Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика исполнения духовных стихов 7 глава





У духовных стихов несколько иная судьба. Безусловно, традиция исполнения древнейших, эпических духовных стихов, прервана, (отчасти, насильственным путем). Но все же можно сказать, что духовные стихи – живая (все еще живая) традиция, так как не исчезла причина их пения. Не исчез источник народного духовного творчества, желание и необходимость в слове и звуке выразить то, что рождает в душе Божественное Слово, священное Писание и священное Предание. Духовные стихи продолжают создаваться и по сей день, границы этого жанра открыты.

Поэтому мне кажется правильным обозначить область существования духовного стиха как область христианского внелитургического народно-песенного творчества. В кратком обзоре этого явления мне хотелось бы обратить внимание не cтолько на музыкальный и поэтический аспект духовных стихов, сколько на практику исполнения.

* * *

Специфика исполнения духовных стихов

Прежде всего, жанр духовных стихов специфичен не мелодикой, но текстами, и человек непосвященный, услышав само название - «Духовные стихи», не поймет, что речь идет еще и о некоей музыкальной форме. Сами народные исполнители считают главным в духовных стихах слово, что принципиально отличает духовные стихи от народной песни. Даже терминологически певцы часто разделяют характер своего исполнения: песню «играют», а стихи «поют».



Поэтому трудно идентифицировать духовные стихи по напеву, мелодия может принадлежать фактически любому народно-песенному жанру: былине или романсу, колыбельной, плясовой, равно возможен календарный «формульный» напев и развитая мелодика баллады.

Если речь идет о народной песне, бывает, что исполнители не могут ответить на вопрос «о чем песня?», не могут произнести текст отдельно от мелодии, и «вспоминают» его, только когда пропоют песню целиком. И над содержанием не особо задумываются, так как песня функциональна прежде всего на физическом уровне: установить общий ритм дыхания для работы, убаюкать дите, выплеснуться в пляске, выплакаться в романсе, выкликать дождь на поля, входя в звуковой резонанс с силами природы, найти единый звуковой строй, объединяясь в звуковой мощи с товарищами по оружию. Песня сохранялась в звуковой, телесной, мышечной памяти; возможно, поэтому она сохранялась так долго, в то время, как слова и смысл теряли актуальность. Ведь еще в середине ХIX века собиратели-этнографы, такие как П.Якушкин, П.Киреевский сетовали на то, что фольклор вымирает, скудеет, выветривается.



Несколько иной случай - духовные стихи. Хотя обеднение языка и репертуара духовных стихов вызывает не меньше горечи, чем те же явления в других видах песенного фольклора, все же можно утверждать, что духовные стихи не утратили свою функцию. По-видимому, с самого своего появления они несли просветительскую, апостольскую миссию. С самого начала служили «переводом» христианской книжности на народный язык. Как христианские миссионеры для своей проповеди использовали всю атрибутику и знаковую систему традиционной культуры, специфичную для того народа, которому они несли Благовестие, так духовные стихи усваивали себе музыкальный и образно-поэтический язык народа, вплетаясь в ткань народной культуры. Один из первых исследователей духовных стихов Ф.Буслаев так определил их основное значение: «Что касается до духовного стиха, то в нем наши предки нашли примирение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством».

С точки зрения фольклористики, духовные стихи можно было бы рассматривать как своеобразную хрестоматию, каталог народной музыкальной культуры, представляющий самые разнообразные жанры. Но, еще раз хочу повторить, что главное в духовных стихах все же не музыкальная, а смысловая информация: текст, назидание. Сколько раз в фольклорных экспедициях, во время записи духовных стихов приходилось наблюдать, как исполнители вдруг переходят на декламацию и - снова на пение; или же прерывают пение, чтобы дать устные пояснения духовного содержания. Бывает, что певцы стараются изменить даже характер звукоизвлечения, подражая «ангельским голосам» современных клиросных певцов.



