Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





 

На семинаре рассматриваются различные подходы к проблеме значения.

Это – ассоциативный, параметрический, признаковый, прототипный, ситуационный. Рассматриваются некоторые новые тенденции в трактовке значения слова, а также несовершенство идеи "семантического треугольника". Соотношение между значением и интеллектуальными

возможностями человека – центральная тема семинара. В этой связи встает проблема константности и вариативности значения, а также соотношение субъективного и объективного в значении слова.

Литература:

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М. 1999. – Глава 4.

Залевская А.А. Слово. Текст. М. 1999.

 

Занятие № 10

Тема: “Поведение человека и его речевые формы”

Время: 1 час.

Цель занятий:

Обсуждение понятий о речевой стратегии и тактики.

Форма проведения занятий: обсуждение примеров

Основные вопросы:

1. Конечная цель речевой стратегии.

2. Творческая реализация плана общения.

3. Контроль интеллектуальных и эмоциональных процессов слушающего.

4. Понятие о фигуре речи и мысли

5. Речевая тактика и модель мира.

Методические рекомендации:



В рамках настоящего семинара рассматриваются общие вопросы речевых стратегий и тактик. В рамках этой темы встает вопрос о типологии речевых воздействий, например, стратегия подчинения,

речевые инструменты власти. Речевая тактика оскорбления. Речевой имидж политика. В качестве примеров рассматриваются и обсуждабтся образцы речевого поведения.

Литература:

1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.М. 1986.

2. Бринкман Р., Кершер Р. Гений общения. СПб. 1996.

3. Оптимизация речевого воздействия. М. 1990.

 

Занятие № 11

Тема: “Психолингвистическая проблематика А.А.Леонтьева”

Время: 1 час.

Цель занятий: обсуждение психолингвистических воззрений А.А.Леонтьева.

Форма проведения занятий: сообщение и его обсуждение.

Основные вопросы:

1. Процесс производства речи и целостный акт деятельность.

2. Этапы теории порождения речи Леонтьева.

3. Внутреннее программирование высказывания.

 

Методические рекомендации

На семинаре рассматривается психолингвистическая модель Леонтьева, модели языковой способности. Его модель строится на основе элементарных единиц речевой деятельности, а не по элементам. Речевая деятельность членится на 3 фазы: фаза планирования, фаза осуществления и фаза сопоставления. В модель входит понятие эвристичности речевой деятельности и ее вероятностного прогнозирования. Важную роль в модели Леонтьева играет принцип активного восприятия.



Литература:

1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. 2003.

2. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.М. 1969 (и другие издания).

Занятие № 12

Тема: ”Когнитивное направление психолингвистики”

Время: 2 часа

Цель занятия: конкретизировать и уточнить центральное теоретическое понятие когнитивного направления современной психолингвистики, а именно, понятие о концепте.

Форма проведения занятия: обсуждение.

Основные вопросы

1. Понятие о концепте. Концепт и слово.

2. Картина мира, менталитет и концептосфера.

3. Структура концепта.

4. Культурно-национальная специфика концептов.

Методические рекомендации

На занятии студенты выбирают на основе соглашения какой-либо концепт, т.е. подбирают ключевое слово данного концепта. В дальнейшем, на ассоциативной основе они формируют его номинативное поле, т.е. к ключевому слову добавляются его синонимы и смысловые соответствия, а также добавляется материал из художественных контекстов (словосочетания, в которых участвуют эти единицы, а к ним антонимы и фразеология). Так формируется лексико-фразеологическое поле концепта, для которого устанавливаются центральные (ядро поля) и периферийные единицы. Такое номинативное поле концепта объективирует его смысловые признаки, на основе которых выстраивается психолингвистическая модель концепта. Число приемов такого анализа можно умножить.



Литература

1. Попова З. Д. , Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М. 2007.

2. Карасмк В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. 2004.

 

 

Занятие № 13

Тема: «Патопсихолингвистика»

Время: 2 часа

Цель занятий: обсудить основные вопросы психопатолингвистики

Форма проведения занятий: краткие сообщение и их обсуждение

Основные вопросы:

1. Назовите основные особенности речи человека, находяще­гося в состоянии эмоционального напряжения.

2. Перечислите основные нарушения речи и дайте им опре­деления.

3. Что хуже для человека — нарушение или дефект речи?

