Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы, основанные на учёте спроса населения





Удовлетворение спроса населения является важнейшей функцией торгового предприятия. В связи с этим целесообразно использовать для прогнозирования розничного товарооборота метод, основанный на применении коэффициента эластичности, который показывает, насколько изменится товарооборот при изменении покупательных фондов населения на 1%. Коэффициент эластичности (Е) можно рассчитать по формуле:

 

Iт – 1

Е = ———,

Iпф – 1

 

где Iт – индекс (темп) роста розничного товарооборота, Iпф – индекс (темп) роста покупательных фондов населения. Например, индекс покупательных фондов населения составил 1,1; а розничного товарооборота – 1,02.

 

Тогда коэффициент эластичности будет равен 5

 

1,1 – 1 0,1

( ——— = —— ).

1,02 – 1 0,02

 

В предстоящем периоде покупательные фонды возрастут на 6%. Если не произойдут другие изменения, то с увеличением покупательных фондов объём розничного товарооборота возрастёт на 30% (5 ∙ 6).

Объём товарооборота на основе спроса населения можно рассчитать и другим способом: к объёму товарооборота за месяц в квартале -предшествующего периода прибавить размер неудовлетворённого спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов в планируемом периоде.



При планировании общего объёма розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы также следующие методы:

- опытно – статистический;

- экономико – статистический;

- экономико – математического моделирования

Опытно – статистический метод позволяет определить плановый объём розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчётный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году:

 

РТОп.г = (РТОсоп ∙ Т%) : 100,

 

где РТОп.г – объём товарооборота на планируемый год, р.; РТОсоп – сопоставимый товарооборот отчётного года, р.; Т% - среднегодовой темп изменения объёма товарооборота, %.

Экономико – статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних даёт возможность определить среднегодовое изменение прироста объёма товарооборота по следующей формуле:



_ _

_ Кn - К1

∆ = ————

n – 1

где - среднегодовое изменение прироста объёма розничного товарооборота, %; n – последний показатель в ряду выравненных средних, %; 1 – первый показатель в ряду выравненных средних, %; n – количество показателей выравненного ряда средних.

Значение прироста товарооборота (Кпр) на планируемый год определяется продолжением выравненного ряда средних на два шага вперёд по формуле:

 

Кпр = n + 2 ∙

 

При планировании объёма розничного товарооборота могут использоваться различные экономико – математические модели.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Если выявляются чёткие тенденции в развитии розничного товарооборота, то можно использовать линейную функцию:

 

y = a + b ∙ t,

 

где y – объём розничного товарооборота, t – фактор времени, год, a, b – параметры модели.

Параметры определяются методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

 

∑y = a ∙ n + b∙ ∑t

{ 2

∑yt = a ∙ ∑t + b ∙ ∑t

 

Вопросы для закрепления

1. Что понимается под предприятием.

2. Каковы основные признаки предприятия.

3. Что понимается под торговым предприятием.

4. Что представляет собой хозяйственный механизм.

5. Что представляет собой хозяйственный расчёт.

6. Какие виды хозяйственного расчёта.

7. Что такое самоокупаемость.



8. Чем отличается самоокупаемость от самофинансирования.

9. Что входит в понятие внешней среды работы предприятия.

10. Что представляет собой внутренняя среда работы предприятия.

11. Какой экономический смысл деления на внешнюю и внутреннюю среду работы предприятия.

12. Основные экономические показатели работы торгового предприятия.

13. Экономическая сущность товарооборота.

14. Роль товарооборота на уровне государства и на уровне торгового предприятия.

15. Состав розничного товарооборота.

16. Что включает в себя анализ товарооборота?

17. Как рассчитать процент выполнения плана товарооборота предприятия?

18. Что представляет собой динамика товарооборота и порядок её расчёта?

19. Основные факторы, влияющие на размер товарооборота.

20. Что представляет собой ритмичность реализации и порядок её расчёта?

21. Что представляет собой равномерность выполнения плана и порядок её расчёта?

22. Основные пути увеличения товарооборота.

23. Как классифицируются методы прогнозирования розничного товарооборота?

24. Дать характеристику методики планирования товарооборота с учётом потребности в прибыли.

25. Сущность метода технико-экономических расчётов товарооборота.

26. Характеристика методов прогнозирования товарооборота, основанных на учёте спроса.

27. Сущность критической точки продаж и порядок её расчёта.

 

Литература:

2, 4,24,28 (с. 22-97), 30 (с. 97-136), 31 (с. 29-46), 33 (142-151, 168-170), 34 (с. 7-63, 73-102)

2, 4, 5, 14, 25, 27 (с. 286-320, 511-528, 531-538), 30 (с. 90-95), 41 (с. 21-36), 47 (с. 217-261), 50 (с. 195-202), 53

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.