Сделай Сам Свою Работу на 5

Система внешкольного дополнительного образования в эпоху перестройки





Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных уч­реждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в со­держании и масштабах инновационной деятельности.

По данным федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х гг. расходы на образование стали суще­ственно уменьшаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятель­ности внешкольных учреждений. С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) статус вне­школьных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идео­логизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический ха­рактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. За­кон исходит из того, что образование должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, се­мье (статья 2).



Закон устанавливает принцип автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, что образовательное учреж­дение является юридическим лицом (статья 12) и действует на ос­нове своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную програм­му (статья 14). Оно имеет право в соответствии со своими уставны­ми целями и задачами реализовывать дополнительные образова­тельные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его ста­тус образовательных программ (статья 14).

Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию.



Процесс дифференциации в 90-е гг. развивался по несколь­ким направлениям. В структуре учреждений дополнительного образования стали появляться новые виды детских объедине­ний, ориентированных на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников (например, школы раннего разви­тия). Возникли иные формы интеграции школьного и допол­нительного образования — общеобразовательные классы и школы, входящие в состав учреждений дополнительного обра­зования. Получили распространение новые разновидности об­разовательных учреждений (например, агроэкологический центр, центр детских и юношеских объединений, межшколь­ный эстетический центр углубленного изучения музыки, центр традиционных народных промыслов и т.д.). Процесс диффе­ренциации учреждений дополнительного образования стал пре­вращаться в процесс их «индивидуализации»: различия меж­ду центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педа­гогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.

Заметные изменения произошли и в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологическо­го воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Данное явление от­носится ко всей системе образования. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без еди­ного идеологического пространства — общих ценностей, вклю­чающих в том числе отношение к историческому прошлому стра­ны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе.



Больше внимания уделяется предупреждению детской без­надзорности, поскольку ситуация экономического кризиса в стране привела к росту числа детей, лишившихся попечения родителей или необходимого родительского надзора. Однако реализация этой функции не соответствует социальным по­требностям, ибо учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресур­сами для работы с такими детьми. По-прежнему значима функция выявления и поддержки детей, способных к творчес­кой деятельности. Среди педагогических функций ведущим стало дополнительное образование. Функции самоопределе­ния, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изме­нился подход к определению путей их осуществления. В качестве основного стала рассматриваться реализация образо­вательных программ, но при этом само понятие «образователь­ная программа» стало трактоваться весьма широко (более подробно эта тема раскрывается в последующих разделах пособия).

Произошли изменения в методических функциях. С исчез­новением пионерской и комсомольской организаций, естествен­но, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные уч­реждения дополнительного образования стали выполнять функ­ции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов допол­нительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс при­зван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастер­ства и престижа труда работников дополнительного образова­ния, привлечению внимания местных администраций к обра­зовательной деятельности этой системы.

Билет № 7

Возникновение внешкольного образования в России. Формы внешкольного образования в России в 60-70 годы 19 века

Появление первых организованных форм внеурочной ра­боты с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столе­тия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет исто­рия создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В 60-70-х годах XX в. - время развития внешкольного образования прежде всего взрослых, а затем и детей. На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека. Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (вос­кресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книж­ные склады, народные дома, народные театры и пр.) созда­вались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.