Методический рекомендации

На занятии студенты делают краткие сообщения на следующие темы: зона Брока, зона Вернике, понятие о патологии речи, эмоциональная речь, напряженная речь, афазия, нарушения речи, дефекты речи, расстройство речи. Эти сообщения обсуждаются в связи с проблемами современной нейролингвистики, зародившейся на основе современной афазиологии.

Литература

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. -- сс. 229-242.

2. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. И. 2007.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Общие положения

 

Контрольные работы по дисциплине выполняются только студентами заочного отделения. Изучение дисциплины «Психолингвистика» требует методических указаний. Работа над контрольной работой по данному курсу призвана сформировать навыки написания небольшого по объему, но самостоятельного текста научного или реферативного содержания.

 

Выбор темы и требования к оформлению

контрольной работы

 

Главной задачей студента является раскрыть избранную тему на основании изучения материалов курса. Главным условием написания работы является самостоятельная работа студента, недопустимо пользоваться рефератами, находящимися в сети Интернет. Работы, являющиеся плагиатом, зачтены не будут.

Тему работы студент выбирает самостоятельно. Рекомендуется писать работу по тематике, которая интересна студенту.

Написание контрольной работы осуществляется последовательно:

- выбор темы

-подбор материалов по выбранной теме

-анализ собранного материала

-составление плана работы

-написание работы.

Принимаются только работы, выполненные на компьютере.

Особо следует отметить, что студент, не владеющий навыками поиска информации в Интернете, с контрольной работой по данному курсу не справится.

Контрольная работа подается преподавателю по графику, имеющемуся у студента и оценивается по следующим критериям:

-обоснованность выбора темы

-глубина раскрытия темы

-полнота и логика изложения

-умение сделать выводы из материалов

-язык и стиль изложения

-правильное оформление работы.

Объем работы должен составлять не менее 15 листов текста (формат стандартный).

В случае, если преподаватель не зачел выполненную работу, студент вправе получить подробную рецензию с замечаниями и рекомендациями. Исключение составляет работа, выполненная несамостоятельно.

Более полное представление о конкретных темах студент может получить, внимательно изучив рекомендации к семинарским занятиям.

Следует учитывать, что написание работы студентами заочной формы обучения во многом обусловлено недостатком общения с преподавателем на семинаре и лекции.

 

4.3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.

 

Изучение данного курса предполагает тесное общение студента с преподавателем. Данное учебно-методическое пособие предназначено для облегчения самостоятельной работы студентов. Видами самостоятельной работы по курсу можно также считать:

· подготовку докладов к семинарским занятиям

· подготовку к темам семинарских занятий, предлагаемых для дискуссии

· самостоятельный поиск материалов в сети Интернет

· изучение литературы по курсу.

В учебно-методическом комплексе указана литература, необходимая студенту при изучении курса. Однако постоянно появляется новая литература.

Рекомендуется обращаться по мере необходимости в библиотеку АМЕ, фонд которой постоянно пополняется. Студенты, желающие приобрести необходимую литературу, могут обратиться в Интернет-магазин «OZON».

Следует отметить, что освоение данного курса потребует от студента значительных самостоятельных усилий.


5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

 

5.1.Общие положения

 

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, разбора наиболее сложных проблем курса при обсуждении выступлений студентов на семинарских занятиях.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по темам учебной дисциплины: «Психолингвистика».

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.

 

5.2. Перечень контрольные вопросы к зачету

 

1. Психолингвистика как экспериментальная наука. Отличительные черты

2. психолингвистики. Теоретическое и практическое значение психолингвистики. Принципиальные возможности психолингвистического эксперимента. Понятие "отрицательного языкового материала".

3. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики

4. Психолингвистика первого поколения (ассоцианистское направление в

5. психолингвистике 50-х гг.).

6. Психолингвистика второго поколения (трансформационистское направление в психолингвистике 60-х гг.).

7. Психолингвистика третьего поколения.

8. Становление советской психолингвистики в 60-е гг. Лингвистические истоки психолингвистики. Психологические истоки отечественной психолингвистики. Физиологические истоки отечественной психолингвистики.

9. Метод свободных вербальных ассоциаций. Ассоциативное поле. Методика направленного ассоциативного эксперимента. Методика прямого толкования.

10. Метод семантического дифференциала. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов. Методика классификаций. Методика ключевых слов. Метод прайминга.

11. Детская речь как материал психолингвистических исследований.

