Эволюция концепций управления в сфере снабжения.
Логистика снабжения как функциональная область интегрированного логистического управления.
Область снабжения обслуживает входящий материальный поток, обеспечивает бесперебойное снабжение производства материально-техническими ресурсами. Выделение данной функциональной области связано со спецификой ее функционирования, здесь выполняются однотипные логистические функции и операции. Она включает следующие процессы: управление закупками, размещение заказов, транспортировка, внешняя грузопереработка, складирование, управление запасами, возврат товара.
Логистические операции и функции в снабжении делятся на следующие уровни:
1.базисный уровень (снабжение);
2.ключевой уровень (закупки материальных ресурсов и транспортировка);
3.вспомогательный уровень(со стороны закупок: прогнозирование спроса, выбор поставщика, управление процедурами заказа, мониторинг выполнения заказа, приемка, правовое сопровождение поставок, управление возвратными потоками; со стороны транспортировки: планирование объемов перевозок и выбор вида транспорта, выбор перевозчика и экспедиторов, защитная упаковка, погрузка транспорта, перевозка и экспедирование, выгрузка и т.п.)
Эволюция концепций управления в сфере снабжения.
В процессе развития концепции управления в снабжении развивались и проходили следующие формы:
1.пассивная: подразделение закупки не имеет стратегической направленности и в основном отражает потребности других подразделений организации. Характеризуется большой долей времени на рутинные операции, низким приоритетом функциональных и индивидуальных взаимоотношений, выбором поставщика, базирующемся на цене и доступности.
2.независимая: подразделение закупки использует современные методы и процедуры, однако его стратегическая направленность независима от корпоративной стратегии компании. Характеризуется базированием закупочной деятельности в основном на сокращении затрат и усилении дисциплины поставок; установленной координационной связью между закупками и техническими подразделениями, осознанием руководством важности профессионального развития и возможности вклада подразделения закупок в увеличение прибыльности предприятия.
3.поддерживающая: подразделение закупки поддерживает корпоративную компании за счет методов управления закупками и продуктов, которые усиливают конкурентную позицию фирмы. Характеризуется включением персонала подразделения закупок в команды управления продажами, позиционирование поставщиков как ресурса, в акцентом на опыт, мотивацию и взаимоотношения, постоянным мониторингом и анализом рынков, продуктов и поставщиков.
4.интегрированная: концепция снабжения интегрирована в корпоративную стратегию фирмы и составляет часть общего стратегического плана. Характеризуется налаженными межфункциональными обучением и переподготовкой исполнительного персонала подразделения снабжения, установлением постоянно действующей коммуникационной связи с другими подразделениями предприятия, ориентацией фокуса профессионального развития снабжения на стратегические элементы корпоратичного плана, связью измерения эффективности закупок с их вкладом в общий успех предприятия.
Ориентация фокуса профессионального развития снабжения ориентирован на стратегические позиции корпоративного плана снабжения и измерения его эффективности по вкладу в результирующие показатели деятельности предприятия.
- Значение и задачи функционала управления поставщиками.
Стратегическое управление поставщиками может способствовать улучшению обслуживания внутренних и внешних потребителей и за счет этого увеличивать доходы компании.
Основными задачами, реализуемыми в функционале «Управление поставщиками», являются:
1. постоянный мониторинг рынка новых товаров (услуг);
2. поиск и оценка источников снабжения, включая глобальных поставщиков;
3. выбор и рационализация базы поставщиков;
4. развитие потенциальных поставщиков;
5. оценка рыночной и финансовой устойчивости поставщиков;
6. проведение переговоров с поставщиками;
7. развитие взаимоотношений с поставщиками (партнерство, кооперативы, ассоциации и т.п.);
8. бенчмаркинг характеристик поставщиков;
9. мониторинг эффективности функционирования поставщиков,
10. отслеживание истории отношений с поставщиками.
