Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 8.Современные нетрадиционные религиозные движения и культы





1. Основные тенденции эволюции религии. Предпосылки, специфика и клас­сификация новых синкретических религиозных движений.

2. Постхристианские движения: Мормоны, Церковь Унификации.

3. Постисламские движения: Бахаиты. Постиндуистские движения: Между­народное общество Сознания Кришны. Трансцендентальная медитация.

4. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога.

5. Неоязычество.

1. Основные тенденции эволюции религии. Предпосылки, специфика и классификация новых синкретических религиозных движений

Современные (новые) религиозные движения - совокупность религиозных вероучений, появившихся во второй половине XX в. Н.Р. также называют ре­лигиями Нового века, альтернативными культами или неокультами, внекон- фессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиоз­ными движениями (НРД) и т.п. В широком смысле слова новые религиозные движения обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше).

Новые религиозные движения получают распространение в США и Евро­пе с конца 1950-х годов, в странах СНГ - с конца 1980-х годов. Причины по­явления новых религий многие исследователи видят в кризисе постиндустри­альной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценност­ные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает об­ратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традицион­ной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства тра­гичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (эколо­гический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т.п.); феномен социальной робинзонады личности - рост чувства одиночества человека, от­чужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциаль­ный вакуум, т.е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности.



Классифицировать новые религии достаточно проблематично. Наиболее популярное основание для классификации - вероучение, догматика данной новой религии. По этому основанию можно выделить:



1. Псевдохристианские новые религии, для них характерна опора на хри­стианское наследие, в интерпретации которого они используют теософские и восточно-религиозные схемы или пытаются самостоятельно внести коррек­тивы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Лидеры таких учений чаще всего выдают себя за «продолжателей дела Хри­ста» («Церковь объединения» С. М. Муна), за пророков «Третьего Завета» («Богородичный центр» И. Береславского), за нового мессию («Церковь Вис­сариона» С. Торопа), за Матерь Мира («Великое Белое Братство» М. В. Цви- гун) и т.п. К псевдохристианству относятся и все неопротестантские учения («Дети Бога», «Христианская наука», христианская медитация, «Школа Хри­стианского единства»). Псевдохристианские учения можно разделить на культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псев- добиблейские, которые искажают Библию «своими» переводами и интерпре­тациями, вплоть до создания новых текстов текстов (например, иеговисты, мормоны). По времени возникновения эти учения можно классифицировать на новые (послевоенные) и культы со стажем (с XIX в.).

2. Неоориенталистские (неовосточные) новые религии - совокупность культов восточного происхождения, вероучительную основу которых со­ставляют, как правило, индуизм, йога, даосизм и конфуцианство. Основной признак неоориентализма - упор на раскрытие внутренних способностей че­ловека через овладение психотехнологиями: кришнаиты, «Трансценденталь­ная медитация», «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма», «Единст­венная религия» («Ошо»), «Аум Синрекё» и др. Эти новые религии носят ин­струменталистский характер, что привело к их большой популярности на За­паде в 1960-1970-х годах.



3. Оккультизм, учения типа экологии духа. Для них характерны оккульт­но-мистическая направленность и наукоподобные объяснительные схемы и понятия (энергия, эволюция и т.п.): теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий «И Цзин», «Таро» и др.), вуду, масоны и т.д.

4. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство и т.п. Часто идео­логия неоязычества используется в учениях ультраправых религиозно­политических организаций (« Новый Акрополь», церковь «Нави», движение «К богодержавию»).

5. Сатанизм.

6. Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения. Их основу со­ставляет доктрина усовершенствования духовной силы человека и его физи­ческого состояния. Некоторые исследователи выделяют еще и так называе­мые коммерческие культы типа «Гербалайф».

Несмотря на разнообразие новых религий можно выделить три типа их специфических признаков: первый тип - организационные особенности, вто­рой - кадровые, третий - вероучительные. К организационным можно отне­сти: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собст­венности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера).

