Сделай Сам Свою Работу на 5

СОСТАВ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА СВЯЗИ





В отрасли связи и информатизации в настоящее время cвыше 98 % всех работающих в отрасли непосредственно связаны с производством услуг и обслуживанием абонентов и пользователей и относятся к работникам основной деятельности.

В течение последних пяти лет в результате интенсификации трудовых процессов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, механизации и автоматизации производства, усиления мотивации работников к более производительному труду общая численность производственного персонала связи снизилась почти на 8 процентов.

В то же время в последние годы наметилась тенденция увеличения ресурсов связи, включая трудовые ресурсы, в макроэкономических показателях, которая сохранится и в будущем. Так, в соответствии с принятой Правительством России Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, доля занятых в секторе ИКТ в общей численности занятых достигла в 2010 г. пяти процентов. Столь существенный рост обеспечен за счет расширения индустрии информатизации и увеличения числа работников, осуществляющих разработку и внедрение информационных технологий. Что касается непосредственно телекоммуникаций, то численность производственного персонала этого сектора, несмотря на высокие темпы расширения сетей, будет постепенно снижаться в результате задействования внутрипроизводственных резервов улучшения использования рабочей силы.



В почтовой связи также наблюдается тенденция снижения численности персонала вследствие снижения нагрузки по многим видам почтового обмена. При этом значительно уменьшается удельный вес работников данной подотрасли в общем числе производственного персонала организаций связи.

Такая ситуация объясняется прежде всего изменением структуры спроса потребителей на услуги связи. В условиях информатизации общества, развития инфраструктуры рынка и повышения требований потребителей к скорости передачи информации растет спрос на услуги электрической связи, обеспечивающей оперативную доставку сообщений, в том числе и документальных. Это обусловливает ускорение темпов развития средств электросвязи и соответственно увеличение доли работающих в этой подотрасли.



Трудовая деятельность основана на функциональном разделении труда,которое предусматривает деление всех работников организаций связи на группы в зависимости от их роли в осуществлении производственного процесса и характера выполняемой работы. В основе функционального разделения труда лежит производственная функция, представляющая собой обособленный вид трудовой деятельности, направленный на реализацию конкретной производственной задачи.

В зависимости от степени участия в производственном процессе и выполняемых функций все работники связи основной деятельности делятся на рабочих и специалистов.

В категории рабочих связивыделяются следующие функциональные группы:

рабочие связи, занятые оказанием услуг потребителям, обработкой и доставкой обмена (операторы почтовой связи, сортировщики, почтальоны, телеграфисты, телефонисты и др.);

рабочие связи, занятые эксплуатационно-техническим обслуживанием оборудования и сооружений связи (электромонтеры, кабельщики-спайщики, антеннщики-мачтовики и др.).

В категорию специалистоввходят:

- руководители (директора организаций и их филиалов, начальники структурных подразделений, их заместители, а также главные специалисты по направлениям деятельности: главный экономист, главный бухгалтер, главный инженер и т.п.);

- сотрудники функциональных служб, занятые организацией, планированием, финансированием, кадровым обеспечением, техническим сопровождением производства, сервисным обслуживанием абонентов и др. (экономисты, бухгалтера, нормировщики, менеджеры, маркетологи, энергетики и т.д.);



- инженерно-технические работники, осуществляющие эксплуатационное обслуживание средств связи (инженеры, техники, электромеханики).

В целом по отрасли связи наибольший удельный вес (почти 50 %) в общем числе производственного персонала основной деятельности занимают рабочие, занятые оказанием услуг, обработкой и доставкой обмена. Однако в подотраслевом разрезе соотношение между численностью отдельных функциональных групп значительно различается, что обусловлено характером создаваемых услуг и уровнем технической оснащенности организаций. Например, в почтовой связи, где создаются преимущественно услуги в форме обмена и очень высока доля ручного труда, большинство персонала составляют рабочие соответствующей функциональной группы. В организациях электрической связи, где в структуре объема услуг доминируют услуги в форме предоставления технических устройств и каналов связи, наибольший удельный вес занимают рабочие по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи. На предприятиях телерадиокомплекса, где имеет место самая высокая фондовооруженность, а оборудование отличается высокой сложностью и его обслуживание требует особо высокой квалификации, основной состав производственного штата составляют инженерно-технические работники и специалисты, занятые обслуживанием средств связи.

Научно-технический прогресс в отрасли связи связан с повышением удельного веса услуг, выраженных предоставлением потребителям технических средств доступа и каналов связи. Кроме того, в компаниях повышается техническая оснащенность, и внедряются новые компьютерные технологии при обработке обмена и обслуживании абонентов. Это ведет к изменению функциональной структуры работников связи в сторону увеличения доли производственного персонала, занятого обслуживанием технических средств и управлением машинами и механизмами. Ежегодно эта доля увеличивается на 0,3 — 0,5 процентных пункта.