12. Основные этапы развития языковой способности ребенка.

13. Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований. Локализация в мозгу языковых механизмов по данным афазиологии.

14. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Особенности речи больных в условиях угнетения деятельности одного из полушарий головного мозга в результате унилатерального электросудорожного шока.

15. Соотношение понятий «первый язык» — «второй язык»; «родной язык» -

16. «иностранный язык». «Овладение языком» — «изучение языка» — владение языком» — «пользование языком»; «освоенное» — «выученное».

17. «Критический период» — «сензитивный период» овладения языком.

18. «Врожденное знание» — «переработка речевого опыта» при овладении языком.

19. Контрастивный анализ (КА). Анализ ошибок (АО).

20. Интроспективные методы (ИМ). Комплексный подход к исследованию

особенностей овладения вторым языком.

21. Анализ ошибок с позиций «системы», «нормы» и «узуса».

22. Декларативные и процедуральные знания при овладении языком.


ГЛОССАРИЙ

 

Абстракция – когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствует формальная и содержательная абстракция.

Автоматическая речь – речь, которая связана с сумеречным состоянием сознания (сон, транс) или симптом определенных душевных болезней.

Адресант – говорящий отправитель сообщения, активный партнер коммуникации.

Адресат – получатель речи, рецептор, слушающий.

Аналогия – прием, с помощью которого решающий проблему переносит решение одной проблемы на другой.

Аргумент – элемент препозициональной репрезентации, который соответствует времени, месту, человеку или объекту.

Афазия – нарушение речи в результате повреждения мозга.

Бихевиоризм – направление в психологии, постулирующее, что психологическая теория должна касаться только поведения и не касаться психических конструктов.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Внутренняя речь – механизм, превращающий внутренние субъективные смыслы внешних развернутых речевых значений.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочение воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико-грамматической структуре, существенно определяющийся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

Восприятие устной речи – построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленностью личности.

Глубинная структура предложения – это семантическая интерпретация предложения.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дискурсивное мышление – форма мыслительной стратегии, в которой происходит перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивному.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Знак – есть объективная данность текста, в соотнесенности с другими знаками обладающая смыслообразующим значением.

Значение – интерсубъективная заданность коммуникативного события, актуализация которой реализует виртуальную взаимозависимость между знаком и смыслом.

Зона Брока – область в лобной коре левого полушария важная для обработки языка, особенно синтаксиса речи.

Зона Вернике – область левой височной доли, важная для понимания языка, особенно синтаксиса речи.

Имитативная речь – речь, возникающая в патологических ситуациях, допускающая одновременно как понимание, так и непонимание.

Имплицитная информация – информация, которая выражена явно словесно, но подразумевается.

Инициативная или спонтанная речь – речь в основе которой лежит самостоятельный выбор языкового материала для формирования усвоенного смыслового содержания при помощи выразительных средств языка.

Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества текстовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Х.Айзенк, С.Барт, Д. Векслер, Ф.Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая особенность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк).

Когнитивная карта – ментальные репрезентации локализации объектов и мест в окружении.

Когнитивная психология – область психологии, которая изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивный стиль – это индивидуальный стиль познавательной деятельности человека. наиболее часто в дифференциальной психологии можно встретить такие параметры КС: «аналитичность, синтетичность», «гибкость – ригидность», «рефлексивность – импульсивность», «эмоциональность – рациональность» и т.п. Многие параметры КС зависят от того, в каком соотношении психической деятельности и регуляции поведения человека находятся две его психические подсистемы: сфера собственно познавательных процессов (интеллекта) и сфера эмоциональных процессов и состояний (аффекта). При доминировании аффекта над интеллектом, как правило, наблюдается синтетический, ригидный, импульсивный и эмоциональный КС. При доминировании интеллекта над аффектом КС обычно приобретает противоположные свойства: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность. Считается, что КС связан с психофизической конституцией, но не предопределен ею. С возрастом и с повышением образовательного уровня и профессионального опыта, в той области, где человек является более компетентным (в области его профессиональной деятельности) в большей степени проявляется рациональный КС.

Коммуникативная ситуация – это личность говорящего и личность слушающего, это культурные традиции, контекст и другие многочисленные факторы, образующие нечто единое.

Коммуникативная функция речи – использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функции высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально-выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи.