Основные приоритеты в процессе осуществления концепции управления поставщиками:
1.Взаимовыгодные цели и взаимодополняющие стратегические планы;
2.Использование для обеспечения взаимоотношений в цепи поставок значительных ресурсов обоих партнеров;
3.Обмен важной информацией и будущими стратегическими и оперативными планами;
4.Создание совместимых интегрированных информационных систем;
5.Разделение рисков и выгод от взаимодействия в цепи поставок;
6.Предоставление поставщиком-партнером конкурентных преимуществ компании-потребителю по комбинации цена/качество закупаемого товара, доступу на рынок, модификации товара, распределению, гибкости в обслуживании и по логистическим параметрам доставки;
7.Доверительные, открытые отношения, без духа соперничества;
8.Постоянный активный поиск способов улучшения взаимоотношений.
- Концепция управления взаимоотношениями с поставщиками (SRM): содержание, преимущества и недостатки.
SRM(Supplier Relationship Management) – «Управления взаимоотношениями с поставщиками»–это скоординированная программа действий, разработанная совместно потребителем и поставщиком, чтобы улучшить общие показатели функционирования и снизить общие издержки цепи поставок.
SRM представляет собой управление ресурсами поставщика в глобальном масштабе, используя продвинутые инструменты и информационные технологии.
SRM позволяет улучшить выполнение снабженческой деятельности посредством:
1.действующих коммуникаций о существующих и ожидаемых характеристиках поставщика;
2.объективной информации и обратной связи с поставщиком относительно фактических показателей его функционирования;
3.поддержки управления данными для выбора предпочтительных поставщиков и их ранжирования;
4.идентификации, оценки и измерения возможностей снижения общих затрат на закупки.
Причины появления SRM :
1.Невозможность эффективно управлять закупками во всей цепи поставок существующими методами и инструментами:
А)Отсутствие процессного подхода к снабжению.
Б)Спонтанный рост числа поставщиков и закупаемых продуктов.
В)Низкий процент закупок по контрактам.
Г)Неэффективное планирование и взаимодействие контрагентов в цепях поставок.
Д)Недостаточный учет поставщиками логистических ограничений потребителей.
2.Трудности нахождения нужных товаров и поставщиков с желаемыми характеристиками:
А)Необходимая информация хранится в различных системах.
Б)Не существует общей классификации данных; неполные и противоречивые данные.
В)Разрозненные каталоги поставщиков.
3.Неэффективность ручных процедур в закупках, в том числе:
А)Выбор нужных продуктов и согласование характеристик.
Б)Анализ затрат на закупки.
В)Создание запросов и оценка предложений.
Использование идеологии SRM позволяет достичь следующих преимуществ:
1.повысить конкурентоспособность компании-потребителя, точность и прозрачность информации о закупаемой продукции в цепи поставок;
2.обеспечить удобство форматов обмена данными, касающихся всех
аспектов снабжения;
3.установить, измерить и управлять стратегиями оптимального сорсинга, с помощью которых достигаются корпоративные цели и уменьшаются снабженческие риски;
4.получить точный и всеобъемлющий профиль базы поставщиков;
5.расставить приоритеты и консолидировать поставщиков на основе факторов, наиболее важных для конкретного бизнеса;
6.обеспечить соответствие условиям контракта и уменьшить нерациональные расходы и потери.
- Технология управления запасами поставщиком у потребителя (VMI): содержание, способы реализации, преимущества и недостатки.
Традиционно потребители оформляют заказы у поставщиков, этому процессу свойственен ряд недостатков:
1.у поставщика нет предварительной, предупреждающей информации о заказах – он вынужден составлять прогнозы, в результате чего приходится делать достаточно большие страховые запасы.
2.поставщик часто сталкивается с непредвиденными краткосрочными колебаниями спроса на товар, приводящими к постоянным изменениям ассортимента, графиков доставки продукции потребителям и, соответственно, к дополнительным логистическим издержкам.
Окончательным результатом такой ситуации, является ухудшение обслуживания потребителей вследствие неизбежно более высокого уровня цен. Поэтому появилась новая концепция/технология снабжения и управления запасами поставщиком у потребителя – Vendor-managed Inventory (VMI).
В практическом смысле VMI – это склад, управляемый поставщиком, находящийся на территории потребителя, занимающего нижестоящую ступень в логистической цепи (цепи поставок).
