|
БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Смена экономического строя и соответствующее резкое ухудшение социально- экономических условий в стране оказали отрицательное влияние на здоровье населения. В 1990-1995 гг. валовый внутренний продукт (ВВП) страны и доходы населения резко упали, и большинство граждан РФ с трудом приспосабливались к рыночным условиям. С 1995 г. экономическая ситуация в стране начала постепенно улучшаться, а с 1999 г. отмечен устойчивый рост экономики. При этом расходы на здравоохранение в сопоставимых ценах падали с 1990 г. вплоть до 1999 г. и достигли уровня 1990 г. только в 2006 г.
Динамика изменения (прироста/спада) ВВП и государственных расходов на здравоохранение в постоянных ценах (за 100% принят 1991 г.) представлен на рис. 2.30. Государственные расходы РФ в 1991-2000 гг. получены из расчетов, сделанных Институтом экономики переходного периода в 2007 г. Данные Росстата 2000-2004 гг. получены сложением расходов бюджетной системы РФ (расходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ) и расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС; за вычетом субвенций в ТФОМС во избежание двойного счета). С 2005 г. в данных Росстата расходы бюджетной системы включают расходы внебюджетных фондов, поэтому взяты прямые данные Росстата.
Для повышения точности расчетов уточнен индекс-дефлятор: относительные изменения ВВП в процентах к предыдущему году в постоянных ценах — наиболее точная характеристика изменения ВВП за вычетом инфляции. Для получения точного значения индекса-дефлятора величина ВВП в текущих ценах за два смежных года делили на изменение ВВП в постоянных ценах. Полученный индекс использован для получения расходов здравоохранения в постоянных ценах.
Только к 2005 г. уровень финансирования здравоохранения РФ превысил в сопоставимых ценах уровень 1991 г., а всего этот рост за период с 1991 по 2011 г. составил 26,8% в ценах 1991 г. При сравнении динамики ВВП и государственных расходов на здравоохранение в постоянных ценах (1991 — 100%) видно, что в период 2005-2007 гг. затраты на здравоохранение были на 15% выше, чем величина ВВП. Однако уже в 2008 г. расходы на здравоохранение снизились по отношению к 2007 г. и в последующие годы (2009-2010) перестали расти.
Следует отметить, что в РФ сложилась высокая степень неравенства в распределении национального дохода между различными группами населения. На это обращают внимание и международные эксперты. По словам нобелевского лауреата в области экономики Джозефа Стиглица (2001), «по уровню неравенства Россия сравнима с самыми худшими в мире латиноамериканскими обществами, унаследовавшими полуфеодальную систему». Существующая плоская шкала налогообложения, уход от уплаты налогов наиболее обеспеченных категорий населения не позволяют сформировать достаточные объемы средств в бюджете РФ, в том числе и средств на солидарную систему здравоохранения.
Распределение доходов между различными группами населения РФ представлено на рис. 2.31. Доходы населения РФ в сумме составляют 21 трлн рублей в год. Для анализа население страны разбито на 10 одинаковых по численности групп (или на 10-процентные децильные группы) в порядке возрастания их денежных 50-100% доходов.
На десятую (самую богатую) децильную группу официально приходится 30,6% доходов, а на самую бедную — 1,9%. Соотношение между доходами самой богатой и самой бедной групп — децильный коэффициент — в РФ составляет 16. В скандинавских странах он равен 3-4, в ЕС — 5-6, в Южной Африке — 10, в Латинской Америке — 12. Граждане первых двух групп составляют 20% населения РФ, и все они живут ниже или около прожиточного минимума.
