Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий
Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.
Все торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам:
а) с позиции организационно-правовых норм, принятых государством для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства, то есть правового положения предприятия;
б) в соответствии с количественными критериями;
в) с отраслевых позиций, то есть по виду и характеру торгово-хозяйственной деятельности;
г) по национальной принадлежности капитала;
д) в зависимости от сферы деятельности.
Организационно-правовые формы предпринимательских структур, определяемые Гражданским кодексом Российской Федерации, представляют собой способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающее из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
В настоящее время действует Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, который позволяет государству формировать информационные ресурсы (реестры, регистры хозяйствующих субъектов), решать связанные с управлением имуществом важнейшие задачи в области статистики, финансов, налогообложения, анализировать и прогнозировать региональные социальноэкономические процессы.
С позиции правового положения торговые предприятия классифицируются исходя из таких критериев, как цель деятельности, форма права собственности, состав учредителей, характер прав участников, объем вещных прав предприятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных документов (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Организационно-правовые формы деятельности торговых предприятий
Цель деятельности. Коммерческие и некоммерческие предприятия подразделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли и ее распределение между участниками либо иные цели, не связанные с предпринимательством. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальный заказ государства и дотируются им (например, социально ориентированные предприятия общественного питания).
Формы права собственности. Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному физическому или юридическому лицу, определяются возможности, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник.
Право собственности рассматривается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащим ему имуществом (вещью) по своему усмотрению и в своих интересах.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, собственность подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и собственность юридических лиц; в составе государственной — федеральная и собственность субъектов федерации; в составе муниципальной — собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований.
Имущество, относящееся к государственной и муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны.
Классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе создания юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (включая муниципальные) относятся все унитарные предприятия.
Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделить предприятия, учредителями которых выступают только юридические лица (союзы и ассоциации торговых предприятий), только государство (муниципальные предприятия) или любые юридические и физические лица (общества).
Характер прав участников. По этому признаку различают:
• предприятия, на имущество которых учредители имеют право собственности (государственные унитарные торговые предприятия);
• предприятия, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);
• организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (фонды и некоммерческие объединения юридических лиц).
Объем вещных прав предприятия. В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:
• юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество, — это учреждения и казенные предприятия, что нехарактерно для торговой деятельности;
• торговые предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия, встречающиеся в основном в системе общественного питания;
• торговые предприятия, обладающие правом собственности на имущество (ОАО, ЗАО, ООО и др.).
Личное или имущественное участие учредителей. Торговые предприятия можно классифицировать по отличительным признакам товариществ и обществ.
Товарищества — это договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим названием.
Общества — это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества (капитала) для ведения предпринимательской деятельности.
Главное действующее лицо любого товарищества — полный товарищ — несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Потому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. Принципиальные положения, определяющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ГК РФ.
Товарищества и общества отличаются от других коммерческих организаций тем, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли (паи).
С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами при этом выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала.
Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует торговое предприятие исходя из численности работающих (торговые предприятия — до 100 человек, микропредприятия — до 15 человек), но не дает представления о его месте на рынке товаров и услуг.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как общие, так и специфические признаки классификации.
В соответствии с организационной самостоятельностью розничные торговые предприятия подразделяются на независимые, сетевые и франшизные (франчайзинговые) предприятия.
С учетом национальной принадлежности капитала торговые предприятия подразделяются на национальные и транснациональные. В последних либо преобладает, либо используется полностью иностранный капитал.
С позиции сферы деятельности различают моноотраслевые и многоотраслевые торговые предприятия, ведущие свою деятельность на диверсификационной основе.
Все многообразие рассмотренных торговых предприятий в целом формирует самостоятельную торговую отрасль, которая развивается и усложняется в постоянно изменяющейся экономической среде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|