В методологическом аспекте VMI – вертикальная кооперация с поставщиками в области управления запасами, концепция улучшения функционирования цепи поставок, когда поставщик имеет доступ к информации о состоянии запасов и имеющихся потребностях (спросе) своего клиента, данная концепция обеспечивается выгодами для обеих сторон — и поставщика, и потребителя. Поставщику применение VMI обеспечивает сохранение оптимального уровня запасов, за счет наличия оперативной информации о потребностях клиента. Покупатель оптимизирует затраты на управление запасами за счет передачи ответственности за этот процесс поставщику.
Способы реализации VMI:
1.Поставщик осуществляет регулярные поставки и пополняет запасы до заранее установленного уровня.
2.Консигнация – процесс, в ходе которого поставщик размещает свои товары на территории заказчика, не получая за них оплату до тех пор, пока этот товар не использован или не продан заказчиком.
3.Поставщик может иметь доступ к складской базе данных клиента и самостоятельно анализировать и принимать решения о номенклатуре и размере партий пополнения запасов клиента.
4.Постоянное присутствие представителя поставщика на территории заказчика, когда поставщик отвечает за весь процесс пополнения запасов.
Преимущества технологии VMI:
1.Улучшение уровня обслуживания. Обладая актуальной
информацией о состоянии запасов клиента, поставщик имеет широкие возможности удовлетворения спроса в отношении объема поставок и местоположения складских запасов;
2.Снижение неопределенности спроса. Доступ к информации о запасах потребителя и обширные аналитические возможности позволяют поставщику избежать возникновения непрогнозируемых крупных заказов;
3.Улучшение сроков поставок, оборачиваемости запасов и расходов на содержание и пополнение запасов. Для поставщика эта экономия сводится к снижению уровня запасов, в особенности страховых, для покупателя – к снижению расходов на управление заказами и организацию процесса пополнения запасов, поскольку основная деятельность осуществляется поставщиком. Кроме того, существенно сокращается срок поставки, что также положительно влияет на оборачиваемость запасов;
4.Увеличение объема и рентабельности продаж как результат всего вышеперечисленного;
5.Установление долгосрочных партнерских отношений. Организация программы VMI требует серьезных инвестиций в налаживание процессов обмена информацией между партнерами. Принятие решения о реализации VMI является решением о стратегическом сотрудничестве.
Недостатки технологии VMI:
I.Для поставщиков:
1.Перенос издержек потребителя на поставщиков (административно-управленческих, трансакционных затрат, издержек хранения повышенных страховых запасов);
2.Уменьшение оборачиваемости капитала поставщика из-за более высоких запасов и административных затрат;
3.Потребители могут быть в лучшем положении, чем поставщики при пополнении запасов (ритейлеры).
IIДля потребителей:
1.Более высокие риски из-за повышенной зависимости от производителя или дистрибьютора;
2.Передача поставщику конфиденциальной информации. Когда происходят повторные переговоры о заключении контракта, обладание такой информацией ставит поставщика в более сильную позицию.
Основные предпосылки для реализации программы VMI:
1.Поставщик должен обладать высокой компетентностью в технологиях пополнения запасов;
2. Высокий уровень доверия между сторонами.
- Мониторинг и оценка эффективности взаимодействия с поставщиками.
В рамках SRM оценка эффективности работы поставщика осуществляется на основе сбалансированной системы показателей (ССП, KPI), при этом показатели, касающиеся данной сферы разрабатываются поставщиком и покупателем совместно. Более того, согласно SRM-философии обе стороны берут на себя в отношении выбранных показателей совместные обязательства, в том числе по инвестициям, выделению ресурсов и выдерживанию сроков. Обе стороны работают на достижение общей цели повышения эффективности цепи поставок, и обе имеют прямой финансовый интерес к тому, чтобы взаимоотношения были прочными.
Поскольку выполнение функционалов снабжения оказывает влияние на различные сферы деятельности и бизнес-процессы компании-потребителя, эффективность работы поставщика должна оцениваться различными группами показателей.
