Характеристика технического направления развития дополнительного образования в России.
БИЛЕТ №1
- Концептуальные основы системы дополнительного образования в современных условиях.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях.
1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности
(художественной, технической, спортивной, экологической и др.), темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах важно то, что ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имеет право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяться стремлением быть вместе с друзьями, жаждой общения с новыми людьми, поиском возможностей самоутверждения вне сферы обязательных учебных дисциплин, желанием проявить свои лидерские качества. Столь непохожие мотивировки педагог должен учитывать и уважать. Человека необходимо учить делать выбор, иначе он не станет субъектом культуры, личностью, гражданином. Это сделать бывает непросто, но именно такой подход обеспечивает реализацию следующей важной идеи.
2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Дополнительное образование не зря называют образованием личностно-ориентированным в отличие от образования основного, которое является, прежде всего, предметно-ориентированным. Основное образование обеспечивает последовательность и системность в усвоении знаний, поэтому оно «приближает» и «приводит» школьника к предмету, который был выбран государством и входит в обязательную программу обучения.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
С предыдущим тезисом связано утверждение, что дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, в какой сфере лежат его пристрастия и увлечения.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей.
Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Они могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.
Характеристика эколого-биологического направления развития дополнительного образования в России.
Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повышения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, чрезвычайно многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо -исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и творческие возможности.
Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элементными технологиями выращивания и сохранения растений, 'хода за животными. Значительное место занимает расширение базы знаний в области живой природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.
Для подростков программы составляются с учетом современных научных представлений в области биологии и экологии. Нередко к их разработке и реализации привлекают ученых-специалистов в отдельных отраслях естественно -научного знания. Программы принимают во внимание познавательные интересы подростков и представляют собой отраслевые проекты изучения исследования природы. При наличии ресурсных возможностей предусматриваются проекты исследовательской, природоохранной деятельности, осуществляемые в экспедициях, полевых практиках. Широкое распространение в программах, ориентированных на учащихся среднего и старшего школьного возраста, получает развитие исследовательских способностей учащихся прежде всего средствами естественно- научного эксперимента, участие в социальных инициативах по природоохранной деятельности.
БИЛЕТ №2
1. Функции дополнительного образования в современном обществе. Дополнительное образование реализует следующие функции.
- ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
- психотерапевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неудачи в школе;
- профориентационная, позволяющая подрастающему человеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определения своего профессионального пути;
- рекреационная, восполняющая психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга;
- культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения. Таким образом, перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы ребенка, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Поэтому дополнительное образование можно с полным правом назвать гуманист
Характеристика технического направления развития дополнительного образования в России.
Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии техническое направление во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивается через организацию специализированных детских образовательных учреждений — центров технического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, научно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Программы технического направления обеспечивают деятельность судомодельных, авиамодельных объединений, дизайн-студий, объединений картинга, клубов космонавтики, кино-, фото-, видеостудий, множества других объединений.
Содержание программ технического творчества может быть конкретизировано через ряд ведущих направлений.
Техническое моделирование и конструирование. Программы разрабатываются в основном для детей школьного возраста.
Научно-техническое творчество. Программы по научно-техническому творчеству рассчитаны в основном на развитие исследовательских способностей учащихся подросткового возраста с высоким уровнем познавательной активности, склонностью к исследовательской деятельности в области точных и естественных наук (физики, астрономии, математики).
Художественно-техническое творчество. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются в основном для учащихся школьного возраста. Программы создаются для обеспечения образовательного процесса в кино-, фото-, видео объединениях и студиях; студиях и коллективах детской моды, дизайна, декоративно-прикладного творчества. Программы носят разно уровневый характер и предусматривают как развитие элементарных пользовательских навыков владения приборами и инструментами, применяемыми в художественно-техническом творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные произведения прикладного творчества.
Информационные технологии. Программы включают опыт освоения информационных (компьютерных) технологий и рассчитаны на детей преимущественно школьного возраста, хотя существует и опыт проектирования
Билет №3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|