Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-методические указания





ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра связи с общественностью

 

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

 

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

 

 

Для специальности

350400 «Связь с общественностью»

 

 

Санкт-Петербург


ББК

УДК

П 31

 

 

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой связи с общественностью

Протокол от 24 октября 2007г. № 3.

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 26 октября 2007г. № 2.

 

 

Петрунин В.О

Психолингвистика. Учебно-методический комплекс. – СПб: СПб АУиЭ, 2007. -43 с.

 

 

Краткая аннотация

 

Учебно-методический комплекс включает рабочую учебную программу дисциплины; общие методические рекомендации по изучению дисциплины; методические рекомендации к семинарским занятиям, по выполнению контрольных работ; порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов; словарь терминов.

Настоящий текст учитывает актуальные проблемы психолингвистики, проблему текста, понятие о языковом, речевом механизме, отечественные и западные школы психолингвистики, этнопсихолингвистику и патопсихолингвистику, когнитивное направление психолингвистики и т.д.



Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 350400 «Связь с общественностью»

© Санкт-Петербургская академия

управления и экономики, 2007

 

© Петрунин В.О., 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая учебная программа дисциплины
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
Методические рекомендации к семинарским занятиям
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
     
6. Словарь терминов

 


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА



И ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины "Психолингвистика" является изучение студентами связи языка с психической деятельностью человека, социальными факторами, национальной ментальностью и культурным фоном и.т.д.

Предметом изучения дисциплины являются система языковых средств, используемых в целях коммуникации и процессы производства и восприятия знаков языка, а также процессы формирования речи. взаимодействие глубинных и поверхностных структур языка, взаимодействие языка и культуры, на основе которого формируется культурная семантика языковых знаков.

Задачиобучения по дисциплине: ознакомить студентов с историей возникновением и развитием психолингвистики как науки, с основами психолингвистической теории, с теорией речевой деятельности, с функциями языка и речи в речевой деятельности, с психолингвистическим анализом процессов порождения и восприятия речи, с понятием о внутренней речи, с экспериментальными исследованиями в психолингвистике и т.д.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о всех основных теоретических и практических ее разделах;

знать базовые понятия и определения, относящиеся к психолингвистике, основные этапы формирования дисциплины, знать основные положения психолингвистической теории о речевой деятельности и о характеристиках текста, знать модели механизма порождения речевого высказывания и концепции восприятия и понимания речи и т.д.;

уметь самостоятельно производить экспериментальные исследования психолингвистического характера;



владеть навыками психолингвистического анализа устной и письменной речи.

Организационно-методические указания

Дисциплина "Психолингвистика" входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Речевые коммуникации», «Русский язык и культура речи». В свою очередь, знания и умения по дисциплине могут быть использованы в практической деятельности специалистов по связям с общественностью. При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинары и самостоятельная работа студентов.

На лекциях, которые являются аудиторными занятиями, до сведения студентов доводятся наиболее сложные и проблемные аспекты дисциплины.

На семинарских занятиях, которые также являются аудиторными и проводятся по заранее известным темам, закрепляются и более глубоко изучаются отдельные аспекты лекционного материала. Кроме того, в ходе проведения семинаров студенты знакомятся с возможностью и особенностями практического применения теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий.

Во время самостоятельной работы студенты приобретают навыки работы с информационными источниками, осмысливают лекционный материал в процессе подготовки к семинарским занятиям. Самостоятельная работа развивает умение анализировать и обобщать полученную информацию, как в процессе лекций, так и почерпанную из первоисточника.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, разбора наиболее сложных проблем курса при обсуждении выступлений студентов на семинарских занятиях.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по темам учебной дисциплины: «Язык и культура» и «Взаимодействие языка и культуры на примере истории русской лексикографии» и проводится в форме экспресс опросов студентов на семинарских занятиях.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Психолингвистика как междисциплинарная наука

 

Объект и предмет науки; понятие о языковом знаке; производство и восприятие речи, речевая деятельность, междисциплинарность, взаимоотношение лингвистики и психолингвистики; четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним с позиций разных наук; основные особенности психолингвистического подхода к изучению языка

как достояния человека; роль теории деятельности в формировании психолингвистики

 

Тема 2. Актуальные проблемы психолингвистики и периоды ее развития

Понятия о языке, речевой деятельности, культуре, мышлении, сознании; истоки психолингвистики; Л.С. Выготский; этапы развития науки в XX в.

 

Тема 3. Понятие о языковом, речевом механизме

Механизмы говорения. Общая характеристика механизмов говорения. Общефункциональные механизмы говорения. Механизмы фонационного оформления речевого сообщения и слуховой контроль в процессе говорения. Опережающее отражение в речевом поведении.

Различные трактовки понятия "механизм"; механизмы психической деятельности человека; механизмы речевой деятельности; общее понятие языкового/речевого механизма человека и круг связанных с ним вопросов; принципы функционирования языкового/речевого механизма человека; различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека; онтогенез речи; понятия о знаке, символе; обучение языку; детская речь (свирель, лепет, звукоподражательные слова, словотворчество и т.д.); сверхгенерализация; сенсомоторный интеллект; концептуальная логика; неспециализированность мозга.

 

Тема 4. Текст как объект психолингвистики

 

Соотношение понятий о тексте и дискурсе; слово и текст; связность текста; понятие об эмотивности; жанр дискурса; текстовая деятельность в структуре знакового общения, проблема понимания текста, понятие о смысловом поле текста.

 

 

Тема 5. Этнопсихолингвистика

 

Взаимосвязь языка и культуры; понимание речи и ее перевод; лакуна; билингвизм и диглоссия; культурный шок и лингвистический шок; этнопсихолингвистика и гипотеза лингвистической относительности; понятие о национальной специфике слов и концептов.

 

Тема 6. Отечественные научные школы психолингвистики

 

Л.С. Выготский – основоположник психолингвистики в России; концепция Московской психолингвистической школы.

 

Тема 7. Западные традиции психолингвистики

Возникновение психолингвистики; разные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификации ее ведущих научных направлений; Дж. А. Миллер и Н. Хомский.

 

Тема 8. Психолингвистика и семантика

Значение слова и возможности его описания; различные подходы к проблеме значения; ассоциативный подход к значению слова; параметрический подход к значению слова; признаковый подход к значению слова; прототипный подход к значению слова; ситуационный подход к значению слова; идея "семантического треугольника".

 

Тема 9. Значение слова и интеллектуальные возможности человека

Соотношение между значением и интеллектуальными возможностями человека; константность и вариативность значения; cоотношение субъективного и объективного в значении слова; особенности процессов функционирования знаний при овладении и пользовании языком; врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом механизме человека; возможности перехода "выученного" знания в "освоенное" знание; разграничение ряда смежных понятий.

 

Тема 10. Поведение человека и его речевые формы

Основные виды стратегий и возможности их обнаружения; стратегии овладения языком; стратегии пользования языком при производстве речи.

 

Тема 11. Психолингвистическая проблематика А.А.Леонтьева

Концепция речевой деятельности как основа психолингвистической модели А.А.Леонтьева и его теория порождения речи; понятие о внутреннем программировании высказывания.

 

Тема 12. Когнитивное направление психолингвистики

Психолингвистика и когнитивная лингвистика; когнитивное обязательство; понятие о когнитивной модели; метафорическая и метонимическая модели, понятие о концептуальной метафоре, ментальное пространство; категории когнитивной лингвистики; понятие о концептосфере.

 

Тема 13. Патопсихолингвистика

Речь человека в состоянии эмоциональной напряженности; речь при психопатии; физиологические центры речи; речевые нарушения; дефекты речи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.