|
Авиационные правила, часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории
АП-25 устанавливает нормы летной годности для выдачи сертификатов типа и изменений к этим сертификатам на самолеты транспортной категории. АП-25 являются развитием НЛГС-3. По структуре и содержанию АП-25 гармонизированы с FAR-25. АП-25 содержат разделы, охватывающие тематические требования к летной годности самолета, 10 приложений, содержащих пояснения к соответствующим пунктам разделов АП-25, и условные обозначения, применяемые в FAR-25, и соответствующие им обозначения, принятые в отечественной практике сертификации (табл. 5).
В разделе А приведены общие положения, которые устанавливают применимость данных Норм летной годности.
Раздел А0 содержит детализированные требования, пояснительный материал, а также определения и терминологию, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при отказах функциональных систем. Этот раздел относится ко всем функциональным системам и оборудованию самолета за исключением элементов конструкции (таких как крыло, оперение, поверхности управления, фюзеляж, узлы крепления двигателя, силовые элементы шасси и узлы крепления), которые специально рассмотрены в разделах С и D. В разделе даны определения видов отказных состояний и допустимые количественные показатели вероятностей их возникновения при выполнении полета, а также сформулированы требования к оценке безопасности полета при отказах функциональных систем и необходимости доказательств возможности завершения полета при этих отказах. Этот раздел является важным с точки зрения обеспечения безопасности полетов и имеется только в отечественных НЛГ.
Раздел В содержит требования к летным характеристикам, управляемости и маневренности, балансировке, устойчивости и сваливанию самолета в полете, а также требования к характеристикам управляемости самолета на земле и другие летные требования. В основу принципов нормирования летных характеристик положены исследования критических режимов полета самолета в различных условиях. Эти исследования позволяют определить эксплуатационные ограничения, т.е. предельные условия безопасной эксплуатации и характеристики самолета, выход за которые может привести к особым ситуациям в полете, за которыми возможно появление аварийных или катастрофических ситуаций. В соответствии с требованиями этого раздела, самолет не должен обладать свойствами или сочетаниями характеристик, которые могут привести к непроизвольному выходу самолета за установленные для него эксплуатационные ограничения.
Раздел С посвящен нормам прочности самолета. Требования раздела направлены на обеспечение безопасной эксплуатации самолета по условиям статической и усталостной прочности конструкции. В разделе рассматриваются полетные нагрузки, в том числе при выполнении маневров и при полете в неспокойном воздухе, дополнительные случаи нагружения самолета от двигателей, герметических кабин и других факторов, а также нагрузки на поверхности и систему управления, наземные нагрузки, нагрузки при посадке на воду и аварийной посадке. В разделе приведены требования к оценке усталостной прочности, а также требования по защите от воздействий молнии и статического электричества.
Таблица 5.
Содержание АП-25
Введение
| Раздел Е – Силовая установка
Общие положения
Топливная система
Агрегаты и элементы топливной системы
Масляная система
Охлаждение
Система подвода воздуха
Выхлопная система
Органы управления и агрегаты силовой установки
Пожарная защита силовой установки
| | Раздел А – Общие сведения
Раздел A-0 – Общие требования летной годности самолета при отказах функциональных систем (самолетные системы, оборудование, силовые установки)
| | Раздел В – Полет
Общие положения
Характеристики
Управляемость и маневренность
Балансировка
Устойчивость
Сваливание
Характеристики управляемости самолета на земле и воде
Различные летные требования
Дополнительные эксплуатационные требования к разделу В
| | Раздел F – Оборудование
Общие положения
Приборы: установка
Электрические системы и оборудование
Светотехническое оборудование
Спасательное оборудование
Прочее оборудование
| | Раздел G – Эксплуатационные ограничения и информация
Эксплуатационные ограничения
Трафареты и надписи
Руководство по летной эксплуатации самолета
| | Раздел C – Прочность
Общие положения
Полетные нагрузки
Расчетные условия при выполнении мане-вров и при полете в неспокойном воздухе
Дополнительные случаи нагружения
Нагрузки на поверхности и систему управления
Наземные нагрузки
Нагрузки при посадке на воду
Случаи аварийной посадки
Оценка усталостной прочности
Защита от молнии
| | Приложение A. Иллюстрации к разделу С – Наземные нагрузки на шасси
| | Приложение B.Нагрузки на поплавки при посадке на воду гидросамолетов
| | Приложение C.Метеорологические условия обледенения
| | Приложение D.Критерии для определения минимального летного экипажа
| | Раздел D – Проектирование и конструкция
Общие положения
Поверхности управления
Системы управления
Шасси
Корпус и поплавки гидросамолета
Размещение членов экипажа, пассажиров и груза
Аварийное оборудование
Вентиляция и отопление
Герметичность
Пожарная защита
Разное
| Приложение E. Разрешения на ограничения веса и летных характеристик
