Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ





На протяжении последних 5-6 лет ежегодно 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденное™, не менее 9-10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Общая заболеваемость новорожденных относительно стабильна: за 10 лет она увеличилась всего на 0,7%, достигнув в 2010 г. 5338,9 случая на 10 тыс. детей, родившихся живыми. При этом наиболее заметно снижена частота внутричерепных родовых травм и бактериального сепсиса. Однако увеличилась частота врожденных аномалий и очень значительно, более чем в 2 раза, выросла распространенность синдрома респираторных расстройств (с 1867 до 3894 случаев на 10 тыс. родившихся живыми).

Общая заболеваемость детей 1-го года жизни (на 1000 детей, достигших в отчетном году возраста 1 года) в 1992-2002 гг. увеличилась с 1719,4 до 2371 случая (на 38%). В течение последующих 10 лет отмечена ее стабилизация на уровне 2371-2513,7 случая на 1000 детей.

В 1992-2010 гг. распространенность нарушений здоровья у детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 82,8% при росте первичной заболеваемости на 81,5% (рис. 2.22).

Наиболее интенсивный рост как первичной, так и общей заболеваемости отме­чен в 1992-2002 гг. (на 52,9 и 58,7% соответственно) по сравнению с 2002-2010 гг. (на 18,6 и 15,1%). За эти годы среди детей в возрасте до 14 лет наиболее интен­сивно (на 18-30%) вырастала частота новообразований, врожденных аномалий, болезней кожи и подкожной клетчатки, нервной системы, крови.




 


Общая и первичная заболеваемость детей старшего подросткового возраста 15-17 лет (рис. 2.23) увеличились более значительно (в 4,1 и в 5,5 раза соответ­ственно), чем детей в возрасте до 14 лет.

Опережающий рост заболеваемости подростков обусловлен преимущественным их увеличением в 1992-2002 гг. — в 2,1-2,8 раза. В 2002-2010 гг. общая и первич­ная заболеваемость выросли соответственно в 1,9 и 1,4 раза. Примечательно, что в 2008-2009 гг. общая заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет выше, чем в воз­расте до 14 лет. Интенсивный рост заболеваемости отмечен по следующим клас­сам болезней: частота новообразований увеличилась на 37,3%, БСК — на 26,1%, костно-мышечной системы, крови, нервной системы — на 23-24%, последствий действия внешних причин, болезней кожи - на 20-21%.

 



Таким образом, в последние годы наиболее интенсивно растет частота тех болез­ней, которые в детском, подростковом и последующих периодах развития являются причиной социального неблагополучия, ограничения жизнедеятельности.

Одновременно с соматическим здоровьем ухудшается и репродуктивное здоро­вье детей и подростков; более чем у 30% юношей и девушек выявлена задержка полового созревания. У девочек растет частота нарушений менструальной функ­ции и распространенность гинекологических болезней. В 1992-2009 гг. частота расстройств менструальной функции у девочек до 14 лет увеличилась с 56,5 до 1366 случаев на 100 тыс. девочек соответствующего возраста (в 24,2 раза), у 15-17-лет­них девочек с 596,9 до 5435,9 случая на 100 тыс. (в 9,1 раза). Распространенность воспалительных заболеваний репродуктивных органов у 15-17-летних подрост­ков выросла со 170,9 до 1633,7 случая на 100 тыс. девочек соответствующего воз­раста (в 9,6 раза).

Согласно данным официальной отчетности, частота некоторых социально зна­чимых заболеваний снижена.

За последние 10 лет частота впервые выявленных случаев наркомании у детей до 14 лет уменьшилась с 1,8 до 1,3 на 100 тыс. детей этого возраста, у 15-17-лет­них — с 235,3 до 72,6 случая на 100 тыс. детей этого возраста.

