Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры концептуальных моделей





«Системный подход к разработке жизнесберегающей концепции здоровья»

Н.Н. Каргин

Здоровье - это объект анализа и изучения многих дисциплин, весьма отличающихся методологическими подходами, методами сбора и обобщения информации, теоретическими конструкциями, интерпретирующими и объясняющими выявленные закономерности. Синтез научного знания о человеке возможен только в рамках структурно-функциональной модели его деятельности, в которой здоровье характеризуется состоянием развития организма человека, в границах нормы и патологии. Попытаемся систематизировать и представить знания о здоровье в форме структуры поведения, обеспечивающего перевод состояния организма в соответствие с уровнем воздействия среды и предметной деятельности.

Прошедшая 8 – 9 ноября 2007 года в «ФИРО» Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации продемонстрировала громадный интерес к данной проблеме.

Не занимаясь детальным анализом представленных на ней научных проблем и тем (это ещё предстоит сделать), отметим главные направления исследований, которые, по общему мнению, участников конференции должны обеспечить должный прорыв, в данной области научно-педагогической деятельности.



Выявлена недостаточная проработка и адаптация терминологического и понятийного аппарата теорий, методов и технологий, обеспечивающих и использующихся в описании, анализе и конструировании нового знания и поведения у специалистов занимающихся данной проблемой.

Например: Какому приоритетному направлению отдать предпочтение? «Здоровье сберегающей технологии» или «Здоровье формирующей технологии».

Технология - это процедура, обеспечивающая протекание процессов (создания продукта, управления движением, воспитания качеств и т.д.) по чётко заданным критериям или параметрам;

Здоровье – это состояние благополучия организма, в физической, социальной и духовных плоскостях или проекциях деятельности, которая ещё чётко не определена.

В конечном итоге «победил», здравый смысл, и большинство научных проблем нашло своё место в структуре научно-педагогической деятельности организаций и личностей, представляющих данную конференцию. Тем не менее, проблема «взаимоувязки» отдельных теоретических и эмпирических исследований в целостную концептуальную модель осталась.



И представленная работа, отчасти вызов имеющейся неопределённости, в аспекте осмысления характеристике здоровья, посредством критерия благополучности.

В практической научной и практической деятельности для характеристики состояния здоровья используются более десяти параметров регламентирующих процессы жизнедеятельность организма человека: средовые, деятельностные, культурные, морфологические, физиологические и т.д. Для оценки отдельных функциональных характеристик организма человека применяются более трёхсот инструментальных методов анализа и измерения. Для отбора, селекции и подготовки к различным видам профессиональной деятельности используются более пяти классов тестовых моделей. Привести все, имеющие практическое значение, знания, технологии, методы или способы преобразования имеющихся ресурсов человека и общества в необходимое и достаточное состояние, обеспечивающее развитие и процветание личности и государства, задача архи сложная, но без её решения прогресс не возможен. По сути это системная проблема и решать её необходимо системными же методами. Один из вариантов решения мы и предлагаем.

Только представив человека, как элемент в системе жизнедеятельности и природы в целом, мы сможем вычленить и описать законы, которые и обеспечивают состояние благополучия, как уровень организованности необходимый и достаточный для сохранения, выживания и развития популяции «Homo sapiens».



Биологические законы эволюции, действующие как в пределах биосферы земли, так и в рамках климата-географических и ландшафтных образований обеспечили формирования специфических для разных групп популяции механизмов адаптации, как к среде, так и к основной деятельности в границах жизненного уклада. Сформированные механизмы воспроизводились в популяциях с учётом наследственности. В теоретической науке данное явление выразилось в классификации механизмов адаптации на: координационные компенсаторные, по слабому звену (Ф.А. Иорданская, 1982). В спортивной педагогике, «рабочими» терминами отражающими состояние «благополучия» по отношению к конкретной деятельности приняты дефиниции: «игровики», «силовики», «темпо вики». По сути это специфическая структура свойств организма человека обеспечивающая ему хорошую результативность, с минимальными для него энергетическими затратами.