Возможно, и не стоило бы так резко проводить границу между духовным стихом и народной песней, в отношении современной практики исполнения. Но мне важно показать именно различие их, обособленность жанра духовного стиха. Еще один факт: в старообрядческих общинах, а иногда и в православных, духовные стихи поют «по писанному», по тетрадям, по «стиховникам». Если же не помнят напев, то просто читают вслух. Бывает, подбирают мелодию «на ходу», импровизируя или используя мотив другого стиха.

Сами источники духовных стихов изначально литературные. Это книги Ветхого и Нового Завета, Жития Святых, богослужебные книги, патристическая литература и апокрифы, которые также стали активно распространяться вскоре после крещения Руси, в конце X в.

С другой стороны, духовные стихи нельзя рассматривать как нечто, привнесенное извне. Само появление духовных стихов свидетельствует о воцерковленности народного быта и является творческим откликом на Божий призыв, отраженным светом вышнего Света, желанием продлить Литургию в своем сердце после того, как закончилась служба в церкви. «Хотим весь день до вечера Бога славить», – так мне говорили певцы села Клишковцы Хмельницкой области. Желание петь – это художественное, творческое желание, которое возникает тогда, когда сердце переполнено неким чувством и смыслом; и то, как и о чем человек поет, зависит от того, чем сердце полно. Голос – совершенный инструмент, данный человеку самим Богом, и пение есть отражение и продолжение душевного строя певца. Если богослужебные песнопения это богоданная звуковая реальность, то духовные стихи – творческий ответ, культурное отражение этой реальности. И чем древней и богаче традиция, тем более искусно и изощренно исполнение, тем прекрасней и разнообразнее язык песнопений - язык и литературный, и музыкальный.

В точности нельзя сказать, каким образам рождались и развивались духовные стихи в великоросской православной среде. Тем более интересны установленные факты из истории религиозных меньшинств, которые, как и этнические меньшинства, поставленные в «условия выживания», имеют более долгую историческую память. Известно, к примеру, что молокане, не имеющие церковной службы, но распевшие потрясающей красоты многоголосьем всю Библию, посылали своих распевщиков в казачьи станицы, чтобы те перенимали там лучшие напевы.

Духовные стихи, наверное, единственный народный музыкальный жанр, который относится не только к устной, но и к письменной традиции. Одни из первых духовных стихов были написаны, именно написаны, в монастырях, пелись на церковно-славянском языке и на знаменные древние гласы. Специалисты датируют такие рукописи XV -XVII вв. Эти духовные стихи записывались крюками, или знаменами, то есть особыми знаками, которые, в отличие от современной нотации, изображают не звук, но движение звука; каждое из этих знамен может быть расшифровано и как богословский символ. Таким образом, мелодия и текст этих стихов не иллюстрируют друг друга, а дополняют и обогащают духовным смыслом.

Как и богослужебное пение в древней Руси, это было исключительно мужское унисонное пение. Больше всего стихов покаянного содержания и стихов о смерти. Общее название для таких стихов – «покаянные»; были также стихи «умилительные», (иногда одни и те же стихи назывались покаянными и умилительными), стихи, отражающие «из-за монастырских стен» исторические события, - но в любом случае все они содержали некое духовное назидание. Пели эти стихи в монастырях, вне церковной службы, за трапезой и, возможно, келейно. Как церковная трапеза являлась продолжением литургии, так и духовные стихи были прямым продолжением церковных песнопений. Покаянные стихи настолько тесно приближены к церковной службе, что многие из них вошли в покаянный канон и в чин отпевания. Пример тому духовный стих 6-го гласа «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща», который поется в конце отпевания, в то время как близкие прощаются с усопшим сродником. Частью покаянного канона стали такие стихи, как «Широк путь зде угодныя сласти творити» и «Безумнее окаянне человече, в лености время губиши». Как стихи, на гласы, распевалась и Псалтирь (духовный стих «Не ревнуй лукавнующим»), и некоторые молитвы, входившие в монашеское правило.

Сейчас большинство этих стихов сохранилось в рукописях, известных лишь узким специалистам, и традиция исполнения покаянных стихов на гласы фактически утрачена. В незначительной степени сохранилась она у старообрядцев.