Для анализа доходов самой богатой децильной группы ее население разделено на 100 равных частей, или центильных групп (по 1%). Самая бедная из богатых — 91-я группа — имеет около 2% официального дохода всего населения. Самая богатая из богатых (или 1% населения страны) — 100-я группа — имеет с учетом незадекларированных доходов 50-100% официального дохода всего остального населения страны. И почти весь этот доход — «теневой» для официальной статистики и налоговых органов и получается в иностранной валюте. Неучтенные доходы сверхбогатых граждан подсчитаны на основании данных Росгосстраха, где указано, что 0,4% семей (200 тыс. семей) имеют ежегодные доходы более 30 млн рублей, а 0,2% семей (100 тыс. семей) владеют 70% национального богатства.
В РФ для справедливого распределения национального богатства среди населения, в том числе наполнения солидарной системы здравоохранения, необходим пересмотр плоской шкалы системы налогообложения доходов (13% для всех размеров доходов) и усиление контроля государства над уклонением от уплаты налогов, как принято в развитых странах. Например, в странах ЕС и США существует прогрессивная шкала налогообложения населения, и богатые отдают бблыиую долю (50-60%) своих доходов, чем бедные, а любая неуплата налогов жестко контролируется и наказывается государством.
Динамика среднедушевых денежных доходов населения России (столбцы на рис. 2.32) и средних потребительских цен на товары первой необходимости: хлеб (включая хлебобулочные изделия из пшеничной муки первого сорта) и медицинские услуги (первичный прием к врачу-специалисту и анализ крови, до 2000 г. входил и анализ мочи) с 1993 по 2010 г. представлена на рис. 2.32.
Для более точного сравнения принята общая единица измерения с учетом ее роста — доллар. оцененный по паритету покупательной способности ($ППС) — количество единиц валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны (доллар США). По данным Росстата, в 1993 г. — 0,14 рубля/доллар США; 1996 г. — 2,21; 1997 г. - 2,53; 1998 г. - 2,83; 1999 г. - 5,29; 2000 г. - 7,15; 2001 г. - 8,19; 2002 г. - 9,27; 2003 г. - 10,41; 2004 г. - 11,89; 2005 г. - 12,74; 2006 г. - 12,63; 2007 г. - 13,97; 2008 г. - 14,34; 2009 г. - 14,49; 2010 г. - 15,98.
Из рис. 2.32 видно, что цены на медицинские услуги резко выросли по сравнению с динамикой доходов населения в период с 1993 по 1998 г. Затем их рост, вплоть до 2007 г., совпадает с динамикой роста доходов населения, а с 2008 г. опережает их.
Таким образом, можно сделать вывод, что из факторов, повлиявших на ухудшение здоровья населения РФ в 1990-2011 гг., преимущественную роль сыграли нездоровый образ жизни (высокая распространенность алкоголизма, курения и наркомании), плохие условия труда на производстве. Основная причина сложившейся ситуации — недостаточная государственная политика, направленная на улучшение здоровья населения. Активная государственная политика (в том числе ограничительные и запретительные меры), направленная на улучшение здорового образа жизни, приведет к существенному улучшению здоровья населения в короткие сроки (пример — антиалкогольная кампания в РФ, см. рис. 2.5).
2.6. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ
Для получения более полной картины состояния здоровья населения важны показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья. Они аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и информационных факторов, которые объективно влияют на отношение граждан к здоровью и, следовательно, определяют состояние и динамику общественного здоровья на уровне отдельных социальных групп и популяции.
Социальная обусловленность общественного здоровья — комплекс факторов, характеризующих образ и условия жизни граждан, социальную организацию на уровне общества, локального сообщества и социальной микросреды, влияющих на состояние и динамику общественного здоровья.
Социальная обусловленность — объективная зависимость состояния здоровья, поведения и отношения людей к здоровью от социального неравенства, типов культуры, социальных стереотипов и устойчивых наборов социальных ролей в локальном сообществе.
Статистический анализ социальной обусловленности общественного здоровья принципиально нов для исследователей и практиков здравоохранения, выходит за рамки устоявшегося набора показателей государственной и ведомственной статистики и возможен при использовании методов социальной статистики и прикладной социологии.
