МОДУЛЬ 2. Антропогенное и прикладное ландшафтоведение
1. Комплексная цель модуля: формирование представлений о природно-антропогенных и антропогенных ландшафтах, их классификациях, особенностях развития, культурных ландшафтах, методах оптимизации ландшафтов и географической организации территории.
2. Содержание модуля:
Тема № 16. Учение об антропогенном ландшафте (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знаний об антропогенном ландшафте.
Задачи лекции:
- изучение основных понятий учения об антропогенном ландшафте;
- формирование представлений об антропогенном ландшафте, его специфике, структуре, энергетике и границах.
Краткое содержание лекции: Основные понятия: «антропогенный ландшафт», «социосфера», «этносфера», «техносфера», «ноосфера». Учение об антропогенном ландшафте (Ф.Н. Мильков). Специфика, структура, энергетика, границы антропогенных ландшафтов (АЛ).
Основные термины и понятия:антропогенный ландшафт, социосфера, этносфера, техносфера, ноосфера, нагрузка на ландшафт.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
|
Тема № 17. Классификации антропогенных ландшафтов (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знанийо классификациях антропогенных ландшафтов.
Задачи лекции:
- формирование представлений о классификационных признаках выделения природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов;
- знакомство с различными классификациями антропогенных ландшафтов (по Ф.Н., Милькову, Н.Ф. Реймесу);
- изучение различных видов антропогенного воздействия, обратимости и необратимости их последствий.
Краткое содержание лекции: Принципы классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф. Реймесу (техногенные (индустриальные), городские (урбанистические), нарушенные, агрокультурные (сельскохозяйственные) и культурные) и Ф.Н. Милькову (селитебные, промышленные, сельско-хозяйственные, дорожные, водные, лесные, рекреационные и беллигеративные). Становление АЛ, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы.
Основные термины и понятия:селитебные, рекреационные, беллигеративные, индустриальные, культурные ландшафты, «мягкие» и «жесткие» ландшафтные регулирования, балльные классификации АЛ.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
| Тема № 18. Ландшафтное районирование. Экологический потенциал ландшафтов Ростовской области и их антропогенная трансформация
(практическое занятие)
Цель практического занятия: освоение студентами знаний об одном из основных методов ландшафтных исследований – ландшафтном районировании.
Задачи практического занятия:
-формирование навыков и умений определения экологического потенциала и антропогенной трансформации ландшафтов (на примере Ростовской области);
- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.
План практического занятия:
1. Используя данные таблицы вычислить экологическую эффективность ландшафтов по формуле: Тк=0,01*Такт*Кувл. Составить карту экологического потенциала ландшафтов, выделив ландшафты РО.
2. Обозначить на карте РО районы по различной степени антропогенного воздействия, используя численность населения городов. Соотнести полученные результаты с экологическим потенциалом ландшафтов.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на практическом занятии
| Активное участие в работе на практическом занятии
| Правильность выполнения практической работы.
| Тема № 19. Учение о геотехнических системах (ГТС) (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знаний о геотехнических системах.
Задачи лекции:
- изучение основных понятий учения о ГТС;
- формирование представлений о ГТС, их видах, структуре, классах.
- изучение основных подходов к изучению антропогенной трансформации ландшафтов;
- формирование представлений об экологическом каркасе, ООПТ.
Краткое содержание лекции: Виды ПК по степени антропогенного изменения. Подходы к изучению антропогенной трансформации ПК: ландшафтный, экономико- природопользовательский, геотехносистемный, антропоэкосистемный. Понятие о ГТС, их структуре, классах, видах. Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Основные термины и понятия:геотехногенные системы, экологический каркас, «мягкое» управление природой.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
|
Тема № 20. Устойчивость ландшафтов (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знанийоб устойчивости ландшафтов.
Задачи лекции:
- формирование представлений об экологическом потенциале ландшафтов, индексе биологической эффективности климата;
- знакомство с индексом антропогенной трансформации ландшафта;
- изучение зональных характеристик природно-антропогенных ландшафтов России.
Краткое содержание лекции: Экологический потенциал ландшафта. Индекс биологической эффективности климата. Индекс антропогенной трансформации ландшафта. Зональная характеристика природно-антропогенных ландшафтов России.
Основные термины и понятия:экологический потенциал ландшафта, индекс биологической эффективности климата, индекс антропогенной трансформации, коренные изменения ландшафтов, антропогенная трансформированность ландшафта.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
| Тема № 21. Природно-антропогенный городской ландшафт (на примере любого города России) (практическое занятие)
Цель практического занятия: освоение знаний о природно-антропогенных городских ландшафтах.
Задачи практического занятия:
-формирование навыков и умений выполнять ландшафтно-географическую характеристику городского селитебного ландшафта.
- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.
План практического занятия:
1) Дать ландшафтно-географическую характеристику любого города Росси по плану:
1. Название города.
2. Время основания.
3. Административный статус.
4. Современная численность населения.
5. Главные социально-экономические функции города.
6. Ландшафтно-географическое положение города: континент, субконтинент, географический пояс, географический сектор, физико-географическая страна, природная зона (подзона).
7. Геолого-геоморфологическое положение региона.
8. Важнейшие климатические показатели: средние температуры самого холодного и самого теплого месяца года, сумма активных температур, среднее годовое количество атмосферных осадков, коэффициент атмосферного увлажнения.
9. Гидрологическая характеристика региона; источники водоснабжения города.
10. Мезорельеф города и его районов.
11. Природные и природно-антропогенные ландшафты города и его районов.
12. Экологический каркас города: парки, лесопарки, бульвары, сады и т.п.