Монастырские покаянные гласовые стихи стоят особняком в ряду других духовных стихов, так что редко упоминаются исследователями – фольклористами. Скорее, они обращают на себя внимание специалистов по знаменному распеву. Но что же такое покаянные стихи, как ни внелитургическое монашеское творчество? Эти стихи не имеют авторства, так же как и фольклор, но они максимально приближены к церковному каноническому звучанию. И если мы называем духовными стихами творческое, человеческое отражение Богоданных, свыше ниспосланных церковных канонических форм, то тогда гласовые стихи являются самым полным и последовательным их отражением. И исчезновение, невостребованность этих стихов говорит о деканонизации общего уклада, об обмирщении «нецерковной» жизни «церковных» людей.

* * *

"Профессиональные" духовные стихи.

Параллельно с монастырскими рукописными стихами существовали народные духовные стихи, передающиеся из уст в уста. Говорить о точном времени появления духовных стихов в миру невозможно, так как они не записывались систематически вплоть до изысканий собирателей - подвижников ХIX века, к коим можно отнести не только этнографов и историков, таких как Владимир Даль, Павел Киреевский, но также и величайших русских писателей - Гоголя и Пушкина. Первые духовные стихи вполне могли появиться, как я уже говорила, вскоре после крещения Руси, и даже раньше. Наиболее вероятным временем установления фольклорных духовных стихов как жанра мне кажется XIII-XIV вв., время преподобного Сергия Радонежского, время русского исихазма; время татарского ига, но также и время наибольшего духовного подъема народа, воцерковленности всей жизни, культуры и быта. Новый импульс и новое направление народное духовное творчество получило после церковного раскола в 50-70 годы XVII в. Именно раскольники, староверы, превратившись в «религиозное меньшинство», сохранили большую часть дошедших до нас старых духовных стихов и создали множество новых.

Древнейшие фольклорные духовные стихи и по поэтической, и по музыкальной форме близки к былинам. Это эпические стихи, с сюжетом, представляющим собой сплав реальных событий духовной истории и мифа, апокрифа. Если кратко перечислить сюжеты этих духовных стихов, то надо, во-первых, упомянуть агиографические стихи, стихи о древних святых и русских исповедниках новой веры, например, стихи «Кирик и Улита» и «Борис и Глеб». Это также стихи о змееборцах «Федор Тирон», «Егорий Храбрый». Записано много вариантов стиха с космологическим сюжетом - «Голубиная Книга» – о сотворении мира и его устройстве. Широко распространены стихи на тему апокрифов «Сон Богородицы» и «Хождение Богородицы» - о крестной смерти Спасителя и страданиях Матери Божьей, а также стихи «О матери земле». Есть стихи на эсхатологические темы, о кончине мира и Страшном Суде, стихи на Евангельские и Ветхозаветные сюжеты.

Древние духовные стихи, сложенные речитативным тоническим стихом, поются на формульные напевы, как правило, имеют повествовательную интонацию и компактную, малоразвитую мелодию, разомкнутую в конце каждого периода, что как бы толкает текст вперед, позволяя петь несколько часов кряду.

Опираясь на то, что нам известны былины Новгородского и Киевского циклов, можно предположить, что Новгородские духовные стихи вошли в репертуар северных сказителей (остатки этой культуры можно и сейчас найти в Архангельской обл., на Белом море, но, увы, только лишь незначительные остатки, от самих деревень-то мало что осталось). А Киевские духовные стихи были восприняты лирниками, слепыми музыкантами, играющими на колесной лире, прямыми «потомками» героев былин - калик перехожих, (которые в свою очередь, неведомым нам образом, являются «потомками» античных греческих слепых певцов, носителей эпической традиции).