К основным группам показателей относится:
1.финансовые результаты взаимодействия (общие затраты на закупку (ТСО), выдерживание соглашений по ценам, гибкость ценовой политики, предоставление скидок, товарного кредита, отсрочки платежей и т.п.);
2.качество поставляемой продукции (выполнение требований стандартов (сертификатов) качества, доля бракованного товар в общей партии поставки, процент рекламаций (возврата) по качеству);
3.надежность выполнения логистики при доставке закупаемой продукции (процент «совершенных» заказов, стабильность выполнения параметров доставки, соблюдение графика доставки (своевременность), обеспечение сохранности груза в пути, точность оформления товарно-транспортных документов, сопровождающих груз, выдерживание объема заказов и номенклатуры и др.);
4.время выполнения заказа на закупку (общее время выполнения заказа, время комплектации (производства) заказанной поставки, время доставки (транспортировки), время отгрузки и т.п.).
Укрупненный вариант оценки поставщика:
1.Доля бракованных товаров(%) - Отношение количества бракованного товара (шт.) к общему количеству товара в заказе. Бракованный товар — товар с любыми дефектами (не функциональный, без документов, с поврежденной упаковкой и т.д.).
2.Точность заполнения инвойса(%)-Отношение числа строк инвойса, не содержащих ошибок, к общему числу строк инвойса
3.Процент заказов, доставленных вовремя (%)-Отношение количества товара (шт.), доставленного вовремя, к общему количеству товара в заказе (числа строк в заказе, выполненных вовремя, к общему числу строк)
4. Полнота выполнения заказа(%) - Отношение количества (или числа
строк в заказе) товара, доставленного полностью, к общему заказанному количеству (или числу строк в заказе) товара по объему и ассортименту
5.Время доставки(дни/час) - Количество дней (часов) с момента размещения заказа у поставщика до получения товара
6. Общая стоимость затрат на закупку (Руб. м3(усл. поддон))- Сумма всех затрат, связанных с закупкой товара конкретного ассортимента у поставщика, отнесенная на объем заказа в натуральных единицах
Для формирования рациональной базы поставщиков необходимым условием является постоянный мониторинг показателей их функционирования в разрезе уже рассмотренных групп KPI. Для этого в информационной базе ведется учет показателей эффективности работы действующих и потенциальных поставщиков, для целей проведения бенчмаркинга.
При определении взаимоотношений со стратегическими поставщиками необходимо принимать во внимание следующие ключевые факторы их: Постоянное совершенствование; Технология и инновации; Адаптивность.
- Виды отношений с поставщиками и критерии их выбора
Существуют два типа взаимоотношений с поставщиками:
1.оппортунистические характеризуются жесткой позицией на переговорах о закупке и стремлением получить самые лучшие условия. Такой подход в краткосрочной перспективе может дать положительные результаты, но в долгосрочной не всегда эффективен;
2.партнерство, характеризующееся тесными взаимовыгодными контактами, долгосрочными отношениями.
В базе поставщиков предприятия должны присутствовать оба типа отношений. Это связано с тем, что тот и другой тип отношений имеют свои преимущества и недостатки.
Партнерские отношения: преимущества: 1.Стремление обоих предприятий помогать друг другу, так как судьбы партнеров тесно переплетены; 2.Совместная реализация долгосрочных стратегий; 3.Способность к системным инновациям.
Недостатки: 1.Снижается возможность маневра, при принятии тактических решений необходимо учитывать стратегические последствия; 2.Управление партнерскими отношениями требует больших затрат
Оппортунистические отношения: преимущества: 1.Поддержание активной конкурентной борьбы, снижение издержек по сделкам; 2.Простота смены поставщика, если получателя перестанут удовлетворять цена, качество или сам продукт или услуга
Недостатки: 1.Ограниченные возможности совместных действий; 2.Риск «симметричного ответа при изменении рыночной ситуации
Выбор типа отношений с поставщиком в первую очередь зависит от типа поставляемой им продукции. Структурированный анализ закупаемой номенклатуры проводят по четырем критериям:
1.Объем закупок, доля издержек при создании стоимости. 2.Воздействие на конечный результат.
3.Техническая комплексность.
4.Риск, связанный с получением.
