Краткая характеристика и основные социально-экономические
Введение
Актуальность работы. Планирование – необходимая часть любого производства, без него не обходится ни большие предприятия – гиганты, ни маленькие частные предприятия. Планирование является частью управления предприятием как в условиях централизованной плановой экономики, где оно играло значительную роль, так и сегодня, в рыночных условиях. В этих условиях главная цель предпринимателя получение максимальной прибыли, следовательно, необходимо осуществление новых проектов, улучшение действующих производств. Для претворения в жизнь любого проекта, а также для текущей деятельности предприятия необходимо планировать затраты, исходя из возможных доходов.
Планирование позволяет правильно распределить ресурсы, количество рабочих мест, выявить резервы снижения себестоимости, подвести итоги работы предприятия, цеха, участка.
Планирование осуществляется на конкретный период: год, квартал, месяц, декада, смена. Планирование и управление неразрывно связаны между собой, они одинаково собирают, обобщают, анализируют данные о производстве. Основные принципы планирования: непрерывность, оптимальность, стабильность, научность.
Наука о планировании предусматривает создание условий повышения эффективности производства наряду с совершенствованием условий и обеспечением безопасности труда, снижением себестоимости, регулированием финансовых потоков, увеличением производительности труда и ростом прибыли.
Цель – проанализировать организацию планирования трудоемкости производственной программы.
Задачи:
1. Изучить сущность, принципы и виды планирования.
2. Рассмотреть разработку и выполнение производственной программы.
3. Изучить производственные мощности предприятия.
4. Сделать анализ организации планирования производственной программы на примере участка выщелачивание-1 ОАО БАЗ СУАЛ.
5. Предложить рекомендации по улучшению работы участка выщелачивание-1.
Объект – хозяйствующий субъект: ОАО БАЗ СУАЛ, организация планирования трудоемкости производственной программы на участке выщелачивание-1.
Предмет – изучить организацию планирования трудоемкости производственной программы на участке выщелачивание-1 ОАО БАЗ СУАЛ.
Информационную основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики труда: Л.Л. Ермолович, Л.С. Сивчик, Г.В. Толкач, М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, В.М. Власова, И.В. Журавкова, Э.И. Крылов, В.В. Ковалев, О.Н. Волкова, Б.С. Медвежов, Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова и др.
В разработке исследования были использованы статьи из журналов «Человек и труд», «Финансовый директор», а также материалы с сайтов Интернет.
В работе использовались общенаучные методы: логико-структурный, факторный, системный, группировок и сравнений, классификаций, экспертных оценок.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Содержит 17 таблиц, 3 рисунка. Список литературы состоит из 9 источников. Общий объем курсовой работы 49 страницы.
1 Методика проведения производственного планирования и производственной программы предприятия
Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в системе рыночных отношений с конкуренцией на рынке товаров и услуг планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. Если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой способ определения оптимальных путей производства и реализации продукции. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.
Планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются цели и задачи развития предприятия в связи изменениями, происходящими вокруг него.
Планирование должно быть направлено на достижение рентабельности и обеспечение поступления денежных средств и получения прибыли в объемах, удовлетворяющих собственников, учредителей, акционеров и т.п.).
Планирование подразделяется на стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. Время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, энергией, персоналом необходимо рассматривать на краткосрочный период.
Реализация этого требования предполагает, чтобы планирование удовлетворяло следующим принципам:
• гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Ее соблюдение требует корректировки плана при изменениях внешней и внутренней среды;
• непрерывности, предполагающей отсутствие пауз в планировании, оно должно быть постоянным;
• адекватности, т.е. отражать реальные проблемы в процессе планирования;
• комплексности – отражению в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятных сценариев развития окружающей среды;
• итеративности, предусматривающей неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации) Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования[1].
Виды планирования. Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, определение его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния, формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. По сроку своего действия стратегическое планирование носит обозримый характер, что обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия. Предметом стратегического планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала.
Стратегическое планирование – порождение рыночной системы хозяйствования. Это обусловливается многими обстоятельствами, основные из них:
• конкуренция, присущая рыночной системе, обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;
• динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия. Оно требует предвидения его результатов и заблаговременного осуществления мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия[2].
Если стратегия предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим субъектом места и роли предприятия на рынке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование – это конкретное указание на способ достижения данного состояния. Стратегическое планирование базируется, с одной стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой – на основе проведения прогнозов по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника, технология и т.д.).
Стратегическое планирование – это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития.
Поскольку стратегия развития определяется каждым предприятием, то принимаемый стратегический план в ходе планирования придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. При этом определенность не может быть неизменной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйственной среды.
Стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и, прежде всего, тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в. науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов, услуг и т.д.
На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратеги планировании, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.
На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1-го до 3-х лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде (экономике, политике, технике, конкуренции и т.д.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.
В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом текших тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуация. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. В них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.