Создателями и первыми исполнителями эпических духовных стихов были профессиональные бродячие певцы, калики. «Духовный стих живет не в широких народных массах, подобно сказке или пословице. Его носителем (параллель к былинному эпосу) является класс профессиональных певцов, одаренных и обученных. Сам быт этих певцов, так хорошо описанный Максимовым (С.Максимов. Бродячая Русь, 1876.), приводит их к постоянному соприкосновению с церковью. Чаще всего слепцы, с мальчиком–поводырем, они обходят храмы и монастыри во время приходских праздников и исполняют свои стихи у церковных стен среди собравшейся на богомолье толпы. В самих храмах или в монастырской трапезной, прислушиваясь к уставным чтениям, они, подобно их предкам, могут черпать вдохновение к новым темам: даже апокрифы в старину были широко распространены в монастырских библиотеках», - так писал о бродячих певцах Георгий Федотов (1886-1951) в своей книге «Стихи духовные». Федотов - первый из исследователей, который в духовных стихах искал не языческие и манихейские корни, но смотрел на них изнутри православия, видел в них свидетельство глубокой народной веры, народной святости, - «Лицо России» (так называлась статья Федотова о духовных стихах, опубликованная в 1918 г.). «…Изучение религиозного содержания духовных стихов ведет нас не в самую глубь народной массы, не в самую темную, близкую к язычеству, среду ее, но к тем высшим ее слоям, где она тесно соприкасается с церковным миром. Духовные певцы являются посредниками между церковью и народом, они переводят на народный язык то, что наиболее поражает их воображение в византийско-московском книжном фонде православия» (Г.Федотов, Стихи Духовные (Русская народная вера по духовным стихам), 1991 г., Москва).

Последних бродячих певцов, лирников, можно было встретить в России еще в пятидесятые годы XX века. Сам инструмент, колесная лира, пришел к нам из Европы, в XVI в., через Польшу и Украину. (В Европу, в свою очередь, он попал из Сирии, во время Крестовых походов, в XIII в). По картинкам в детских книжках и по мультфильмам мы представляем себе калик, играющих на гуслях. Но, судя по сохранившимся в северных районах наигрышам, гусли были, по большей части, мирским, скоморошьим инструментом.

Лирники, так же как и калики, если оперировать современной терминологией, были неким авангардом народной духовности; они взяли на себя функцию звучащего слова Божьего, живой народной проповеди. Недаром в советское время они подвергались таким же гонениям, как священнослужители и монахи; к концу пятидесятых годов практически все лирники были физически истреблены, и традиция лирного духовного стиха была насильственно прервана. Дмитрий Шостакович рассказывал, что в 1938 году в Киеве по приказу Сталина был созван Всесоюзный конгресс лирников, где они… были арестованы и практически все расстреляны.

Единицы пережили страшное время, я сама встречалась с одним лирником в 1988 году в Калужской области, он подарил мне свою лиру, но спеть ничего не смог, или не захотел, не знаю. В то время настрадавшиеся люди с большой опаской говорили «о Божественном» с посторонними, тем более пели.

После второй мировой войны по дорогам бродило немало слепых калек, распевающих под гармошку жалостные песни о несчастной жизни страдальцев, о том, как они лишились зрения, о том, как были оставлены родными и близкими; и до сих пор можно встретить таких нищих, в основном промышляющих в пригородных поездах. И своим внешним обликом, и интонационным строем песен они стараются вызвать жалость к себе.

Лирники были совершенно иного рода «профессионалы», именно профессиональные музыканты, имеющие цеховой устав, свой профессиональный жаргон, свою «школу». Лирники принимали к себе способных слепых мальчиков, которые ходили вместе с ними несколько лет, пока не овладевали приемами мастерства. Лирник считался мастером тогда, когда осваивал весь известный репертуар, все профессиональные приемы. Через пять-шесть лет обучения на собрании артели он должен был «держать экзамен» и, кроме известного репертуара, должен был распеть, сымпровизировать свой собственный стих на данную ему тему. Остается только поражаться, какое огромное количество поэтического и музыкального материала хранили слепые лирники в своей памяти, особенно если вспомнить о том, что только один стих мог петься более часа, и ни о какой письменной фиксации речь идти не могла. Конечно, в каждом индивидуальном исполнении не было повторений, лирники оперировали текстовыми блоками и сюжетными схемами, внутри которых импровизировали. Это еще раз подтверждает мысль о главенстве слова в жанре духовного стиха. Из художественной и специальной литературы мы знаем об искусстве импровизаторов в западных странах, в Италии, в Германии, и почти никому в мире не известен факт существования целых артелей таких импровизаторов в дореволюционной России. Уникально и то, что сюжетами «русских импровизаторов» были исключительно духовные темы.