Акад. РАМН Ю.П. Лисицын отмечает, что оценка социальной обусловленности — не дополнение к общепринятым статистическим показателям здоровья, а причинно-следственный анализ их природы, подход, пока недостаточно применяемый в статистике здоровья и здравоохранения.
Для статистического анализа социальной обусловленности общественного здоровья используют специальные показатели.
Ценностное отношение граждан (групп, населения) к своему здоровью — показатель, который выявляет глубокие различия в ценностном отношении к здоровью между отдельными социальными группами и слоями населения.
Проблему общественного здоровья и место здоровья в системе ценностей нельзя понять вне смысла, который граждане, представляющие разные социальные группы, вкладывают в это понятие. На обыденном уровне оно семантически тяготеет к текущему самочувствию, и большинство людей воспринимает проблему здоровья сквозь призму бедствия — острая боль, страдание. К сожалению, в индивидуальных и групповых системах ценностей здоровье нередко выпадает из ценностного ядра под давлением окружающей социальной и культурной среды.
При отсутствии развитого ценностного отношения к здоровью граждане в повседневных ситуациях, затрагивающих интересы здоровья, часто не в состоянии оценить существующие риски и выбирают решения, ведущие в действительности к непосредственной или отложенной во времени потере части потенциала здоровья, например желание проводить время перед телевизором в ущерб столь необходимой для нормального функционирования организма двигательной активности.
По результатам исследования, проведенного в Российской Федерации в 2010 г. (Медик В.А., Осипов А.М.), выявлены некоторые различия в ценностном отношении к здоровью между мужчинами и женщинами. Постоянно заботятся о своем здоровье почти 50% опрошенных женщин. Напротив, мало или совсем не заботятся о здоровье более 55% мужчин.
При отсутствии мотивированного и развитого ценностного отношения здоровье не воспринимается населением как необходимый жизненный ресурс; в связи с этим, как правило, отсутствует индивидуальное и корпоративное планирование сохранения здоровья. Мировой опыт показывает, что наличие у человека развитого ценностного отношения к здоровью играет ведущую роль в снижении смертности от социально значимых заболеваний.
Система здравоохранения, опираясь лишь на свои возможности, не в состоянии изменить ценностное отношение населения к здоровью. Для решения этой задачи необходимо подключение других социальных институтов общества (политическая власть, законодательство, образование, средства массовой информации). Статистический анализ состояния и динамики ценностного отношения населения к здоровью — необходимая составляющая при принятии эффективных решений по охране здоровья граждан.
Информированность населения об имеющихся заболеваниях — показатель, который в сочетании с определенным ценностным отношением граждан к здоровью выступает как личностное основание мотивации и поведения для сохранения здоровья. Анализ этого показателя по результатам медико-социологических исследований позволяет сделать выводы:
• около 1/4 взрослого населения (по отдельным социальным группам — до 1/2) ничего не знают о своих заболеваниях;
• более 3/4 пациентов не знают о половине своих заболеваний и не получают соответствующего лечения.
Для изучения информированности населения об имеющихся заболеваниях используют индекс информированности населения о заболеваниях — отношение числа известных пациенту заболеваний к числу заболеваний, установленных при обращении в лечебное учреждение.
Самооценка здоровья (удовлетворенность его состоянием) — статистически значимый индикатор ценностного отношения граждан к своему здоровью и их поведения для его сохранения.
Анализ результатов проведенного в 2010 г. в России исследования (табл. 2.13) показывает, что позитивно оценивают свое здоровье около 1/3 респондентов, негативные оценки дают 10,8% опрошенных. Причем женщины более критичны в оценке своего здоровья: как «плохое» и «очень плохое» его оценили 12,8% женщин и 8,2% мужчин.
