Сделай Сам Свою Работу на 5

Старообрядческие духовные стихи.





Я уже упоминала о старообрядческих духовных стихах, но на них необходимо остановиться подробней, так как именно в старообрядческих общинах сохранилось наибольшее количество духовных стихов, в наиболее полном виде. В своем стремлении сохранить «древлее благочестие» старообрядцы фактически отказались от всякого песенного творчества, кроме духовных стихов. И духовные стихи как бы заняли образовавшиеся лакуны. Наверное, никогда, ни в прошлом веке, ни в древности, в православных общинах не было такого количества духовных стихов, как у староверов. Замечательно то, что духовные стихи после раскола стали переписываться старообрядцами, так же как и церковные книги. Хотя больше записывалось новых стихов, чем «старших», (старшие традиционно передавались из уст в уста), все же множество древних стихов сохранилось в рукописных сборниках, стиховниках. Благодаря такому «консерватизму» эти прекраснейшие тексты доступны современным исследователям и читателям, а некоторые продолжают исполняться, как духовные стихи. Мало того, бывало, что сохраненные старообрядцами, духовные стихи возвращались к более «забывчивым» православным.



Множество стихов было написано уже после раскола, прежде всего стихи, рассказывающие об этом историческом событии, об «антихристе» Никоне и последних временах, о мучениках за истинную веру, такие как «Стих о разорении Соловецкого монастыря» и «стих о могиле А.Ф.Гучкова».

Очень популярны у староверов назидательно-дидактические стихи, из новых, такие как «Житейское море» или «Душа моя прегрешная».

Старообрядческие стихи много раз издавались, (первые издания - в начале XVIII века). Их переписывали друг у друга и посылали в письмах друзьям единоверцам.

И до сих пор в старообрядческой среде продолжают создаваться духовные стихи, много новых стихов с апокалиптическими мотивами. Новые духовные стихи это живая реакция на новую реальность – историческую, культурную, духовную.

* * *

Осколки традиции.

Несколько слов о том, в каком виде сохранились духовные стихи в крестьянской среде. И сейчас еще существуют православные общины, где люди после воскресной службы собираются, «чтобы славить Господа песньми духовными». Они открывают тетрадки, подобные старообрядческим стиховникам, и поют духовные стихи, подходящие к празднику, по большей части стихи новые.



Не исключено, что это отголоски монастырской традиции пения духовных стихов за трапезой.

Но, скорее вего, это «восстановленная» традиция, под влиянием тех же староверов, или по примеру практики протестантских общин. Вероятно также, что этот благочестивый обычай был заведен приходскими священниками, которые, используя стихи из богогласников, таким образом старались сплотить свою паству. Богогласники, в большой степени, с этой целью и создавались.

В некоторых регионах духовные стихи все еще поются в деревнях, но только в одном случае: если кто-то умирает. Стихов о смерти, о расставании души с телом, пожалуй, сохранилось больше всего. Смерть – это единственное осознанное духовное событие в жизни человека, которое происходит со всяким и которое не дает себя надолго забыть. Смерть родственника или знакомого неизбежно возвращает к мысли о душе, о вечности, о Боге. В Смоленской области на поминках, а иногда и во время похорон, поют специальные «поминальные» стихи. Эти стихи имеют древний формульный напев, общий со многими духовными стихами, распространенными по всей территории России и других восточно-славянских стран. Варианты его встречаются и в календарных, и в старинных лирических песнях. Но если в деревне не поют специальных поминальных стихов, то поют те духовные стихи, что знают, видя в этом наилучший способ «проводить» покойного.

* * *



Новая волна.

За последние десятилетия, после того, как в России произошел некий социально-религиозный взрыв, люди массово обращались к вере, - появилось множество современных самодеятельных духовных стихов. Верующие люди чувствуют огромную потребность в подобном самовыражении, видимо, оно - необходимое дополнение к церковной молитве и душеполезному чтению, (такое же дополнение, как выдох к вдоху).