Кадровые особенности новых религий: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологиче­ской обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия веро­учения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социаль­ных связей личности и включенность только в структуру группы единовер­цев; унификация личности верующего до типа «фанатик» или «зомби».

Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклон­ства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнару­жить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, симво­лы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату «всеобщего синтеза» ду­ховной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мис­тический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок.

К особенностям новых религий можно отнести и методы вербовки сто­ронников, методы обработки неофита: «бомбардировка любовью» (Вы - центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверца­ми); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, т. н. тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.

2. Постхристианские движения: Мормоны, Церковь Унификации

Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) - религиоз­ное сообщество протестантского происхождения. Возникло в 1830-х годах в Северной Америке. Причисление мормонов к протестантизму, как правило, отрицательно воспринимается современными церквями этого направления христианства.

Основатель - фермер Джозеф Смит (1805-1844). Его семья приняла пре­свитерианство, но сам Смит склонялся к методизму. В 14 лет, по его утвер­ждению, Смит имел видение Бога Отца и Иисуса Христа. Четыре года спустя состоялось видение «ангела» Морония, который поведал Смиту о своем отце пророке Мормоне и составленной на четырех золотых листах Книге Истины.

В этой книге содержалась хроника двух семитских племен - нефийцев и ламанийцев. По велению Бога потомок Иосифа Прекрасного по имени Легий в 600 г. до н. э. с народом этих племен отправился на корабле через Красное море и далее в Америку. Здесь племена стали враждовать и после долгой борьбы в 384 г. ламанийцы победили. От них позднее произошло индейское население. Последний из нефийцев - Мормон в V в. записал историю этих

2. Постхристианские движения: Мормоны, Церковь Унификации событий и полученное им от Иисуса Христа наставление о том, как должны жить люди в будущем.

В 1827 г. Смит сумел откопать в указанном Моронием месте каменный ящик с Книгой Мормона. С помощью магических кристаллов Урим и Тум- мим, приложенных к книге, он перевел текст на английский язык. Затем кни­га была возвращена Моронию. По форме структура этого текста напоминает книги Ветхого и Нового Завета. Излагаются события, параллельные библей­ским, и приводится свыше 300 цитат из Священного Писания. В 1830 г. Смит публикует Книгу Мормона пятитысячным тиражом. А 6 апреля того же года официально учреждается Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). За год до этого события очередное видение «ангела» заверши­лось дарованием Смиту священства и права рукоположений.

Ведущей идеей учения стало «возрождение христианской религии» в духе раннеапостольских общин. Первые объединения теократического типа у мормонов возникли в штатах Огайо и Миссури. Местные власти и население встретили их враждебно. В 1838-1839 гг. происходит переселение Мормонов в Иллинойс. Там они добиваются в одном из городов полного администра­тивного, экономического и религиозного контроля, устраивают центр своей церкви. Во главе стоял Смит, которого почитали как пророка. В 1843 г. он объявил, что одним из условий спасения является полигамия, и ввел ее своим распоряжением. Отмена этого начинания произошла официально в 1890 г. Сам Смит в 1844 г. был арестован властями и вскоре застрелен в тюрьме.

Следующим главой общины стал Брайэм Янг (1801-1877). По его инициа­тиве около 85 тыс. Мормонов совершили переселение за полторы тысячи ки­лометров из Иллинойса в Юту, где в 1847 г. основали город Солт-Лейк-Сити. Умелый организатор, Янг достиг успехов в хозяйственном освоении «терри­тории Юта» и был признан федеральными властями. В 1850-1857 гг. он яв­лялся губернатором этой территории, а в последующие годы управлял общи­ной как президент церкви. С отменой мормонами полигамии Юта получила права американского штата.

Мормоны стали заметным религиозным сообществом не только в США, но и за рубежом, где проживает более трети всех членов церкви. Их общины и миссионерские представительства действуют примерно в 100 странах мира, в том числе в Скандинавии, Великобритании, Германии, Италии, Новой Зе­ландии, Франции, в Африке и на островах Тихого океана. С 1991 г. миссио­нерские группы мормонов действуют в Российской Федерации.