Таблица 2.13. Самооценка здоровья мужчинами и женщинами в Российской Федерации, 2010 г. (% общего числа респондентов соответствующего пола)
Как в целом вы оцениваете состояние своего здоровья в настоящее время?
| Мужчины
| Женщины
| Оба пола
| Очень хорошее
| 3,9
|
| 2,8
| Хорошее
| 31,4
| 22,1
|
| Удовлетворительное
| 55,4
| 61,6
|
| Плохое
|
| 11,4
| 9,5
| Очень плохое
| 1,2
| 1,4
| 1,3
| Затруднились ответить
| 1,1
| 1,5
| 1,4
| | Самооценка здоровья из-за недостаточной информированности населения об имеющихся заболеваниях часто расходится с объективными данными и с поведенческими стратегиями в отношении к здоровью. Более 1/3 больных, имеющих инвалидность, считают свое здоровье удовлетворительным. Такая самооценка здоровья приводит к неадекватной поведенческой стратегии населения в отношении к здоровью.
Самооценка здоровья выражает соотношение двух характеристик: текущего самочувствия и жизненных притязаний. Она связана с внешними информационными и культурными (социально-нормативными) влияниями, что подчеркивает необходимость коррекции самооценки для оптимизации поведенческих стратегий в отношении к здоровью.
Поведенческие стратегии населения в сфере здоровья характеризуют относительно устойчивые социально-ролевые модели, в которых граждане и группы так или иначе используют ресурсы собственного здоровья и системы здравоохранения. Принципиально важные характеристики этих стратегий — приверженность здоровому образу жизни и основные типы взаимодействия населения с существующей системой здравоохранения.
Результаты проведенных медико-социологических исследований свидетельствуют о том, что в поведенческих стратегиях населения в отношении к здоровью преобладает ориентация на самолечение и игнорирование медицинской помощи в случае болезни. Выделяют три основные поведенческие модели людей:
• всегда обращаются за медицинской помощью;
• обращаются только в тяжелых случаях;
• практически не обращаются за медицинской помощью.
Обращение пациентов за медицинской помощью при любом заболевании — оптимальная поведенческая модель; она свойственна, по данным проведенных медико-социологических исследований, 1/5 части взрослого населения.
Две последние поведенческие модели — по сути игнорирование медицинской помощи. Оно проявляется в двух формах отказа: мягкий и жесткий. Мягкий отказ — обращение к медицинской помощи только при тяжелом течении болезни — свойствен 2/3 взрослого населения. Жесткий отказ — ориентация на самолечение в любых ситуациях — свойствен в среднем каждому восьмому взрослому.
Принципиально важно определить пороговые значения распространенности той или иной стратегии как социальной нормы. В данном случае можно обратиться к распространенной «концепции двух третей», согласно которой социальная норма, охватывая в социуме большинство индивидов, имеет тенденцию к активному распространению. Если, по данным репрезентативного исследования, стратегия отказа превышает 2/3 популяции, эта норма объективно становится культурным барьером, препятствующим эффективному использованию населением возможностей действующей системы здравоохранения. Преодоление этого барьера потребует значительных ресурсов, а его недооценка может снизить эффективность использования потенциала общества в охране здоровья граждан.
Государство с развитой экономикой ориентирует здравоохранение на предоставление разным социальным группам и слоям населения равного доступа к качественной медицинской помощи в объеме социальных гарантий, предусмотренных законодательством. В таком случае один из основных критериев социальной обусловленности общественного здоровья — показатель восприятия населением доступности медицинской помощи, который измеряют с точки зрения реальных временных и материальных затрат различных социальных групп населения при получении гарантированной (бесплатной) медицинской помощи. Этот показатель - массовая социальная оценка, которую следует учитывать как субъективную предпосылку той или иной поведенческой стратегии в отношении к здоровью.
В то же время объективным индикатором доступности медицинской помощи в случае, например, сельского населения (как особой социальной группы) может служить показатель средней удаленности местных лечебных учреждений от получателей медицинской помощи или среднего времени, затрачиваемого сельскими жителями на получение медицинской помощи. Причем это время должно включать в себя не только проезд, но и вынужденное ожидание пациентов в очередях медицинских учреждений.