Калики, а позже лирники, путешествовали по святым местам, путь их пролегал от монастыря к монастырю. Лирники пользовались в народе огромным уважением и любовью, и считалось честью принять у себя в доме лирника, Божьего человека.

Странноприимство в России было очень развито, и до сих пор в русской деревне нас, горожан, поражает то, как там встречают незнакомого человека. Впервые поехав в фольклорную экспедицию, мои товарищи и я были ошеломлены тем, что нас принимают, как родных, поют, кормят, привечают, дают в дорогу гостинцы, иногда и деньгами пытаются ссудить, да еще и прощения просят. Только потом мы начали понимать, что «бабушки», пережившие голод, войны, десятилетия правления безбожной власти, встречают гостя «по Евангелию», как странника, как самого Христа.

В репертуаре лирников часто встречаются стихи о странниках, изгнанниках, временных пришельцах на земле, напоминающие людям о том, что на земле - все мы такие же странники, изгнанные из Рая, с Небесной родины. Но также и пришельцы, «иностранцы», «блудные дети», призванные, в конечном счете, на эту родину вернуться. Излюбленные темы для лирных духовных стихов - различные интерпретации тех мест из Евангелия, где говорится о нищете духовной и телесной, рассказы о духовных радостях пустынного жития, «Два Лазаря», (евангельская притча о Лазаре), стих об Алексии, человеке Божьем, прожившим много лет неузнанным, как нищий странник, унижаемый чернью, в родительском доме. Подобный же подвиг прославляется в стихе о царевиче Иосафе, ушедшем жить в пустыню. Именно эти стихи более всего перенимались у лирников крестьянами и продолжали свое бытование уже в крестьянских общинах.

Замечательно то, что любимых на Руси святых, таких как святителя Николая или Алексия - человека Божьего крестьяне считали такими же русскими; в духовном стихе Брянской области (с былинным напевом, т.е. древнего происхождения), отец преподобного Алексия говорит своему неузнанному сыну: «А и всю-то я Россию проломал, да нигде своего сына не воззнал!» Этот и подобные ему факты иллюстрируют, насколько живо воспринимал русский человек христианскую историю, насколько близким он ощущал присутствие, духовное родство небесных заступников.

Есть свидетельства о том, что лирники во время праздников на паперти церкви пели на несколько голосов. Но из сохранившихся записей мы имеем только одноголосные, сольные напевы.

Духовные стихи видоизменялись под влиянием народной музыки и поэзии, приобретали формы более естественные и привычные для народной среды. Как я уже говорила, некоторые из стихов походят даже на плясовые песни: куплетная или цепная форма, повторы в конце периода, вставки «аллилуиа» или «господи помилуй» (вместо обычных для плясовых «ай, лели-лели»).

Как жила-то была душа грешная,

Ай, аллилуй, душа грешная.

Во время исполнения духовных стихов, естественно, не пляшут, но поют их не менее энергично, чем плясовые. Возможно, духовные стихи принимали форму плясовых, колыбельных и календарных песен, так как это древнейшие образцы фольклора и имеют сходную ритмическую и интонационную организацию со «старшими» стихами.

В основе более поздних духовных стихов лежит силлабическая метрика, виршевая поэзия, еще позже – куплетная форма.

Среди поздних духовных стихов встречаются распетые стихи русских поэтов, от Ломоносова до Языкова. (Тексты тоже часто изменены). Хотя некоторые из этих стихов, сохранившиеся в старообрядческих рукописных сборниках, записаны знаменами, в самой мелодии почти всегда заложен гармонический, то есть позднейший, склад, что диктуется характером и формой поэтических текстов.

* * *

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.