Для нас имеет тот факт, что на всех уровнях организменной системы человека эти отличия имеют чётко выраженный и измеряемый показатель. Так, даже на уровне измерения энцефаллограмы мозга, иерархическая структура альфа, бета и тэта ритмов разнится исходя из типологических особенностей человека и его механизма адаптации. На практике, это выражается в том, что, навязывая человеку, способ деятельности не свойственный его конституционным особенностям, мы способствуем развитию у него патологии.

Законы, действующие в границах социально-экономических систем, обеспечили формирование личности человека, способного функционировать в трёх ипостасях: как цель, метод и средство. Однако практическая деятельность (работа) предъявляет к человеку требования не всегда адекватные его потенциальным возможностям.

Приняв за основу трактовку здоровья в интерпретации Устава Всемирной организации здравоохранения (В редакции 2003 г.) «Здоровье это полное физическое, социальное и духовное благополучие», мы обязаны раскрыть своё понимание этих терминов.

Физическое благополучие – понимается нами как равновесие человека со средой обитания и внутри организменное состояние. Достижимо ли оно? Теоретически и методологически проблема решена основательно. Если «отбросить» индивидов с патологическими нарушениями и выбрать тех, кого в медицине называют «практически здоровыми» но с отклонениями в функциональном развитии, то можно утверждать, что наука и практика владеют достаточными средствами, чтобы поднять уровень готовности функционального развития до биологической нормы, обусловленной конституционными параметрами организма.

Но даже если имеющимися средствами можно обеспечить равновесное состояние организма в контексте оптимального взаимоотношения со средой, подкрепляемое деятельностью, это уже не прерогатива медиков и «физкультурников» ибо практически человек, выведенный из кризиса, остаётся один на один с социальными и экономическими проблемами. То с позиций управления, он в этом аспекте рассматривается как средство (рабочая сила), обладающая необходимым и достаточным уровнем функциональной готовности и набором двигательных (операционных) поведенческих энграмм (норм), обеспечивающих его адаптацию и самоопределение в какой либо сфере профессиональной деятельности.

Социальное благополучие, воспринимается как включение в структуру социальной и экономической деятельности, адекватное потенциальным возможностям человека и уровню физической и технологической готовности. Выброшенный, не вошедший в данную структуру, он не может быть здоровым, природа не терпит пустоты и необоснованных излишеств. Она изначально «задала матрицу» возможных модификаций человеческого организма, обусловленную физическими, социальными и экономическими законами, лежащими в основе возникновения и самоорганизации сложных системных образований. Имеются в виду все основные физические законы, в рамках которых только и могут осуществляться какие-либо, в том числе и генетические изменения организма, которые, в конечном счёте, направлены или на повышение эффективности механизмов адаптации или тупиковые пути движения социума, ведущие к гибели.

С этих позиций главным критерием социального здоровья выступает – результативность поведения, в частности и профессиональной деятельности в целом. Здоров тот, кто обладает свойством, с минимальными затратами преобразовывать свой потенциал (ресурс) в цель. Формирование данного свойства, позволяет человеку максимально, выделить себя из окружающей среды, в том числе и социальной деятельности и приобрести качества способные стать предметом мена, в социальной деятельности или конвертироваться в деньги в экономической системе. Поэтому социальное здоровье, включая в себя и компонент физической кондиции, отождествляется с характеристикой нужности, полезности как минимум и богатства как максимум.

Духовное здоровье или благополучие - это осознание своего места и исполнение ролей в Мире, и адекватное выполнение своей жизненной миссии.

«Рабочие» операционные определения понятий

- Душа (дух), свойство высокоорганизованной функциональной системы, в данном случае личности человека, отображать и идентифицировать собственное «Я» в пространственно-временном и социально-ценностном континууме;

- Духовность, состояние человеческой души, обеспечивающее эффективность человеческой деятельности путём структуризации собственного потенциалы (благодаря сконструированной структуре принципов) или «заточки» на конкретные цели и виды деятельности.

Постулаты утверждения:

- Любые материальные системы конечны, если исходить из ограниченности составляющих их ресурсов;

- Любая описанная, максимально математически сконструированная система в качестве основания использует несколько априорно сформулированных оснований (оснований принятых на веру);

- Только духовность обладает бесконечной целостностью и может обеспечить оптимальный путь развития социума. Следовательно, духовность – есть свойство и способ развития сложной социально-экономической системы, достигшей уровня самоорганизации целостности.