Восприятие доступности медицинской помощи тоже может быть измерено средствами стандартизированного опроса.
Показатель восприятия населением доступности медицинской помощи целесообразно применять дифференцированно к ее отдельным видам: первичной медико-санитарной, специализированной, скорой и др. В общественном мнении восприятие доступности медицинской помощи на уровне регионального сообщества, как показывает многолетний мониторинг медико-социальной ситуации, остается в целом стабильным. Однако при этом отмечают некоторые различия. Если доступность ПМСП критично оценивает лишь каждый девятый взрослый, то в отношении доступности специализированной медицинской помощи о постоянных и эпизодических затруднениях говорит каждый третий взрослый.
Социально-экономические слои населения с низким уровнем материального благосостояния в 2,5 раза чаще в сравнении с благополучными слоями испытывают затруднения в получении качественной медицинской помощи (табл. 2.14).
Таблица 2.14. Восприятие населением доступности медицинской помощи в зависимости от материального благосостояния
Уровни материального благосостояния
| Ответы на вопрос «Легко ли вам при болезни обычно попасть на прием к врачу-специалисту?», %
| всегда легко
| всегда трудно
| Крайне низкий
|
|
| Низкий
|
|
| Средний
|
|
| Хороший
|
|
| Высокий
|
|
| |
Таким образом, анализ показателей социальной обусловленности в комплексе с другими показателями, характеризующими общественное здоровье, может служить информационной основой для разработки стратегии в области сохранения и улучшения здоровья населения Российской Федерации.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ
Для оценки уровня социально-экономического благополучия граждан, социальных групп населения, популяции, доступности им основных материальных благ часто используют понятие «качество жизни». ВОЗ (1999) предложила определять это понятие как оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворены их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) в достижении благополучия и самореализации. Исходя из этого можно сформулировать следующее определение: качество жизни — интегральная оценка гражданином своего положения в жизни общества, системе общечеловеческих ценностей, соотношение этого положения со своими целями и возможностями. Иными словами, качество жизни отражает уровень комфортности человека в обществе и базируется на трех основных компонентах:
• условия жизни — объективная, не зависящая от человека сторона его жизни (природная, социальная среда и др.):
• образ жизни — субъективная, создаваемая самим гражданином сторона жизни (общественная, физическая, интеллектуальная активность, досуг, духовность и др.);
• удовлетворенность условиями и образом жизни.
В настоящее время все большее внимание уделяют изучению качества жизни в медицине, что позволяет глубже вникнуть в проблему отношения больного к своему здоровью. Появился специальный термин «качество жизни, связанное со здоровьем», под которым подразумевают интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального состояния больного, основанную на его субъективном восприятии.
Современная концепция изучения качества жизни, связанного со здоровьем, основана на трех составляющих.
• Многомерность. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается характеристиками, связанными и не связанными с заболеванием, что позволяет дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного.
• Изменяемость во времени. Качество жизни, связанное со здоровьем, меняется во времени в зависимости от состояния больного. Данные о качестве жизни позволяют осуществлять постоянный мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию лечения.
• Участие больного в оценке своего состояния. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем, сделанная самим больным, — важный показатель его общего состояния. Данные о качестве жизни, наряду с традиционным врачебным заключением, позволяют составить более полную картину болезни и прогноз ее течения.
Методология исследования качества жизни, связанного со здоровьем, включает в себя те же этапы, что и любое медико-социальное исследование. Как правило, объективность результатов исследования зависит от точности выбора метода. Наиболее эффективный метод оценки качества жизни — социологический опрос населения с получением стандартных ответов на стандартные вопросы. Вопросники используют общие, применяемые для оценки качества жизни, связанного со здоровьем населения в целом, независимо от заболевания, и специальные, используемые при конкретных заболеваниях.
