|
Модули эвольвентных зубчатых колес, мм (из ГОСТ 9563-80)
I ряд
(предпочтит.)
| 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 60; 80; 100
| II ряд
| 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22; 28; 36; 45; 55; 70; 90
|
Находят ширину зубчатого венца колеса:
.
Значение округляют в ближайшую сторону в соответствии со стандартным рядом Ra 40 (табл. П3).
Ширину шестерни также согласуют со стандартом и принимают на 5 ... 10 мм больше ширины колеса:
мм.
Назначают предварительный угол наклона зубьев . При косозубых колесах берут из середины интервала 8 ... 20°, но не менее значения . В случае прямозубых колес .
Рассчитывают числа зубьев колес. Суммарное число зубьев:
.
Значение округляют в меньшую сторону до целого числа.
Число зубьев шестерни
.
Значение округляют в большую сторону до целого числа.
Число зубьев колеса
.
Если (более точно, ) встает вопрос о корригировании зубчатых колес, который в данном пособии не рассматривается. При возникновении подобной ситуации рекомендуется вернуться к началу расчета геометрических параметров и уменьшить величину модуля , оставаясь при этом в границах рекомендуемого интервала. Затем следует пересчитать остальные параметры.
После расчета чисел зубьев косозубой пары уточняют их угол наклона:
. (12)
Находят фактическое передаточное число зубчатой пары:
.
Фактическое передаточное число не должно отличаться от ранее найденного более чем на 4%. В противном случае рекомендуется вернуться к вычислению параметра и попробовать округлить его в другую сторону.
Далее рассчитывают диаметры зубчатой пары:
- делительные диаметры
; ;
- диаметры окружностей вершин
; ;
- диаметры окружностей впадин
; .
После определения делительных диаметров проверяют выполнение условия
.
В случае прямозубых колес в проверочном условии может возникнуть некоторая невязка, которую устраняют назначением нового (делительного) межосевого расстояния, равного , а если это нежелательно, – путем коррекции зубчатых колес нарезкой со смещением. В случае косозубых колес подобная невязка возникать не должна, поскольку нарезка зубьев под углом наклона, определяемым формулой (12), обеспечивает вписывание зубчатой пары в заданное межосевое расстояние .
Далее уточняют окружную скорость зубчатой пары
.
По результатам расчетов заполняют табличную форму:
Колесо
| , мм
| , мм
| , град
|
|
| , мм
| , мм
| , мм
| , мм
| , м/с
| 1 (ш)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 (к)
|
|
|
|
|
|
После определения геометрических параметров передачи необходимо найти силы в зацеплении и выполнить ряд проверочных расчетов.
2.2.4 Компоненты силы в зацеплении зубчатой пары находят по формулам:
- окружная сила
,
где множитель 103 необходим для приведения параметра (мм) к системе СИ (м). Размерность результата – ньютоны (Н);
- радиальная сила
,
где угол зацепления 20°;
- осевая сила
.
Значения сил в зацеплении заносят в форму:
Колесо
| , Н
| , Н
| , Н
| 1 (ш)
|
|
|
| 2 (к)
|
2.2.5 Проверочный расчет на выносливость по контактным напряжениям ведут по условию
, (13)
где 8400 МПа1/2 для косозубых и 9600 МПа1/2 для прямозубых передач. Допускается перегруз в пределах 5%.
2.2.6 Проверочный расчет на контактную прочность зубьев при действии пиковых нагрузок, имеющий целью предотвращение остаточных деформаций или хрупкого разрушения рабочих поверхностей зубьев, ведут по условию
, (14)
где коэффициент перегрузки определяют по графику режима работы привода, приведенному в техническом задании; – кратковременная пиковая нагрузка в момент пуска машины; допускаемое напряжение принимают в зависимости от термохимической обработки материала колес:
- 2,8 при улучшении или сквозной закалке;
- 44´НRС при цементации или контурной закал- ке ТВЧ;
- 44´НRС £ 2000 МПа при азотировании.
2.2.7 Проверочный расчет на выносливость по напряжениям изгиба выполняют в последовательности:
Вычисляют коэффициент нагрузки :
.
В записанном произведении множитель , учитывающий влияние неравномерности распределения нагрузки между зубьями, находят по формуле
,
параметры которой принимают из табл. 7 и 8.
Множитель , учитывающий влияние неравномерности распределения нагрузки по длине зубьев, определяют по графикам на рис. 6 (подобно тому, как это делалось выше при нахождении коэффициента ).
Множитель , учитывающий внутреннюю динамику нагружения, принимают в зависимости от ранее найденного параметра :
при твердости поверхности зубьев колеса (2) менее 350НВ;
при более высокой твердости.
Далее находят эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
; .
Рис. 6
По табл. 11 определяют коэффициенты формы зуба и . Для нормальных (некорригированных) колес коэффициент смещения принимают равным нулю.
Находят коэффициент повышения прочности косозубых передач по напряжениям изгиба:
,
где коэффициент , учитывающий наклон контактной линии к начальной поверхности колеса, определяют по эмпирической формуле
,
а коэффициент торцевого перекрытия определяют по формуле
.
Таблица 11
| Значения при коэффициенте смещения инструмента
| –0,6
| –0,4
| –0,2
|
| +0,2
| +0,4
| +0,6
|
| ––
––
––
––
––
––
4,37
3,98
3,80
3,71
3,62
| ––
––
––
––
––
4,38
4,06
3,80
3,71
3,66
3,61
| ––
––
––
––
4,22
4,02
3,86
3,70
3,63
3,62
3,61
| ––
––
4,30
4,08
3,91
3,80
3,70
3,62
3,60
3,59
3,59
| ––
4,00
3,89
3,78
3,70
3,64
3,60
3,57
3,57
3,58
3,59
| 3,67
3,62
3,58
3,56
3,52
3,51
3,51
3,52
3,53
3,53
3,59
| ––
3,30
3,32
3,34
3,37
3,40
3,42
3,46
3,49
3,51
3,56
|
Проверяют выполнение условия прочности для колеса и шестерни:
;
(15)
.
2.2.8 Проверочный расчет на изгибную прочность зубьев при действии пиковых нагрузок, имеющий целью предотвращение остаточных деформаций и хрупкого разрушения зубьев, ведут по условию
. (16)
Расчет ведут раздельно для зубьев шестерни и колеса. Напряжения и берут из формул (15). Допускаемое напряжение
,
где – предельное напряжение, не вызывающее остаточных деформаций и хрупкого излома:
- 4,8´НВ при нормализации и улучшении;
- 6´НВ при закалке (1HRC » 10 HB).
Коэффициент запаса прочности принимают по табл. 5.
В случае невыполнения условий (15) или (16) можно рекомендовать предпринять одно из следующих действий по обеспечению прочности зубьев передачи:
- пересчитать размеры передачи (начиная с п. 2.2.3), выбрав модуль зацепления большего номинала;
- для небольших перегрузов (£ 10...15%) допустимо в том же процентном отношении увеличить длину контакта зубьев, т. е. ширину колес.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|