Церковное устройство воспроизводит уклад раннего христианства, как оно понимается в традиции мормонов. По восходящей линии структура церкви состоит из приходов, округов и так называемых «кольев». Иерархия делится на два уровня: священство Аароново (диаконы, учители, священни­ки, епископы) и священство Мелхиседеково (старейшины, семидесятники, первосвященники, патриархи, апостолы). Во главе церкви стоит президент. Он считается признанным от Бога и имеет исключительное право на проро­ческое откровение. Президента избирает совет из 12 апостолов, которые

2. Постхристианские движения: Мормоны, Церковь Унификации

управляют церковной жизнью, контролируют деятельность «духовных слу­жителей».

В ритуале практикуются: крещение (с 8 лет, погружением в воду), прича­щение (вместо вина подается вода), исповедь и отпущение грехов, рукопо­ложение, брачные обряды. Совершать эти действия могут только мужчины - так называемых «общество священства». Женщины образуют «общество ми­лосердия» и могут вместе с мужчинами участвовать в проповеднической дея­тельности, миссионерстве, благотворительных программах и т.п. Специаль­ного облачения у служителей церкви нет. В храмовой символике вместо кре­ста помещается фигура трубящего ангела Морония. Иисуса Христа принято изображать белокурым, голубоглазым, сильным телом, с добрым любящим взглядом.

Священными текстами считаются Библия, Книга Мормонов, сборники от­кровений «Учение и заветы» и «Драгоценная жемчужина». В составленном Д. Смитом Символе Веры - 13 членов. Они включают традиционные для христианства представления о Троице, спасении всего человечества через ис­купительную жертву Христа, о втором пришествии. Первородный грех отно­сится мормонами к проявлениям воли Бога, поэтому все беды в мире не от него, а из-за заблуждений самих людей. Отсюда и связь идеи божественного наказания не с согрешением Адама, а с собственными человеческими греха­ми.

Центральный вопрос теологии мормонов - перспектива устроения на аме­риканском континенте Нового Иерусалима. Вокруг него «воссоединится Из­раиль и восстановятся десять колен» - т. е. возникнет истинная всемирная церковь. В обоснование дается обычно ссылка на Библию (Дан. 2:44). После этого события и произойдет все сказанное в Библии о втором пришествии Христа, который будет лично царствовать тысячу лет на преображенной зем­ле.

Последний день перед Страшным судом станет временем массового кре­щения. О тех же, кто ушел до этого из жизни некрещеным, должны позабо­титься нынешние мормоны. С этой целью практикуется так называемое «крещение за мертвых», когда документально устанавливается персоналия умершего без крещения и совершается заочный крестильный обряд (за год происходит до 5 млн. таких крещений). Мормоны полагают, что душа покой­ного свободна либо принять, либо отвергнуть этот акт; их долг - предложить такой выбор. Каталог рода человеческого, с исследованием архивных мате­риалов по всему миру, ведется мормонами с 1894 г. Ныне он насчитывает бо­лее двух миллиардов имен и хранится в горных штольнях Архива Генеалоги­ческого общества штата Юта.

Практически воплощают идею объединения людей для царства Христа многочисленные миссии мормонов, распространяющие учение и создающие новые общины: в странах мира сейчас работает более 50 тыс. мормонов - миссионеров от 18 лет и старше. Дополнительными видами деятельности яв­ляются проводимые ими спортивные, культурные, общественные мероприя­тия.

