Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью





2014 год для муниципальных отношений в Российской Федерации ознаменовался введением достаточно значимых реформ в области осуществления местного самоуправления. Одной из предпосылок ее проведения стал вопрос об управлении муниципальным имуществом, а вернее о системе управления им. Законодатели-инициаторы убеждены, что результатом преобразований станут создание единой структуры местного самоуправления и четкое разграничение властных полномочий между муниципальными образованиями; а ясная и четко определенная система муниципальной собственности позволит повысить уровень эффективности этого управления. Залогом подобных результатов является обусловленная необходимость обладания необходимыми средствами для выполнения своих задач у муниципальных образований, в лице уполномоченных органов муниципальной власти.

Основополагающими элементами, которые затрагивает муниципальная реформа, являются следующие отношения:

- административно-территориальное устройство муниципальных образований;

- имущественная база муниципалитетов.

Под административно-территориальными аспектами реформы понимается:



Созданная в настоящее время двухуровневая система управления - это городские и сельские поселения (1 уровень) и муниципальные районы (2 уровень), а также городские округа, сочетающие в себе функции как поселения, так и района. При этом отметим, что ранее субъекты РФ, самостоятельно определяли структуры местного самоуправления в границах своей территории, что приводило к смещению полномочий и неопределенности, а также некой зависимости между государственной и муниципальной власти. После введения единой территориальной системы местного самоуправления подлежат разграничению и властные полномочия, а также необходимая для их осуществления собственность[12].

Само по себе управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением[13]:



Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению этой вещи[14].

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления, т.е. проявляется императивный способ: «запрещено все, что не разрешено». Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в умышленном ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы. Несмотря на то, что в статьях 12,133 Конституции РФ, нормативно закреплены обособленность муниципальной власти от государственной, запрет субъектам федерации или иным органам ограничивать конституционные права местного самоуправления; на практике реализация конституционных прав встречается с трудностями, который прямым или косвенным способом оказывает влияние на управление имуществом муниципального образования. Например, в части того, что именно субъекты определяют границы муниципальных образований, объединений и т.д[15].



Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации[16] (далее-ГК РФ) установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления, поэтому для населения (физических лиц), наделенных от муниципального образования полномочиями, таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции Российской Федерации ни в ГК РФ. При этом необходимо отметить, что органы местного самоуправления выступают «представителями», т.е. действующими лицами от имени муниципального образования, которое и является непосредственным собственником имущества.

Говоря о целях и задачах органов местного самоуправления по управлению имуществом, необходимо отметить, что для определения основных направлений деятельности в этой сфере, необходимо создание

ü эффективной системы учета муниципального имущества;

ü критериев эффективного использования муниципальной собственности[17];

ü условий для инвестиционной привлекательности муниципального имущества;

ü эффективной система аудита и контроля сохранности и целевого назначения муниципального имущества.

Вполне объяснимо, что целью органов местного самоуправления является именно эффективное управление имуществом муниципального образования, а основными задачами в данной сфере выступают:

- реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью, а также ее приватизации:

- управление и распоряжение в установленном порядке объектами муниципальной собственности (имуществом);

- учет муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Выполняя свои задачи, органы местного самоуправления часто сталкиваются с проблемами, к которым можно отнести:

- отсутствие у местного самоуправления стимулов развивать собственное производство, поскольку с увеличением заработанных средств растут и отчисления в региональный бюджет и сокращаются установленные федеральным законом отчисления от федеральных и региональных налогов, а предусмотренные на сей счет гарантии региональным законодательством не закреплены;

- неадекватный подход к доходам муниципальных образований-доноров. Заработанные ими средства перераспределяются в интересах "бедных" территорий, а размер средств, оставляемых в их распоряжении, закладывается с общим дефицитом по муниципальным образованиям всей территории субъекта Федерации;

- отсутствие реальной компенсации местному самоуправлению на выплату федеральных льгот, предусмотренных «центральной» властью для различных групп населения.

Таким образом, разрешение «столкновений» интересов муниципальных образований на уровне основных направлений деятельности по управлению принадлежащим им имуществом, объективно, будет способствовать стабилизации отношений между нами, а также налаживанию внутри системного диалога между субъектами местного самоуправления, так и «внешнего» с субъектами федерации.

Обобщая вышесказанное, представляется следующее понимание муниципальной собственности. Под ней понимается система общественных отношений по поводу определенных благ, имеющих социально-экономическое, управленческое и культурное значение для населения публично-правового образования, назначение которых – удовлетворение коллективных социально-экономических потребностей населения и гармоничное развитие территории. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; и другое движимое и недвижимое имущество. Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Как уже отмечалось ранее, вся муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Что касается непосредственного управления муниципальной собственностью, то оно осуществляется уполномоченными на то исполнительными органами местного самоуправления, действующих от лица муниципального образования. В данном случае, они выступают и как субъекты хозяйствования, и как субъекты властных отношений.

Во второй главе будет рассмотрена специфика управления муниципальной собственностью на примере Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (далее КУИЗО города Челябинска), его проблемы и предложены пути их решения.

 

Глава 2 Анализ управления муниципальной собственностью города Челябинск

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.