Сделай Сам Свою Работу на 5

Выдающиеся отечественные педагоги, внешкольного дополнительного образования.





Особая заслуга в развитии внешкольного образования, принадлежит выдающемуся педагогу СТ. Шацкому.

Станислав Теофидович Шацкий (1878-1934) - педагог. Окон­чил Московский сельскохозяйственный институт. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с детьми и подростками рабочих окра­ин Москвы. Главным в формировании личности считал « социальную наследственность», понимая под ней нормы, традиции, обычаи, ко­торые передаются из поколения в поколение. Совместно с А.У. Зе­ленко организовал внешкольное общество «Сеттльмент», работал в обществе «Детский труд и отдых». Осуществил постановку вне­школьной работы с детьми. Вместе с женой организовал в Калужс­кой губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (1911), создал Первую опытную станцию по народному образованию (1919), включавшую детские сады и школы 1-й и 2-й ступени. Руководил Центральной экспериментальной педагогической лабораторией Наркомпроса РСФСР.

Новаторский опыт Шацкого по организации внешкольной работы с детьми уже в дореволюционные годы привлекал к себе большой интерес. Он утверждал, что главным содержа­нием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Ему при­надлежат основные педагогические положения, относящие­ся к содержанию организации и методам внешкольной рабо­ты с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организу­ется на основе интересов самих детей. Свою педагогическую задачу Шацкий видел в демократическом стремлении дать образование и воспитание молодому поколению из бедных семей, построить жизнь и работу детского учреждения на основе самодеятельности, пробудить у детворы чувство обще­ственной солидарности, самостоятельности, инициативы.



Соратником С.Т. Шацкого был известный педагог и архи­тектор А.У. Зеленко.

Александр Устинович Зеленко (1871-1953)- педагог, архитек­тор, деятель внешкольного образования. В 1905г. вместе с СТ. Шац­ким и Л.К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щелкове (Московская обл.); затем первый в России клуб для детей. Зеленко создал проект и руководил строительством здания для клуба (позже Дом пионеров и школьников на Вадковском в Москве). В 1906г. вместе с Шацким создал общество «Сеттльмент». По его проектам построено много школ в Саратовской губернии. После 1917г. вел научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и АПН. Одним из первых в России поставил проблему созда­ния специальной архитектуры для детей.



Уникальным экспериментальным учебно воспитательным учреждением в 1906-1909 гг. был «Дом свободно­го ребенка», созданный в Москве по инициативе К.Н. Вентцеля, для детей в возрасте от 5 до 12 лет. В «Доме свободного ребенка» старались создать благоприятную семейную атмос­феру воспитания, был провозглашен свободный творческий труд как путь развития и совершенствования личности. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, карто­нажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. За­чтем руководители «Дома...» сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей и воспи­тателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. Проводились собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни «Дома...» решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)- педагог, разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском «Доме свободного ребенка» (1906-1909).Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.
Написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребенка» (1917),где провозгласил для детей равные со взрослыми права. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой шко­лы РСФСР. В 20-30-е годы создал новое направление - «космичес­кую педагогику», высшая цель которой - воспитание личности, осоз­нающей себя Гражданином Вселенной.



Антон Семенович Макаренко(1888-1939) - педагог и писатель с 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правона­рушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж, под Харьков. С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского под Харьковым. С 1928 г. заведует коммуной, с 1932 г. начальник, с 1937 г. заместитель на­чальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. С 1937 г. в Москве.

Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторс­ким талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с практикой воспитания детей и молодежи. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Ядро его учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объ­единению людей нормы, стиль жизни и отношения. Макаренко раз­работал вопросы организации коллектива, методы воспитания, ме­тодику организации всех направлений воспитания.

Осуществляемые творчески и неформально предложенные им формы организации детей дают значительный воспитательный эф­фект (например, в коммунарской методике). В трудах Макаренко разработаны также важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структура семьи, ее культура, методы воспитания детей.

Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-е годы практически были запрещены. Это социальная педагогика, педагогическая психо­логия и др. Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. $го опыт позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Он выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима. В колониях для несовершеннолетних упразднил карцеры и внутреннюю охрану.

