Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ИХ МЕСТО





В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium, так в эпоху римской республики назывались города, пользовав­шиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципали­тет — это избираемое городское или сельское самоуправление.

Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением во­просов местного характера и управление муниципальной собст­венностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Все отношения, возникающие в процессе организации и дейст­вие местных органов управления, регулируются муниципальным правом. Понятие муниципального права Российской Федерации характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права, хотя и не относиться к числу его основных отрас­лей. Поэтому муниципальное право можно определить как право местного самоуправления. В частности к муниципальному праву относится:

— выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;



— управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;

— осуществление органами местного самоуправления отдель­ных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;

— реализация органами местного самоуправления конституци­онного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, воз­никающих в связи с возложением на них дополнительных расхо­дов, а также в связи с неправомерными действиями органов госу­дарственной власти.

Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции Российской Федера­ции 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принци­пиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии ме­стного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.



В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Государством гарантируется организационная обособленность орга­нов муниципальной власти, признается и защищается муници­пальная собственность. Участие граждан в осуществлении местно­го самоуправления гарантируется конституционными правами из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправления, на­правлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации перечислены важней­шие вопросы местного значения: управление муниципальной соб­ственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с уче­том мнения населения соответствующих территорий.

Положения Конституции Российской Федерации, определяю­щие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организа­ции местной власти с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления принципов законности, децен­трализации управления, самоорганизации граждан, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.



В развитие конституционных норм, заложивших правовую ос­нову для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания, были приняты федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

«О финансовых основах местного самоуправления в Россий­ской Федерации»;

«Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции»;

«Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления»;

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции ме­стного самоуправления («О милиции», «О пожарной безопасно­сти», «О Государственной границе», «Об особенностях организа­ции местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»). Основополагающие федераль­ные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федера­ции, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый ко­декс Российской Федерации и др.), содержат значительное коли­чество норм муниципального права. В настоящее время общее ко­личество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

Так как по действующему законодательству значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном уровне власти, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образова­ниях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления.

Основные региональные законы, регулирующие вопросы орга­низации и деятельности местного самоуправления, действуют на территории практически всей страны, за исключением районов бывшей Чечено-Ингушской АССР. В большинстве субъектов Фе­дерации приняты законы об организации местного самоуправления, о муниципальной службе, о регистрации уставов муници­пальных образований. Вместе с тем, лишь в нескольких субъектах Федерации приняты законы о финансово-экономических основах местного самоуправления, об осуществлении прав граждан на уча­стие в местном самоуправлении. Подавляющее большинство муни­ципальных образований имеет принятые и зарегистрированные ус­тавы.

Приходится констатировать, что в сфере правового регулирования местного самоуправления все еще существует ряд нерешен­ных проблем. Отсутствует государственная концепция или страте­гия, систематизирующая вопросы, которые должны быть законо­дательно урегулированы. Некоторые из уже существующих норм, касающихся организации и деятельности местного самоуправления и относящихся к различным отраслям права, несогласованы меж­ду собой. Выявлено значительное количество случаев, когда зако­нодательными органами субъектов Российской Федерации либо не принимаются необходимые законы, либо принимаются с сущест­венными нарушениями федерального законодательства.

Развитие местного самоуправления тормозится рядом нерешен­ных проблем, среди которых следует выделить финансово-эконо­мические трудности, недостаточную развитость нормативно-право­вой базы в вопросах практического функционирования муници­пальных образований, а также проблемы взаимоотношений орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления.

Слабость законодательства в сфере местного самоуправления обусловлена рядом причин, среди которых главное — отсутствие целостной системы государственного территориального управле­ния, отсутствие четкого разграничения полномочий между органа­ми государственной власти и органами местного самоуправления, внутренняя несогласованность и несистемность федерального и ре­гионального законодательства о местном самоуправлении. Дейст­вующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимался в условиях противостояния Президента Российской Федерации, Го­сударственной Думы и Совета Федерации. В результате был при­нят компромиссный вариант рамочного закона, носящий во мно­гом расплывчатый характер. Кроме того, следует учитывать, что к моменту разработки и принятия закона отсутствовал необходимый опыт функционирования и взаимодействия основных институтов власти в новом федеративном государстве. Надежды федеральных законодателей на то, что в рамках сформулированных на феде­ральном уровне общих принципов субъекты Федерации своим за­конодательством уточнят порядок деятельности и полномочия ме­стной власти, не оправдались, так как региональные власти ока­зались не заинтересованными в создании условий для самостоя­тельной деятельности муниципалитетов вследствие объективно су­ществующей конкуренции за полномочия и ресурсы. В результате федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит лишь основы и некоторые общие прин­ципы разграничения полномочий.

Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь четкое представление о круге своих полномочий и соответ­ствующих им обязанностях, ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. Вместе с тем, жестко закреплять за органами мест­ного самоуправления определенный фиксированный объем полно­мочий нецелесообразно. Муниципальные образования имеют су­щественные различия по экономическому потенциалу, инфра­структуре, кадрам, поэтому объем полномочий по решению вопро­сов местного значения, который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления, всегда будет различным. При определении компетенции каждого муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.