В то же время частота впервые выявленных случаев токсикомании выросла с 2,8 до 7,8 на 100 тыс. детей до 14летис 42,2до 50,3 на 100 тыс. детей 15-17 лет. Кроме того, в популяции детей до 14 лет увеличивается распространенность злоупотре­бления алкоголем (с 0,8 до 33,5 на 100 тыс. детей до 14 лет). Злоупотребление алкоголем среди 15-17-летних за 10 лет выросло на 61,5% и составляет 783,3 случая на 100 тыс. детей в возрасте 15-17 лет.



Частота впервые выявленной ВИЧ-инфекции снизилась у детей всех возрастов. В то же время у детей до 14 лет не снижается частота социально обусловленного заболевания - туберкулеза (16,4 случая на 100 тыс.), а у детей 15-17 лет его рас­пространенность выросла на 8,2% и составляет 35,8 случая на 100 тыс. детей этого возраста.

Государственный и региональный учет заболеваемости детского населения, как и взрослого, по обращаемости за медицинской помощью в силу разных причин (доступности и КМП, медицинской активности населения, соблюдения правил регистрации) не дает истинного предоставления о распространенности конкрет­ных болезней. Кроме того, официальная статистика не представляет сведений о возрастно-половой (по годам жизни) структуре заболеваемости детей и подрост­ков. Это, учитывая интенсивность и особенности развития человека в детском воз­расте, ограничивает возможности изучения закономерностей здоровья и развития ребенка, особенно на популяционном уровне.

Более полное представление о распространенности отдельных заболеваний (классов) дают специальные эпидемиологические исследования или выборочное изучение заболеваемости населения. Приводим результаты выборочного ком­плексного медико-статистического исследования исчерпанной заболеваемости детского населения (2009), проведенного Научным центром здоровья детей РАМН в пяти регионах РФ: Красноярском крае, Республике Татарстан, Свердловской, Ивановской и Калужской областях (табл. 2.3 и 2.4). Исчерпанная заболевае­мость — все зарегистрированные болезни по обращаемости детей за медицинской помощью в ЛПУ, плюс впервые зарегистрированные в предыдущие 2 года хро­нические заболевания, по которым ребенок не обращался в текущем году, плюс впервые выявленные заболевания при целевых (плановых) осмотрах.

Анализ представленных данных позволяет сделать следующие выводы.

• Уровень исчерпанной заболеваемости у детей от рождения до 14 лет выше общей заболеваемости на 58,2%, а у подростков 15-17 лет — на 40,7%.

• Наибольшая исчерпанная заболеваемость отмечена в первые 8 лет жизни (0-7 лет). Наибольшая детская заболеваемость — в 4-й год жизни, что, по-видимому, обусловлено массовым поступлением в детское дошкольное учреждение (ДДУ). Начиная с 9-го года жизни величина ее относительно стабильна, в пределах 3600-3800%о.

• Своевременное и полное выявление заболеваний отражает возрастной про­филь заболеваемости с максимумом в раннем детском возрасте, снижением к 5-7 годам и относительной стабилизацией на этом уровне до конца периода детства. Запаздывание выявления заболеваний проявляется сдвигом макси­мума заболеваемости к старшим возрастным группам, это характерно для малых городов. Недостаточно полное выявление заболеваний у детей всех возрастов отражается на относительной стабилизации показателей, что наи­более отчетливо видно на примере сельских поселений.

• Изучение заболеваемости свидетельствует об отсутствии различий заболе­ваемости у мальчиков и девочек всех возрастов.

2,8 Заболеваемость детей по обращаемости не дает представления о заболевае­мости по классам болезней. Недостаточно полно учитывают все заболевания: болезни нервной системы — в 3,5 раза, новообразования у детей до 15 лет и подростков — в 2,7 и 3 раза соответственно, врожденные аномалии — в 2.8 раза, болезни глаза — в 2,5 раза, мочеполовой системы у детей до 15 лет — в 2,5 раза и БОД у подростков - в 2,5 раза.

Основа профилактической работы врача-педиатра — комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Основной метод, по результатам которого дается такая оценка, — профилактический медицинский осмотр (табл. 2.5).