Древнейшая философская проблема соотношения полноты и достаточности в рамках системной организации при включении феномена духовности становится логически непротиворечивой и практически результативной. В аспекте управления духовное благополучие служит панацей «дурной» бесконечности «общества потребления». Тупиковый путь его очевиден, но не ясны пути и способы изменения состояния здоровья человека, в частности, и человечества в целом.

Познание нового, развитие и обретение новых качеств личностью обеспечивается путём включения эмоционального и чувственного компонентов. Чрезмерное же использование эмоций понижает порог чувствительности (законы физиологии). В практическом аспекте: - сближаются до патологии параметры боли и удовольствия, на уровне психических процессов – добра и зла и т.д. Только категорический императив или принцип духовности обеспечивает удержание и осмысление бесконечного множества чувственных отражений и репродукций в границах целостности и практического смысла.

В научной литературе достаточно много публикаций по данной проблеме, наиболее значимой, на наш взгляд, работы, В.П., Зинченко, В.М., Гордон 1975, 1987, обосновывающие наличие в организме нематериального (функционального) органа, обеспечивающего деятельность управления психическими процессами.

В практике наблюдаются многочисленные случаи высокой духовности личности, позволяющие этим людям совершать нетривиальные поступки и деяния.

К механизмам формирования духовности отнесём следующее:

максимально абстрактное обобщение эмпирической информации или эмпатических ощущений, до целостной модели предмета восприятия; правильный выбор вектора развёртывания поведения (деятельности в зависимости от уровня духовности личности);

полное отключение сознания от всех сенсорных раздражителей, на период духовной деятельности; сознание максимально фокусируется, в форме модели, целостного образа на акцептор действия личности.

Возможности достижения физического здоровья личностью, -

по сути, это центральная проблема, как образовательной системы, так и государства в целом. Для объективного представления о сложности и возможности её решения необходимо сформулировать задачи и ответить на следующие вопросы:

каковы возможности человеческого организма, стремящегося изменить своё состояние; каковы и можно ли оценить принципиальные возможности самого управления здоровьем (системы управления); что представляют собой средства и методы, обеспечивающие изменение состояния здоровья.

Понятие «состояние» – некоторые физиологи, относят к конкретной структуре или конкретному ансамблю (нейронов мозга, органу или системе органов). Однако функциональное состояние отражает общее состояние многих структур как необходимое и достаточное условие, обеспечивающее протекание процессов не в одной структуре и не на одном уровне, а во всей единой и целостной системе организма человека. Наиболее точно данное понимание согласуется с представлением П.К. Анохина о работе организма с помощью характеристик «функционального кольца».

Ответ на вопрос может ли организм изменить своё состояние, изложен в работах, посвящённых оценке функционального резерва организма, который обусловлен эволюционным процессом жизнедеятельности человека (А.С. Мозжухин 1977 – 1979).

Исследователи выделяют следующие функциональные резервы:

а) биохимические, связанные с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией; б) физиологические, обусловленные интенсивностью и длительностью работы органов и систем и их нейрогуморальной регуляцией, что находит своё выражение в работоспособности организма; в) двигательно-технические, проявляющиеся в способности использовать и совершенствовать новые двигательные навыки, операционные алгоритмы и стилевые особенности поведения; г) резервы психологические, адекватно отражающие цели и задачи деятельности, мотивацию достижения результатов, поддерживающие состояние организма на необходимом и достаточном уровне для достижения полезного эффекта

Подчеркнём, многолетняя спортивная или иная (экстремальная) деятельность не разрушает организменную целостность личности, не преобразовывает спортсмена или, например, «экстре мала» – лётчика, в узко заточенный деятельностный механизм. Следовательно, механизм адаптации человека, каким то непонятным образом встроен в организм с возможностями, превышающими уровень среднестатистической нагрузки. Описаны эксперименты, в которых марафонцы – спортсмены, соревнуясь с лошадью на продолжительность дистанции, загоняли её насмерть. А ведь лошадь тоже была тренированной, для прохождения длинной дистанции.