Корректное для получения достоверной информации исследование качества жизни, связанного со здоровьем, возможно только при использовании вопросников, прошедших валидацию, т.е. получивших подтверждение того, что предъявляемые к ним требования соответствуют поставленным задачам.
Преимущество общих опросников — их достоверность установлена для разных заболеваний, что позволяет проводить сравнительную оценку влияния различных медико-социальных программ на качество жизни больных, страдающих как отдельными заболеваниями, так и относящимися к различным классам. Недостаток таких статистических инструментов — низкая чувствительность к изменениям состояния здоровья с учетом отдельно взятого заболевания. Общие опросники целесообразно применять при проведении эпидемиологических исследований для оценки качества жизни, связанного со здоровьем, отдельных социальных групп населения, популяции в целом.
Примеры общих опросников — SIP (Sickness Impact Profile) и SF-36 (The MOS 36-Item Short-Form Health Survey). SF-36 — один из наиболее популярных опросников. Это связано с тем, что он, будучи общим, позволяет оценивать качество жизни больных с различными заболеваниями и сравнивать этот показатель с таковым в здоровой популяции. Кроме того, SF-36 позволяет охватывать респондентов 14 лет и старше, в отличие от других опросников для взрослых, в которых минимальный порог — 17 лет. Преимущество этого опросника — краткость (всего 36 вопросов), применять его удобно.
Специальные опросники применяют для оценки качества жизни больных с тем или иным заболеванием, эффективности их лечения. Они позволяют уловить изменения в качестве жизни больного, произошедшие за относительно короткий промежуток времени (обычно за 2-4 нед). Специальные опросники применяют и для оценки эффективности схем лечения конкретного заболевания. В частности, их используют при клинических испытаниях фармакологических препаратов. Существует много специальных опросников — AQLQ (Asthma Quality of Life Questionnaire) и AQ-20 (20-Item Asthma Questionnaire) для бронхиальной астмы, QLMI (Quality of Life after Myocardial Infarction Questionnaire) для больных с острым инфарктом миокарда и т.д.
Координацию разработки и адаптации опросников к различным языковым и экономическим формациям проводит международная некоммерческая организация по изучению качества жизни — Институт MAPI (Франция).
Единых критериев и стандартов норм качества жизни, связанного со здоровьем, не существует. Каждый опросник имеет свои критерии и шкалу оценок. Для отдельных социальных групп населения, проживающих на различных административных территориях, в разных странах, можно определить условную норму качества жизни больных и в дальнейшем проводить сравнение с ней.
Анализ международного опыта использования разных методик изучения качества жизни, связанного со здоровьем, позволяет поставить ряд вопросов и указать на типичные ошибки, которые допускают исследователи.
Прежде всего возникает вопрос: уместно ли говорить о качестве жизни в стране, где многие люди живут за чертой бедности, государственная система здравоохранения финансируется не в полном объеме, а цены на медикаменты в аптеках недоступны для большинства больных? Вероятно, нет. Доступность медицинской помощи рассматривается ВОЗ как важный фактор, влияющий на качество жизни больных.
Еще один вопрос, который возникает при изучении качества жизни: «Обязательно ли проводить опрос самого больного или можно опросить его родственников?». При изучении качества жизни, связанного со здоровьем, необходимо учитывать, что имеются значительные несоответствия между показателями качества жизни, оцененными самим больным и «сторонними наблюдателями», например родственниками, друзьями. В первом случае, когда родные и близкие излишне драматизируют ситуацию, срабатывает так называемый синдром телохранителя. Во втором случае проявляется «синдром благодетеля», когда они завышают реальный уровень качества жизни больного. В большинстве случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо, при оценке своего состояния. Исключения составляют некоторые опросники, применяемые в педиатрической практике.
