Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядковый подход к анализу поведения потребителей. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.





Количественный подход к анализу поведения потребителей. Полезность. Первый закон Госсена.

 

В современной микроэкономике упрощенно полагают, что поведение потребителя полностью определяется его стремлением максимизировать некоторый показатель, называемый по-разному: удовольствие, наслаждение, удовлетворение, желаемость, ценность, польза и т.д. Мы будем следовать традиции, и использовать термин полезность.

Существует два подхода к анализу поведения потребителя: количественный и порядковый.

1. Количественный (кардиналистский) подход.Основан на предположении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах ютилях (от англ. utility – полезность). Такие оценки имеют индивидуальный, субъективный характер: один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и не представлять – для другого. Поэтому этот подход не предусматривает возможности сравнения.

Важнейшим понятием кардиналистской теории потребителя является функция полезности. Это зависимость полученной человеком полезности от объемов потребления продуктов. При моделировании поведения с помощью этой функции кардиналисты делают ряд упрощений.



«Ютили» разных потребителей несравнимы и поэтому не могут суммироваться. Полезность может быть как положительной (наслаждение) так и отрицательной (страдание). Если количество потребленного продукта выражается целым числом, то такой продукт называют неделимым (конфеты, вишни). Если количество продукта может выражаться любым дробным числом, то этот продукт называют делимым (молоко, соль). Потребляемые продукты в той или иной степени способны замещать друг друга при сохранении величины полезности. Цель потребителя состоит в максимизации полезности при данных затратах.

Кардиналисты рассматривают предельную полезность продукта – это прирост полезности набора продуктов при увеличении объема потребления данного продукта на единицу. Она зависит как от функции полезности, так и от исходного набора продуктов, к которому добавлена еще одна (последняя, маргинальная) единица. Предельная полезность обозначается MU (от англ. marginal – предельный, последний). Полезность же называют общей полезностью и обозначают TU.



Если продукт неделим, то предельная полезность i-й ед. продукта равна изменению полезности (разности полезности до и после ее потребления):

MUi = Ui – Ui-1.

Если продукт делим, то предельная полезность х единиц продукта равна приросту общей полезности, приходящемуся на бесконечно малый прирост потребления сверх объема х. Т.е. в данном случае предельная полезность равна производной функции общей полезности:

MU(x) = ΔU/Δx = U'(x)

Основное свойство предельной полезности выражается первым законом Госсена,или законом насыщения потребностей. Согласно ему с ростом потребления одного продукта (при неизменном объеме потребления всех остальных) предельная полезность убывает, т.е. общая полезность возрастает все более низкими темпами, а убывает – все более высокими.

 

 

Порядковый подход к анализу поведения потребителей. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

Порядковый (ординалистский) подходосновывается на менее жестких предположениях. От потребителя не требуется измерять полезность в каких-либо единицах. Достаточно, чтобы он мог упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности. Исходным инструментом здесь являются кривые безразличия.Они представляют собой линии, каждая точка которых является потребительским набором, обеспечивающим одинаковый уровень удовлетворения потребностей (или одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется его вкусами и предпочтениями. Несколько кривых безразличия составляют карту безразличияпотребителя.



Построение и анализ кривых безразличия основывается на следующих аксиомах:

1. Аксиома рациональности потребления.

2. Аксиома возможности выбора. Предполагает способность человека ответить на вопрос, какой из предложенных наборов товаров, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: А предпочтительнее В; В предпочтительнее А; А и В имеют одинаковую полезность для потребителя. Ответа «не знаю» не существует.

3. Аксиома транзитивности. Для любых трех потребительских корзин (наборов) А. В и С, если А предпочтительнее В, а В предпочтительнее С, то А предпочтительнее С.

4. Аксиома ненасыщенности. Если имеются два аналогичных набора: А и В, но в В какого-то продукта содержится на одну штуку больше, то потребитель предпочтет набор В. Т.е. для любого набора А всегда существует набор В, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения, и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему.

Стандартные кривые безразличия обладают следующими свойствами:

· кривые безразличия, описывающие поведение одного потребителя, никогда не пересекаются;

· они имеют отрицательную направленность (наклон), которая показывает возможность замещения одного товара другим при сохранении общего уровня удовлетворения;

· они вогнуты к началу координат, степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим.

Эта степень может быть охарактеризована предельной нормой замещения. Предельная норма замещения (Marginal Rate of Substitution) товаром А товара В показывает количество товара В, которым потребитель готов «пожертвовать» ради приобретения одной дополнительной единицы товара А при сохранении общего уровня полезности неизменным:

MRS = - ΔА/ ΔВ.

Она также равна отношению предельных полезностей продуктов.

Частные случаи кривых безразличия:

Свойства кривых зависят от того, какого тапа продукты входят в набор. Если предельная полезность положительна (добавление его в набор увеличивает полезность), то продукт называют благом, а если отрицательна – антиблагом. Возможны три случая: 1) оба продукта – блага – стандартный вид кривых; 2) один продукт – благо, другой – антиблаго (положительный наклон, как у кривой предложения); 3) оба продукта – антиблага (отрицательный наклон и выпуклая форма).

Существуют также следующие случаи:

· нейтральное благо – продукт, добавление которого в набор не меняет общей полезности, т.е. предельная полезность равна 0 (прямые, параллельные оси, на которой нейтральное благо);

· благо смешанного типа – продукт, который при малом объеме потребления является благом, а при большом потреблении – антиблагом (сюда относятся практически все продукты питания; кривые – замкнуты, форма – овал отрицательного наклона);

· блага, образующие комплект – полезность определяется отношением объемов продуктов y/x (правый и левый ботинки; взаимно перпендикулярные отрезки, пересевающиеся в точках биссектрисы).

 

 

3.Излишек потребителя. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия потребителя.

Поведение потребителя основано на сравнении предельной полезности последней потребляемой единицы продукта и его рыночной цены. Излишек (избыток, рента, прибыль) потребителядля i-й единицы товара (di) есть разность между предельной полезностью этой единицы (выраженной в деньгах) и рыночной ценой товара:

Di = MUi – p.

Рыночный излишек потребителей – это сумма излишков индивидуальных потребителей. На графике он равен площади фигуры, ограниченной кривой рыночного спроса, осью ординат и горизонтальной прямой, проходящей через точку на оси цен, отвечающую рыночной цене товара. Экономическая сущность суммы излишков потребителей обычно трактуется как суммарная чистая полезность, полученная всеми покупателями. Она может служить экономическим показателем только при невысокой дифференциации доходов, т.к. для богатого человека один рубль имеет меньшую полезность, чем для бедного.

Кривые безразличия выявляют потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Информацию о том, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным, дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов –budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I – доход потребителя, Px – цена блага X, Py – цена блага Y, а X и Y – количества этих благ соответственно, то уравнение бюджетного ограничения выглядит следующим образом:

I = PxX + PyY.

Бюджетная линия– это графическое изображение бюджетного ограничения, т.е. множество наборов, имеющих одинаковую стоимость, равную доходу потребителя. Ее свойства:

· она неизменна только при неизменных доходе и ценах;

· при неизменных ценах, но изменяющемся доходе, она сдвигается параллельно вправо (при увеличении) или влево (при уменьшении);

· если при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии - по одной из осей она сдвинется либо вправо (при уменьшении цен) либо влево (при их увеличении); если же цены меняются одновременно и одинаково, то линия смещается параллельно вправо или влево.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.