Возникает принципиальный вопрос: возможно ли управлять здоровьем? Прежде чем ответить на него, дадим определение понятию управление: -это специально организованнаядеятельность, направленная на поиск, расчёт и конструирование способов, позволяющих с минимальными затратами решать возникшие и появляющиеся новые проблемы взаимосвязи, взаимодействия субъектов и функциональных систем, при достижении какой – либо цели и в границах конкретного социально-ценностного и пространственно-временного континуума. Управленческая процедура, направлена на изменение самой деятельности, в процессе реализации системного подхода.

Деятельность, самая широкая категория (теории познания), понимается как диалектическое единство целей-ценностей, знаний, умений, навыков, выраженных в форме двигательной активности людей. «Улыбается ли девушка от первой любви, плачет ли Гарибальди за незаслуженное изгнание с Родины - всё это, в конечном счёте, проявляется в движении», - писал выдающийся русский учёный И.М. Сеченов. Целостное двигательное действие», вернее операционный состав, структура, качество двигательных проявлений активности человека является главнейшей характеристикой уровня развития, как человека, так и общества в целом.

Таким образом - Физическое здоровье это свойство организма обеспечивать двигательную активность человека на адекватном уровне поведения и деятельности. Оно не может восприниматься само по себе, имеет смысл, значение, ценность, только по отношению к предметной деятельности. И если, мы выделяем её предмет, осознаем своё место в её структуре, характеру поведенческих реакций, то результативность управления обеспечена. Если иметь в виду, средства и методыформирования физического здоровья, то здесь вполне приемлемо традиционное понимание их как дозированную нагрузку в форме «физических» упражнений, как совокупность множества вспомогательных средств. Многочисленные и эффективно используемые в физическом воспитании и спортивной тренировке методы – суть способ формирования качеств: скоростных, координационных, выносливости и т.д. К здоровью они имеют лишь косвенное - опосредованное отношение. Методами формирования здоровья, следует считать структуру регулятивных принципов и технологических процедур, обеспечивающих обретение «здорового образа жизни», в традиционном понимании этого термина.

Теперь обратимся в возможности достижения социального здоровья.

Термины – «социальное здоровье», «социальные технологии», «социальное управление» применяются повсеместно, но чёткие критерии, обосновывающие допустимые границы их использования, параметры порядка, приведённые в структурированную модель, да и сама структура параметров, зачастую отсутствует. Лишь два параметра - развитие и целостность социального образования - используются для анализа управления социальным процессом. Но и они при использовании всех системных категорий «работают» весьма приблизительно.

Критерий адекватности социального здоровья рассчитывается на базе структур поведенческих реакций в системе основных видов предметной деятельности. При этом нормой является адекватное развёртывание двигательных алгоритмов, в условиях «штатной» ситуации; «Отличным» оценивается оптимальное сочетание двигательных алгоритмов в условиях «внештатной» ситуации; «Не удовлетворительной» является энергетически или эмоционально затратное использование двигательных алгоритмов в условиях «штатной» ситуации; К «патологии» относится неадекватное или полностью отсутствующая двигательная реакция.

Развитие сообщества выступает (проявляется) в форме процесса социально-экономической деятельности, решающей три класса задач: познания; преобразования и управления (все многочисленные предметные деятельности, так или иначе, обеспечивают решение именно этих основных задач).

По отношению именно к этим задачам и формируются способы двигательной активности, поведения, в структуре деятельности, обеспечивающего результативность преобразовательного процесса. А самые эффективные способы поведения, закрепляются в физической культуре.

«Физическая культура», как термин отражает в общественном и индивидуальном сознании ценностные характеристики, формы двигательной активности, с позиций значимости, полезности, престижности, эстетичности, наработанных в течение веков, включая: а/ формы физического совершенства; - б/ лучшие результаты разнообразных двигательных проявлений, зафиксированные и измеренные. в разнообразных видах деятельности, в том числе и спортивные; - в/ выдающиеся спортивные мероприятия, проводимые, в том числе институциональными организациями; - г/ отдельные личности как носители и проповедники физической культуры.

«Физическая культура» как понятиеэто, прежде всего отражение структуры среды и институтов, обеспечивающих функционирование процессов социализации и формирования её «ФК» средствами необходимых и достаточных качеств личностей данного, конкретного общества.