Но, увы, эта новая волна духовных стихов свидетельствует о необратимом падении традиционной культуры. Обращение, возвращение к православию началось с горожан, с интеллигенции. Так же и новые духовные стихи появились в городской среде, переняв язык современной городской песни, надо сказать, язык довольно убогий, сентиментальный и вульгарный. Его культурные источники – обрывки церковных песнопений ХIX века и цыганского романса, «клуба самодеятельной песни», тюремного фольклора и песен советских композиторов. Даже если эти источники хороши сами по себе, все же они не имеют отношения к русской традиционной культуре. И даже если авторы «новейших» духовных стихов одарены литературно и музыкально, имеют и веру, и желание, но не владеют богатствами традиционной культуры, то их опыты в лучшем случае удобрение для возникновения будущей традиционной культуры, если таковая возможна в принципе. Пусть авторы не обижаются, анонимы обижаться не должны. А в утешение им процитирую слова исследователя древнерусского искусства Федора Буслаева («Русские духовные стихи» 1887г.), который, восхищаясь «глубиной мысли и высоким поэтическим творчеством» народного духовного стиха «Вознесение Христово», называл его «лучшим в нашей поэзии христианским произведением, далеко оставляющем позади себя все, что доселе писали в религиозном роде Ломоносов, Державин и другие позднейшие поэты».

Если же исполняются старые стихи, то наиболее простые, бедные, близкие по стилю к баптистским духовным песнопениям. «Общедоступность» этих стихов вряд ли является их достоинством. То, что «лезет в уши» не может быть ни по настоящему духовным, ни ценным в художественном отношении.

Трудно проникнуть в традиционную культуру «снаружи», не имея традиционного воспитания, реального укоренения в ней. Однако необходимость в этом остро ощущается, и попытки такие предпринимаются спонтанно, но постоянно. Остается надеяться, что слова Спасителя «Стучите – и отверзется вам» верны и в отношении нашей собственной культуры. Только надо осознать, что она перестала быть нашей.


