Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Лекция: Характеристика концепции





 

Характеристика содержания понятия «концепция»

Концепция – логическая конструкция, объединяющая теории,

эмпирические закономерности и интуитивные представления людей о

средствах и методах обеспечивающих изменение состояния системы или

объекта управления в нужном, полезном и обеспечивающем развитие

социума направлении. Учитывая, что при описании задач, законов,

механизмов функционирования и развития общества и отдельных его

институтов используется множество моно дисциплинарных теорий,

разработка способов его организации и управления не может быть

представлена иначе, чем в форме концептуальной модели.

Концептуальная модель – логически непротиворечивая конструкция элементами, которой являются структуры и механизмы, задающие и регулирующие протекание разнообразных жизненных процессов направленных на единую, иерархическую структуру целей, задач и принципов развития конкретной общественной организации.

Множественные процессы жизнедеятельности общества проявляются и реализуются в разнообразных формах предметных деятельностей людей, которые рождаются, развиваются, отмирают или преобразовываются в новые формы. Постоянными остаются их функции, порождаемые и детерминируемые системными законами, а именно:



- Постоянное стремление к расширению границ и ареала существования, существующей системы или сообщества;

- Преобразование грубых форм отношений между субъектами социума в более тонкие или постепенное сокращение актов противодействия и увеличение актов взаимодействия;

- Регулярная минимизация материальных и энергетических затрат в реализации задач самой деятельности.

Концепции развития любого государственного образования и отдельных социальных институтов могут быть созданы только на основе понимания законов жизнедеятельности человечества, в целом. Мы стоим на позиции существования трёх, необходимых и достаточных, классов деятельности людей, которые и обеспечивают поступательный характер развития общества по пути негэнтропийной направленности движения социума, в целом.

Основные классы человеческой деятельности:

1) Преобразовательная или трудовая деятельность, позволяющая обществу и индивидам преобразовывать элементы (ресурсы) внешней среды в собственную среду. Создавать и накапливать необходимые для функционирования и развития общества ресурсы материального, информационного, технологического и культурного характера. Это, прежде всего структуры производства материально-технических и экономических ресурсов.



2) Познавательная деятельность, позволяющая идентифицировать, осознавать, себя в окружающем мире, проектировать и создавать новые парадигмы своего существования. Включающие как развитие самого человека, так и системы, в рамках которой он может существовать и развиваться. В данную деятельность включается вся наука и производство средств производства.

3) Сервисная деятельность, состоящая из двух подвидов или структур решающих две связанные, но функционально разные задачи: управление функционированием или собственно сервис; управление развитием социально-экономической системой государства, в целом.

Управленческая деятельность, обеспечивает целостность социально-экономической системы, как единого системного организма, позволяет изменять её состояние, в соответствии с системными законами.

Структуры системы сервиса выполняют одну из функций управленческой деятельности, обеспечивающие поддержание социального организма в состоянии гомеостаза, с внешней средой, в структурах предметной деятельности, внутри видовой и организменной системы.

Исторически развитие теоретической мысли, в форме концептуальной модели претерпевало различные нюансы и актуализировалось в то или иное направление. Так, в 18- ом и начале 19-го века приоритет отдавался познавательной деятельности. Считалось, что только знание и просвещение людей обеспечит возможность процветания любого государственного образования. Вторая половина 19-го и 20-го века – это приоритет разнообразных экономических концепций и жёстких экспансий в борьбе за ресурсы, диктаторскую власть и тотальную организованность. Целевая функция социальной системы, как механизма обеспечивающего развитие социума и самого человека, была замещена средствами денежного капитала, как формы всемирного эквивалента труда, К. Маркс. И это явление проявилось в вульгарном лозунге: «деньги всё – человек ничто». 21 век – постепенно исправляет перекос в направление самого человека, как ценности. Учёным сообществом «человеческий капитал» признан наиболее ценным компонентом всех ресурсных составляющих. Объем денежной массы, во много раз превысил рыночный эквивалент товаров и услуг способный быть купленным. Только «спящие» счета (невозможные для использования вследствие правовых нарушений и т.д.) составляют астрономические суммы. В итоге деньги превратились в одну из разновидностей ресурсных составляющих и к тому же не самых первейших. И если мировые политики допустят очередную революцию, то это революция будет «революцией менеджмента». Начинает проявляться и восторжествовать закон: Только человек, обладающий жизненной силой и владеющий «способом – методом»: преобразования, познания, управления достоин и способен быть истинным капиталом современной социально-экономической системы. И потому каста рантье, нуворишей и иных пользователей незнамо как доставшимся финансовым капиталом обречена на уничтожение. 21 век поднимает на пьедестал общественного сознания две основных человеческие ценности: здоровье и владение способом или профессионала в конкретной деятельности.



