Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА





С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ

 

МОДУЛЬ № 1. Основы теории и методологии ландшафтоведения

 

1. Комплексная цель модуля: сформировать представления о ландшафте как природном комплексе различного уровня, его структуре, генезисе, эволюции, развитии и динамике.

Содержание модуля

Тема № 1.Ландшафтоведение как комплексная географическая наука (лекционное занятие)

Цель лекции:приобретение студентами представлений о Ландшафтоведении как науке, ее цели, задачах, понятийном аппарате науки и методах исследования, а также

Задачи лекции:

- формирование комплексных представлений о Ландшафтоведении как науке, месте дисциплины в системе современных научных знаний;

- определение цели и задач, объекта и предмета Ландшафтоведения, методов, применяемых при изучении дисциплины;

- знакомство с понятийным и терминологическим аппаратом дисциплины;

- формирование знаний об этапах развития отечественной и зарубежной школ Ландшафтоведения.

Краткое содержание лекции:

Объект исследования, цель, задачи, методы дисциплины. Основные понятия («ландшафт», «природный комплекс», «ландшафтная оболочка», «геосистсема», «экосистема» и др.). Место Ландшафтоведения среди наук о Земле.



Основные термины и понятия:география, экология, геоэкология, ландшафтоведение, ландшафт, ландшафтная оболочка, географическая оболочка, геосистема, экосистема, биосфера, антропосфера, техносфера.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

 

Тема № 2.Географическая оболочка как ПК планетарного уровня

(лекционное занятие)

Цель лекции:приобретение студентами представлений о географической оболочке как самой крупной системе Земли и ее основном свойстве – географической зональности.

Задачи лекции:

- расширение знаний о ГО, ее границах, особенностях, энергетической базе;

- сформировать представления о вариантах (отделах) ГО;

- расширение знаний о типах географической зональности и особенностях их формирования.



Краткое содержание лекции:

Учение о географической оболочке (ГО) (А.А. Григорьев). Строение ГО, границы, особенности, энергетическая база. Ярусность ГО. Отделы (варианты) ГО: наземный, водный, ледовый, земноводный, донный. Зональность как основная особенность ГО. Типы географической зональности: широтная, гидротермическая, парадинамическая, орогенетическая и вертикальная (склоновая) микрозональность.

Основные термины и понятия:географическая оболочка, отдел (вариант) ГО,географическая зональность,широтная, гидротермическая,парадинамическая циркумокеаническая и циркумконтенентальная, орогенетическая высотная и глубинная зональности, вертикальная (склоновая) микрозональность.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

 

Тема № 3. Вклад российских ученых в развитие учения о ландшафтах

(практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний об истории формирования отечественного Ландшафтоведения.

Задачи практического занятия:

- формирование представлений о вкладе российских ученых в становление Ландшафтоведения как науки;

- составление эссе на тему «Вклад россйских ученых в становление Ландшафтоведения как науки»;

- выработка умений и навыков работы с научным текстом, анализа содержания текста, выявления основных идей автора, генерализации информации.



План практического занятия:

1. Работа с текстом учебников и учебной литературой.

2. Написание эссе и представление информации в виде доклада с презентацией.

Выдающиеся российские ученые-ландшафтоведы: А. Гумбольдт, К. Риттер, В.В. Докучаев, Л.С. Берг, Л.Г. Раменский, В.Н. Чукачев, Б.Б. Полынов, Н.А. Солнцев, А.Г. Исаченко, Д.Л. Арманд, Ф.Н. Мильков, С.В. Калесник , В.А. Николаев, В.Б. Сочава, М.А. Глазовская, А.И. Перельман, Н.Л. Беручашвили, Дъяконов К.Н., А.А. Григорьев, В.С. Жекулина, Л.К. Казаков, Н.А. Гвоздецкий.

Зарубежные ученые-ландшафтоведы: Р. Хартшорн, Гоммейер, Э.Дж. Гербертсон, З. Пассарге, К. Тролль, Р. Форман, М. Годрон.

Требования к эссе, докладу и презентации: объем текста не должен превышать 2-3 страниц. Участник практического занятия подготавливает выступление на 10-15 минут с представлением презентационного материала.

Форма текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Проработка заданной темы докладчиком Раскрытость темы, манера изложения материала, ответы на заданные вопросы Рассмотреть основные стороны поставленного вопроса, внятное выступление, соблюдение временного лимита, наличие и качество презентации, правильность ответов на вопросы.
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Заданные вопросы, конспектирование выступление докладчика, внимательное прослушивание доклада

Тема № 4. Природные компоненты (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо природных компонентах как основе ландшафтного анализа.

Задачи лекции:

- формирование знаний о компонентах и элементах ПК;

- знакомство с классификационными признаками выделения компонентов ПК;

- формирование представлений о «природном комплексе» как закономерном сочетании географических компонентов.

