Сделай Сам Свою Работу на 5

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ





I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов знаний о закономерностях дифференциации, динамики, эволюции ландшафтной оболочки; знакомство с научными основами оптимизации взаимодействия человека с природой, принципов и методов культурных ландшафтов.

Задачи:

1. Обозначить цель, задачи изучаемой дисциплины, методы ее освоения, понятийный аппарат, а также представить краткую историческую справку о формировании представлений по данной дисциплине в системе знаний Наук о Земле.

2. Расширить представления о Географической оболочке (ГО), ее границах, свойствах, вариантах ГО, этапах развития.

3. Сформировать знания о природных компонентах как основе ландшафтного анализа.

4. Изучить иерархию природных систем, структуру природных комплексов (ПК), основные подходы к их выделению, а также природные комплексы разного уровня.

5. Сформировать представления о генезисе, эволюции и динамике ПК, возрасте ландшафтов, палеогеографии современных ландшафтов, видах динамики ландшафтов.

6. Сформировать знания о природных, природно-антропогенных и антропогенных ландшафтах, их классификациях, особенностях развития, экологическом потенциале ландшафта, антропогенной и техногенной трансформации.



7. Сформировать представления об оптимизации ландшафтов, культурном ландшафте.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

2.1. Учебная дисциплина (модуль) относится к циклу профессиональных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части учебного цикла.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Землеведение:

Знания: учения о Географической оболочке, понятия о зональности, географических закономерностях распределения тепла, влаги, циркуляции воздушных масс, тепловых и климатических поясов, природных зон.

Умения: применять знания о географической зональности в Географической оболочке на практике, устанавливать причинно-следственные связи между формированием географической зональности и причинами ее возникновения.

Навыки: работы с картами тепловых, климатических поясов и природных зон, применения знаний о закономерностях формирования зональности явлений и процессов при выделении природных комплексов различного уровня.



Климатология с основами метеорологии:

Знания: закономерностей поступления на Землю солнечной радиации, закономерностей формирования радиационного баланса, общей циркуляции атмосферы и влагооборота, формирования и пространственного распределения основных типов климата.

Умения: понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области метеорологии и климатологии, использовать теоретические знания на практике, осуществлять наблюдения за погодой, на основе результатов метеонаблюдений производить анализ режима температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и ветра, выпадения атмосферных осадков на той или иной территории, объяснять основные закономерности, анализировать географические факторы формирования и изменения климата

Навыки: выявления географических факторов и основных закономерностей формирования и изменения климата.

Методы географических исследований:

Знания: основных методов, применяемых в географии и экологии (полевые и лабораторные).

Умения: применять методологический аппарат на практике.

Навыки: применения статистического, графического, картографического и пр. методов при составлении ландшафтных карт.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- географическое районирование;

- основы ландшафтного проектирования и фитодизайн;



- экология техногенных ландшафтов.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4).

б) профессиональных (ПК):

- базовыми знаниями фундаментальных разделов экологии, физической географии (ПК-2);

- владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4);

- общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России, материков и океанов (ПК-7).

в) профильно-специализированных (специальных):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: понятие «ландшафт», строение и структуру ландшафтов, общие закономерности территориальной физико-географической дифференциации ландшафтов, типы географической ландшафтной зональности, классификацию и систематику ландшафтов, геохимические и геофизические особенности ландшафтов, антропогенные и природно-антропогенные, техногенные и культурные ландшафты.

Уметь: охарактеризовать особенности строения и функционирования отдельных типов ландшафтов, выявлять закономерности территориальной дифференциации, геохимические и геофизические особенности ландшафтов, выделять типы и виды ландшафтов, описывать их строение и структуру.

Владеть: навыками построения ландшафтных карт, профилей, методом ландшафтной индикации, теоретическими и прикладными аспектами дисциплины.

