Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий





Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.

Все торговые предприятия можно классифицировать по следую­щим признакам:

а) с позиции организационно-правовых норм, принятых государст­вом для регулирования деятельности всех субъектов предприни­мательства, то есть правового положения предприятия;

б) в соответствии с количественными критериями;

в) с отраслевых позиций, то есть по виду и характеру торгово-хо­зяйственной деятельности;

г) по национальной принадлежности капитала;

д) в зависимости от сферы деятельности.

Организационно-правовые формы предпринимательских структур, определяемые Гражданским кодексом Российской Федерации, представляют собой способ закрепления и использования имуще­ства хозяйствующим субъектом и вытекающее из этого его право­вое положение и цели предпринимательской деятельности.

В настоящее время действует Общероссийский классификатор ор­ганизационно-правовых форм, который позволяет государству формировать информационные ресурсы (реестры, регистры хозяй­ствующих субъектов), решать связанные с управлением имущест­вом важнейшие задачи в области статистики, финансов, налогообло­жения, анализировать и прогнозировать региональные социально­экономические процессы.



С позиции правового положения торговые предприятия классифицируются исходя из таких крите­риев, как цель деятельности, форма права собственности, состав уч­редителей, характер прав участников, объем вещных прав предпри­ятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных документов (рис. 1.6).

 

Рис. 1.6. Организационно-правовые формы деятельности торговых предприятий

 

Цель деятельности. Коммерческие и некоммерческие предприятия подразделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли и ее распределение между участниками либо иные цели, не связанные с предпринимательством. Торговые пред­приятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальный заказ государства и дотируются им (например, социально ориентированные предприятия общест­венного питания).



Формы права собственности. Этот вопрос имеет не только теоре­тическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному физическому или юридическому лицу, оп­ределяются возможности, которыми в отношении указанного иму­щества располагает его собственник.

Право собственности рассматривается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряже­нию собственником принадлежащим ему имуществом (вещью) по своему усмотрению и в своих интересах.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, собственность подразделяется на частную, государственную и му­ниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности раз­личается собственность граждан и собственность юридических лиц; в составе государственной — федеральная и собственность субъек­тов федерации; в составе муниципальной — собственность город­ских, сельских поселений и иных муниципальных образований.

Имущество, относящееся к государственной и муниципальной соб­ственности, если оно не закреплено за государственными и муници­пальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны.

Классификация форм, видов и подвидов права собственности мо­жет осуществляться по самым различным основаниям. Так, в зависи­мости от формы собственности, лежащей в основе создания юриди­ческого лица, выделяются государственные и частные (негосударст­венные) юридические лица. К числу государственных (включая муниципальные) относятся все унитарные предприятия.



Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделить предприятия, учредителями которых выступают только юридические лица (союзы и ассоциации торговых предприятий), только государство (муниципальные предприятия) или любые юридические и физические лица (общества).

Характер прав участников. По этому признаку различают:

• предприятия, на имущество которых учредители имеют право собственности (государственные унитарные торговые предпри­ятия);

• предприятия, в отношении которых их участники имеют обяза­тельственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

• организации, в отношении которых их участники не имеют иму­щественных прав (фонды и некоммерческие объединения юри­дических лиц).

Объем вещных прав предприятия. В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:

• юридические лица, обладающие правом оперативного управле­ния на имущество, — это учреждения и казенные предприятия, что нехарактерно для торговой деятельности;

• торговые предприятия, обладающие правом хозяйственного ве­дения на имущество: государственные и муниципальные унитар­ные предприятия, встречающиеся в основном в системе общест­венного питания;

• торговые предприятия, обладающие правом собственности на имущество (ОАО, ЗАО, ООО и др.).

Личное или имущественное участие учредителей. Торговые пред­приятия можно классифицировать по отличительным признакам товариществ и обществ.

Товарищества — это договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под об­щим названием.

Общества — это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества (капита­ла) для ведения предпринимательской деятельности.

Главное действующее лицо любого товарищества — полный това­рищ — несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Потому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. Принципиальные положения, опреде­ляющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ГК РФ.

Товарищества и общества отличаются от других коммерческих ор­ганизаций тем, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли (паи).

С позиции количественных критериев торговые предприятия мож­но рассматривать как крупные, средние и малые. Основными пара­метрами при этом выступают численность работников, годовой обо­рот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала.

Термин «малое предприятие», используемый в нормативной доку­ментации, характеризует торговое предприятие исходя из числен­ности работающих (торговые предприятия — до 100 человек, микропредприятия — до 15 человек), но не дает представления о его месте на рынке товаров и услуг.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выпол­няемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оп­товой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как общие, так и специфические признаки классификации.

В соответствии с организационной самостоятельностью рознич­ные торговые предприятия подразделяются на независимые, сете­вые и франшизные (франчайзинговые) предприятия.

С учетом национальной принадлежности капитала торговые пред­приятия подразделяются на национальные и транснациональные. В последних либо преобладает, либо используется полностью ино­странный капитал.

С позиции сферы деятельности различают моноотраслевые и мно­гоотраслевые торговые предприятия, ведущие свою деятельность на диверсификационной основе.

Все многообразие рассмотренных торговых предприятий в целом формирует самостоятельную торговую отрасль, которая развивает­ся и усложняется в постоянно изменяющейся экономической среде.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.