Постулаты обоснования Движение социума носит негэнтропийный характер. Из этого следует, что поступательный процесс обеспечивается только благодаря «определённой»

структурной организованности объекта, включающей механизмы развития, стабилизации, воспроизводства.

Признание негэнтропийной направленности процесса социального развития, заставляет считать закономерностью в системе созидательных деятельностей - тенденцию к постоянному увеличению показателей взаимодействия и уменьшения противодействия индивидов.

Система образования и подготовки специалистов, не может оставить без внимания данный исторический факт. Современная деятельность (производственная, научная, управленческая), признается профессиональной, только при высоких показателях эффективности труда, достигаемых за счёт функционального разделения этого самого труда.

Эпоха «одиночных гениев», закончилась. Достигают успеха только - правильно подобранные, правильно обученные, правильно организованные команды. Их команд, организация должна обеспечиваться новыми подходами, в том числе и в системе образования. /Мы знаем, как это сделать./

Рассмотрим более подробно структурно - функциональные различия каждого из приведённых типов деятельностей по отношению к главной целевой функции целостного системного социально-экономического образования – развитие и методу, обеспечивающему её эффективность:

1). Преобразовательная деятельность: обеспечивает социальную систему ресурсами необходимыми и достаточными не только для поддержания равновесного состояния, но обеспечивающими развитие самой системы. Об этом писал ещё Г. Спенсер в Х1Х веке.

Данный тип деятельности наиболее полно описанный, предельно регламентированный и потому обеспечен наиболее действенной, по отношению к другим типам деятельности системой управления.

Так, например основной элемент трудовой деятельности – работа, понимаемая как процесс или действия, которые нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Они характеризуются определёнными затратами труда и времени. В свою очередь эти процессы имеют и более детальные параметры оценки:

- объем работы или число двигательных операций разной сложности и характера;

- мощность работы, которая характеризуется оценкой используемых ресурсов (энергетики организма);

- интенсивность работы, частотными характеристиками последовательности чередования операций;

- нагрузка (рабочая), определяется характером реагирования системы-организма на величину внешних усилий выражающаяся в общей способности человека по преобразованию этих усилий.

Собственно говоря, теории менеджмента, «родившиеся» в Х1Х веке и призваны были обеспечить оптимизацию трудовой деятельности применительно к конкретным видам производства. Насколько они эффективны, судить сложно, поскольку постоянно изменяющаяся социально-экономическая, технологическая, политическая ситуация в социуме, постоянно требует нового переосмысления различных подходов к управленческой деятельности. Однако если судить по результатам состояния развития социума, в целом (постоянные социальные конфликты, нарастающие противоречия и т.д.), они не отвечают требованиям эпохи. Одна из главных методологических недостатков этих теорий – это рассматривание человека, в основном, с позиций рабочей силы, не учитывающие его других составляющих личности, как «метода» и субъекта системного образования. Другая методологическая причина, практическое отсутствие теорий рассматривающих типы деятельностей как раз и отвечающих за развитие этих свойств в составе категории личности.