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
1. Основы теории и методологии ландшафтоведения Ландшафтоведение как комплексная географическая наука. Объект исследования, цель, задачи, методы дисциплины. Основные понятия («ландшафт», «природный комплекс», «ландшафтная оболочка», «геосистсема», «экосистема» и др.). Место Ландшафтоведения среди наук о Земле. Географическая оболочка как ПК планетарного уровня. Учение о географической оболочке (ГО) (А.А. Григорьев). Строение ГО, границы, особенности, энергетическая база. Ярусность ГО. Отделы (варианты) ГО: наземный, водный, ледовый, земноводный, донный. Зональность как основная особенность ГО. Типы географической зональности: широтная, гидротермическая, парадинамическая, орогенетическая и вертикальная (склоновая) микрозональность. Природные компоненты. Компонентыи элементы ландшафта. Соотношения компонентов и элементов в ГО. Классификация компонентов. Природный комплекс как базовое понятие ландшафтоведения. Структура ПК. Уровни иерархии ПК: планетарный, региональный, локальный. Крупные ПК индивидуального и типологического подхода. Локальный уровень ПК. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (фация, подурочище, урочище, местность) (по А.Н. Солнцеву). Фация как элементарная морфологическая единица ландшафта. Основы геохимии ландшафтов. Классификация фаций по типам режимов энерго- и массообмена (Г.Н. Высоцкий, Л.Г. Раменский, Б.Б. Полынов, М.А. Глазовская). Классификации ландшафтов. Структурно-генетическая классификация ландшафтов В.А. Николаева (отдел, разряд, подразряд, класс, подкласс, группа, подгруппа, тип, подтип, род, подрод, вид). Экотоны и границы ландшафтов. Ландшафтные катены. Ландшафтно-геохимическая арена. Ландшафтно-географические пояса. Генезис и эволюция ПК. Возраст ландшафта. Временные группы изменений ландшафтов: функционирование, динами и эволюция. Возраст ландшафта. Факторы трансформации ландшафта. Этапы развития ГО. Догеологический, добиологический, биологический и антропогенный этапы развития ГО. Великие первоначальные полихронные флоры. Палеогеография современных ландшафтов: зона влажных тропических лесов, средиземноморская, ландшафты пустынь и степей умеренного пояса, зоны тайги и тундры). Теории и гипотезы происхождения и развития современных ландшафтов. Динамика ландшафта и ее виды. Общесистемные, межсистемные и внутренние свойства ландшафтов. Виды динамики ландшафтов: развитие (эволюция) и ритмика. Сукцессия, ее виды. Климакс ландшафта. Тренды динамики ландшафтов. Устойчивость и саморегуляция ландшафтов. Пороговые нагрузки и пределы устойчивости ландшафтов. Острота ландшафтно-экологических ситуаций. Ландшафтные катастрофы.     УО-1 (собеседование); ТС-2 (учебные задачи); ПР-1 (тест)  
2. Антропогенное и прикладное ландшафтоведение Учение об антропогенном ландшафте. Основные понятия: «антропогенный ландшафт», «социосфера», «этносфера», «техносфера», «ноосфера». Учение об антропогенном ландшафте (Ф.Н. Мильков). Специфика, структура, энергетика, границы антропогенных ландшафтов (АЛ). Классификации антропогенных ландшафтов. Принципы классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф. Реймесу (техногенные (индустриальные), городские (урбанистические), нарушенные, агрокультурные (сельскохозяйственные) и культурные) и Ф.Н. Милькову (селитебные, промышленные, сельско-хозяйственные, дорожные, водные, лесные, рекреационные и беллигеративные). Становление АЛ, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Учение о геотехнических системах (ГТС). Виды ПК по степени антропогенного изменения. Подходы к изучению антропогенной трансформации ПК: ландшафтный, экономико- природопользовательский, геотехносистемный, антропоэкосистемный, Понятие о ГТС, их структуре, классах. Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Устойчивость ландшафтов. Экологический потенциал ландшафта. Индекс биологической эффективности климата. Индекс антропогенной трансформации ландшафта. Зональная характеристика природно-антропогенных ландшафтов России. Основы ландшафтного планирования. Оптимизация ландшафтов. Производственная оценка ландшафта и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертиза. Оценка ландшафтов для различных хозяйственных целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ландшафтный мониторинг и прогнозирование. Учение о культурном ландшафте (КТ). Развитие научных представлений о КЛ. Современные концепции КЛ. Структура, функционирование, возможности регуляции КЛ. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитектура. УО-1 (собеседование); ТС-2 (учебные задачи); ПР-1 (тест); УО-4 (экзамен)

 

4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часов).

Вид работы Трудоемкость, часов
4 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа:
Самостоятельное изучение модулей
Проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка доклада и презентации
Подготовка к рубежному тестированию
Подготовка и сдача экзамена:
Вид итогового контроля экзамен экзамен
 

Модули дисциплины, изучаемые в 5 семестре

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне-ауд. работа CP
Л ПЗ ЛР
Основы теории и методологии ландшафтоведения -
Антропогенное и прикладное ландшафтоведение -
  Итого: -

4.3. Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Эссе. Вклад российских ученых в развитие учения о ландшафтах.
Широтная и гидротермическая типы географической зональности.
Парадинамическая (циркумокеаническая) и орогенетическая (высотная) типы географической зональности.
Ландшафтное картографирование. Оценочная карта территориального распределения ландшафтообразующих факторов.
Ландшафтное профилирование. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта.
Ландшафтное районирование. Экологический потенциал ландшафтов Ростовской области и их антропогенная трансформация.
Природно-антропогенный городской ландшафт (на примере любого города России)
Ландшафтное планирование. Решение ландшафтно-экологических задач (индивидуальное задание).

4.4. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
История развития ландшафтоведения в зарубежной науке.
История развития ландшафтоведения в российской науке.
Применение геохимии ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности
Применение геофизики ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности
Методы ландшафтоведения: - индикационное ландшафтоведение (метод ключевых участков); - ландшафтно-экологический мониторинг (санитарно- гигиенический, геосистемный, биосферный); - ландшафтно-экологическая экспертиза (оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); - ландшафтное картографирование и прогноз (геоинформационные системы (ГИС), моделирование, ландшафтная карта, ландшафтно-географический прогноз)
Основные направления и принципы охраны ландшафтов
Рекреационные ресурсы ландшафтов
Значение ландшафтных исследований для природопользования
Ландшафтно-экологические основы организации региональных систем ООПТ
Культурный ландшафт и вопросы природного и культурного наследия

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

_____% – интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

 

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л Имитационные технологии: Анализ конкретных ситуаций (case-study) (Лекция № 9, 13) «Мозговой штурм» Неимитационные технологии: Проблемная лекция (Лекция № 1)
ПР Имитационные технологии: Анализ конкретных ситуаций (case-study) (ПР № 6) Неимитационные технологии: Дискуссия (практическая работа № 1) Командная работа (практическая работа №№ 4, 7)
Итого:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.