Мормонам предписан здоровый образ жизни, исключающий курение и алкоголь, чай, кофе, наркотики, разводы и аборты. Поощряется трудолюбие во всех сферах деятельности и достижение жизненного благополучия. Мор­моны владеют банками, страховыми компаниями, рудниками и промышлен­ными предприятиями. Двенадцатый член Символа Веры постулирует лояль­ность церкви к государственной власти, правителям и законам. В вопросах религии мормоны придерживаются принципа веротерпимости. Но в движе­нии экуменизма не участвуют, считая его искусственным уравниванием ис­тинной религии с «менее истинными». В современной России действует не­сколько миссий мормонов, ок. 30 зарегистрированных общин (примерно 4 тыс. человек).

Церковь Унификации - религиозная организация, созданная Муном. Сан Мюн Мун (рожд. 1920 г.) - южнокорейский религиозный деятель, основатель Церкви объединения. Сан Мюн Мун родился в 1920 г. на территории совре­менной Северной Кореи. Мун говорит, что в возрасте 16 лет пережил виде­ния, в которых Иисус Христос избирал его, чтобы тот восстановил Царство Бога на земле. Через 10 лет Мун начал проповедовать в Северной Корее и Японии. Его проповеди навлекли на него преследования властей, и он дважды оказывался за решеткой. Во время Корейской войны Муну уда­лось бежать в Южную Корею, где в 1954 г. он организовал Ассоциацию Свя­того Духа за объединение христиан во всем мире (Церковь объединения).

Первые миссионеры церкви прибыли в США в 1959 г. В 1971 г. Мун пе­реехал в США и возглавил движение, создав централизованную организацию со строгой дисциплиной. Для сбора средств по стране разъезжали целые ко­манды, продававшие цветы и конфеты с большой наценкой. К 1980 г. у Муна были тысячи приверженцев, многие из которых работали на фирмах, принад­лежавших церкви.

Учение Муна изложено в его книге «Божественный принцип», в которой утверждается, что, по замыслу Бога, у Адама и Евы должны были быть со­вершенные дети, которые заложили бы основы совершенного мира. Но Ева была соблазнена Люцифером и стала поддерживать неосвященные супруже­ские отношения с Адамом. В результате их потомство - все человечество - оказалось падшими существами, не способными к единению с Богом и друг с другом. Цель Муна - объединить человечество, превратив его в семью Бо­га.

Мун организовывал свадьбы между обращенными, которые совершались с пышными многолюдными церемониями. Совершенные дети, ожидавшиеся от этих браков, должны были стать ядром восстановленного царства. Однако были известны случаи, когда движение Муна разрушало существовавшие семьи новообращенных, которые покидали супругов и родителей, чтобы влиться в »семью», называя Муна и его жену «нашими истинными родите­лями».

Массовые свадебные церемонии и уход новообращенных из семей поро­дили недоброжелательное отношение людей к Церкви объединения. Система вербовки новых членов и практика их индоктринация дали повод обвинить «мунитов» в промывании мозгов и дегуманизации. Их обвиняли в жульническом сборе средств, а финансовую империю Муна - в нарушении законодательства страны. Вызывали подозрение и связи Муна с южнокорейским правительством.

В 1982 г. Мун был осужден за уклонение от уплаты налогов и провел поч­ти год в тюрьме (1984-1985 гг.). В 1980-е годы многие приверженцы Муна покинули его церковь.

3. Постисламские движения: Бахаиты

Бахаизм - одна из наиболее молодых мировых религий. Зародилась в 1844 г. в Иране. В основе бахаизм лежат подвергнувшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама. Численность верующих в бахаизме

- более 6 млн чел. (1994 г.). Согласно учению бахаизма основатель религии Бахаулла продолжает ряд посланников Бога: Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус Христос, Мухаммад. Авторству Бахауллы приписы­вают свыше 100 произведений (основное - «Китаб-и-Агдас», или «Самая Священная Книга», 1872 г.). Канонизированы также тексты сына и внука ос­нователя бахаизма и послания Всемирного дома справедливости в админист­ративном центре бахаизма - г. Хайфа (Израиль).