Дети подлежат обязательному профилактическому наблюдению в соответствии с утвержденным порядком его проведения (приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»). Комплексную оценку состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дают с обязательным учетом всех утвержденных приказом критериев.

Результаты комплексной оценки здоровья в определенной степени (в каче­стве скрининга) помогают решать прикладные специальные задачи: отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов для профессионального выбора, военной службы и др.

 


 


Таблица 2.5. Распределение осмотренных детей по группам здоровья
Характер исследования Число детей Группа здоровья (%)
II III/IV
Всероссийская диспансеризация 2002 г. Детское население 32,1 51,7 16,1
Диспансеризация 10-11-летних школьни­ков, г. Москва (Максимова Т.М., 2008) 28,2 53,5 18,3
Дети 10-16 лет, прибывшие из зон, ослож­ненных чрезвычайными ситуациями, г. Тверь (Жуков С.В., 2010) 13,3 ~
Дети 8-9 лет, г. Москва (Параничева Т.М., 2011) 20,4/25,7 73,7/66,4 5,9/7,9
Дети 5-7 лет, ДОУ г. Челябинск (Банникова Л.П., 2006) 8,3 69,4 22,3
Дети 5-7 лет из бедных/обеспеченных семей, г. Казань (Яковлева Т.В. Курмаева Е.А.,2008) 108/108 12,9/11,5 53,7/73,3 33,4/15,2
Дети 5-7 лет из бедных/обеспеченных семей, Ачинский район Красноярского края (Лебедев Д.Ю., 2011) 150/150 0/10 92,3/82,5 7,7/7,5
Дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС Ростовской области (Сависько А.А., 2006) 16,6 39,1 44,3
Дети, проживающие на наиболее загрязнен­ных территориях, 1999 (регистр, 2001) 37 270 35,5 46,6 17,9
Дети 5-14 лет, сироты, г. Саранск (Плигина Е.В., 2008) - -
Дети 1 —7/7—10 лет муниципальных обще­образовательных учреждений, г. Курск (Заброда Н.Н., 2006) 59,8/51,9 34,3/41,2 5,9/6,9
Дошкольники, г. Новокузнецк (Фадеева А.Е., 2011) 4,2 79,5 15,8/0,4
Дети 1-11 класс 6-7 лет мальчики/девочки 15-16 лет мальчики/девочки г. Самара (Манюхин А.И., 2007) 22/24 11/1 - 20/26 35/38
Дошкольники, г. Екатеринбург (Богданова Л.В., 2009) - 49,4 50,6
Дети 6-7 лет, родившиеся недоношенными, г. Уфа (Байкова Л.Ф., 2011) 29,6 - 45,3

Самое масштабное исследование комплексной оценки здоровья детей проведено в рамках Всероссийской диспансеризации детского населения РФ в 2002 г. Распределение детей по группам здоровья в субъектах и в целом в России используют для оценки здоровья детей разного возраста, находящихся в условиях действия различных социально-гигиенических и медико-организационных факторов (город/село, бедность/сиротство, экология, чрезвычайные ситуации, недоношен­ность). Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья детей - индика­тор влияния различных неблагоприятных факторов на организм ребенка.

 

 

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

Динамика детской инвалидности в стране характеризуется разнонаправленны­ми тенденциями, при этом можно выделить 3 периода. Первый период — медлен­ный рост распространенности детской инвалидности с 16,6 случая на 10 тыс. дет­ского населения в 1980 г. до 43,1 случая в 1991 г. — обусловлен введением в стране статуса «ребенок-инвалид» (1979). Второй период (1992-2005 гг.) — интенсивный рост общей детской инвалидности до 200 случаев на 10 тыс. детского населения. Причины - расширение медицинских показаний для установления инвалидности детям (1991) и социально-экономический кризис 1990-х гг. Третий период начи­нается с 2006 г., когда частота общей детской инвалидности сначала уменьшалась, а затем стабилизировалась на уровне 193-194 случаев на 10 тыс. детского населе­ния (рис. 2.24). Начало этой закономерности совпадает с передачей установления инвалидности из системы здравоохранения в службу медико-социальной экспер­тизы, которая в 2004 г. стала федеральной.

