Выдающиеся отечественные педагоги, внешкольного дополнительного образования.
Особая заслуга в развитии внешкольного образования, принадлежит выдающемуся педагогу СТ. Шацкому.
Станислав Теофидович Шацкий (1878-1934) - педагог. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с детьми и подростками рабочих окраин Москвы. Главным в формировании личности считал « социальную наследственность», понимая под ней нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Совместно с А.У. Зеленко организовал внешкольное общество «Сеттльмент», работал в обществе «Детский труд и отдых». Осуществил постановку внешкольной работы с детьми. Вместе с женой организовал в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (1911), создал Первую опытную станцию по народному образованию (1919), включавшую детские сады и школы 1-й и 2-й ступени. Руководил Центральной экспериментальной педагогической лабораторией Наркомпроса РСФСР.
Новаторский опыт Шацкого по организации внешкольной работы с детьми уже в дореволюционные годы привлекал к себе большой интерес. Он утверждал, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Ему принадлежат основные педагогические положения, относящиеся к содержанию организации и методам внешкольной работы с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организуется на основе интересов самих детей. Свою педагогическую задачу Шацкий видел в демократическом стремлении дать образование и воспитание молодому поколению из бедных семей, построить жизнь и работу детского учреждения на основе самодеятельности, пробудить у детворы чувство общественной солидарности, самостоятельности, инициативы.
Соратником С.Т. Шацкого был известный педагог и архитектор А.У. Зеленко.
Александр Устинович Зеленко (1871-1953)- педагог, архитектор, деятель внешкольного образования. В 1905г. вместе с СТ. Шацким и Л.К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щелкове (Московская обл.); затем первый в России клуб для детей. Зеленко создал проект и руководил строительством здания для клуба (позже Дом пионеров и школьников на Вадковском в Москве). В 1906г. вместе с Шацким создал общество «Сеттльмент». По его проектам построено много школ в Саратовской губернии. После 1917г. вел научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и АПН. Одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей.
Уникальным экспериментальным учебно воспитательным учреждением в 1906-1909 гг. был «Дом свободного ребенка», созданный в Москве по инициативе К.Н. Вентцеля, для детей в возрасте от 5 до 12 лет. В «Доме свободного ребенка» старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания, был провозглашен свободный творческий труд как путь развития и совершенствования личности. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. Зачтем руководители «Дома...» сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. Проводились собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни «Дома...» решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся.
Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)- педагог, разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском «Доме свободного ребенка» (1906-1909).Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребенка» (1917),где провозгласил для детей равные со взрослыми права. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е годы создал новое направление - «космическую педагогику», высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.
Антон Семенович Макаренко(1888-1939) - педагог и писатель с 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж, под Харьков. С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского под Харьковым. С 1928 г. заведует коммуной, с 1932 г. начальник, с 1937 г. заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. С 1937 г. в Москве.
Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с практикой воспитания детей и молодежи. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Ядро его учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Макаренко разработал вопросы организации коллектива, методы воспитания, методику организации всех направлений воспитания.
Осуществляемые творчески и неформально предложенные им формы организации детей дают значительный воспитательный эффект (например, в коммунарской методике). В трудах Макаренко разработаны также важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структура семьи, ее культура, методы воспитания детей.
Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-е годы практически были запрещены. Это социальная педагогика, педагогическая психология и др. Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. $го опыт позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Он выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима. В колониях для несовершеннолетних упразднил карцеры и внутреннюю охрану.
Деятельность колонии им. М. Горького описаны в «Педагогической поэме» (1933-1935), Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского - в повести «Флаги на башнях» (1938). Воспитанию в семье посвящены «Книга для родителей» (1937, совместно с А.С. Макаренко).
При жизни Макаренко постоянно подвергался критике. Ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока- Росинский и другие) не принимали его революционной активности, увлеченности коллективистскими формами работы. В 1928 г. Макаренко вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию В.Н. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. О практике А.С. Макаренко негативно высказывались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.
Преследования критиков продолжались и после публикации « Педагогической поэмы». В 1938 г. против него развернулась компания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.
После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагогической теории в СССР. До середины 60-х годов издания Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. С конца 80-х годов появились многочисленные публикации, в которых предпринимались попытки дать оценку творчества Макаренко с современных позиций. Однако вопрос о месте А.С. Макаренко в педагогической теории и практике до настоящего времени остается дискуссионным. Значительную исследовательскую, текстологическую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х годов действовала макаренковская лаборатория (осн. Л. Фрезе).
Игорь Петрович Иванов (1923-1992) - педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Родился в г. Батуми, окончил философский факультет ЛГУ, вел большую , исследовательскую работу в области воспитательной деятельности общественных организаций в школе, один из инициаторов коммунарской методики. С 1950 г. вел педагогический эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в созданных им творческих объединениях: в Коммуне юных фрунзенцев (1959) при районном Доме пионеров и школьников в Ленинграде и Коммуне им. А.С. Макаренко (1964) при ЛГПИ. Наиболее известные работы социально педагогического характера: «Методика коммунарского воспитания», воспитывать «коллективистов». И. П. Иванов автор методики коллективно-творческой деятельности.
Билет № 6
1. Особенности воспитательной деятельности педагога дополнительного образованияВоспитание правомерно рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование — не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) социальное воспитание.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование у ребенка:
—этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;
—культуры организации своей деятельности;
—уважительного отношения к профессиональной деятельности других;
— адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
—знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;
—понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
— чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;
—умения взаимодействовать с другими членами коллектива;
—толерантности;
—желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;
—стремления к самореализации социально адекватными способами;
—стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).
Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие — индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.
Индивидуальная воспитательная работа
в детском творческом объединении
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
— помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
—выявляет и развивает общие и специальные способности учащегося, его потенциальные возможности;
—формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
—способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
—развивает в ребенке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий;
—формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;
—создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточнить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|