Согласно бахаизму Бог един, эволюция мира - последовательный ряд осуществлений Его воли через посланников - основателей различных рели­гиозных систем. Человечество едино. Достижение этого состояния возможно как результат воплощения «принципа единства различий» (именуется в баха- изме как доктрина «прогрессивного Откровения»). Являющийся миру каж­дые 500-1000 лет Божий посланник привносит в жизнь человечества качест­венно новый духовный потенциал. Высшим состоянием единства для еще не воссоединенного человечества выступает нация, основанная на идее и ценно­стях патриотизма. Генезис этого духовного феномена бахаизм связывает с деятельностью Пророка Мухаммада. Следующая потенциальная ступень это­го процесса - человечество как целостный субъект перед лицом Космоса. Любовь индивида к человечеству, согласно учению бахаизма, в будущем вы­ступит высшим типом любви на земле. Бахаизм формулирует цели консти- туирования Всемирной администрации, необходимость разработки универ­сального вспомогательного языка, стремление к преодолению реальной ра­зобщенности людей. Возможность предотвращения угрозы мирового господ­ства со стороны какой-либо обособившейся и эгоистичной военно­политической силы бахаизм видит в установлении предельно жестких демо­кратических процедур при решении глобальных вопросов. В качестве этиче­ского фундамента данного процесса должен выступить императив: «Возлюби ближнего больше самого себя!» К ведущим социальным постулатам бахаиз­ма правомерно отнести идеи отказа от любых предрассудков; единства и от­носительности отдельно взятых религиозных учений; равенства мужчин и женщин; предельно допустимого смягчения имущественного неравенства людей; всеобщего образования; поиска истины как смыслообразующего на­чала жизни каждого человека; всемирной федерации; утверждения гармонии между религией, рассудком и пафосом науки. Душа каждого человека в база- изма бессмертна и уникальна. Приверженцы бахаизма не должны участво­вать в политических партиях. Они должны стремиться к достижению целей движения исключительно легальными, мирными средствами.

Организация бахаизма не знала расколов с 1863 г.. Отличительной осо­бенностью бахаизма также являются широко трактуемое право любого ве­рующего на собственную интерпретацию религиозных догматов, отсутствие профессиональных священников, высочайший моральный дух преодоления всех мыслимых форм разобщенности людей.

4. Постиндуистские движения: Международное общество Сознания Кришны. Трансцендентальная медитация

Международное общество сознания Кришны (иные наименования - Харе Кришна, Сознание Кришны, вайшнавизм) - религиозная секта неоиндуист- ской ориентации, осуществляющая свою миссионерскую деятельность в ареале европейской культуры. Создана в 1963 г. индийским мыслителем Шри Шримад А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977 гг.). В СССР представители Международного общества сознания Кришны появились в 1971 г.

В отличие от классического индуизма Международное общество сознания Кришны: 1) привержено принципу монотеизма - предполагается, что единый бог Кришна имеет множество имен (Аллах, Будда, Иегова, Рама и т.д., Иисус Христос считается сыном Кришны); 2) пантеистично - образ бога Крилны трактуется в личностном и безличностном аспектах Абсолюта; 3) полагает (в отличие от классического индуизма), что Вишну выступает воплощением Кришны; 4) верит в земные воплощения личностной ипостаси Кришну - в аватар; 5) рассматривает прочих богов индуистского пантеона в качестве по- лубогов-служителей Кришны; 6) отрицает существование антипода Кришны

- Сатаны или Дьявола, его частично замещают и компенсируют демоны - враги Кришны; 7) уделяет особое внимание пагубному энергетическому воз­действию на человека со стороны мира иллюзий - майя; 7) признает справед­ливость кастовой системы, хотя и полагает, что принадлежность к той или иной касте определяется поведением человека (а не обусловлено рождени­ем); 8) верит в переселение душ; 9) придает особый статус практике медита­ций.

В Международном обществе сознания Кришны особо высок авторитет гуру. Приверженцы Международного общества сознания Кришны - прошед­шие обряд инициации и получившие индийские имена - живут в ашрамах (коммунах), где повседневная жизнь достаточно строго регламентирована. Монахи - члены Международного общества сознания Кришны - носят крас­ные или оранжевые одеяния (сари) и должны брить голову наголо.