Коммуникативный контекст языкового взаимодействия состоит из тематического поля, системы, целей и задач партнеров, кодекса (системы показателей взаимоотношений партнеров), показателей заинтересованности. Все эти составляющие носят динамический характер.

Коммуникация есть взаимодействие сознаний посредством языка.

Компонентный анализ – подход, включающий в себя разделение компетентности на отдельные элементы, которые должны быть изучены.

Компоненты – субпаттерны, соответствующие основным фразам, или единицам, в поверхостной структуре предложений.

Контекст декодирования – контекст, в котором понятия соединяются с фоновыми знаниями.

Культура – трансисторическая система ценностей, по мере накопления, актуализации, дезактулизации которых свершаются исторические процессы становления, трансформации, смены ментальностей.

Лингвистическая интуиция – утверждения говорящих на данном языке, касающиеся того, хорошо ли сформированы предложения, и других свойств предложений.

Лингвистический детерминизм – предположение о том, что структура языка человека оказывает значительное влияние на то, как он думает.

Ментальность - интерсубъективная система значений, обеспечивающая осуществимость коммуникативного события – дискурса.

Моделирование объекта – необходимый компонент познания, но на нем познание не заканчивается, поскольку ни одна модель не является полной. Моделируя реальный объект, мы конструируем другой – реальный или воображаемый.

Модель – объект, изоморфный данному в каких-либо существенных признаках.

Модульность – предположение о том, что язык существует отдельно от остальных когнитивных процессов. Согласно этой гипотезе, понимание языка включает в себя начальную стадию, на которой обрабатываются только синтаксические структуры.

Нативизм - точка зрения, состоящая в том, что дети рождаются, обладая существенными элементами знаний.

Объект психолингвистики – совокупность речевых событий или речевых ситуаций.

Отношение – элемент, который организовывает аргументы пропозициональной репрезентации.

Перевод – замещение одной языковой структуры или выражения посредством другой с целью передачи исходного сообщения на другом языке.

Персонификация – оборот речи, который состоит в одушевлении, перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и абстрактные понятия.

Поверхостная структура предложения – фонетическая, грамматическая и лексическая интерпретация предложения.

Понимание текста - это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления (перифраза, пересказ другими словами и т.д.)

Последовательная обработка информации – модель, используемая в когнитивной психологии, согласно которой информация поочередно проходит ряд преобразований в определенных блоках, так что в каждый отрезок времени ее переработка осуществляется лишь в одном блоке. Альтернативная модель предполагает параллельную переработку информации в нескольких одновременно работающих блоках.

Предмет психолингвистики – соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой.

Пресуппезиционная информация – информация, основанная на знании убеждении, допущении.

Пси-функция – психологический компонент речевого взаимодействия.

Психолингвистика – наука, изучающая механизмы и восприятия речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности.

Реактивная речь – развернутый ответ на поставленный собеседником вопрос.

Речевой акт (РА) – основная структурная единица речевой коммуникации. РА может быть простым или сложным и выполняет ряд функций в дискурсе или в составе другого РА. РА + имеет систему пресуппозиций и является действием, а не «порцией» текста.

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Ринолация – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Семантическая пропозиция – это семантический инвариант ряда высказываний, совпадающих по своему смыслу, состоящий из понятий универсального предметного кода (см.)

Семантическая функция речи – использование речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий. При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе, сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями.

Смысл есть субъективная данность (кажимость) сознания, в соотнесенности с иными мыслями приобретающая ценностную актуальность в культуре.

Стохастическая речь – речь, которая осуществляется при воспроизведении отрезков текста, выученных наизусть.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Текстовая связность – это связь предложений текста не только линейная, но и тематическая.

Универсальный предметный код – означает, что любое понятие из любого языка попадает в один из классов (вещи, события, определения и отношения).

Фреймы – упорядоченные во времени последовательности стереотипных ситуаций, разнообразие знаний об окружающем мире, которые хранятся в человеческой памяти, например: фреймы «школа», «бракосочетание», «война» и т.п.

Чувство языка – побочный продукт деятельности, направленной на овладение практикой речевого общения.

Эгоцентрическая речь- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане общения среде, то

доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после 7 лет.

Эксплицитная информация – информация, которая выражена явно, словесно.

Язык есть коммуникативный механизм осуществления высказываний; это система знаков и правил их соединения в знаковые комплексы (тексты).

Языковое взаимодействие – характеристики, которые присущи всем естественным языкам.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.