Распространенная ошибка — отношение к качеству жизни как к критерию степени тяжести заболевания. Не стоит строить заключение о влиянии какого-либо метода лечения на качество жизни больного, основываясь на динамике клинических показателей. Качество жизни определяется не тяжестью течения болезни, а тем, как пациент ее переносит. Так, некоторые больные при длительно текущей болезни привыкают к своему состоянию и перестают обращать на него внимание. У них наблюдают повышение уровня качества жизни, что, однако, не означает ремиссию.
Большое число программ клинических исследований направлено на выбор оптимального алгоритма лечения заболеваний. При этом качество жизни рассматривают как важный интегральный критерий эффективности лечения. Например, его используют для сравнительной оценки качества жизни больных, страдающих стабильной стенокардией напряжения, прошедших курс консервативного лечения и перенесших чрескожную транслюминальную коронарную ангиопластику, до и после лечения. Этот показатель используют и при разработке реабилитационных программ для больных, перенесших тяжелое заболевание и операцию.
Данные о качестве жизни, полученные до лечения, используют для прогноза заболевания, его исхода и, таким образом, помогают врачу в выборе наиболее эффективной программы лечения. Оценка качества жизни как прогностического фактора полезна при стратификации больных в клинических исследованиях и выборе стратегии индивидуального лечения больного.
Исследования качества жизни больного играют важную роль в контроле качества оказываемой населению медицинской помощи. Эти исследования — дополнительный инструмент оценки эффективности медицинской помощи на основе мнения главного ее потребителя — больного.
Таким образом, исследование качества жизни, связанного со здоровьем, — новый и эффективный инструмент оценки состояния больного до, в ходе и после лечения. Большой международный опыт изучения качества жизни больных показывает его перспективность во всех разделах медицины.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020г
Росстат России (2011 г.) дает три варианта прогноза численности населения и демографических показателей РФ к 2018 г.: пессимистичный (низкий), средний и нормативный (высокий).
Пессимистичный прогноз — это экстраполяция существующих демографических тенденций на будущие периоды, средний (наиболее реалистичный) — частично реализуются меры по демографической политике, нормативный - отражает цели, поставленные в «Концепции демографической политики до 2025 г.» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.».
По пессимистичному варианту прогноза Росстата (т.е. варианта без каких-либо целенаправленных действий по улучшению ситуации) численность населения РФ к 2020 г. сократится на 2,6 млн человек — будет 140,5 млн человек. По нормативному (высокому) варианту прогноза, т.е. с учетом мероприятий государственной политики, направленной на улучшение ситуации, число граждан РФ возрастет на
3,8 млн человек и составит 146,9 млн.
Млн человек
Рис. 2.33. Динамика численности населения трудоспособного возраста в 1980-2011 гг. и прогнозы до 2020 г. по различным сценариям Росстата
| Главная демографическая проблема России в ближайшие 10 лет — это катастрофическое сокращение числа граждан трудоспособного возраста. В 2011 г. трудоспособное население РФ (мужчины — 16-59 и женщины 16-54 лет) составило 87 млн человек — 61% общей численности населения. Дети от 0 до 15 лет составили 16%, лица старше трудоспособного возраста — 23%. На рис. 2.33 показана динамика численности населения трудоспособного возраста в период 1980-2011 гг.
и прогнозы до 2020 г. по различным сценариям Росстата.
Численность населения трудоспособного возраста в 1981-1990 гг. выросла незначительно — на 0,9 млн человек (с 83 до 83,9 млн). В следующие 15 лет (1991-2006 гг.) темпы роста существенно повысились, и население трудоспособного возраста увеличилось на 6,4 млн человек — до 90,3 млн. Однако, к 2011 г. численность населения трудоспособного возраста начала значительно снижаться на 0,8-1,1 млн человек ежегодно. В результате к 2020 г. численность населения трудоспособного возраста уменьшится на 7-8 млн человек (до 54-56%) (в зависимости от сценария Росстата).