Интересный пример представляет в этом смысле развитие такой дисциплины, как «эргономика». Анализ публикаций, отражающий её значение и рост, показывает, что до 1980 годов ХХ века, она развивалась интенсивно, после 1980 годов рост публикаций значительно сократился. На наш взгляд причины такого изменения заключались в том, что эргономика, в основном, была нацелена на обслуживание военно-космического производства. Её задача отразить поведение и возможности адаптации человека (личности) в условиях взаимодействия с искусственными техническими системами. И когда выяснилось, что пределы адаптация организма человека в части восприятия информации в тендеме с технической системой, ограничены и дешевле и правильней будет развивать автоматику, обеспечивающую управление, например, космическим кораблём или военным истребителем, интерес к эргономики, со стороны военных структур заметно поубавился. В результате сократились инвестиции, сократился штат специалистов занимающихся данной проблемой и естественно число публикаций.

Таким образом, внутри проблемы анализа и управления трудовой деятельностью выкристаллизовалось два главных аспекта исследования: нагрузка – обеспечивающая эффективность любой предметной деятельности; и, возможности адаптационного механизма организма человека к выполнению данной, конкретной нагрузки.

Следует отметить, что на протяжение веков данные проблемы решались эмпирическим, путём естественного отбора особей отличающихся наличием генетически обусловленных свойств востребованных, в тот или иной момент практикой. И, самое главное, форм, видов деятельности предъявляющих повышенный критерий отбора к личности, было не так уж много и механизм естественного отбора, методом проб и ошибок вполне удовлетворял социум. Ныне такой подход анахроничен и является причиной деградации государственной системы организации социума.

Причин несколько. Главные из них следующие: возрастание сложности современного трудового процесса, исходя из чего, изменяются следующие параметры – времени и стоимости подготовки специалиста и сокращение временного лага его эффективной дееспособности. В результате система ротации кадров обеспечивающих производство (трудовую деятельность, включая управление), должна быть, пересмотрена в корне. /Сорняки растут быстрее и лучше. Воспроизводство необходимых и достаточных специалистов, дорогое удовольствие./

Исходя из проведённого анализа задач и специфики трудовой деятельности (преобразовательной) основным свойством, которым должен соответствовать метод (в широком значении) управления данной деятельностью – оптимальность.

2). Познавательная деятельность:обеспечить социально-экономическую систему средствами, методами, механизмами, обеспечивающими поступательное прогрессивное развитие.

Познавательная деятельность по своей сути родственна эвристической и игровой в самом широком значении данного термина, когда потребность, интерес к познанию становиться доминирующим мотивом личности. /В соответствии с общепринятой традицией в границах государственной системы, данная деятельность выступает (оформлена) как наука, в самом широком значении данного понятия, а именно – «специализированный социальный институт».

Данная деятельность должна решать следующие основные задачи:

- Познавательные задачи, обеспечивающие выход за «горизонт» имеющихся у индивида представлений: знаний, навыков, не теряя при этом своей системной целостности;

- Перевод или преобразование, образных представлений, реализуемых в границах пространственных параметров в параметры временные и энергетические;

- Структурирование общей схемы или модели деятельности в операционную, т.е. в форму логически связанных действий с определённым вектором направленности. Причём, логически связанные действия выступают в виде энграмм поведения, обеспечивающих решение локальных задач деятельности;

- Перевод поведенческих энграмм на уровень двигательного навыка, соединяющего пространственные, временные, энергетические параметры в единый комплекс целостного двигательного действия;

- Выработка, приобретение качеств, свойств функциональной системы выполнять нагрузку, обеспечивающую результативность, как отдельных действий, так и деятельности (предметной), в целом.

Возникают вопросы? Чем вызвано такое понимание сущности поставленной проблемы. Или какие объективные закономерности лежат в основе именно такого её понимания.

