Сделай Сам Свою Работу на 5

Школа научного управления (1885-1920).





Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ. ИХ ВКЛАД В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебный материал 2

В основе теории организации лежит ряд научных концепций. Рассмотрим их в соответствии с эволюцией научных идей, начиная со школы научного управления.

Школа научного управления (1885-1920).

Школа научного управления сложилась на основе трудов Ф. Тейлора, X. Эмерсона, Г. Гантта, Л. Гилберта, Ф. Гилберта, Г. Форда, М. Вебера и др. Эти труды стали основой классической теории организации.

Основателем и основным разработчиком идей научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915 гг.).

Ф.У.Тейлор был ученым - практиком. Начав с рабочего, он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до уровня главного инженера сталелитейной компании.

Большую часть своих исследований Ф.У.Тейлор провел на базе компаний Midvale и Bethlehem Steel, расположенных в штате Пенсильвания. К созданию теории научного управления Тейлора побудила система организации труда в компании Midvale. В то время не существовало точных концепций, определяющих круг обязанностей управляющего и рабочего, практически не было стандартов эффективности, и рабочие намеренно работали в медленном темпе. Руководство принимало решения, основываясь лишь только на собственных догадках и интуиции. Работники распределялись по рабочим местам практически без учета их личных способностей и возможности выполнять те задачи, которые перед ними ставились. При этом управленческий персонал и рабочие находились в состоянии постоянного конфликта.



Проведя анализ организации труда на предприятии, Ф.У.Тейлор в основу своей теории положил следующие принципы:

1. Работник не может понять сложности структуры организации современного производства. Следовательно, он не может сам улучшить свой труд, т.е. провести оптимизацию.

2. Работник от природы ленив и трудится ради зарплаты. Его основная мечта – трудиться поменьше, получать побольше.

3. Организовать труд работников, сделать их труд рациональным и эффективным может и должна администрация.

4. Администрация должна разработать систему правил эффективной деятельности на основе научного исследования и на основе опыта передовых работников.



5. Нужно научить и заставить работников следовать этим правилам, законам, формам эффективного труда.

6. Нужно стимулировать высокой зарплатой высокую продуктивность труда.

Ф.У.Тейлор считал, что для повышения производительности труда рабочий в организации должен работать «как машина», используя четкие, выверенные действия.

Тейлор назвал свою систему научной организацией труда (НОТ).

Данная система управления включала в себя:

1. стандартизацию: технологии рабочего места, инструментов;

2. анализ трудовых действий, разложение их на элементарные операции, устранение всех лишних движений;

3. точный учет потребляемых ресурсов: трудовых, финансовых, временных и т.д.;

4. подбор и расстановку кадров - каждый работник должен выполнять те операции, которые он может выполнять лучше;

5. дифференциацию оплаты труда в соответствии с производительностью.

Система Ф.У.Тейлора получила поддержку со стороны мощных промышленников (Г.Форд, Г.Эмерсон). Она стала активно изучаться в разных странах, была внедрена на многих производствах.

Например, «конвейерный способ труда» (принцип управления по операциям) был внедрен на заводах Г.Форда. При его применении себестоимость создаваемого товара резко снизилась, увеличился выпуск продукции, снизилась стоимость самого автомобиля. Работники стали получать зарплату в два раза больше.

Эффективность производства от внедрения системы Ф.У.Тейлора стала выше среднем в 2 раза.

Вместе с тем, Ф.У.Тейлора обвинили, что его организация труда ведет к деградации личности. По этому поводу Ф.У.Тейлором был сделан доклад в Белом доме перед специально созданным комитетом в 1912 году.



Основные работы Ф.У.Тейлора:

· «Управление фабрикой»;

· «Принципы работы менеджеров»;

· «Доклад перед специальным комитетом Белого дома в 1912 году».

Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилиан Гилберт, Генри Гантт и другие. Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

1. Рациональная организация труда.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилиан Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

В рамках школы научного управления проводилось исследование бюрократических основ построения организации Макса Вебера (1864 – 1920 гг.). Если Ф.У.Тейлор пытался найти ответ на вопрос «Как сделать так, чтобы человек работал как машина?», то М.Вебер искал ответ на вопрос «Как сделать так, чтобы вся организация работала как машина?». Ответ на этот вопрос М.Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также в определении прав и обязанностей каждого работника.

Результатом его работы стало создание «бюрократической школы». Процедуры и правила определяли виды деятельности рабочих, конкретные решения и деятельность руководства. Права и обязанности каждого работника определяли задачи, которые он выполнял в организации. М.Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.

Основные элементы построения организации, обеспечивающие данные качества (согласно теории М.Вебера)

1. Разделение труда, в котором власть и ответственность были ясно определены для каждого члена и закреплены в официальных обязанностях.

2. Четкое построение по иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и с зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных.

3. Система правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащие основой административного управления и контроля.

4. Построение внутренней системы отношений на формальных началах – как взаимодействия между должностями, а не личностями.

5. Подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов, что должно было обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников. Подобные принципы работы с кадрами явно перекликаются с основными принципами известной японской системы «пожизненного найма».

6. Все административные акты и решения оформляются в письменном виде. Ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.

7. Менеджеры не являются собственниками организации.

8. Менеджеры работают в соответствии с правилами и процедурами, что, как предполагается, гарантирует надежность, предсказуемость их поведения.

М.Вебер считал, что бюрократия – это идеальное строение, так как обеспечивает высокую продуктивность труда и высокий порядок деятельности организации.

В нашей стране идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.