Число приверженцев Международного общества сознания Кришны в ми­ре - порядка 3 млн чел. (в России, по различным оценкам, - от 20 тыс. до 500 тыс. чел.; полуофициальная численность - более 100 тыс. чел.).

Трансцендентальная медитация - это неоиндуистский психотерапевтиче­ский (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом, принявшим ритуальное имя Махариши Махеш йоги. Он предложил упро­щенную форму антра-йоги, с помощью которой люди, не отказываясь от привычного образа жизни, смогли бы радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании трансцендентальной медита­ции - коренным образом улучшить жизнь всего человечества.

Специфика транснациональной медитации как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссио­нерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных уто­пий. Хотя в самой Индии трансцендентальная медитация не получила замет­ного распространения, в западных странах она приобрела миллионы привер­женцев. Причина популярности в том, что приобщение к трансценденталь­ной медитации было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложности мантры, выбранной с учетом возраста и профессии посвя­щаемого. Ритуальная практика была сведена к 20- минутному повторению этой мантры утром и вечером в спокойной обстановке.

Считается, что трансцендентальная медитация настраивает человека в ре­зонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

Распространение трансцендентальной медитации в западных странах стимулировалось также вниманием к «научной» стороне этого медитацион- ного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши (занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров) и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики релаксационного воздействия. С другой стороны, получили развитие коммерческие методы пропаганды и организации практи­ки трансцендентальной медитации.

Махариши создал разветвленную сеть организаций, которые пропаганди­руют методы трансцендентальной медитации в разных слоях и группах об­щества, учитывая их образовательный уровень, профессиональные и жизнен­ные интересы. В одних случаях трансцендентальная медитация пропаганди­руется как средство достижения хозяйственно-экономических интересов, в других - повышения творческих, интеллектуальных возможностей человека, в-третьих, - как средство гармонизации взаимоотношений с окружением, нервно-психологической разгрузки и т.д.

В настоящее время группы приверженцев и пропагандистов трансценден­тальной медитации, состоящие из представителей творческой интеллиген­ции, есть в крупных российских городах.

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

Сайентология - название религиозного учения последователей Л.Р.Хаббарда. В официальных текстах сайентологов название этого культа трактуется как «разыскание истины». При этом указывается, что scio означа­ет «осведомленность о полном значении слова», а logos - «изучение чего- либо». Уже этот, с научной точки зрения неточный филологический коммен­тарий, демонстрирует невысокий уровень научной компетенции и »меру добросовестности» сайентологов.

Церковь Сайентологии действует во многих странах и функционирует как современная, хорошо организованная в экономическом и юридическом плане корпорация. Например, все ее основные термины, такие как «сайентология», «дианетика», регистрируются и защищаются авторскими правами. Настоя­тельно подчеркивается, что единственный способ приобщения к учению - ле­гальное приобретение изданий или учебных курсов, являющихся продукцией этой корпорации.

Написанная в агиографическом стиле биография Хаббарда упоминает, кроме всего прочего, его близкую дружбу со знахарем-индейцем в раннем детстве, получение всех мыслимых знаков отличия в качестве бойскаута, пу­тешествия в дальние страны и службу в морской пехоте США, занятия воз­духоплаванием и организацию научной экспедиции на парусной яхте, публи­кацию огромного числа беллетристических и драматических произведений и работу на разведку во время Второй мировой войны. В конце сороковых го­дов XX в. этот плодовитый создатель приключенческих романов, повестей и сценариев написал, что «писать по пенни за слово - глупо. Если хочешь за­работать миллион долларов, лучше всего основать собственную религию».

