здесь просматриваются исходные признаки социальной системы: а) два и более элемента, б) взаимосвязь и взаимозависимость, в) целостное единство.

Также с позиций системного подхода должны рассматриваться наука и дисциплина криминологии.

Наука криминологии представляет собой систему научных знаний как о самом предмете, его закономерностях, так и о методологии, методах, принципах, целях, задачах и функциях познания негативных явлений и процессов, детерминирующих преступность.

Дисциплина криминологии как система определяется иначе. Это комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых глав, тем, обеспечивающий в процессе изучения целостное представление о науке криминологии и ее прикладном характере.

Особое значение в теоретических исследованиях и практической деятельности имеют такие термины, как: проблема цель, задачи и функции. Часто проблема понимается в узком смысле как задача, однако, это упрощение и оно не так безобидно на практике, как это может показаться на первый взгляд. В широком же смысле проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения.

К числу актуальных проблем криминологии в настоящее время можно отнестишесть основных направлений борьбы с преступностью:

1. Установление жесткого заслона криминальному насилию, обеспечение надежной охраны жизни, здоровья и имущественной безопасности граждан.

2. Повышение эффективности раскрытия преступлений, особенно получивших широкий общественный резонанс.

3. Профилактика преступлений среди несовершеннолетних с учетом того, что такие преступления - источник, база преступности.

4. Коренное улучшение борьбы с организованной преступностью.

5. Противодействие процессам криминализации экономики.

6. Улучшение работы по предупреждению и выявлению незаконного оборота оружия.

В связи с выделенными основными направлениями по борьбе с преступностью разработана концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации.

Теоретическая цель криминологии состоит в вербальном (словесном) формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью и путей их разрешения.

Практическая цель выражается в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности борьбы с преступностью. Практические, или рабочие, цели должны формулироваться с учетом профессиональной подготовленности кадров, их материально-технического, финансового обеспечения и реального времени, необходимого для достижения этих целей.

Исходя из цели и предмета криминологии, формулируются ее задачи. Они отличаются от целей большей конкретностью по исполнителям, месту, времени и реальной обеспеченности как правовыми, так и материально-техническими, финансовыми, боевыми и прочими средствами.

К числу основных задач криминологии следует отнести:

· изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности в ее историческом и системном аспекте;

· социально-криминологическое исследование видов преступности для определения различных способов борьбы с ними;

· изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификация видов преступных деяний и типов личности преступников;

· определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций.

Принято выделять три основных функции: описательную, объяснительную и предсказательную. Описательная функция реализуется в создании предметного отображения (образа) явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного практического материала. Объяснительная позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности и закономерности. Прогностическая определяет возможное развитие явления или процесса. Все эти функции носят познавательно-программный характер. Их следует отличать от функции программно-преобразующей, которая позволяет по выделенным этапам и по разработанному плану практически реализовать, т. е. претворить в жизнь результаты, полученные с помощью использования первых трех функций.

Программно-преобразующие функции делятся по видам воздействия на экономические, правовые, социально-психилогические, организационно-управленческие и др. Эти функции раскрываются в других дисциплинах.

Для определения места криминологии в системе наук существенное значение имеет выяснение, во-первых, степени ее родства с другими, особенно смежными, дисциплинами, во-вторых, степени ее самостоятельности. Анализ этих проблем связан, прежде всего, с необходимостью укрепления союза криминологии и других наук, как юридических, так и неюридических. Взаимодействие этих наук диктуется внутренней логикой развития научного знания, в частности в изучаемой нами сфере, насущными задачами теоретических и прикладных исследований в области борьбы с преступностью. Преступность представляет собой настолько сложное социальное явление, что в борьбе с ней приходится использовать достижения многих наук. Но криминология занимает здесь особое место.

Криминология как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры предупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками - социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлежит самая ведущая роль в решении этих задач.

Криминология связана с прикладной социологией, которая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Познавая конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы труда, свободного времени, образования, культуры, развития городов и многие другие социальные явления. И практически каждое из них имеет тот или иной криминологический аспект.

Связь криминологии с экономической наукой определяется прежде всего тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеет свои экономические характеристики и сама преступность, ее последствия. Наконец, выделяются экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты.

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

Криминология тесно связана с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической, и пр.) Данные психологической науки имеют особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики.

Криминология связана с педагогикой. С использованием положений и выводов педагогической науки используются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе и в других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности преступника является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, которые могут встать на преступный путь.

Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например с генетикой, психиатрией, прогностикой и т.д.

Тесные связи существуют между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному циклу. Наряду с различиями, о которых уже говорилось, во многом совпадают предмет и задачи криминологии, с одной стороны, и науки уголовного права - с другой. Такие уголовно-правовые понятия, как преступление и его виды, преступники и их категории и др., являются исходными для криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении двух основных подходов к борьбе с преступностью - криминологического и уголовно-правового. Многие нормы уголовного права непосредственно используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики.

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие совершение преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу; формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда; устанавливает определенные формы процессуального реагирования на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, о личности преступника. Не случайно в криминологических исследованиях как в теоретических, так и прикладных находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Криминология тесно связана с теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные меры, для того чтобы они были "прицельными" и, следовательно, эффективными, должны опираться на полные, достоверные и точные знания о том, что они в соответствии с законом направлены, т.е. оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях современной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, "преступном почерке" различных категорий правонарушителей и т.д.

Связана криминология и с иными юридическими науками: гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным образом тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.