13.Важнейшие функциональные зоны города и их размещение.
14. Наиболее острые экологические проблемы города и пути их решения.
2) Работа представляется в письменном виде и сопровождается картографическими и другими иллюстративными материалами.
3) Рекомендуется использовать ресурсы Интернета, литературные и картографические источники.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на практическом занятии
| Активное участие в работе на практическом занятии
| Правильность выполнения практической работы.
|
Тема № 22. Основы ландшафтного планирования (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знанийоб основах ландшафтного планирования.
Задачи лекции:
- формирование представлений о ландшафтном планировании, оптимизации ландшафта;
- изучение существующих оценок ландшафта: ландшафтно-экологической экспертизы и ландшафтно-географического прогноза;
- знакомство с ОВОС;
- формирование знаний о ландшафтном мониторинге и прогнозировании.
Краткое содержание лекции: Оптимизация ландшафтов. Производственная оценка ландшафта и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертиза. Оценка ландшафтов для различных хозяйственых целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ландшафтный мониторинг и прогнозирование.
Основные термины и понятия:культурный (оптимизированный) ландшафт, буферная зона, ОВОС.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
|
Тема № 23. Учение о культурном ландшафте (КТ) (лекционное занятие)
Цель лекции:приобретение студентами знанийо культурном ландшафте.
Задачи лекции:
- формирование представлений о культурном ландшафте, его структуре, функционировании, регуляции;
- знакомство с современными концепциями КЛ;
- формирование знаний об эстетике и дизайне ландшафта, ландшафтной архитектуре..
Краткое содержание лекции: Развитие научных представлений о КЛ. Современные концепции КЛ. Структура, функционирование, возможности регуляции КЛ. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитектура.
Основные термины и понятия:культурный (оптимизированный) ландшафт, эстетика, дизайн, архитектура ландшафта.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на лекционном занятии
| Активное участие в работе на лекционном занятии
| Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции
|
Тема № 24. Ландшафтное планирование. Решение ландшафтно-экологических задач (индивидуальное задание)(практическое занятие)
Цель практического занятия: освоение студентами знаний о ландшафтном планировании городских территорий (на примере г. Ростова-на-Дону).
Задачи практического занятия:
- развитие представлений о ландшафтном планировании городских территорий;
-выработка умений и навыков в выполнении ландшафтно-экологических задач;
- применение теоретических знаний на практике.
План практического занятия:
1. Ландшафтное планирование курортного района в предгорьях Северного Кавказа или Черноморского побережья.
2. Территориальное планирование садово-паркового ландшафта г. Ростова-на-Дону.
3. Территориальная организация степного сельскохозяйственного ландшафта Ростовской области.
4. Выбор места для основания города в Ростовской области.
5. Анализ садово-парковых ландшафтов городов ростовской области.
6. Ландшафтно-экологическое прогнозирование.
7. Ландшафтное планирование района гидроэнергетического и гидромелиоративного строительства в Ростовской области.
8. Ландшафтное планирование территории промышленного строительства Ростовской области.
9. Территориальное планирование городского ландшафта в пределах Ростовской области.
10. Ландшафты Ростовской области и их трансформация в процессе хозяйственного освоения.
Форма текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Работа на практическом занятии
| Активное участие в работе круглого стола
| Презентабельное представление полученных результатов
| Контрольная работа по Модулю № 2.
Цель занятия: оценка знаний, полученных в ходе изучения Модуля № 2.
Формы текущего контроля:
№
| Форма текущего контроля
| Критерий оценки
| Описание критерия
|
| Промежуточная контрольная работа
| Ответы на вопросы контрольной работы
| Правильность ответа на вопросы контрольной работы
|
4. Формы рубежного контроля: рубежная тестовая работа
4.1. Назначение контрольной работы: работа предназначена для контроля достижения комплексной цели модуля 2.
4.2. Продолжительность контрольной работы – 45 мин.
4.3. Пример тестовых заданий:.
тест 1
Учение о природно-антропогенных ландшафтах разработал
| 1. Ф.Н. Мильков
2. В.Б. Сочава
3. Т. Мальтус
4. В.В. Докучаев
| тест 2
Природно-антропогенные ландшафты, которые могут быть в пределах рекреационных ландшафтов:
| 1. Лесные, водные, беллигеративные
2. Селитебные, дорожные, сельскохозяйственные
3. Селитебные, дорожные, водные
4. Дорожные, лесные, промышленные
| тест 3
Способность ландшафта продуцировать биомассу:
| 1. Природно-ресурсный потенциал
2. Биотический потенциал
3. Рекреационный потенциал
4. Потенциал самоочищения
| тест 4
Экологический потенциал – это ….
|
|
4.4. Система оценивания результатов контрольной работы.
Система оценивания построена по принципу перевода величины рейтингового балла обучающегося.
Рейтинг, %
| 60–64
| 65–70
| 71–84
| 85–94
| 95–100
| Оценка в баллах
|
|
|
|
|
|
5. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы
При самоподготовке рекомендуется изучать курс в последовательности, указанной в УМК (рабочей программе) дисциплины.
При самостоятельной работе с учебной литературой рекомендуется вести конспект или дополнять содержание законспектированных ранее лекций, что поможет закреплению и систематизации полученных знаний, подготовке к экзамену.
Для самоподготовки рекомендуется пользоваться основной и вспомогательной литературой (список приведен далее), а также нормативно-правовыми документами по изучаемой теме. Для ряда тем рекомендованы достоверные Интернет-ресурсы, изучение которых также поможет студентам освоить материал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|