|
Расчет цилиндрических ступеней редуктора
Предлагаемый ниже алгоритм расчета применим ко всем цилиндрическим передачам в редукторе, однако при наличии нескольких ступеней (цилиндрических или конических) рекомендуется начинать расчет с тихоходной цилиндрической ступени.
2.2.1 Исходные данные расчета:
– частота вращения шестерни, об/мин;
– частота вращения колеса, об/мин;
– вращающий момент на валу шестерни, Н×м;
– вращающий момент на валу колеса, Н×м;
– передаточное число рассчитываемой ступени.
2.2.2 Проектировочный расчет имеет целью определение главного параметра передачи – межосевого расстояния. Для соосных редукторов, ввиду одинакового расстояния между осями колес обеих ступеней, межосевое расстояние определяют только для тихоходной ступени, а для быстроходной принимают это же значение.
Расчет ведут по условию контактной выносливости зубьев в следующей последовательности:
С целью назначения степени точности передачи вычисляют предварительное значение межосевого расстояния , мм:
,
где коэффициент принимают по табл. 6
Таблица 6
Твердость поверхности зубьев колес
| H1 £ 350 HB
H2 £ 350 HB
| H1 ³ 45 HRC
H2 £ 350 HB
| H1 ³ 45 HRC
H2 ³ 45 HRC
| Коэффициент
|
|
|
|
Вычисляют ориентировочное значение окружной скорости , м/с:
.
По табл. 7 назначают степень точности передачи.
Таблица 7
Степень точности
по ГОСТ 1643–81
| Окружная скорость , м/с
| прямозубых
| непрямозубых
| цилиндри-ческих
| коничес-ких
| цилиндри-ческих
| коничес-ких
| 6 (передачи повышенной
точности)
| £ 20
| £ 12
| £ 30
| £ 20
| 7 (передачи нормальной
точности)
| £ 12
| £ 8
| £ 20
| £ 10
| 8 (передачи пониженной
точности)
| £ 6
| £ 4
| £ 10
| £ 7
| 9 (передачи низкой
точности)
| £ 2
| £ 1,5
| £ 4
| £ 3
|
Находят уточненное значение межосевого расстояния:
, (11)
где 410 МПа1/3 для косозубых или шевронных колес; 450 МПа1/3 для прямозубых колес;
– расчетное допускаемое контактное напряжение зубчатой пары, МПа;
– коэффициент ширины колеса по межосевому расстоянию;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
– коэффициент концентрации нагрузки, учитываю- щий неравномерность распределения нагрузки по длине зубьев;
– коэффициент динамической нагрузки, учитывающий динамику работы передачи.
Коэффициент ширины , определяемый как отношение ширины зубчатого венца колеса к межосевому расстоянию, стандартизован. Его значения принимают в зависимости от положения колес относительно опор:
- при симметричном расположении – 0,315; 0,4; 0,5;
- при несимметричном расположении – 0,25; 0,315; 0,4;
- при консольном расположении – 0,2; 0,25.
Меньшие значения назначают для передач с поверхностной твердостью зубьев 45 HRC. Также рекомендуется при нескольких передачах в редукторе для быстроходных передач брать коэффициент на ступень ниже, чем для тихоходных.
Для прямозубых передач можно принять коэффициент 1. Для косозубых передач его вычисляют по формуле
,
где – степень точности передачи по табл. 7. Константы и выбирают из табл. 8.
Таблица 8
Твердость на поверхности зубьев колеса (2)
|
| при , м/с
|
|
|
|
|
|
| 200 НВ
| 0,06
| 0,19
| 0,20
| 0,22
| 0,27
| 0,32
| 0,54
| 250 НВ
| 0,06
| 0,26
| 0,28
| 0,32
| 0,39
| 0,45
| 0,67
| 300 НВ
| 0,06
| 0,35
| 0,37
| 0,41
| 0,50
| 0,58
| 0,87
| 350 НВ
| 0,06
| 0,45
| 0,46
| 0,53
| 0,64
| 0,73
| 1,00
| 43 HRC
| 0,12
| 0,53
| 0,57
| 0,63
| 0,78
| 0,91
| 1,00
| 47 HRC
| 0,12
| 0,63
| 0,70
| 0,78
| 0,98
| 1,00
| 1,00
| 51 HRC
| 0,12
| 0,71
| 0,90
| 1,00
| 1,00
| 1,00
| 1,00
| 60 HRC
| 0,12
| 0,80
| 0,90
| 1,00
| 1,00
| 1,00
| 1,00
|
Коэффициент динамической нагрузки назначают по табл. 9. Значения в числителе берут для прямозубых передач, значения в знаменателе – для косозубых.
Таблица 9
Степень точности
по ГОСТ 1643–81
| Твердость на поверхности зубьев колеса (2)
| Значения при , м/с
|
|
|
|
|
| 6 (для цилиндрич.)
| > 350 HB
|
|
|
|
|
| £ 350 HB
|
|
|
|
|
| 7 (для цилиндрич.)
6 (для конических
прямозубых)
| > 350 HB
|
|
|
|
|
| £ 350 HB
|
|
|
|
|
| 8 (для цилиндрич.)
7 (для конических
прямозубых)
| > 350 HB
|
|
|
|
|
| £ 350 HB
|
|
|
|
|
| 9 (для цилиндрич.)
8 (для конических
прямозубых)
| > 350 HB
|
|
|
|
|
| £ 350 HB
|
|
|
|
|
|
Для определения коэффициента концентрации нагрузки вначале вычисляют коэффициент ширины колеса по диаметру шестерни:
.
Затем по рис. 4 выбирают номер схемы передачи, в наибольшей мере соответствующей рассматриваемому случаю. Номер схемы (I, II, III, ...) определяет ту ветвь графика на рис. 5, по которой в зависимости от принимают значение .
Рис. 4. Типовые схемы расположения колес относительно опор
Рис. 5
Найденное по формуле (11) значение межосевого расстояния округляют в большую сторону:
- для учебных проектов или для малых производственных серий – до ближайшего, кратного пяти;
- при крупносерийном производстве – в соответствии с рядом по ГОСТ 2185–66, 2144–76, 24386–91: 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224/225 (значение в числителе – для межосевого расстояния, в знаменателе – для высоты оси), 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000 мм.
2.2.3 Основные геометрические параметры зубчатой пары определяют в следующей последовательности:
Модуль зубьев выбирают из табл. 10 в границах интервала
при поверхностной твердости зубьев и менее 350 НВ. Для более твердых колес модуль берут из интервала
.
Таблица 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|