Первоначально проект развивался как набор психотерапевтических тех­ник, объединяемых Хаббардом под именем «Дианетика». Позднее организа­ция была зарегистрирована как религиозное объединение, что дало значи­тельные налоговые льготы. Хаббард, не прекращая активного писательства, начал выступать с публичными лекциями (исчисляемыми сотнями в течение одного года) сначала в США, затем и в Европе.

Сайентология претендует на раскрытие «естественных законов» духа. Понимаемый как духовное существо, человек, утверждают они, может нау­читься управлять материей, энергией, временем, пространством, мыслью и жизнью. Движение к этому богоподобному состоянию в процессе, который сайентологи называют «мостом к абсолютной свободе», предположительно может занимать десятилетия и стоить (по оценкам независимых аналитиков) около полумиллиона долларов.

Превратившись со временем в весьма могущественную международную организацию, сайентологическая церковь разрабатывает и осуществляет масштабные проекты политического характера, такие как создание и предоставление предпочитаемой партии компрометирующих материалов на политических противников, или долгосрочные программы внедрения в образовательные системы целых стран. Собственная служба безопасности разрабатывает и осуществляет секретные операции против лиц, публично критикующих учение культа. В отношении врагов учения (у Хаббарда они именуются SP от »suppressive person» - «подавляющие личности») объявля­ются недействующими любые моральные ограничения. При этом с огромной эффективностью используются возможности судебной системы. Сам Хаб­бард писал: «Цель тяжбы в том, чтобы вымотать и обескуражить, а не в том, чтобы выиграть дело. При помощи закона легко можно причинить беспокой­ство, а, причинив достаточно беспокойства тому, чье положение и без того непрочно, поскольку он осведомлен о своей неправоте, вполне можно унич­тожить его как профессионала. При возможности, конечно, его следует пол­ностью разорить». Несмотря на периодически возникающие скандалы, порой с уголовным оттенком (как, например, в случае с гибелью Лизы Макфирсон, которой ее единоверцы не дали возможности получить вовремя должную ме­дицинскую помощь), юридическим службам сайентологов удается выводить организацию из под удара.

Примечательно, что сайентология как культ паразитирует на «культе нау­ки», специфическом пиетете перед знаками «научности», распространенном в не слишком образованной части современного общества. Примером такой «научно» окрашенной теории может служить сайентологическая шкала «эмоциональных уровней», простирающаяся от 0 - состояния мертвого тела до 40 - уровня «безмятежности». Промежуточные уровни включают, между прочим, множество точных значений, таких как 0,05 - апатия; 0,07 - отчая­ние; 0,94 - оцепенение; 0,96 - ужас; 0,98 - безнадежность; 1,0 - страх; 1,02 - тревога; 1,1 - скрытая враждебность, и т.д. Очевидная сомнительность лю­бых количественных методов анализа эмоций не отменяет главного: сопос­тавление ряда терминов обыденного языка с рядом конкретных числовых ве­личин порождает психологически значимый эффект якобы «научности» предъявленного «знания».

Справедливости ради следует отметить, что существуют движения, про­тивостоящие этому культу. Часть печатных текстов и сетевых ресурсов, на­правленных против сайентологии, создана ренегатами учения, часть - просто критически мыслящими людьми, считающими распространение сайентоло­гии опасным явлением. Однако эти движения уступают в организованности и влиянии учению Хаббарда.

Аум Синрике - (японск. - учение истины) - японская тоталитарная рели­гиозная секта террористического характера. Создана в 1987 г. и до 1995 г. действовала легально, принимала участие в выборах в местные органы вла­сти. Основатель секты Сёко Асахара видел свою цель в захвате власти снача­ла в Японии, а затем и во всем мире. В секту привлекались лица, имевшие возможность оказать ей материальную поддержку, а также специалисты, способные готовить террористические акты. Отделения секты были созданы в ряде стран мира, включая Россию и Украину.