В условиях повышения объемов и сложности оборудования и телекоммуникационных систем все более возрастают требования к профессиональному составу кадров связи и их квалификации.

Профессионально-квалификационное разделение трудапредполагает деление всех работников по профессиям и специальности, а внутри них — по группам сложности труда, то есть по квалификации.

Профессияэто вид трудовой деятельности, требующий определенной совокупности специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства. Специальностьформируется в рамках конкретной профессии и предполагает наличие у работника более узкой и углубленной профессиональной подготовки, необходимой для выполнения трудовых функций на определенном участке производства. Например, профессия «телефонист» включает специальности «телефонист справочно-информационной службы ГТС», «телефонист стола заказов МТС», «телефонист междугородного коммутатора». В профессии телеграфиста выделены такие специальности, как телеграфист оконечного пункта, телеграфист аппаратных и неаппаратных участков телеграфных узлов и др. Профессиональная группа электромонтеров делится на специальности с учетом видов обслуживаемого оборудования: электромонтер по обслуживанию коммутационного оборудования, систем передачи, электропитающих устройств и т.д. .

В зависимости от сложности труда, ответственности за него, необходимых знаний и практических навыков, требующихся для выполнения работы на конкретном участке производства или рабочем месте, все работники делятся на квалификационные группы.Соответствие личных качеств, физических и психических способностей исполнителей выполняемой работе определяют и профессиональную пригодность и квалификацию. Профессионально-личностные характеристики работников имеют особое значение для установления объективной и справедливой оплаты труда, поскольку труд более сложный и ответственный требует больших умственных и физических усилий, а, следовательно, должен более высоко оплачиваться.

В основе определения квалификации рабочих связи лежит 18-разрядная сетка по оплате труда производственного персонала (см. раздел 7.2). При этом рабочим связи, занятым оказанием услуг, обработкой и доставкой обмена, присваивается один из трех разрядов по единой тарифной сетке, уровень которых устанавливается дифференцированно по отдельным профессиям. Например, квалификация операторов связи оценивается разрядами с 3-го по 5-ый, телеграфистов — с 4-го по 6-ой, телефонистов — с 5-го по 7-ой.

Квалификационный уровень рабочих связи, обслуживающих оборудование и сооружения, характеризуется присвоением им с 4-го по 9-ый разряд. Квалификация инженерно-технических работников и специалистов определяется полученным специальным образованием. При приеме на работу им может присваиваться 1 -я, 2-я или 3-я категория, а для оплаты труда им присваиваются разряды в диапазоне с 8-го по 16-ый, втом числе главным специалистам — с 13-го по 16-ый.

Развитие рыночных отношений, ускорение темпов научно-технического прогресса в отрасли, инновационная направленность деятельности операторов ведут к значительным изменениям в профессионально-квалификационном составе кадров связи. С одной стороны, появились новые профессии и специальности, связанные с обеспечением эффективной работы организаций в условиях рынка — это, прежде всего, менеджеры разного уровня, в том числе по управлению проектами и продаже услуг, маркетологи по исследованию рынка, финансовые аналитики, специалисты по связям с общественностью и PR-акциям. С другой стороны, изменение качественного содержания труда работников традиционных профессий и специальностей в условиях всеобщей автоматизации и компьютеризации производственных процессов, внедрения информационных технологий обусловливают принципиально новые требования к квалификации исполнителей.

Например, рабочие места операторов почтовой связи оборудуются персональными ЭВМ, большое распространение получили автоматизированные рабочие места телефонистов справочно-информационных служб местных телефонных сетей на базе компьютеров, аналогичное техническое оснащение имеют рабочие места телефонистов стола заказов на междугородных телефонных станциях и т.д. Широко внедряются для передачи речевого и других видов трафика интеллектуальные платформы и Интернет-технологии. В этих условиях происходит эволюция профессиональных функций, заключающаяся в переходе от преимущественно физической работы и выполнения ручных операций к интеллектуальному труду, где все больший удельный вес занимает время анализа и контроля производственного процесса. Внедрение на сетях электросвязи электронного оборудования с управлением от ЭВМ сокращает удельный вес рабочего времени исполнителей, связанного с выполнением физических и механических действий по устранению повреждений и неполадок в работе технических средств. В то же время появляются новые операторские функции по наблюдению за работой управляющих устройств, проведению диагностики оборудования и производственного процесса в целом, происходит интеграция профессий и специальностей, аккумулирующих в себе труд рабочих, техников, инженеров.

Эволюция требований к профессионально-квалификационному составу работников связи обусловливает необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров связи с учетом меняющихся технико-технологических и организационно-экономических условий производства. Эта система в отрасли связи включает в себя сеть специальных высших и средних учебных заведений, учебных центров и курсов, периодически или постоянно действующих семинаров и других организационных форм обучения, которыми охвачено большинство производственного персонала организаций связи.