39. Русская народная баллада. Герои. Типология. Поэтика. Раньше означало "любовная песня". Вошел в употреблении в период романтизма,в России писали баллады Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Народные певцы этого термина не употребляют. Это произведения средней формы, короче былин,сюжеты остроконфликтны. Конфликты носят семейный,трагический характер. Одно из 1 определении дано было Проппом и Путиловым- нет признаков героического эпоса, не связано с историей, герои- не богатыри. Сфера- частная жизнь людей. Балашов : эпическая песня драматического хар-ра. Стих старинных или классич.баллад -тонический,былинный. 18 в.собирание и публикация. Впервые свод песен сделал профессоор Соболев "великорусские народные песни", включил в сборник только семейно-бытовые. В советское время Чернышов "Русская баллада". Пропп и Путилов-2 томное издание. "Народные баллады" Балашов-делил на 4 группы: семейно-бытовые, исторические, комические,новые. Стали изучаться в советское время. ТЕМАТИЧЕСКИЕ группы: любовные,семейные,исторические и соцбытовые. Основа: личные отношения,конфликты. СЕМЕЙНЫЕ: острые семейные конфликты, жена,муж,свекровь. "Князь Роман жену терял"-муж убил жену(своеволие). "Князь Михайло" свекровь губит жену,затем смерть сына. "Василий и Софья (мать отравляет сына и сноху). ЛЮБОВНЫЕ: тяжелое положение женщины в основном,деспотизм мужа. "Дмитрий и домна"- девушка отстаивает право на выбор мужа,смеется над недостойным женихом,он ее убивает. Популярны баллады о сестре-отравительнице. Не всегда видны причины отравления. "Братья разбойники и сестра". ИСТОРИЧЕСКИЕ: связаны с важными истор.событиями.только в них нет истор.картин и образов. В них изображ.типичные историч.ситуации. В песнях этого типа историзм приобретает балладные формы. Основа: трагическое положение русских людей во времена монголо-татар.ига: 2 группы - о татарском полотне и о трагических встречах родных. "Авдотья Рязаночка"- разорение рязани. Исторические баллады вводят в повествования героический характер. Особая группа: побеги девушки из плена . ДРУгая группа: песни о встречах родных- татарский плен(мать и дочь) "воевали татары 3 года". СОЦБЫТОВЫЕ: 2 темы-неравенство,губительная роль церкви. "Княгиня и Ключник". "Князь и старицы", "Насильный постриг". Эмоциональность,точная хар-ка персонажей,ограничено время места и действия,трагизм, неожиданность. Центральное событие не имеет экспозиции,глубина психологизма,персонажам соответственны сильные страсти и желания,реалистичность, положительный герой гибнет,герои-простые люди.
40. Русские лирические песни. История собирания и изучения. Композиция и художественные средства выразительности лирической песни (психологический параллелизм, прием ступенчатого сужения образов, символика, формульность). Поэтич стиль-живая разговорная речь народа,ярко проявляются жанровые особенности. Гиперболы почти не употреблятся, зато частая символика,в переносном значении. Традиционная лирич песня оперирует значительным кол-ом разнообразных символов(голубь,лебедушка). Хмель,виноград,малина,калина-символ радости. Смысл употребления символов в том, что они помогают выразить содержание в яркой образности.Эпитеты,метафоры,сравнения- выразительная функция, выражают настроение. Широкое употребление обращений-риторические в основном. Большая роль у суффиксов(уменьшительные). КОМПОЗ и ПРИЕМЫ: Традицион.лирич песня использует такие формы как: монолог,диалог. Песня -монолог-самая древняя. "О чем ты Машенька плачешь, о чем слезы льешь"-ДИАЛОГ. Но большинство песен построено по схеме "описательо-повествовательная часть+монолог или диалог". Наиболее часто встречаются поэтический параллелизм,цепочая связь и ступенчатое сужение(долина зеленая). Подробо описан Веселовским(живой и неживой мир отождествляются)-вначале картина природы,затем человека и сопоставление. "соловей мой залетная пташка". "Сюжеты специфичны. Небольшое эпизод,невозможно определить завязку и др. Сюжет-повод для выражения чувств. ИЗУЧЕНИЕ 18 век-Белинский,Чернышов,Добролюбов. По-мнению многих писателей лир.песня отражает мировоззрение русского народа. 3 основнх вида их классификации: музыкальный,этнографический,тематический. С начала 20 годов большое внимание символике(Потебня,Веселовский). Основа- поневольный брак. Социальные мотивы: слобода моя,слободушка. Песни на тему солдатчины 18 в, 1699-бессрочная служба. Разбойничьи песни,главные герои-разбойники,сироты.Основа- душевное удовлетворение,подчеркивается в образах.
41. Семейно-бытовая и любовная лирика. Герой и героиня. Лирические ситуации и мотивы. Поэтика. Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно примыкают к девичьим песням о замужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем.
Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Содержание многих семейно-бытовых песен можно выразить словами одной из них: «красным девушкам есть волюшка, молодушкам нету волюшки»
В большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. На нее взваливалась вся работа по ведению хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и т.д. Ее уход из дома на самое короткое время оказывался очень ощутимым. Эту мысль хорошо иллюстрирует песня такого содержания. Молодая женщина, затопив печку и укачав ребенка, взяла ведра и пошла за водой. Зачерпнув воды, она возвращалась домой. По дороге ее встречает соседка-подруга («кума») и говорит;
Поди кумушка, домой, поди, голубушка, домой,
У тебя ведь, кума, истопилася изба,
Истопилася изба, переуглились дрова;
Один кашничек в печи надселся, кипучи,
В колыбели дитя надселося, крича,
На привязочке теля надорвалося, ревя,
Под поветью кочеток надселся, крича...
Выйдя замуж, молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. В одной песне пожилая женщина с чувством большой озабоченности за судьбу своей дочери говорит о «зятюшке», у которого нет «ни сохи, ни боронушки», «в огороде нет бороздушки», «на гумне нету кладушечки», «на столе нету краюшечки», а «в мошне нету полушечки»]. И поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье мужа бедную молодку посылают за водой и разутую и раздетую, и холодную и голодную».