Печально широкую известность Аум Синрике, которая к тому времени насчитывала 9 тыс. последователей в Японии и 40 тыс. последователей в ос­тальном мире, получила в связи с террористическим актом в токийском мет­ро. 20 марта 1995 г. в пяти вагонах на трех линиях токийского метрополитена был применен отравляющий газ зарин. В результате 12 человек погибли и более 3 тыс. получили ранения или заболели от последствий отравления. В мае 1995 г. руководитель секты С. Асахара был арестован, а в октябре того же года деятельность секты была запрещена. В 2004 г. С. Асахара приговорен к смертной казни, однако полностью структуры этой организации не унич­тожены, поскольку некоторые ее руководители по-прежнему находятся на свободе.

Теософия - из греч. theos, «бог» и sophia, «мудрость»), совокупность уче­ний, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Теософия включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривая единство жизни, материаль­ной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолют­ному закону. Теософские идеи можно обнаружить в сочинениях философов (например, Платона и Плотина), у христианских гностиков и - в более явной форме - в священной литературе Египта, Китая и Индии.

Теософия опирается на следующие принципы.

1. Постулируется существование Первопричины, которая вечна, не возни­кает и не умирает; эта Первопричина есть абсолютное и неизменное перво­начало, бесконечная реальность, внутри которой всякая ее манифестация об­ладает бытием.

2. Первородный Источник отражается в тварном универсуме, становясь через это манифестацией Бога, или Логосом.

3. Универсум порождается беспричинной Первопричиной как космиче­ская идеация, из которой возникает сначала диада, т. е. оппозиция духа и материи, а затем триада - дух, материя и отношение между ними (созна­ние).

4. Внутри манифестированного сознания, хотя и дифференцированно, существуют мириады отдельных сознаний, каждое из которых есть Божест­венный Сын, или Монада.

5. Космическая задача Монад состоит в том, чтобы развернуть врожден­ные силы сознательной божественности посредством осознания ограничений и овладения более глубокими слоями материи в трех материальных мирах - минеральном, растительном и животном. Теософия учит, что существует эволюция уровня сознания, параллельная эволюции формы, и что на человеческом уровне Монада может быстрее осуществить свою задачу, так как здесь она встречает разумное сотрудничество.

6. Монада - это бессмертное начало сознания в человеке, и потенциаль­ные силы этого начала постепенно высвобождаются в циклах реинкарнаций.

7. Реинкарнация мыслится как упорядоченная и периодическая смена высшим «Я» человека различных смертных «оболочек», в которых это «Я», пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста.

8. Периодическое возвращение человеческого духа в материальную фор­му предопределяется кармой - законом действия и ответного действия, обес­печивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной.

9. Использование человеческого опыта состоит в »просвещенном» осоз­нании единства Жизни; это осознание есть духовная мудрость - оно служит основанием этики, которая, в свою очередь, гарантирует, что пробужденные духовные силы будут направлены на поддержание эволюционного процесса, а не на противодействие ему. После достижения этой ступени предназначе­нием человеческого духа становится бесконечное совершенствование собст­венной божественной природы.

Возрождение древних теософский идей в наше время было связано с учреждением 17 ноября 1875г. в Нью-Йорке, по инициативе Е.П.Блаватской, полковника Г.С.Олкотта, У.К.Джаджа и других, Теософско­го общества. Олкотт стал его первым председателем, а Блаватская - его пер­вым секретарем-референтом. Поначалу немногочисленное, сейчас общество насчитывает 35 тыс. членов в более чем 50 странах мира. Штаб-квартира Теософского общества расположена в Адьяре (шт. Мадрас, Индия). Общест­вом создана обширная литература, однако главным теософским сочинением продолжает считаться «Тайная доктрина» Блаватской (закончена в 1888 г.). Позднейшие председатели общества, в частности - Анни Безант, также вне­сли вклад в литературное наследие Теософского общества. Главные цели общества: 1) создать ядро всемирного братства людей без различия расы, ве­ры, пола, касты или цвета кожи; 2) поощрять исследования в области сравни­тельного религиоведения, философии и естествознания; 3) изучать непознан­ные законы природы и скрытые способности человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.