Сделай Сам Свою Работу на 5

Пенсионный фонд РФ, его функции и структура





Тема 5. Механизм государственных внебюджетных фондов

Сущность и назначение внебюджетных фондов

 

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социально-экономического характера.

Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения и использования национального дохода и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Историческивнебюджетные фонды создавались двумя путями:

1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

2) формирование фондов с собственными источниками доходов.

В России существует свыше тридцати внебюджетных фондов с концентрацией более 60% доходов государства. Многообразные государственные внебюджетные фонды классифицированы, главным образом согласно целевой направленности, уровневой структуры управления.



Выделяют следующие виды фондов:

По правовому положению:

- государственные (федеральные, региональные)

- местные (в распоряжении органов местного самоуправления).

По целевой направленности расходования средств:

- фонды социального назначения (для гарантированного обеспечения пенсий, соцстрахования и обязательного медицинского страхования);

- экономические фонды (Фонд развития промышленности и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.).

К государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в распоряжении центральных органов власти и имеющие общегосударственное значение (валютные фонды государства, центральные дорожные фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые другие).

Местные специальные фонды представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных мероприятий.



Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд РФ (ПФР);

- Фонд социального страхования РФ (ФСС);

- Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения РФ, сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд).

Социальные фонды - это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. Существует три основных источника образования социальных фондов:

- страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц;

- страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями;

- субсидии государства.

Обеспечение финансирования возрастающих потребностей социальных фондов в средствах достигается путем роста ставок отчислений в фонды и увеличения размеров бюджетных субсидий.

Взносы наемного персонала и застрахованных лиц представляют собой вычет из их дохода. Ставка взноса в большинстве стран является процентной и пропорциональной, т.е. она не меняется с изменением размера дохода.

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов, например, инвестиционные фонды и фонды модернизации для финансирования государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.



Научно-исследовательские фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.

Кредитные фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков и других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны.

Правовая основа образования и функционирования внебюджетных фондов регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ и другими законодательными источниками. Состав и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также порядок составления, представления и утверждения их бюджетов закреплены в статьях 144 и 145 Бюджетного Кодекса РФ.

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета РФ и региональных бюджетов.

Государственные социальные внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Минфин РФ.

Определенные полномочия по регулированию деятельности государственных целевых фондов возложены на органы Федерального казначейства.

В финансовых ресурсах РФ государственные внебюджетны фонды

занимают значительную долю.

Таблица 1

 

Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за период 2006-2008 гг., млрд. рублей*

 

Показатели 2006 г. 2007 г. 1 полугодие 2008г.
           
    доходы   расходы доходы расходы доходы расходы
Федеральный бюджет 6278,89   4284,8 7781,12 5986,56 4370,72 2995,6
Бюджеты государственных 1982,02   1864,81 2400,0 2247,7 1394,04 1229,65
внебюджетных фондов              
Консолидированные бюд- 3797,33   3657,75 4828,46 4790,48 2880,78 2407,52
жеты субъектов РФ                
Бюджеты территориальных 339,61   340,38 444,37 439,6 269,47 254,11
государственных                
внебюджетных фондов                
Итого консолидированный 10625,81   8375,23 13368,26 11378,58 7543,67 5515,53
бюджет РФ и бюджетов              
гос-х внебюдж. фондов              

 

*по данным официального сайта Федерального казначейства РФ

 

Пенсионный фонд РФ, его функции и структура

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях, согласно действующему законодательству РФ, устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Основой правовой базы ПФР является Положение о Пенсионном фонде РФ. Кроме того, правовой режим фонда определяется Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

С 1января 2002 г. пенсионные отношения в РФ регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

- выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. К» 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете всистеме государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

- назначение и выплата пенсий (для 40 млн. пенсионеров);

- учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям

граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы,

Героям Советского Союза, Героям РФ и т. д.;

- персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского капитала;

- выплата средств материнского капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- реализация Программы государственного софинансирования

добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же

программа «тысяча на тысячу»);

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, состав которого утверждается Государственной Думой, а оперативное управление - исполнительной дирекцией.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В субъектах РФ органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

В России установлены трудовые и государственныепенсии.

Государственные пенсии выплачиваются отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Они выплачиваются гражданам за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет. Общий размер пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Трудовая пенсия имеет следующие виды:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.