Рис. 2.24. Динамика общей и впервые установленной инвалидности детского населения в возрасте 0-17 лет в РФ (на 10 тыс. детского населения)

 

В Российской Федерации инвалидность стабильно держится на уровне 190-200 случаев на 10 тыс. детского населения, тогда как в развитых странах Европы и Америки ее уровень составляет не менее 250 случаев. По мнению экспертов, в России в центре внимания стоит не стремление зафиксировать нарушение соци­альной адаптации ребенка, а снижение статистических показателей, и происходит недоучет детской инвалидности, которая составляет не менее 265-270 тыс. детей. В 2010 г. зарегистрировано 495,3 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 17 лет вклю­чительно.

В отличие от общей детской инвалидности, впервые установленная инвалид­ность начиная с 2006 г. растет. В 2010 г. в Российской Федерации установлено 73,6 тыс. новых случаев инвалидности детей, т.е. 28,8 случая на 10 тыс. детского населения (см. рис. 2.24).

Возрастная структура детской инвалидности за весь период наблюдения не изменялась, наибольший удельный вес принадлежит младшей подростковой группе — дети в возрасте 10-14 лет (рис. 2.25). Во всех возрастных группах среди детей-инвалидов преобладают мальчики.

 

Ведущие места в структуре инвалидности по виду главных нарушений, фор­мирующихся при различных заболеваниях, занимают умственные (25,5%), висцерально-метаболические и двигательные нарушения (по 24%). Роль умствен­ных нарушений растет к возрасту 10 лет и старше, в младшей возрастной группе преобладают двигательные нарушения, а в 5-9 лет — висцерально-метаболические. За ними следуют все остальные виды нарушений, которые в возрасте 0-4 года регистрируют примерно с одинаковой частотой, а в остальных возрастных группах преобладают зрительные и психологические нарушения.


Структура инвалидности по ведущему ограничению жизнедеятельности оста­ется постоянной. В возрасте 0-4 года определяют ограничения в передвижении, затем ограничения способности вести себя адекватно и общаться с окружающи­ми. С 5-летнего возраста ограничение способности вести себя адекватно пере­мещается на 1-е место, ограничения двигательной активности занимают 2-е. Распространенность детской инвалидности в связи с ограничением способности вести себя адекватно, передвигаться, владеть телом, действовать руками посту­пательно увеличивается, достигая максимальных значений в возрасте 15-17 лет. Ограничение жизнедеятельности в виде способности ухаживать за собой наиболее распространено в возрасте 5-9 лет, способности общаться с окружающими — в возрасте 10-14 лет.

При рассмотрении распространенности инвалидности в субъектах Российской Федерации установлена тенденция снижения регистрации детей-инвалидов с юго- запада на северо-восток страны. Этот факт обусловлен, вероятно, ухудшением доступности медико-социальной помощи больным детям в районах с низкой плот­ностью населения — регионы севера России, Сибири и Дальнего Востока.

В существующем законодательстве и правительственных документах опреде­лены направления и меры, реализация которых может повлиять на положение детей-инвалидов. Однако их реальные возможности осуществить свои права зна­чительно отличаются от формально провозглашаемых на государственном уровне. Этому способствует:

· отсутствие механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

· отсутствие исполнения норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

· традиционный приоритет отдается государственной поддержке в направле­нии детей с нарушениями развития в интернаты по сравнению с мерами по поддержке родной, приемной и опекунской семьи.

Следует обратить внимание на неучтенную детскую инвалидность и качество жизни детей-инвалидов. Это предоставит аргументы для постановки на государ­ственном уровне вопросов о расширении услуг и улучшении положения детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями и имеющих сложные дефек­ты развития; расширит понимание проблем детей-инвалидов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.