Однако следует заметить, что на бедность и тяжелую физическую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень редко. Все это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего — это враждебное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях называется «свекровь лютая» — «змея подколодная». Мало в чем уступает свекрови в жестокости обращения с невесткой и свекор. Есть песни, в которых говорится о том, что сын не слушается
Чаепитие у самовара — тоже один из видов трехчастной композиции.
родителей, отказывается бить свою жену . Однако чаще всего он покорно повинуется. Во многих песнях рассказывается о варварском обращении мужа с женой. Поистине страшную картину жизни с нелюбимым мужем рисует одна из песен рукописного сборника XVIII в. В. А. Казанова:
А как выдали младу не за милую ладу,
Тесова кроватка порожня простояла,
Пухова перина студена пролежала,
Высоко зголовье во слезах помочила,
Еще малые подушки во слезах потонули,
Теплое одеяло в ногах пролежало.
Еще русые косы во всю ночь проскрипели,
А шелковая плетка во всю ночь просвистала. Да со вечера тело, а как снег было бело, Ко белу свету тело, что кожей посинело.
Итак, главный источник всех бед женщины-крестьянки в изображении народных песен —чужая патриархальная семья. Эта чужая семья в самое недолгое время уносила всю ее силу, красоту и здоровье. Этой чужой, ненавистной семье в песнях противопоставляется родная семья, которую женщина никогда не переставала любить и о которой постоянно думала. К родной семье она обращается в тяжелые минуты жизни, ей она доверяет самые сокровенные мысли и чувства. Примером может служить широко бытовавшая в народе песная «Из-за лесу, лесу темного» [1, 186].
Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачастую также было нелегким. Он должен был подчиняться отцу, Матери, старшим братьям. Женили его часто на девушке, которую
он не любил. Поэтому в лирических песнях можно встретить ропот крестьянина на «долю молодецкую», жалобы на то, что его молодость безрадостно «прошла-миновалася» с нелюбимой женой. Одна из таких песен начинается строками:
Ах ты молодость моя молодецкая! Не видал я тебя, когда ты прошла, Когда ты прошла миновалася. С угрюмой женой живучи.
[9, № 870]
Подневольный брак самым пагубным образом сказывался на взаимоотношении супругов. Красноречиво об этом рассказывают песни .
Белинскому принадлежит глубокое и очень полное определение основного содержания традиционных лирических песен: «Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильственный мгновенный выход из рвущей душу тяжелой тоски. Таково, по большей части, содержание всех русских народных песен» (Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 329).
Социальные мотивы в крестьянских песнях. Как уже отмечалось, основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений. Но это отнюдь не означает, что традиционная крестьянская песня никак не затрагивала явлении социальной жизни. В ней нашли определенное отражение антикрепостнические настроения народа.
Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения. Можно указать лишь немногие песни, полностью посвященные этой теме. В большинстве же случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой. Ярким примером может служить песня «Слобода моя, ты слободушка». Песня начинается строками, в которых говорится о тех притеснениях, которым подвергались крестьяне со стороны старост и приказчиков:
Слобода моя, ты слободушка! Слобода моя, Подмосковная; Подмосковная, разореная! Разорил тебя злой приказчичек; Разорил-то он вместе со старостой.
А далее в песне идет хорошо знакомый по традиционным семейно-бытовым песням мотив — жалоба молодки на старого, постылого мужа. И надо сказать, что слияние в рассматриваемой песне этих двух мотивов (социального и семейного) представляется вполне органичным, жизненно и художественно мотивированным: невыносимые условия жизни русской женщины-крестьянки как раз тем и определялись, что она одновременна испытывала на себе гнет социальный и семейный. Такое объединение бытовых и социальных мотивов можно обнаружить и во многих других крестьянских песнях.
Помещик был полновластным хозяином крепостных крестьян: он мог по своему усмотрению сдавать их в солдаты, отправлять на фабрики, заводы или на другие работы. Так, крепостные девушки одной нищей «слободы» жаловались:
Разорил нашу сторонку Во служаночки,
Злодей боярин-господин, Молодых-молодушек (2 раза)
Как повыбрал он, злодей, Во кормилочки,
Молодых наших ребят (2 раза) А матушек с батюшками
Во солдатушки, На работушку.
А нас, красных девушек,
Аналогичными по своему содержанию являются также песни «Злодей ты, наша барыня» [26, 490] и «Калинушку с малинушкой водой залило» [9, № 852].
Особенно тяжелым был барщинный труд. Крепостных крестьян на заре выгоняли на работу, и под присмотром помещика или его представителей они должны были работать до самого позднего вечера. Крестьяне жаловались:
Что пропали наши головы За боярами, за ворами! Гонят старого, гонят малого На работушку ранешенько, А с работушки позднешенько.
На работу гонят рано,
С собой хлеба дают мало.
угнетаемой мужем, и мужа, угнетаемого своим отцом, деревенским старостой, наконец — всех, угнетаемых помещиком или царем...»

Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

/ «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.

Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).

Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

/ «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959 : 42/.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую

/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает

/ «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/;

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала

/ «За долом, долом» ; Соб. т.II /.

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/ «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /;

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

/ «Сосенка, сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/.

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

/ «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II /.

Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965 : 38/.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения-описания» /Круглов 1982 : 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование.

Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная«раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965 : 56/.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966 : 279/.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке.

Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности.

Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше).

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.


42. Игровые, хороводные и плясовые песни. Молодежные,назначение- создавать радостное настроение. 18 век,Чулков,Львов,Трутовский. Научный интерес (Снегирев, Сахаров). Терещенко-фундамент. Деятеьность в 19 веке расширяется. Вопрос о происхождении (Пропп,Аникин). ИГРОВЫЕ: игры+песня,тема-любовь. Композиц.разнообраз "Кобылка"-после произнесения песни они поочередно прыгали через скамейку. "Хранение золота"-1 девушки,тесный круг,предача кольца,затем 1 из них начанила искать кольцо, а другие передавали его друг другу. "Со вьюном". Чаще всего песню исполняет хор,форма диалога,разыгрывающий. Быстрый темп. ХОРОВОДНЫЕ: 2 вида-хороводно игровые,собственно хороводные(любовь,перепетии отношении,светлые,жизнерадостные "под лесом лесочком"). Исполняются в вижении,тема любви главное. " наварили мы пива", "вдоль по лугу". Темы любви, горя,крестьянского труда,описание видов женской работы. Композиционные формы такие же как и в протжной лирич.песне. МНОГОЧЛЕННЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ! 4-5 частей. сбоные и разборные песни(приглашение и выход). ПЛЯСОВЫЕ: быстрый темп,четкии ритм,хорей,мужская рифма. Темы любви и социальные мотивы. "полно солнышко из лесу светить","я по светилице млада хожу". Тон-мадорный,жизнерадостный,шуточный хар-ер. "как жена мужа продала".
43. Необрядовая лирика. Военно-бытовые песни: тематика, поэтика, образные средства.
44. Необрядовая лирика. Русская протяжная песня. Тематика и поэтика. Характер исполнения. сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой крестьянской девушки очень нежная, застенчивая и глубокая. Любимого она называет «милым», «радостью»; «отрадой», «сизым голубем», «ясным соколом» и т. д.
Но эта искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки в условиях патриархального уклада нередко- была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним [10, т. 2, № 61].
Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым [5, 99]. Так, в одной песне рассказывается о том, что, проводив милого, девушка не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах», а когда она «по утру ранешенько вставала», «то умывалась во слезах». Характеризуя народные лирические песни, останавливаясь на образе крестьянки, Герцен справедливо писал, что ее любовь — «это глубокая любовь, страстная, несчастливая, но земная и реальная» (Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с 186).
В народных песнях получили выражение не только нравственно-этические, но и эстетические взгляды народа. В частности, ^любовных крестьянских песнях выражены его представления о прекрасном, красоте. Главные признаки красоты девушки, по народным понятиям, это «чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку». «Работая много, поэтому будучи крепка сложением —писал Чернышевский, — сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна, — это также необходимое условие красавицы сельской...» (Поли. собр. соч.' в 15-ти т., т. 2, с. 10). Сказанное можно проиллюстрировать песнями. В одной из них мы находим такой портрет «красавицы сельской»:
Как девица хороша, Как истонка-высока, Как избела-бела, Без румянец румяна, Без платья толста, Без башмаков высока.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.