Деятельность колонии им. М. Горького описаны в «Педагогичес­кой поэме» (1933-1935), Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского - в по­вести «Флаги на башнях» (1938). Воспитанию в семье посвящены «Книга для родителей» (1937, совместно с А.С. Макаренко).

При жизни Макаренко постоянно подвергался критике. Ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока- Росинский и другие) не принимали его революционной активности, увлеченности коллективистскими формами работы. В 1928 г. Макаренко вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно под­держивающим позицию В.Н. Шульгина о классовом подходе к ана­лизу педагогических влияний. О практике А.С. Макаренко нега­тивно высказывались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.

Преследования критиков продолжались и после публикации « Педагогической поэмы». В 1938 г. против него развернулась компания по обвинению в намерении исказить революционную действи­тельность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентнос­ти, вреде его книг для социалистического воспитания.

После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагоги­ческой теории в СССР. До середины 60-х годов издания Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, коммен­тарии носили ярко выраженный идеологический характер. С кон­ца 80-х годов появились многочисленные публикации, в которых предпринимались попытки дать оценку творчества Макаренко с современных позиций. Однако вопрос о месте А.С. Макаренко в педагогической теории и практике до настоящего времени остается дискуссионным. Значительную исследовательскую, текстологичес­кую работу провели сотрудники Марбургского университета (Гер­мания), где с начала 60-х годов действовала макаренковская лабо­ратория (осн. Л. Фрезе).

Игорь Петрович Иванов (1923-1992) - педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Родился в г. Батуми, окончил философский факультет ЛГУ, вел большую , исследовательскую работу в области воспитательной деятельности общественных организаций в школе, один из инициаторов коммунарской методики. С 1950 г. вел педагогический эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в созданных им творческих объединениях: в Коммуне юных фрунзенцев (1959) при районном Доме пионеров и школьников в Ленинграде и Коммуне им. А.С. Макаренко (1964) при ЛГПИ. Наиболее известные работы социально педагогического характера: «Методика коммунарского воспитания», воспитывать «коллективистов». И. П. Иванов автор методики коллективно-творческой деятельности.

Билет № 6

1. Особенности воспитательной деятельности педагога дополнительного образованияВоспитание правомерно рассматривается как социальное вза­имодействие педагога и воспитанника, ориентированное на созна­тельное овладение детьми социальным и духовным опытом, фор­мирование у них социально значимых ценностей и социально аде­кватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, об­разовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономичес­ких условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговре­менным и непрерывным процессом, результаты которого носят от­сроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитатель­ную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных уч­реждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнитель­ное образование — не система психолого-педагогической и соци­альной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержа­ние воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) ре­ально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) соци­альное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя форми­рование у ребенка:

—этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;

—культуры организации своей деятельности;

—уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

— адекватности восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;

—знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

—понимания значимости своей деятельности как части процес­са развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

— чувства причастности к коллективу, коллективной ответ­ственности;

—умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

—толерантности;

—желания участвовать в делах детского коллектива и соответ­ствующей деятельной активности;

—стремления к самореализации социально адекватными спо­собами;

—стремления соблюдать нравственно-этические нормы (пра­вила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. мо­гут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют кон­кретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки па­раметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педа­гогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования

Воспитывающая деятельность детского объединения дополни­тельного образования имеет две важные составляющие — индиви­дуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная воспитательная работа

в детском творческом объединении

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся яв­ляется обязательным условием успешности образовательного про­цесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог до­полнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

— помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллекти­ве, занять в нем достойное место;

—выявляет и развивает общие и специальные способности уча­щегося, его потенциальные возможности;

—формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

—способствует удовлетворению его потребности в самоутвержде­нии и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

—развивает в ребенке психологическую устойчивость, способ­ность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступ­лений, презентаций и других публичных мероприятий;

—формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

—создает условия для развития творческих способностей уча­щегося.

Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточ­нить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими уча­щимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит ус­пешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.