ОПЖ при рождении по пессимистичному прогнозу к 2020 г. снизится до 69,4 года, а по нормативному (высокому) — увеличится до 74,5 года. Смертность населения по пессимистичному прогнозу увеличится на 14% и составит 15,4, по нормативному (высокому) — уменьшится на 14% и составит 11,6. Даже нормативный (высокий) прогноз Росстата дает худшие показатели, чем те, которые представлены в документах Правительства РФ к 2020 г. (табл. 2.15). Реально достичь таких показателей — снижения общей смертности до 11,0 и увеличения ОПЖ до 74 лет — возможно, только увеличив финансирование здравоохранения минимум в 1,5 раза в ценах 2011 г.
Следующая важнейшая демографическая проблема — сокращение рождаемости из-за снижения к 2020 г. на 22% числа женщин детородного возраста. В связи с этим необходимо сверхординарное стимулирование рождаемости.
Изменение рождаемости по годам (число родившихся живыми на 1000 населения в год) и коэффициента фертильности (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) в России в 1950-2011 гг. показано на рис. 2.34. Поведение этих кривых аналогично. В 1955-1968 гг. рождаемость уменьшилась на 40% (с 27 до 16 на 1000 населения) и оставалась постоянной до 1988 г. В 1988- 1993 гг. рождаемость упала еще на 40% (до 9,4), в 1993-1999 гг. — еще на 12% (до 8,3). В 1999-2011 гг. она увеличилась на 50% (с 8,3 до 12,6).
Таблица 2.15. Прогнозы демографических показателей до 2020 г. (Росстат)
Показатель
| 2011 г.
| 2020 Г.
| Цели
Правительства
РФ*
| Пессимис
тичный
вариант
| Средний
вариант
| Норматив
ный
вариант
| Численность населения, млн человек
| 143,1
| 140,5
| 143,9
| 146,9
| 145,0
| Рождаемость на 1000 человек
| 12,6
| 9,1
| 10,6
| 11,9
| -
| Суммарная рождаемость
| 1,56
| 1,36
| 1,61
| 1,82
| 1,753**
| Смертность на 1000 человек
| 13,5
| 15,4
| 13,3
| 11,6
| 11.0
| ОПЖ, лет
| 70,3
| 69,4
| 72,0
| 74,5
| 74,0
| Трудоспособное
население
| Численность, млн человек
| 87,0
| 78,8
| 79,7
| 80,5
| -
| Доля, %
| 61,0
| 56,1
| 55,4
| 54,8
| -
| Население старше трудоспособного возраста
| Численность, млн человек
| 32,9
| 37,0
| 38,0
| 38,9
| -
| Доля, %
|
| 26,3
| 26,4
| 26,5
| -
| * «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351), указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики».
** К 2018 г. согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики».
| Коэффициент рождаемости Коэффициент фертильности
Годы
Рис. 2.34. Динамика коэффициентов рождаемости и фертильности в 1950-2011 гг. и прогнозы до 2018 г.
| Аналогично ведет себя и коэффициент фертильности. В 1955-1968 гг. он уменьшился на 24% (с 2,62 до 2) и далее оставался в среднем на уровне 2 ребенка на одну женщину в течение 20 лет. В 1989-1993 гг. он падает на 35% (до 1,3), в 1993-1999 гг. — еще на 15% (до 1,1), затем в 1999-2011 гг. увеличивается на 42% (до 1,56).
Для обеспечения воспроизводства населения страны коэффициент фертильности должен равняться 2,14. В «старых» странах ЕС он составляет в среднем 1,6, в «новых» — 1,38. Во Франции за счет эффективной демографической политики он вырос до 1,92, в США равен 2,1.
Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий для рождения второго и последующего детей, с другой — с поведенческим фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного уровня женщин и т.д. Второй фактор существует в большинстве развитых стран и странах с переходной экономикой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|