Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика управления муниципальной собственностью на примере города Челябинск





Рассмотрим теперь, в чем заключаются особенности осуществления права собс­твенности по отношению к муниципальному имуществу. Очевидно, что муниципальная собственность номинально принадлежит му­ниципальным образованиям (в лице их жите­лей). Таким образом, право владения принадлежит социальной общности, состоящей из жителей муниципального образования. В то же время, поскольку непосредственное управление муниципальной собственностью со стороны упомянутой социальной общнос­ти нереально, данное право осуществляется органами местного самоуправления — му­ниципалитетами. Следовательно, право рас­поряжения муниципальной собственностью осуществляется населением муниципального образования опосредованно. Причем степень этой опосредованности достаточно велика, и можно смело утверждать: реально право распоряжения муниципальной собственностью находится в руках органов местного самоуправления.

Каждый житель муниципального образования имеет право пользования объектами муниципаль­ной собственности, при этом неся бремя по содержанию собственности либо путем непосредственной оплаты услуг муниципа­льного образования, либо опосредованно — через муни­ципальный бюджет (платя налоги). Доходы от налоговой составляющей покрывают наибольший объем расходов на содержа­ние муниципальной собственности. На каж­дого жителя муниципального образования приходится неодинаковая сумма налогов, однако право пользования объектами му­ниципальной собственности распределяется примерно в одинаковом объеме на каждого человека. Таким образом, мы можем ска­зать, что муниципальная собственность (с экономической точки зрения) представляет собой «форму коллективного присвоения»[18]. Вышеизложенное позволяет говорить о разделении субъектов муниципальной собс­твенности. В качестве номинального субъ­екта муниципальной собственности будет выступать социальная общность, состоящая из жителей муниципального образования, в качестве реального собственника — управ­ленческая структура.



Итак, муниципальная собственность фактически принадлежит муниципальным образованиям (в лице их жителей), однако находится в распоряжении местных органов самоуправления — муни­ципалитетов. Любая собственность должна управляться в интересах ее владельцев (в дан­ном случае — жителей населенных пунктов), соответственно, целью управления муници­пальной собственностью является стремление принести максимальную пользу населенному пункту и его жителям. Однако поскольку к муниципальной собственности могут быть отнесены самые разнообразные объекты, то и польза от эксплуатации этих объектов может быть совершенно разной. Например, при эксплуатации дорог польза может быть выражена в виде возможности перемещения людей и грузов, а при управлении пакетами ценных бумаг — в виде прибыли.



В первую очередь управление муниципаль­ной собственностью должно быть направлено на решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципаль­ного образования. Перечень этих вопросов определяется Уставом муниципального об­разования, а также законодательством РФ либо субъекта РФ. В общем случае можно выделить четыре группы таких вопросов:

ü по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снаб­жение водой и энергоносителями и т.д.);

ü по обеспечению условий жизни насе­ления в целом (охрана общественного по­рядка, информирование соответствующими службами, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.);

ü по обеспечению деятельности населе­ния как субъекта власти (установление норм, обязательных для исполнения на территории муниципального образования);



ü по обеспечению осуществления насе­лением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.

Необходимо учитывать тот факт, что му­ниципалитеты обладают ограниченными ре­сурсами, которые частично сформированы благодаря деятельности предыдущих поколе­ний граждан, а частично продолжают форми­роваться в настоящее время. Ограниченность ресурсов предполагает и низкий результат их использования. Очевидно, термин «макси­мальная польза» может предполагать:

- увеличение ресурсов муниципалитета, что позволит улучшить результаты его де­ятельности;

- более эффективное использование имеющихся и получаемых ресурсов, т.е. повышение результата на единицу затрат.

Увеличение ресурсов возможно толь­ко за счет текущей деятельности. Причем универсальным показателем, характеризу­ющим увеличение ресурсов, очевидно, яв­ляется увеличение доходной части бюджета муниципального образования.

Наиболее распространенным критерием оценки эффективности деятельности муни­ципалитета является соотношение результа­тов и затрат[19]. Таким образом, определение эффективности использования имеющихся ресурсов требует, во-первых, измерения результатов деятельности, во-вторых, изме­рения затрат. Что касается затрат, то в качестве наибо­лее универсального их измерителя исполь­зуется денежный эквивалент. Что касается результатов, то, поскольку муниципалитет осуществляет деятельность во множестве хозяйственных сфер, результат каждого вида деятельности должен оцениваться своим показателем. Так, для оценки деятельности государственных служб в США использует­ся около 2 300 показателей. Очевидно, нет необходимости перечислять их все. В то же время нужно отметить следующие основные моменты, которые должны быть приняты во внимание при оценке результатов работы муниципальных служб:

1. Результаты деятельности муниципали­тета должны соответствовать потребностям общества. Но так как понятие «потребности общества» достаточно трудноопредели­мо, обычно для измерения общественного спроса применяется понятие «желания и предпочтения общества»[20]. Иногда эти же­лания выливаются в конкретные действия граждан, когда они, например, решают воспользоваться определенными услугами муниципалитета либо жалуются на работу тех или иных служб. Кроме того, желания и предпочтения можно выявить с помощью:

- формальных опросов граждан;

- встреч с избирателями;

- опросов потребителей услуг, когда вы­ясняется, удовлетворяют ли их услуги, что они хотят изменить или получить дополнительно.

В некоторых случаях представление о желаниях граждан дает интуитивное ощуще­ние общепринятого отношения к какой-либо услуге, того, какое место занимает она в глазах общества, чего от нее ждут.

2. Для оценки результата деятельности муниципалитета чаще всего применяются количественные показатели (количество и стоимость произведенных товаров, объем и стоимость оказанных услуг). Это связано с тем, что количественные показатели до­вольно легко поддаются оценке. При этом очень трудно определить качественные ха­рактеристики деятельности муниципалитета, определяющие ценность ее результата для потребителя.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно говорить, что реально право распоряжения муниципальной собственностью находится в руках органов местного самоуправления. Номинальным субъ­ектом муниципальной собственности является социальная общность, состоящая из жителей муниципального образования, реальным — управ­ленческая структура. Основной целью управления муниципальной собственностью должно быть решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципаль­ного образования. Однако необходимо брать во внимание тот факт, что у муниципальных образований ограниченные ресурсы, частично продолжающие формироваться и в настоящее время. Исходя из всего этого,

можно выделить основные направления деятельности по управлению муниципальной собственностью для достижения поставленной цели.
В следующем параграфе мы отражаем основные тенденции и проблемы управления муниципальной собственностью в городе Челябинск и пути их преодоления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.