Одним из разделов плана предприятия является производственная программа, в которой содержатся планируемые объемы производства в натуральном и денежном выражениях. Основанием для формирования производственной программы служит перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка изделий в соответствии с профилем предприятия. Такой подход подразумевает выяснение растущих потребностей населения или организаций-потребителей в выпускаемой продукции.
Производственная программа предприятия - (объединения) представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции, установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства[3].
Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, по всей номенклатуре и ассортименту продукции с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Она должна обеспечить выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др.
Производственная программа требует всестороннего обоснования и, прежде всего:
• производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций;
• материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками-предприятиями или посредническими организациями;
• персонала всех уровней.
Натуральные показатели продукции (штуки, тонны, метры и т.д.) обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей и служат исходными величинами для определения потребности предприятия в персонале, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако при применении натуральных измерителей невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.
Для расширения сферы применения натуральных измерителей используются условно-натуральные измерители. Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, материалоемкости или по какому-либо другому признаку. Условно-натуральные измерители позволяют значительно уменьшить номенклатуру. Например, одним числом можно охарактеризовать объем производства тракторов, электродвигателей, тканей, плодово-овощных консервов и др.
Трудовые показатели продукции – часы и минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель «станко-часы».
Показатели трудоемкости производственной программы на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в силу разной степени обоснованности, а, следовательно, и напряженности норм труда они зачастую бывают несопоставимы, поэтому трудовые измерители используют во вспомогательных расчетах.
Денежные (стоимостные, ценностные) показатели производственной программы носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке разделов плана предприятия.
В теории и практике планирования в целях отражения результатов промышленно-производственной деятельности предприятий на различных стадиях процесса производства применяется ряд взаимосвязанных показателей объема промышленной продукции в денежном выражении. Такими показателями являются: валовой оборот, валовая продукция, товарная продукция, отгруженная продукция, реализованная продукция, чистая продукция.
Стоимость (цена) всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия, называют валовым оборотом (ВО).Часть валового оборота представляет так называемый внутризаводской оборот(ВЗО) – стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами предприятия в течение одного и того же периода.
Показатель, характеризующий общий результат промышленно-производственной деятельности предприятия за данный период в денежном выражении, называется валовой продукцией (ВП).
Конечный результат промышленно-производственной деятельности, полностью подготовленный в отчетном периоде к отпуску на сторону, т.е. для использования за пределами основной деятельности, характеризует показатель объема товарной продукции в денежном выражении (ТП). В стоимость (цену) товарной продукции в отличие от валовой не включают внутризаводские элементы валовой продукции (ВЗЭ) (стоимость изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода и полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки).
Показатель стоимости отгруженной продукции (ОП) определяется с учетом имеющихся данных о стоимости остатков готовых изделий (ОГИ) на складах предприятия и данных о стоимости(цене) произведенной товарной и реализованной продукции.
Цена реализованной продукции (РП) отличается от объема отгруженной продукции на величину изменения остатков продукции отгруженной, но по различным причинам не оплаченной заказчиками.
Чистая продукция – показатель объема производства предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Она определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара. Чистая продукция представляет собой аналог национального дохода на уровне предприятия.
Каждый из этих показателей имеет самостоятельное экономическое назначение.
Разработанные плановые задания должны быть реализованы качественно и в намеченные сроки. Для этого осуществляется оперативное управление производством. Оно включает разработку оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска изделий), сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест и контроля сроков их выполнения. Оперативное управление производством имеет большое значение для эффективного использования ресурсов предприятия и выполнения заказов в установленные сроки.
В процессе оперативного управления производством достигается взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса – от получения сырья, материально-технических ресурсов до реализации продукции с целью комплексного и своевременного выполнения плана поставок продукции при наилучшем использовании располагаемых ресурсов.
Таким образом, оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспечения выполнения утвержденной производственной программы.
Это достигается:
§ строгим распределением работ на короткие периоды времени (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах), рабочих местах;
§ организацией сбора и обработки информации о ходе производства;
§ комплексным использованием средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений;
§ повседневным анализом производственной ситуации в каждом звене предприятия;
§ своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений производственного процесса.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный объем выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) в единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.
Например, производственная мощность машиностроительного завода определяется в штуках изготовляемых машин, оборудования; металлургических предприятий – в тоннах выплавки металла и производства проката. В тех производствах, где приняты условные единицы, они используются в расчете производственной мощности. Например, производство шифера - в условных плитах, минеральных удобрений – в условных тоннах с определенным содержанием питательного вещества и др.
Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности:
• по агрегатам и группам технологического оборудования;
• по производственным участкам;
• по основным цехам и предприятию в целом.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлёнию продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. В черной металлургии – это доменные, мартеновские, сталелитейные цехи или печи, в цветной – электролизные ванны, в текстильной – прядильное и ткацкое производства, на машиностроительных заводах - механические и сборочные цехи.
Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: состав и количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т.д.;
• технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.;
• степень прогрессивности техники и технологии производства;
• фонд времени работы оборудования;
• уровень организации производства и труда;
• производственная площадь предприятия (основных цехов);
• намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании.
Производственную мощность ведущего производства можно определить по формуле:
| (4)
| где: М — производственная мощность ведущего производства, цеха, участка в принятых единицах измерения;
n – число единиц ведущего оборудования на производстве, в цехе, на участке;
Фмакс – максимально возможный фонд времени работы ведущего оборудования, ч;
Нт - прогрессивная норма трудоемкости обработки продукции на ведущем оборудовании, ч.
В составе оборудования учитывается все оборудование: основного производства по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуатацию в плановом году. В расчет мощности не включается оборудование резервное, опытно-экспериментальных участков, а также используемое для профессионально-технического обучения.
Возможная производительность оборудования, учитываемая при расчете производственной мощности, определяется на основе прогрессивных норм использования этого оборудования.
Определение фонда времени работы оборудования имеет специфику для предприятий с прерывным и непрерывным процессами производства. Для предприятий с непрерывным процессом производства он рассчитывается исходя из полного календарного времени работы оборудования за вычетом часов, отводимых в плане на ремонт. Для предприятий с прерывным процессом производства годовой фонд времени работы оборудования определяется по формуле:
Тн = (Тк – В – П) Чс – Тр,
| (5)
| где: Тн – номинальный фонд времени работы оборудования за год, ч;
Тк – календарный фонд времени за год, дни;
В – количество выходных дней в году;
П – количество праздничных дней в году;
Чс – количество часов работы в сутки;
Тр – время, планируемое на ремонт и техническое обслуживание оборудования в год, ч.
Производственная мощность предприятия, оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле
где: n – количество единиц установленного оборудования;
Н – техническая норма производительности данного оборудования.
При расчете производственной мощности не принимаются во внимание простои оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или организационными причинами, а также потери времени, связанные с исправлением брака при изготовлении продукции. Производственная мощность делится на проектную, входную, выходную, среднегодовую.
Проектная производственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.
Входная (входящая) производственная мощность – это мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода.
Выходная (выходящая) производственная мощность – это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за тот же период.
Среднегодовая производственная мощность предприятия (Мср) служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле:
| (7)
| где: Мн – мощность на начало года (входная);
Мв – мощность, вводимая в течение года;
Мвб – мощность, выбывающая в течение года;
m1 – количество полных месяцев до конца года с момента ввода мощностей;
m2 - количество полных месяцев до конца года с момента выбытия мощностей.
Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности (Кис), который определяется по формуле:
| (8)
| где: V – количество фактически произведенной продукции за год в натуральных или денежных единицах измерения;
Мср - средеднегодовая производственная мощность в тех же единицах измерения.
Другой показатель – коэффициент загрузки оборудования — определяется как отношение фактически используемого фонда времени (в станко-часах) всего оборудования к располагаемому фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.
Улучшение использования производственных мощностей – одна из важнейших задач предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства.
Уровень использования производственных мощностей зависит от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы. Экстенсивное улучшение использования производственных мощностей предполагает, во-первых, увеличение времени работы действующего оборудования и, во-вторых, – повышение удельного веса действующего оборудования.
Увеличение времени работы действующего оборудования может быть достигнуто за счет:
ü сокращения или полной ликвидации внутрисменных простоев оборудования на основе повышения качества ремонтного и технического обслуживания оборудования, своевременного и полного обеспечения основного производства рабтниками, сырьем, материалами, полуфабрикатами, электроэнергией;
ü сокращения целодневных простоев оборудования, повышения коэффициента сменности его работы.
Важным путем улучшения использования производственных мощностей является, с одной стороны, уменьшение количества излишнего оборудования, а, с другой, – быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования.
Значительно шире возможности интенсивного пути улучшения использования производственных мощностей. Интенсивный путь предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Это может быть достигнуто на основе технического совершенствования машин и механизмов, совершенствования технологии производства, улучшения организации труда, производства и управления, повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.
Интенсивность использования производственных мощностей также повышается путем ликвидации «узких мест» в производственном процессе, быстрого освоений вновь вводимых мощностей, сокращения сроков достижения проектной производительности оборудования. Под «узким местом» понимается несоответствие производственной мощности отдельных цехов, участков, агрегатов возможности ведущего оборудования.
В современных условиях для многих предприятий России характерно недоиспользование производственных мощностей, главным образом в связи с трудностями сбыта продукции, а также острым недостатком’ собственных оборотных средств при непомерно высоких процентных ставках за кредит. Поэтому в настоящее время улучшение использования производственных мощностей связано с повышением качества и конкурентоспособности продукции, улучшением маркетинговой деятельности, расширением сбыта продукции.
2 Анализ организации планирования производственной программы на примере участка выщелачивание-1 ОАО БАЗ СУАЛ
Краткая характеристика и основные социально-экономические
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|