Внутренние риски, как правило, связаны с нестабильностью потребления. Оценить ее степень можно с помощью XYZ-анализа. Чем выше перепады потребления, тем большая гибкость требуется от поставщика и тем выше риск не получить требуемое количество продукции в нужное время.
При оценке внешних рисков следует обратить внимание на следующие факторы: 1.степень монополизации рынка, количество возможных поставщиков; 2.наличие дефицитов различного происхождения, соотношение спроса и предложения; 3.политические риски; 4.возможные форс-мажорные обстоятельства; 5.географическое положение поставщиков и риски, связанные с географическим положением; 6.другие возможные угрозы срыва
поставок.
Результаты такого структурированного анализа удобно объединить в матрицу:
Для материалов, относящихся к стратегическим, стоит выбирать партнерство в отношениях с поставщиками. Для некритических материалов – оппортунистические отношения.
- Выбор поставщиков: сущность и направления решения проблемы
Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Насколько хорошо с точки зрения логистики снабжения поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Во многих компаниях мира, по крайней мере, половина проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании.
Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В и В2С. Работая совместно, они могут добиться снижения затрат и качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.
Решение проблемы выбора поставщика возможно в двух направлениях.
1.Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками в прошлом (может быть, являются ими в настоящем), с которыми уже имелись деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя это бывает и не всегда).
Основные этапы решения данной задачи: 1.сбор информации о поставщиках; 2.анализ собранной информации с учетом критериев выбора поставщика; 3.выбор поставщика.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего фирму рынка закупок: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового для нее рынка.
- Источники информации для выбора поставщика и критерии отбора поставщиков
Прежде чем выбрать источник снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках. Источниками информации о поставщиках могут быть: каталоги и прайс-листы; торговые журналы; поисковые системы Интернет; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в СМИ; местные источники, например, действующие на данной территории юридические лица или «осведомители»; объявление о конкурсах (тендерах); банки и финансовые институты; выставки и ярмарки; торги и аукционы; торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.); торговые представительства; собственное расследование; переписка и личные контакты с возможными поставщиками; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации; информационные агентства; государственные источники (регистрационные палаты, налоговые инспекции, лицензионные службы и прочие, обладающие открытой для ознакомления информацией).
Такой источник, как «Собственное расследование», является достаточно емким и может включать: неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами; неформальные личные контакты и переписку с возможными поставщиками; общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное расследование включает в себя все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники, такие, как каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет — это огромный «информационный банк» с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе в сфере снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Критерии отбора поставщика включают следующие группы:
1.Релейные: наличие соответствующей лицензии или сертификата;
2.Количественные: Цена продукции, тариф; Общее время доставки; Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; Удаленность поставщика от потребителя и т.п.;
3.Качественные: Качество поставляемой продукции; Надежность поставок, сохранность груза; Готовность перевозчика к переговорам; Финансовая стабильность; Наличие дополнительного оборудования (например, для переработки грузов); Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке грузов; Квалификация персонала,
психологический климат у поставщика (возможность забастовок); Мониторинг отправок и т.п.
Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется обширной системой критериев, но основными являются:
1.Цена – некоторые предприятия считают главным критерием цену, в силу ограниченности оборотных средств. Но предприятия, предлагающие более высокие цена могут предложить более высокую надежность поставки, уровень обслуживания и т.п. А низкая цена часто говорит о плохом качестве МР или сервиса. В то же время цена имеет часто договорной характер. Важную роль играют и ценовые скидки.
2.Качестводолжно удовлетворять потребностям фирмы. Процесс определения качества МР осуществляется на этапах входного контроля. Многие компании в этом плане предпочитают работать с поставщиками, системы менеджмента качества которых сертифицированы по процедуре ISO 9000/2000 (наличие сертификата ISO 9001).
3.Надежность поставщика (доставки) - способность удовлетворять требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР.
Кроме количественных критериев оценки поставщика, существует большая группа качественных показателей, к которым относятся:
имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям, деловой опыт и история взаимоотношений и т.п.;
наличие определенных видов предпродажного и послепродажного сервиса;
наличие информационной системы связи и обработки заказов;
предлагаемые финансовые условия и т.п
Система критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от стратегий фирмы и является динамичной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|