экономическая безопасность
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Как правило, экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия могут часто возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие и импортировать соответствующую продукцию. Для разрешения подобных противоречий государство должно осуществлять свою функцию обеспечения экономической безопасности.
Государство может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят местный характер. Защитить население от многих подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективным образом могут органы местного самоуправления, как органы наиболее приближенные к населению.
Объектами экономической безопасности муниципального образования являются территория муниципального образования, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).
Объектом исследования экономической безопасности на муниципальном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев[1] и показателей**.
Учитывая особенности проблем обеспечения муниципальной экономической безопасности, необходимо выработать особую систему параметров, ориентированной на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на федеральный и региональный уровни. Однако учитывая важность и специфические особенности муниципальных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для муниципальных образований. Целями применения подобной методики являются:
— оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере муниципального образования;
— оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
— разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Основные требования к системе социально-экономических показателей анализа муниципального образования:
— система социально-экономических показателей муниципального образования должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном, региональном, отраслевом уровнях;
— показатели муниципальной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
— система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности муниципального образования;
— перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;
— результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;
— социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;
— показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности муниципального образования.
Анализ положения в муниципальном образовании должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз.
Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.
По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.
Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать его эволюцию, уровень его количественных и качественных параметров в системе мировой статистики. Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.
К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
— расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, муниципальной экономики;
— границы критической зависимости муниципального образования от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
— обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения муниципального образования.
Выявление угроз экономической безопасности муниципального образования и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
В распоряжении местной власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения данных проблем.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики местных органов власти по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.
Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности муниципального образования должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних муниципальных образований. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них.
Критическая величина экономических показателей безопасности на определенной территории не всегда означает ситуацию полного краха социально-экономической сферы или отдельных ее областей. Она прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности муниципального образования:
— показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);
— демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);
— динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
— состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших муниципальных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
— действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;
— состояние окружающей среды, экология.
Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения, как наиболее важные для муниципального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели:
— доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
— средняя продолжительность жизни;
— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;
— уровень рождаемости;
— уровень смертности и заболеваемости от различных причин;
— сопоставление средней заработная платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом и выплати в соседних муниципальных образованиях;
— уровень безработицы;
— уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;
— уровень преступности.
При расчете показателей дохода следует учитывать, что эти данные часто несколько занижены, так как рассчитываются только на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и без учета бесплатных благ и услуг, получаемых населением. Кроме того, не учитываются многие перераспределенческие потоки. В частности, доходы от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмездной помощи родственников друг другу. В результате этой деятельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.
Однако это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности. Дело в том, что величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня. Что касается разрыва в доходах между высоко- и низкодоходными слоями населения, то пороговое значение по этому индикатору в России предварительно определяется на уровне, обычно принимаемом в развитых зарубежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов. Однако население России привыкло к разрыву в доходах максимум в 4—5 раз. Поэтому, по возможности, следует принимать более жесткие параметры пороговых значений по данному индикатору.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим.
Оценка интегрального показателя уровня экономической безопасности осуществляется преимущественно в виде табличного сопоставления основных экономических показателей муниципального образования с их пороговыми значениями:
Показатель безопасности
| Критический показатель
| Фактический показатель
за 2001 г.
| Прогнозный показатель
на 2002 г.
| Уровень безработицы
| 15%
| 14%
| 12%
| Износ системы водоснабжения и др.
| 70%
| 85%
| 90%
|
Порядок использования пороговых значений в муниципальном образовании в самом общем виде представляется следующим. Органы исполнительной власти муниципального образования разрабатывают прогнозы социально-экономического развития на определенный период, проекты бюджета. Прежде всего следует установить, что в этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности муниципального образования. В документах должно приводиться сопоставление прогнозируемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Проекты всех наиболее важных решений по экономическим вопросам также должны проходить проверку на предмет соответствия пороговым значениям.
Следует отметить, что для местных органов власти более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
Возможный алгоритм анализа:
1. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.
2. Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.
3. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.
4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.
5. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.
6. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
7. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.
Для выделения наиболее важных направлений можно применять расчет удельного веса отдельных функциональных составляющих безопасности в общем ущербе:
Функциональная составляющая безопасности
| Ожидаемый ущерб
| Предотвращенный ущерб
| Реализовавшийся
ущерб
| Удельный вес
| Экологическая
|
|
|
| 15%
| Информационная
|
|
|
| 8%
| Финансовая
|
|
|
| 20%
| и т.д.
|
|
|
| 57%
| Общий ущерб
|
|
|
| 100%
|
Пример анализа экономической безопасности, представляемый в представительный орган власти:
Название негативного воздействия
| Вероятность
| Оцениваемый ущерб
| Вероятный ущерб
(2х3)
| Авария в системе водоснабжения
| 30%
| 1000 тыс. руб.
| 300 тыс. руб.
| Перебои в поставке определенного жизненно важного товара
| 50%
| 700 тыс. руб.
| 350 тыс. руб.
| Хищения проводов и т.д.
| 90%
| 500 тыс. руб.
| 450 тыс. руб.
|
Представительный орган принимает решение о том какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. В случае, если негативные воздействия нельзя преодолеть с помощью законодательных мер, соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение данные в соответствии с требованиями алгоритма анализа. На основе данных анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.
Создание карт функционального анализа позволяет решать одновременно целую совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Оценивая значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.