«Физическая культура» как категория характеризует оптимальные состояния физического совершенства, необходимого и достаточного для конкретного исторического уровня развития общественных отношений и конкретного класса предметной (производственной) деятельности человека.

Главное, что обеспечивает физическая культура, – это возможность конструировать эталонные модели разнообразных энграмм (норм) поведенческих реакций, которые и позволяют сознательно управлятькак поведением, так и деятельностью, в целом.

Регулярные занятия физическими упражнениями (тренинг) – способствуют сохранению, поддержанию и развитию механизма координации, обеспечивающего взаимосвязь и взаимодействие внутренних органов и механизмов, организма человека. Информационный сигнал, поступающий в его сознание, раздваивается на импульсы, один из которых запускает механизм «просмотра» и выбора подходящего варианта поведенческой реакции (энграмы), а второй, включает механизм биохимических реакций адекватный по мощности характеру поведенческой реакции», так понимал данное явление П.К. Анохин, 1962.

Социальное здоровье – это свойства и качества, позволяющие отдельному (элементу) человеку встраиваться без поломки и потерь в социальную целостную систему деятельности. Основной механизм, изобретённый эволюцией – это система игр и тренингов, обеспечивающих итеративный процесс социализации человека. «Маугли», лишённые человеческого детства, игр и усвоения многочисленных форм поведенческих реакций, так и не смогли приобрести социальное здоровье. При этом основной формой педагогического воздействия, как выразился В. Аксёнов, является такой своеобразный метод, названный им «вольной натаской». Дайте детям детство – освещённое любовью и смыслом, и мы получим социально здоровое поколение.

Развитие социальной системы должно быть подчинено человеку, который одновременно выступает и основной целью развития и основным средством реализации данного развития. Заместив в системе управления цель (развития самого человека), средством: материально-техническими возможностями и возможностями реализации витальных потребностей, современное общество попало в тупик. Товарный фетишизм сыграл злую шутку с «Homo sapiens». Существовавший многие века натуральный обмен качествами, свойствами, а главное средствами создания «нового» пытаются купить его как простой товар. Не понимая того, что человек, владеющий способом (как характеристикой нового), рано или поздно овладеет властью. И это будет очередная революция, но совершенно иного свойства.

В этом плане, качество, новый способ воспроизводства собственных и необходимых ресурсов равнозначен и становится одной из характеристик жизнесберегающей технологии. Основной принцип эволюции – «природа не терпит излишества», отражённый во всех религиях мира, как закон гласит: - «любое излишество, так же как и отсутствие средств, не приводит систему к состоянию равновесия и ведёт к катастрофе. Это ли не подтверждение правильности понимания здоровья, как направленное стремление к обретению состояния благополучия. Следовательно, задача состоит в том, чтобы сформулировать условия организованности социума, обеспечивающие развитие личности (включая и здоровье). И только при этих условиях можно сконструировать механизм и параметры, обеспечивающие когерентность процессов, формирующих равновесие между личностью и обществом. Говоря о возможности достижения духовного благополучия (здоровья), вспомним высказывание известного поэтаР. Киплинга: - «Наполни смыслом каждое мгновенье ветров и рек неповторимый бег, тогда весь мир ты примешь во владенья, тогда мой сын, ты станешь человек». Оно подводит нас к пониманию сложности проблемы духовности. С позиций строго научного обоснования жизнь, можно, представить посредством структурыиформы проявления жизненной активности, выраженной в деятельности,которая характеризуетразвёртывание и функционирование процесса преобразования внешней среды. Поведение: характеристика инвариантов развёртывания форм (средств) и проявляется в психофизиологической и двигательной активности, обеспечивающей практический, преимущественно позитивный, результат по преобразованию социума.