Специалистов высшей квалификации (инженеров, экономистов, менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и др.) готовят отраслевые высшие учебные заведения. Специалисты среднего звена (техники, электромеханики) обучаются в техникумах и колледжах связи. Подготовка рабочих связи массовых профессий проводится либо в профессионально-технических училищах связи, либо непосредственно в организациях путем индивидуального или бригадного обучения.

В последние годы все большее распространение получает дистанционное или электронное обучение с использованием информационных технологий на базе Глобальной сети Интернет. Такие системы развернуты всеми отраслевыми ВУЗами связи и позволяют получить высшее образование без отрыва от производства независимо от места проживания обучающихся. Единственное условие для дистанционного обучения — это наличие доступа к сети Интернет. Особый интерес данная форма обучения вызывает у специалистов, желающих получить второе высшее образование, поскольку эволюция технологий, менеджмента и других аспектов деятельности операторов требует адекватной профессиональной подготовки производственного персонала.

Несмотря на общую тенденцию снижения численности работников во всех подотраслях связи, потребность компаний в работниках отдельных профессий и специальностей существует практически постоянно. Это обусловлено, в первую очередь, текучестью кадров по различным причинам, включая выход работников на пенсию, поступление на учебу с отрывом от производства, увольнение по собственному желанию и др. Одним из важных факторов появления потребности в новых кадрах является диверсификация производства, расширение номенклатуры оказываемых услуг и сфер деятельности. В настоящее время, например, многие операторы связи, испытывают дефицит высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, менеджеров по проектам внедрения новых услуг и ряда других. С другой стороны, снижение спроса на отдельные традиционные услуги, замена морально устаревшего оборудования влекут за собой невостребованность отдельных категорий кадровых работников.

Таким образом, текучесть кадров, внедрение новых технологий и услуг, совершенствование технологической базы производства приводят к недостатку в организациях связи работников одних профессий и специальностей и излишку других. При этом задачей руководства компаний является создание благоприятных условий для адаптации сотрудников к изменяющимся организационно-техническим условиям на основе создания комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с корпоративными целями и внутренними ресурсами организации.

По оценкам экспертов, с учетом инновационного характера развития инфокоммуникаций, повышение квалификации руководителей высшего звена должно осуществляться ежегодно, менеджеров среднего звена и специалистов — не реже 1 раза в 3 года, рабочих — не реже 1 раза в 5 лет.

Для этих целей в отрасли связи создана многофункциональная и многоуровневая система, включающая различные формы переподготовки и повышения квалификации производственного персонала. Важную роль в этой сфере играет Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов связи при Московском техническом университете связи и информатики, где проходит обучение по наиболее прогрессивным и перспективным проблемам техники, технологии, экономики и менеджмента. Здесь же специалисты имеют возможность обучения по программе профессиональной переподготовки менеджеров высшей квалификации «Master of Business Administration (MBA): Управление компаниями в инфокоммуникациях».

При других ВУЗах связи действуют курсы и факультеты повышения квалификации специалистов связи различных профессий и специальностей. Федеральные органы управления и регулирования организуют различные семинары и совещания по изучению актуальных вопросов деятельности отрасли и передового опыта работы в условиях рыночной экономики. Специализированные курсы по изучению направлений улучшения качества работы связи действуют при отраслевых сертификационных центрах.

Распространению прогрессивного опыта способствуют международные и национальные выставки, симпозиумы и форумы, в которых активное участие принимают отечественные операторы и производители оборудования связи. Представители предприятий и акционерных обществ выезжают за рубеж для знакомства с деятельностью телекоммуникационных компаний и изучения их опыта работы в конкурентной среде. Большую помощь в овладении новой техникой и технологией оказывают отечественные и зарубежные производители средств связи, которые осуществляют консультативную деятельность на стадии внедрения новой техники и ее сервисного обслуживания.

Многие крупные компании с разветвленной филиальной сетью создают системы корпоративного дистанционного обучения, позволяющие вовлечь в процесс повышения квалификации сотрудников географически рассредоточенных подразделений. Такие системы позволяют на 50 — 70 % снизить затраты на обучение и повысить его качество за счет привлечения к разработке электронных курсов и средств тренинга наиболее компетентных специалистов отрасли. Их преимущество состоит также в том, что подобные системы дают возможность оперативно реагировать на изменение стратегии бизнеса при выводе на рынок новых услуг, появлении конкурирующих компаний, а также существенно облегчить процессы интеграции при слиянии компаний или смене собственника.

Комплексное применение различных форм и методов повышения профессиональной подготовки работников в современных условиях необходимо рассматривать как существенный вклад в развитие бизнеса, роста конкурентоспособности компаний, повышения престижа труда связистов. Их реализация способствует положительному решению проблемы занятости в организациях связи и повышению социальной защищенности работников отрасли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.