Сделай Сам Свою Работу на 5

Положения теории «Х» и теории «У» Дугласа МакГрегора





Теория «Х» Теория «У»
Работники по своей природе относятся к работе резко негативно и пытаются избежать ее всякий раз, когда это возможно. Работники воспринимают работу так же естественно как отдых или игру.
Чтобы достичь желаемого результата, работников необходимо принуждать и строго контролировать либо они должны находиться под угрозой наказания за плохую работу. Работники, если они преданы своей организации и нацелены на хороший результат, не требуют указаний и контроля извне.
Работники уклоняются от своих обязанностей и требуют формальных указаний всякий раз, когда это возможно. Среднестатистический человек может научиться принимать на себя ответственность и даже стремиться к ней.
Большинство работников ставит свое чувство защищенности выше всех других факторов, связанных с работой, и не проявляет большого честолюбия. Способность принимать правильные решения широко распространенна среди населения и не обязательно является характеристикой управленческого персонала.

 

Согласно теории «Х», если менеджер хочет повысить производительность, то он должен строго контролировать работника, наказывать и поощрять его деньгами. Речь идет об авторитарном управлении.



Основываясь на теории «У», менеджер не должен контролировать человека по мелочам. Его задача - создавать условия для самореализации работника. В данном случае речь идет о демократическом стиле управления.

При этом, применительно к теории «У», Д. МакГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания, воображение в решении проблем организации. В дальнейшем, теория «У» привела к «принципу управления по целям», который обогащает труд.

Идеи Д. МакГрегора были очень позитивно восприняты современниками и оказали существенное влияние на развитие управленческой науки.

Эпоха противостояния научных школ постепенно исчерпала себя. Наступила эра синтеза научных идей, создания многочисленных гибридных управленческих концепций и конструирования общей и теории организации. Так, например, в результате специальных исследований, проведенных в Университете штата Огайо и в Мичиганском университете в начале 160-х годов, Р. Блейком и Д.Моутон была предложена координатная сетка стилей руководства (рисунок 2).



 

 

1-9 9-9

ТЕХНОЛОГИЯ

 

5-5

 

1-1 9-1

ПЕРСОНАЛ

Рисунок 2 − Модель Р.Блейка – Д.Моутон

Согласно данной модели выделяются следующие стили руководства и типы менеджеров:

1 – 1. Попустительский стиль. Характеризуется минимумом внимания, как к организации производства, так и минимумом внимания к персоналу. В данном случае менеджер занят только собой. При этом у него развивается преданность вышестоящему начальству.

9 – 1. Либеральный стиль. Характеризуется полным вниманием к персоналу. Менеджер уделяет большое внимание социальному быту персонала, но не за счет улучшения технологий. Фактически такой управленец является «марионеткой» рабочего коллектива.

Либеральный стиль – это стиль директора пансионата или клиенто–ориентированного менеджера.

1 – 9. Авторитарный стиль. Характеризуется полным или почти полным отсутствием внимания к персоналу. Цель такого менеджера – выполнение плана работы любой ценой.

5 – 5. Компромиссный стиль. Девиз такого менеджера: «Звезд с неба не хватаю, но и управляю не хуже других». Взгляд вышестоящих руководителей на такого управленца как на «чемодан без ручки», т.е. нести неудобно, а выбросить жалко.

9 – 9. Демократический стиль. Характеризируется максимумом внимания к работе с людьми и максимумом внимания к организации производства.

Задачей современной школы менеджмента является приведение менталитета руководителя к стилю 9 – 9.



В 1970-е годы американский ученый И.Ансофф выдвинул новые идеи в понимании и развитии организационных структур управления и организационного потенциала. Представив организацию как сложную систему, состоящую из четырех основных подсистем (НИОКР, производство, распределение и маркетинг) и связанную с источниками ресурсов и внешней средой, И.Ансофф подчеркивал, что в рыночных условиях особую значимость для организации (предприятия) приобретают три приоритета: продукт (наличие нововведений), функциональный элемент (экономичность) и географический элемент (конкурентоспособность). В качестве основных изменений, происходящих в организациях, автор рассматривал переход от прежней унификации их состава и структуры к гибкости, вариативности, от стабильности к динамичности, от реактивности и адаптации к плановости и полному конструированию структур.

Особым вкладом в развитие теории организации стала теория Z, предложенная У.Оучи и А.Джагером. В ней были соединены американские и японские методы управления.

Основные положения данной теории отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.