Мы исходим из признания того факта, что эффективность всей социально – экономической системы общества обеспечивается процессом, постоянно возрастающим, дифференциации, как отдельных предметных деятельностей, так и отдельных функциональных систем организма, в целом.

Вторым, общепризнанным фактом является констатация постоянно увеличивающегося временного лага подготовки специалистов, в границах жизненного цикла, трудовой деятельности. Социальные институты, обеспечивающие: воспитание, образование, тренировку, подготовку специалистов, превратились в огромные целостные социальные организмы, сопровождающие человека, на протяжении значительного периода его жизнедеятельности.

Однако, научно-методическое обоснование протекания и управления мощнейшего социального процесса, все ещё не преодолело этапа фикционализма. И разрозненные социальные, педагогические, психологические, физиологические знания (закономерности), не стали эффективным механизмом, регулирующим данный процесс.

Не претендую на решение этой глобальной социальной проблемы, мы лишь попытаемся обосновать необходимость специального методологического подхода к рассмотрению этой деятельности, как специфического целостного системного образования, в системе государства.

И первый вопрос, на который необходимо дать ответ – это обозначить предмет этой самой деятельности, причём и с учётом свойств, отличающихся от её главной её разновидности – «трудовой».

Анализ таких свойств и качеств возможен, не иначе как в рамках методологии системного анализа именно, через призму системных категорий: цели, средств, методов, механизмов, структуры, процесса, формы, исходя из следующих посылок:

а/. Всякий целенаправленный поведенческий акт (действие) обладает системной организацией, задействованной в реализации его функций. Системообразующим началом поведенческого акта является результат действия.

б/. Всякое действие формируемое функциональной системой, основано на её способности к «опережающему отражению» событий и «мотивировано» достижением «положительного» для этой системы эффекта - результата.

в/. Сличение полученного результата с «запланированным», осуществляется по каналам обратной связи, лежит в основе коррекции или перестройки программы действий функциональной системы.

И так, рассмотрим отличия целевых функций:

- «Трудовая» деятельность, характеризуется чётко регламентированным процессом, состоящим из логически взаимосвязанных актов (действий), выполняемых в рамках пространственных и временных границ.

- «Игровая», познавательная деятельность, характеризуется постоянной направленностью на улучшения результата.

Отличия «ресурсных» составляющих:

- «Трудовая» деятельность, характеризуется постоянным снижением затратных параметров, при заданных параметрах результата.

- «Игровая» деятельность, при достижении своей цели – улучшения результата, реализуется не иначе, как увеличением затратных параметров.

Отличия по методам преобразования ресурсов в цели.

- «Трудовая» деятельность, успешнее там, где методы управления достигли своего определённого этапа, в виде «автоматического» регулирования процессов.

- «Игровая» деятельность, успешнее там, где используются «эвристические» методы анализа и управления.

Отличия по процессам.

- «Трудовая» деятельность, характеризуется оптимальным по мощности, интенсивности и объёму процессом труда, что и обеспечивает его эффективность.

- «Игровая» деятельность эффективна, лишь в тех случаях, когда процесс её реализации протекает в граничных, для организма, личности, условиях преодоления препятствий, внутренней и внешней среды.

Отличия по механизмам преобразования ресурсов в цели.

- «Трудовая» деятельность осуществляется в рамках всего многообразия механизмов управления, в том числе, включающих и методы убеждения и методы принуждения и подражания. И, как выше уже рассматривалось, запуск поведенческой реакции, основывается на «работе» полушария мозга, отвечающего за логическое обоснование поступка, поведения человека.

- «Игровая» деятельность принципиально исключает механизм принуждения. Даже при условии экстремальной для организма нагрузки, личность получает (регулируется) положительными эмоциями, подтверждающими, что он человек, смог осуществить решение поставленной задачи и следовательно стал, «над собой», создал лучшую для себя «роль». Нельзя научить, можно научиться, этот древний афоризм, к сожалению, забыли современные педагоги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.