Сделай Сам Свою Работу на 5

Равновесие потребителя. Второй закон Госсена.





Равновесный (оптимальный) набор продуктов– это набор на бюджетной линии, который обеспечивает потребителю максимальную полезность.

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя.Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей.

Можно привести несколько эквивалентных условий равновесия потребителя.

1. Отношение цен товаров равно предельной норме замещения:

px/py = MRS.

2. Отношение цен товаров равно соответствующему отношению предельных полезностей:

px/py = MUx/MUy.

3. Предельная полезность, отнесенная к цене товара, одинакова для всех товаров:

MUx/px = MUy/py.

4. Условие равновесия состоит в равенстве предельных полезностей обоих продуктов:

MUx = MUy.

Данное утверждение называют вторым законом Госсена. Его суть состоит в том, что потребитель должен распределить имеющееся в его распоряжении время между двумя продуктами таким образом, чтобы в случае увеличения данного промежутка времени на единицу ему было бы безразлично, какой из двух продуктов потреблять в дополнительное время, поскольку единица каждого из них доставит ему равную добавочную полезность.



До сих пор мы предполагали, что цены, доходы и другие факторы, определяющие поведение потребителя, достоверно нам известны. Однако в большинстве случаев потребитель сталкивается с фактором неопределенности: он может не обладать достоверной информацией о своих будущих доходах и о тех ценах, которые установятся на рынке. В большинстве случаев мы можем только прогнозировать предполагаемое состояние рынка. Потребители, поэтому, вынуждены учитывать эту неопределенность в своих решениях и оценивать степень риска при анализе альтернативных вариантов.

В условиях неопределенности для количественной оценки риска учитывают два момента:

1) возможные последствия какого-либо решения;

2) вероятность этих последствий.

Вероятность представляет собой возможность получения определенного результата. Существует объективный метод оценки вероятности, основанный на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события. Существует и субъективный метод, связанный с личным опытом оценивающего. При субъективном подходе возможно существование различных оценок вероятности одного и того же события различными категориями потребителей. Рассмотрим три наиболее часто встречающихся типа потребителей.



1. Осторожные - характеризуются нерасположенностью к риску и соглашаются на рискованные ситуации лишь за дополнительный доход (благо-антиблаго, если на горизонтали – риск, а на вертикали - доход).

2. Нейтральные – нейтрально относятся к риску и оценивают как одинаково предпочтительные ситуации, имеющие одинаковые ожидаемые доходы, но различные степени риска (горизонтальная линия).

3. Игроки – расположены к риску, готовы оценить как более предпочтительные ситуации с высокой степенью неопределенности (например, особо рискованные формы предпринимательства) (антиблаго-антиблаго).

Несмотря на то, что иногда люди выбирают более рискованные альтернативы, тем не менее, большинство потребителей относятся к противникам риска и готовы затрачивать определенные средства, чтобы этот риск минимизировать.

К наиболее важным способам минимизации риска относят:

· диверсификацию риска;

· страхование риска;

· использование дополнительной информации при принятии своего решения.


К 3-му вопросу.

Излишек потребителя (Consumer’s surplus) — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).



Излишек потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.

По словам А. Маршалла:

Излишек потребителя — это избыток цены, которую потребитель готов был заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.