| | Приложение F. Критерии и процедуры испытаний для показа соответствия параграфу 25853 или 25855
| | Приложение G. Динамическое нагружение самолета при полете в неспокойном воздухе
| | Приложение Н. Инструкции по сохранению летной годности
| | | |
Раздел D содержит требования к проектированию и конструкции самолета и охватывает части самолета, поверхности управления, системы управления, шасси, корпуса и поплавки гидросамолетов, размещение членов экипажа, пассажиров и груза, аварийное оборудование, вентиляцию и отопление, герметичность кабины, пожарную защиту. В основе требований к системам управления и шасси лежит обеспечение их работоспособности, в том числе и при отказах, и заданных характеристик применением резервирования, а также контроля рабочих параметров членами экипажа или автоматизированными системами. При применении автоматизированных средств контроля информация о работоспособности системы выдается только при появлении отказов или отклонении параметров от рабочих значений. Требования к размещению членов экипажа и органам управления сформулированы с учетом эргономики и выполнению экипажем обязанностей без чрезмерной концентрации внимания и усталости. Кресла, спальные места и привязные ремни должны быть спроектированы таким образом, чтобы человек, правильно использующий эти средства, не получил бы серьезной травмы при аварийной посадке самолета. В пассажирской кабине и грузовых отсеках должны быть предусмотрены средства для предотвращения возникновения опасности от сдвига находящихся там багажа, грузов и других элементов. Требования к аварийному оборудованию охватывают аспекты, связанные с аварийным покиданием самолета: приводнение, эвакуацию и другие аспекты, связанные с обеспечением безопасности пассажиров и членов экипажа при возникновении данной ситуации. Требования по вентиляции и отоплению содержат количественные показатели обмена воздуха, температуры и давления воздуха в кабине, предельное содержание в нем вредных веществ. Для самолетов, выполняющих полеты на высотах более 2400 м, введены требования по герметичности кабины и обеспечению в ней давления воздуха, обеспечивающего безопасные условия длительного полета. Пожарная защита кабины и отсеков самолета обеспечивается выполнением требований к огнетушителям, внутренней отделке кабин, системам обнаружения пожара и защите от пожара различных частей и систем самолета.
В разделе Е сформулированы требования к силовой установке. В разделе рассматриваются требования к установке двигателей на самолет, системам управления двигателями и воздушными винтами, топливной и масляной системам, средствам охлаждения, органам управления и агрегатам силовой установки и ее пожарной защите. В основе требований к силовой установки лежит обеспечение независимости функционирования каждого двигателя при нормальной работе и при отказах. Пожарная защита должна обеспечивать обнаружение пожара и оперативное извещение экипажа. Включение системы пожаротушения и подача огнегасящего вещества в зону пожара может выполняться как членам экипажа, так и автоматически. Требования предусматривают трехкратное срабатывание системы при ликвидации пожара.
Требования к бортовому оборудованию самолета сформулированы в разделе F. Они охватывают пилотажно-навигационное и радио-техничес-кое оборудование, приборы контроля работы систем самолета, электрическое, светотехническое, электронное, спасательное оборудование, гидросистему и другие устройства, обеспечивающие выполнение полета в ожидаемых условиях эксплуатации, а также систему сбора полетной информации, используемую при расследовании авиационных происшествий и инцидентов ("черные ящики"). Определен обязательный состав оборудования и приборов различного назначения, обеспечиващих выполнение полета, изложены требования к их характеристикам, в том числе к работоспособности в условиях отказов. Сформулированы требования к расположению и видимости приборов и систем предупредительной и уведомляющей сигнализации.
Раздел G посвящен требованиям к эксплуатационным ограничениям и информации, необходимой для безопасной эксплуатации самолета. В разделе содержатся требования к установлению необходимых ограничений, например, скоростей на различных этапах полета, веса, центровки, режимов работы силовой установки, а также состава минимального летного экипажа. Самолет должен иметь достаточную информацию в виде надписей и трафаретов, которая должна свести к минимуму вероятность неправильной эксплуатации или неправильного демонтажа, монтажа и регулировки элементов конструкции при их техническом обслуживании и ремонте. В разделе также сформулированы требования к "Руководству по летной эксплуатации". Оно должно содержать эксплуатационные ограничения, действия при эксплуатации самолета, в том числе и при отказах оборудования, и особенностях пилотирования самолета при полете в условиях турбулентности, сведения о летных характеристиках и другую необходимую информацию.
В Приложениях приведены материалы, содержащие дополнительные сведения к разделам АП-25, методики проведения некоторых испытаний и ряд других сведений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|