Краткое содержание лекции: Компонентыи элементы ландшафта. Соотношения компонентов и элементов в ГО. Классификация компонентов.

Основные термины и понятия:компонент, элемент, природный комплекс.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 5. Природный комплекс как базовое понятие ландшафтоведения (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо природных комплексах различного уровня, иерархии и структуре ПК, подходах к их выделению.

Задачи лекции:

- формирование представлений о ПК как базовом понятии Ландшафтоведения;

- знакомство со структурой, вертикальной и горизонтальной пространственных организациях и видах ПК;

- формирование знаний об уровнях иерархии ПК;

- изучение основных 2 подходов к выделению ПК: типологического и индивидуального.

Краткое содержание лекции: Структура ПК. Вертикальная и горизонтальная пространственная организация ПК. Полные и неполные ПК. Уровни иерархии ПК: планетарный, региональный, локальный. Крупные ПК индивидуального и типологического подхода.

Основные термины и понятия:природный комплекс, типологический и индивидуальный подход, материк, физико-географическая страна, физико-географическая область, физико-географическая провинция, тепловые пояса, климатические пояса, природные зоны.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 6. Широтная и гидротермическая типы географической зональности (практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний о широтной и гидротермической типах географической зональности.

Задачи практического занятия:

-формирование представлений о географической зональности, ее типах (широтной и гидротермической),

- выяснение основных причин и форм проявления зональности в природе;

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1. Построить графики изменчивости средней высоты Солнца, максимальной продолжительности дня, основных гидроклиматических и биологических показателях (суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, температура воздуха, биомасса и др.) по широтам и географическим поясам.

2. Дать письменный анализ графиков изменчивости.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

 

Тема № 7. Локальный уровень природных комплексов (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо морфологической структуре ландшафта.

Задачи лекции:

- формирование представлений о морфологической структуре ландшафта;

- знакомство с критериями выделения морфологических единиц ландшафта.

Краткое содержание лекции: Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (фация, подурочище, урочище, местность) (по А.Н. Солнцеву).

Основные термины и понятия:ландшафт, местность, урочище, подурочище, фация.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 8. Фация как элементарная морфологическая единица ландшафта (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо фации как элементарном ландшафте, классификациях ее выделения.

Задачи лекции:

- формирование представлений о фации как элементарной единице ландшафтов;

- знакомство с классификациями фаций.

Краткое содержание лекции: Основы геохимии ландшафтов. Классификация фаций по типам режимов энерго- и массообмена (Г.Н. Высоцкий, Л.Г. Раменский, Б.Б. Полынов, М.А. Глазовская).

Основные термины и понятия:фация, местоположение, элювиальные, супераквальные и субаквальные фации, плакоры.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 9. Парадинамическая (циркумокеаническая) и орогенетическая (высотная) типы географической зональности (практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний о парадинамической и орогенетической типах географической зональности.

Задачи практического занятия:

-формирование представлений о географической зональности, ее типах (парадинамической циркумокеанической и циркумконтинентальной, орографической высотной и глубинной);

- выяснение основных причин и форм проявления зональности в природе;

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1. Проследить и датьанализ секторности в умеренном и субтропическом поясах.

2. Построить схему высотной поясности Хибин и Западного Кавказа. Проследить изменение ландшафтов, климатических показателей с высотой.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

 

Тема № 10. Классификации ландшафтов (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо существующих классификациях ландшафта.

Задачи лекции:

- знакомство со структурно-генетической классификацией ландшафта;

- формирование представлений о границах ландшафта, экотонах, переходных областях.

Краткое содержание лекции: Структурно-генетическая классификация ландшафтов В.А. Николаева (отдел, разряд, подразряд, класс, подкласс, группа, подгруппа, тип, подтип, род, подрод, вид). Экотоны и границы ландшафтов. Ландшафтные катены. Ландшафтно-геохимическая арена. Ландшафтно-географические пояса.

Основные термины и понятия:структурно-генетическая классификация ландшафта В.А. Николаева, экотон, границы ландшафта, ландшафтная катена, ландшафтно-геохимическая арена, ландшафтно-географические пояса.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 11. Генезис и эволюция природных комплексов (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо происхождении и развитии природных комплексов.

Задачи лекции:

- формировать представлений о возрасте ПК, его функционировании, динамики и эволюции.

- знакомство с факторами трансформации ландшафта.

Краткое содержание лекции: Возраст ландшафта. Временные группы изменений ландшафтов: функционирование, динами и эволюция. Возраст ландшафта. Факторы трансформации ландшафта.

Основные термины и понятия:функционирование, эволюция, динамика, генезис, возраст ландшафта, трансформация ландшафта.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 12. Ландшафтное картографирование. Оценочная карта территориального распределения ландшафтообразующих факторов

(практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний об одном из основных методов ландшафтных исследований – ландшафтном картографировании.