Стиль поведения: характеристика, описывающая развёртывание поведенческих реакций человека с учётом морфологических и психологических особенностей индивида. Стиль деятельности обеспечивает оптимальность процесса взаимодействия субъекта с объектом деятельности с учётом условий деятельности и индивидуальных особенностей управления движением самого субъекта. Данные особенности могут быть сформулированы, как способы решения тактических двигательных и иных задач в зависимости от условий деятельности. Манера поведения - характеристика, описывающая тип поведенческой реакции, адекватная сома то-морфологической конституции человека. В упрощённом виде в практике педагогических исследований выделяются три типа поведенческих реакций – координированное управление двигательным потенциалом организма («игровики» или технари); преимущественно ориентированные на достижение функциональных возможностей и резервов (темпо вики, функционалы); преимущественно ориентированные на силовую компоненту подготовленности человека (силовики). Даже не ориентируясь на данную классификацию (закономерность) человек может достичь значительных успехов, практически в любой сфере деятельности. Но энергетические затраты организма при этом будут значительно выше, чем при выборе оптимальных моделей развёртывания деятельности. Более того «насилие» над собственной природой, несомненно, приведёт к изменению состояния здоровья в худшую сторону и отразится на длительности жизни человека.

Сделаем предварительный вывод: духовность - имманентное свойство высокоорганизованной системы, вставшей на путь негэнтропийной направленности развития. В данном случае, мы отвлечёмся, от поиска детерминанты, задавшей данную направленность пути развития социума. Но вот характеристику направленности примем, в качестве константы, определяющей данную форму развития. И, если социум и личность, включённая в него, приняли эту форму развития в качестве единственно возможной, то духовность становиться необходимым и достаточным свойством и основанием её сущности.

Духовность – свойство целостной социальной системной организованности, смыслом деятельности которой становится разностороннее и неограниченное развитие самого человека. В значениисвойства она постулирует структуру конструкции моральных императивов задающих и обеспечивающих поступательное развитие как самой личности и обеспечивающего его развитие социума. Все те элементы, которые способствуют этому движению, характеризуются как «добро», все препятствующие – «зло».

Возникает вопрос? Можно ли гарантировать функциональную надёжность и высокое качество, например, выполнению спортивной деятельности человеком, как целостной системой, если эта система коммутирована из отдельных ненадёжных элементов. По отношению к человеку эта ненадёжность выступает как «физический» и «умственный» отказ.

Примеры из спортивной деятельности: - В условиях экстремальной деятельности, особенно в соревнованиях, зачастую возникает ситуация, когда спортсмену необходимо, для достижения победы (положительного результата), выйти за пределы структуры алгоритма поведенческой реакции, отработанной на уровне двигательных стереотипов. Нередки случаи, когда психологическое восприятие данной задачи вызывает страх, с вполне конкретными психическими образами: остановится сердце, разорвётся «Ахилл», получится травма и т.д., И.П. Ратов, 1980.

Эффективность (продуктивность) деятельности зависит от координации (согласованности) трёх параметров порядка и одного сопряжённого. К первым относятся: а) параметр, входящий в структуру пространственного перемещения тела спортсмена или его фрагментов, в процессе поведенческой реакции; б) параметр, отражающий временную длительность действия или его фрагменты; в) параметр, отражающий энергетическую стоимость выполненного действия, поведенческого алгоритма и параметр, отражающий целевую функцию, данного действия в структуре деятельности, которая не может быть правильно оценена без осознания духовности. Сопряжённые характеристики – это их совокупность, связанная с направлением процесса движения системы. Все они являютсядвойственными по отношению к соответствующим исходным. Двойственные характеристики будем называть ценностными. В различных системах они играют одну и ту же функциональную роль, определяя вектор движения. Таким образом, реальный уровень функционального состояния является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида.

Исходя из имеющихся представлений о сущности и характеристиках функционального состояния организма человека и практики спортивной деятельности, можно предположить, что задачами изучения ФС являются:

- анализ характера связи ФС и эффективностью в выполнении предметной деятельности; - определении или конструирование адекватных способов диагностики ФС;

- описание и объяснение работы механизмов его регуляции.

Создание концепции формирования здоровья личности и общества - труднейшая и столь же необходимая проблема изменения общего состояния социальной системы. Мы сформулировали общую структуру задач, решение которых необходимо для получения позитивного результата и описали некоторые способы решения первейших задач. Тем не менее, осознание данной проблемы обществом достигло того уровня актуальности, что позволяет надеяться на разрешение данной проблемы, являющейся приоритетным направлением научных исследований не декларативно, а всерьёз и в правильном направлении.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.