Расчет удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования, трудноизмеримый другими способами функциональных составляющих экономической безопасности, и поэтому этот метод является весьма эффективным при решении проблемы оценки функциональных составляющих экономической безопасности.
Приоритетными задачами местной политики, направленной на повышение экономической безопасности муниципальных образований в настоящее время являются:
— поддержка жизненно важных для населения района предприятий и объектов инфраструктуры;
— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
— оказание содействия преимущественному развитию предприятий, наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
— развитие местной инфраструктуры.
Рассмотрение экономической безопасности муниципального образования должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации и субъектов Федерации.
Основные термины
Автономия— право руководствоваться собственными нормами и правилами в определенных, установленных государством пределах;
административная жалоба— обращение в суд с жалобой на незаконность исполнительного административного правового акта с требованием его отмены;
административная комиссия— орган местной администрации, осуществляющий рассмотрение споров между участниками муниципального управления, обладающий правом наложения мер административной ответственности за нарушения правил в сфере местного самоуправления;
административное обжалование— форма защиты физических и юридических лиц от действий (бездействия) администрации в виде обращения к руководству административного органа с просьбой отменить или изменить решение, нанесшее им ущерб;
административные методы воздействия— воздействие на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта с помощью регламентирующих, командных и нормативных актов — законов, приказов, инструкций, указаний, постановлений; директивных планов и т.п.;
административный спор— судебный спор, возбуждаемый на основании административной жалобы против исполнительного административного правового акта с целью добиться его аннулирования по причине незаконного характера. Обжалование незаконных действия администрации в связи с превышением власти (полномочий);
административная юрисдикция— деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления, их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке;
администрация— органы исполнительной власти, должностные лица государства, местного самоуправления;
аренда— предоставление какого-либо имущества (земельного участка, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды;
ассоциации и союзы муниципальных образований— объединения муниципальных образований, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов;
бюджет— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджет текущих операций— составная часть бюджета муниципального образования, включающая в себя все текущие расходы, которые осуществляются в рамках предметов ведения муниципального образования (расходы на содержание персонала, текущие материальные расходы, расходы на социальные нужды и выплата процентов), а также текущие финансовые поступления (налоги и сборы, административные тарифы и пошлины, дотации со стороны субъектов федерации) в соответствии с бюджетной классификацией;
бюджет инвестиционный— составная часть бюджета муниципального образования, включающая расходы и поступления, оказывающие воздействие на стоимость муниципального имущества (расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию (получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов);
бюджетная заявка— запрос на выделение бюджетных средств на момент внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа местного самоуправления, содержащий финансово-экономическое обоснование, заключение главного распорядителя бюджетных средств (главы муниципального образования) и органа, исполняющего соответствующий бюджет;
бюджетная классификация— группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджета, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включающая функциональную и экономическую классификацию доходов, классификацию расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования бюджетного дефицита, а также ведомственную классификацию расходов бюджета;
бюджетное назначение— объем бюджетных средств, подлежащих выделению в соответствии с утвержденным бюджетом и бюджетной росписью расходов конкретному получателю бюджетных средств на очередной финансовый год;
бюджетный процесс— регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также контролю за составлением и исполнением бюджетов;
бюджетное регулирование— процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с учетом государственных минимальных социальных стандартов;
бюджетная роспись— документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
бюджетная системаРоссийской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетная ссуда— бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;
бюджетное регулирование— процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов;
бюджетные ассигнования— бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
бюджетный кредит— форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
бюджетный процесс— регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;
внешний долг— обязательства, возникающие в иностранной валюте;
внутренний долг— обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации;
вопросы местного значения— вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выборное должностное лицо местного самоуправления— должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
выборное лицо местного самоуправления— гражданин Российской Федерации, замещающий выборную муниципальную должность в результате избрания депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иного выборного органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом местного самоуправления;
глава муниципального образования— выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования;
государственные градостроительные нормативы и правила— нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов;
государственные минимальные социальные стандарты—установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека;
государственные полномочия— государственные полномочия Российской Федерации и государственные полномочия субъектов Российской Федерации;
государственные полномочия Российской Федерации—права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
государственные полномочия субъекта Российской Федерации— права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
государственный внебюджетный фонд— форма накопления и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
государственный или муниципальный долг— обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;
государственный или муниципальный заем(заимствование) — передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа;
государственный минимальный социальный стандарт—установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека;
градостроительная деятельность, градостроительство—деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;
градостроительная документация— документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;
градостроительный регламент— совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны;
градостроительный устав(кодекс) — закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории;
дефицит бюджета— превышение расходов бюджета над его доходами;
договор (контракт) на исполнение муниципального заказа— соглашение, заключаемое между заказчиком и исполнителем об установлении, изменении или прекращении их прав, обязанностей и ответственности в процессе исполнения муниципального заказа;
дотации— средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
доходы бюджета— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
заказчик муниципального заказа— орган местного самоуправления, осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе муниципального заказа и выступающий в отношениях, связанных с торгами, как организатор торгов;
защищенные статьи бюджета— статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру;
злоупотребление должностными полномочиями— использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
зонирование— деление территории на зоны при планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование;
инфраструктура(инженерная, транспортная, социальная и др.) — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий;
исполнитель(поставщик, подрядчик) муниципального заказа— гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или юридическое лицо, заключившие договор (контракт) на исполнение муниципального заказа;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|