Задачи практического занятия:

-формирование представлений о существующих оценочных критериях;

- выяснение основных причин и форм проявления зональности в природе;

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1. Выделить на карте районы по нескольким критериям оценки (абсолютная высота, атмосферные осадки, лесистость, распаханность

2. Описать выделенные ПК. Объяснить закономерности распределения того или иного оцениваемого фактора. Уметь объяснить аномалии распределения показателей.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

 

Тема № 13. Этапы развития географической оболочки (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийоб этапах формирования и эволюции ГО, палеогеографии современных ландшафтов.

Задачи лекции:

- расширение знаний об этапах формирования ГО;

- знакомство с палеогеографией современных ландшафтов, существующими теориями и гипотезами происхождения и развития ландшафтов.

Краткое содержание лекции: Догеологический, добиологический, биологический и антропогенный этапы развития ГО. Великие первоначальные полихронные флоры: псилофитовая, вестфальская, юрская голосеменная покрытосеменная и кайнозойская. Палеогеография современных ландшафтов (зона влажных тропических лесов, средиземноморская, ландшафты пустынь и степей умеренного пояса, зоны тайги и тундры). Гипотезы происхождения и развития современных ландшафтов.

Основные термины и понятия:палеогеография, полихронные флоры, гипотеза обширных миграций М.Г. Попова (1927), гипотеза автохтонного развития флоры пустынь, гипотезы происхождения тайги (В.Б. Сочавы (1944), М.Г. Попова (1949), А.И. Толмачева (1954), Е.Н. Анановой (1966)).


Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 14. Динамика ландшафта и ее виды (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо динамике ландшафта, ее видах.

Задачи лекции:

- формирование представлений о динамических изменениях ландшафтов, их природных ритмах, динамических трендах;

- знакомство с антропогенной динамикой ландшафтов, цепных реакциях антропогенных процессов в ландшафтах, устойчивости ландшафта.

- расширение представлений о законах развития ПК.

Краткое содержание лекции: Общесистемные, межсистемные и внутренние свойства ландшафтов. Виды динамики ландшафтов: развитие (эволюция) и ритмика. Сукцессия, ее виды. Климакс ландшафта. Тренды динамики ландшафтов. Устойчивость и саморегуляция ландшафтов. Пороговые нагрузки и пределы устойчивости ландшафтов. Острота ландшафтно-экологических ситуаций. Ландшафтные катастрофы.

Основные термины и понятия:сукцессия, климакс ландшафтов, закон толерантности, закон постоянства количества живого вещества ГО, закон минимума, закон необратимости эволюции, устойчивость ландшафтов.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 15. Ландшафтное профилирование. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний об одном из основных методов ландшафтных исследований – ландшафтном профилировании.

Задачи практического занятия:

-формирование навыков и умений построения ландшафтных профилей и выделения морфологических единиц ландшафта;

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1. Используя данные таблицы построить ландшафтный профиль равнинной территории с проявлением овражно-балочных процессов. На профиле условными знаками и цветом показать возраст пород, растительность и почвы изучаемой территории, указать характер склона.

2. Выделить морфологические единицы ландшафта: фации, подурочища, урочища и местность.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

Тестовая работа по Модулю № 1.

 

Цель занятия: оценка знаний, полученных в ходе изучения Модуля № 1.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Промежуточное тестирование Ответы на вопросы тестовой работы Правильность ответов на вопросы тестовой работы

 

4. Формы рубежного контроля: рубежное тестирование

4.1. Назначение теста: тест предназначен для контроля достижения комплексной цели модуля 1.

4.2. Продолжительность тестирования – 45 мин.

4.3. Пример тестовых заданий.

тест 1

Широтная зональность определяет выделение природных комплексов 1. географический пояс 2. тепловой пояс 3. сектор 4. высотный пояс

тест 2

Назовите компонент природного комплекса, имеющий внешний источник энергии 1. рельеф 2. геоструктура 3. воды 4. растительность

тест 3

Этот компонент играет ведущую роль в природном комплексе 1. климат 2. почвы 3. растительность 4. воды

тест 4

Этот комплекс является наиболее крупным 1. фация 2. ландшафт 3. подурочище 4. урочище

4.4. Система оценивания результатов тестирования.

Система оценивания построена по принципу перевода величины рейтингового балла обучающегося.

Рейтинг, % 60–64 65–70 71–84 85–94 95–100
Оценка в баллах

5. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы

При самоподготовке рекомендуется изучать курс в последовательности, указанной в УМК (рабочей программе) дисциплины.

При самостоятельной работе с учебной литературой рекомендуется вести конспект или дополнять содержание законспектированных ранее лекций, что поможет закреплению и систематизации полученных знаний, подготовке к экзамену.

Для самоподготовки рекомендуется пользоваться основной и вспомогательной литературой (список приведен далее), а также нормативно-правовыми документами по изучаемой теме. Для ряда тем рекомендованы достоверные Интернет-ресурсы, изучение которых также поможет студентам освоить материал.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.