Методы выбора поставщика.
Среди наиболее распространенных методов выбора поставщикаможно выделить: 1.метод рейтинговых оценок; 2.метод оценки затрат (затратно-коэффициентный метод, метод миссий); 3.метод доминирующих характеристик; 4.метод категорий предпочтения.
1. Метод рейтинговых оценок является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливают экспертным путем.
Наибольшая сумма – наивысший ранг: 2 – приоритет выше; 0 – приоритет ниже; 1 – критерии равнозначны.
Расчет весовых коэффициентов:
, где Wi – весовой коэффициент критерия; N – количество критериев; i – ранг критерия.
Расчет рейтинговых и интегральных оценок:
Для минимального эталона:
Для максимального эталона:
где Rij – рейтинговая оценка j-го поставщику по i-му критерию; Wi – весовой коэффициент i-го критерия; Эi min, Э i max – эталонные (лучшие) значения по критериям; Пij – значение по i-му критерию для j-го поставщика
- интегральная оценка для j-го поставщика
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает по основным критериям одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.
2. Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным, или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменений вариантов решений. При выборе поставщиков отдельно рассчитываются для каждого из них все возможные издержки на снабжение, а также доходы/выигрыши (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи «поставщик – потребитель». Затем из набора вариантов выбирают наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
3. Метод доминирующих характеристик. Он требует сосредоточения
на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для
последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.п. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным факторам – критериям отбора.
4. Метод категорий предпочтения. Применение такого метода подразумевает наличие информации из множества источников — обширной и разнообразной информационной базы, рассматривающей каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы какой-то фактор, возможно, является ключевым.
Выбор поставщика методом категорий предпочтений (пример)
Критерии
| Подразделения предприятия
| Итого
| Финансы
| Закупки
| Производство
| Логистика
| Продажи
| Цена
| (+0,5)
| (+0,5)
|
|
|
|
| Качество
|
| (+0,3)
| (+0,3)
| (+0,1)
|
|
| Надежность
|
| (+0,1)
| (+0,3)
| (+0,4)
|
|
| Скидки
| (+0,5)
| (+0,1)
|
|
|
|
| Производств. Мощности
|
|
| (+0,2)
|
|
|
| Техническая поддержка
|
|
| (+0,2)
|
|
|
| Сервис
|
|
|
| (+0,3)
|
|
| Дислокация
|
|
|
| (+0,2)
|
|
| Выгоды, полученные при правильном отборе и оценивании поставщиков, могут быть существенными: экономия логистических издержек может выступить в качестве мощного финансового рычага и обеспечить существенное повышение прибыли; увеличения маржи прибыли по каждой единице продукции, выпускаемой и реализуемой предприятием, можно добиться за счет более низких расходов на закупаемые материалы, что приводит к меньшим инвестициям в запасы; логистические услуги более высокого качества, предоставляемые поставщиками, также позволяют иметь меньший уровень запасов; повышение уровня обслуживания потребителей, за счет отсутствия сбоев в производстве; повышение объема продаж за счет повышения качества обслуживания потребителей.
13. Цели управлении закупками.
Управление закупками (УЗ) в значительной степени влияет на конкурентоспособность предприятия и должно вносить свой вклад в достижение корпоративных целей фирмы и в выполнение логистической стратегии. Если УЗ не выполняется в должном виде, то предприятие не получит сырья и готовой продукции к нужному сроку, нужного качества и по цене, которая сохранит стоимость конечной продукции конкурентоспособной и контролируемой. УЗ составляет основу операционной деятельности службы (отдела) закупок и должно обеспечивать: приобретение предметов снабжения по наиболее выгодным ценам; поддержание оптимального размера запасов закупаемой продукции; контроль качества закупаемых предметов снабжения в соответствии со стандартами; стабильное выполнение графиков доставки, сохранность груза в пути, точность оформления товарно-транспортных документов, выдерживаемая номенклатура и объем заказа; оптимизация трансакционных затрат на закупки и логистических издержек на доставку закупаемой продукции; эффективный автоматизированный учет предметов снабжения; развитие базы знаний персонала службы снабжения.
УЗ должно учитывать и координировать приоритеты и обеспечивать взаимодействие критериев эффективности финансового менеджмента и маркетинговой стратегии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|