|
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) - компетентный орган Межгосударственного Авиационного Комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).
| Авиационная техника (АТ) - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.
| Авиационные правила (АП) - принятый государствами-учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами-учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств-учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.
| Акустическое или эмиссионное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.
| Второстепенное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.
| Главное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.
| Держатель Сертификата типа - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники.
| Доказательная документация (ДД) - документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.
| Дополнение к Сертификату типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
| Заявитель - Разработчик, подавший в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа на создаваемую или созданную им авиационную технику.
| Заявка на выдачу Сертификата типа - заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники.
| Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники.
| Квалификационный базис (КБ) - комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.
| Модификация - любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.
| Независимая инспекция (НИ)- инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.
| Нормы летной годности (НЛГ)- часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.
| Образец авиационной техники - применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.
| Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация)- орган исполнительной власти государства-учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
| Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.
| Свидетельство о годности изделия - документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.
| Сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.
| Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники.
| Сертификат типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.
| Сертификационный базис (СБ) - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.
| Сертификационный центр - организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра.
| Сертификация - установление соответствия авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
| Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца.
| Типовая конструкция(ТК) - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
| Эксплуатант - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации.
| Эксплуатационная документация (ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.
| Российское авиационно-космическое агентство (РАКА)- государственный административный орган, выполняющее координацию деятельности в области создания авиационной и космической техники.
| Государственная служба гражданской авиации (ГСГА)- структурное подразделениеМинистерства транспорта Российской Федерации, выполняющее координацию деятельности в областиэксплуатации авиационной техники.
| |
СИСТЕМА КАЧЕСТВА
Качество:совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Требования к качеству,выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность реализации и проверки последних.
Несоответствие:невыполнение установленных требований.
Дефект:невыполнение заданных требований или целесообразного прогнозирования, касающихся использования объекта, включая требование, относящееся к безопасности.
Ответственность за качество продукции:общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.
Контроль:деятельность, включающая в себя проведение измерений, экспертизы, испытаний либо оценки одной или нескольких характеристик (в целях калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
Проверка:подтверждение тотем экспертизы и представления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.
Политика в области качества:основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Общее руководство качеством (административное управление качеством):те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление им, обеспечение и улучшение качества, в рамках его системы.
Управление качеством:методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества:все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется) виды, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Система качества:совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Всеобщее руководство качеством:подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения требований потребителя и с выгодой для членов организации и общества.
Улучшение качества:мероприятия, осуществляемые повсюду в организации и по всей «петле качества» в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
Руководство по качеству:документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации.
Программа качества:документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.
Прослеживаемостъ:способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.
Петля качества:концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Затраты, связанные с качеством:затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное качество не достигнуто.
Потери качества:потери, вызванные нереализацией оптимальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности.
Модель для обеспечения качества:стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных в целях удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
Приложение 2.
Условные обозначения скоростей полета, применяемые в АП-25
и соответствующие им обозначения, принятые в отечественной практике
проектирования самолетов
Обозначение
| Характеристика скорости
| в АП-25
| проектное
| VS
| VС
| Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, на которой самолет управляем
| VS1G
| VС
| Скорость сваливания при нормальной перегрузке ny = 1
| VS1
| VС1
| Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, полученная в конкретной конфигурации
| VS0
| VС0
| Скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета в посадочной конфигурации
| V1
| V1
| Скорость принятия решения на взлете
| VEF
| VОТК
| Скорость в момент отказа двигателя
| VMCG
| VminЭР
| Минимальная эволютивная скорость разбега
| VR
| VПСТ
| Скорость в момент подъема передней стойки шасси
| V2MIN
| V
| Минимальная безопасная скорость взлета
| V2
| V2
| Безопасная скорость взлета
| VMC
| VminЭВ
| Минимальная эволютивная скорость взлета
| VMCL
| VminЭП
| Минимальная эволютивная скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями
| VMCL-1
| VminЭП-1
| Минимальная эволютивная скорость захода на посадку с одним неработающим критическим двигателями
| VMCL-2
| VminЭП-2
| Минимальная эволютивная скорость захода на посадку с двумя неработающими двигателями
| VMU
| VminОТР
| Минимальная скорость отрыва на взлете
| VLOF
| VОТР
| Скорость отрыва на взлете
| VFE
| Vmax б
| Максимальная допустимая скорость в полете с отклоненными закрылками и(или) предкрылками
| VREF
| VЗП
| Скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями
| VREF-1
| VЗП-1
| Скорость захода на посадку с одними неработающим двигателям
| VREF-2
| VЗП-2
| Скорость захода на посадку с двумя неработающими двигателями
| VLE
| VmaxШ
| Максимальная скорость полета с выпущенным шасси
| VLO
| VmaxВУШ
| Максимальная скорость, при которой могут производится выпуск и уборка шасси
| VMO
| VmaxЭ
| Максимальная эксплуатационная скорость
| MMO
| VmaxЭ
| Максимальное эксплуатационное число М
| VD
| Vmaxmax
| Расчетная предельная скорость
| MD
| Vmaxmax
| Расчетное предельное число М
| VDF
| Mmaxmax
| Максимальная скорость, продемонстрированная в испытаниях
| MDF
| Mmaxmax
| Максимальное число М, продемонстрированное в испытаниях
| Приложение 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|