Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль исполнения КД. Ответственность за неисполнение условий КД.





Общее и специальное законодательство о труде.

Единство и дифференциация норм ТП характеризуется тем, что правовые нормы делятся на 2 группы: общие и специальные. Общие нормы,распространяющиеся на всех работников наемного труда; Специальные, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин, молодежь, лиц,работающих в тяжелых и вредных условиях труда, временных и сезонных работников и др.). Дифференцированное регулирование осуществляется 3 видами норм-Нормы-дополнения,устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам, нормы-изъятия-ограничивают права отдельных категорий работников (временных,сезонных, совместителей, надомников), нормы-приспособления регулируют такие условия труда,как рабочее время и время отдыха, техника безопасности. В случае изменения общей нормы специальная норма сохраняет юридическую силу, если иное не предусмотрено законом. Основной формой действия нормативных актов ТП явл. их общее действие.

 

8. Общая характеристика ТК РБ.Кодифицированным нормативным правовым актом явл. Трудовой кодекс РБ, принятый Палатой представителей Национального собрания РБ 8.06.1999, одобренный Советом Республики 30.06.1999, подписанный Президентом РБ 26.07.1999 и вступивший в силу с 1.01.2000 (с изм. и доп.). Как и Конституция явл. основным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми. ТК состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитывающих 468 статей. Структура ТК определяет структуру всего ТП РБ.



 

Локальные нормы ТП.

Особое место среди источников права занимают локальные нормы права..Это нормативно-правовые акты, лействие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций (ст.1 З-на РБ от 10.01.2000 «О нормативных правовых актах РБ». Эти нормы применяются нанимателем по согласованию с профсоюзом. Полномочия нанимателя устанавл. ТК, Законом от 14.12.1990 «О предприятиях», З-м от 28.05.1991 «О предпринимательстве в РБ» и др. В соверемнных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов.К ЛНП относятся: уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, коллективный договор, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда и др.



 

 

10. Роль судебной практики в регулировании трудовых отношений.Судебный прецедент источником трудового права не является. Каждое дело решается судьями на основе самостоятельного исследования ими его фактических обстоятельств. Вместе с тем решения судебных коллегий Верховного Суда РБ по конкретным делам помогают судьям овладеть мастерством полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, способствуют уяснению смысла соответствующих правовых норм. (В некоторых странах Германии, Франции решение судов высшей инстанции явл. источником права.)

 

11. Понятие и содержание трудового правоотношения.

ТП - это юридическая связь работника и нанимателя, в которой работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям соответствующей квалификации и соблюдать внутренний трудовой распорядок. Наниматель обязуется предоставить обусловленную трудовым договором работу, своевременно оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда. предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами и соглашением сторон. Это двустороннее правоотношение. Субъектами его являются работник и наниматель. Обязательной предпосылкой возникновения-наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой право и дееспособности). Содержание ТП составляют субъективные права и обязанности его участников. Содержание ТП определяется ТД и распространяющимися на работника вследствие его заключения трудовым зак-вом, коллективным договором и соглашением. Содержанием ТП являются все трудовые права и обязанности его субъектов в данной правовой связи, а содержанием ТД явл.его условия. Именно эти условия определяют содержание (права и обязанности) ТП, возникшего в результате данного ТД.



 

12.Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.Основания возникновения, изменения и прекращения ТП-это определенные юридические факты, прелдусмотренные нормами ТП.Основанием возникновения ТП явл.трудовой договор (контракт).Если выбарная должность–основанием явл. факт избрания на данную должность.В основевозникновения трудовых отношений, вытекающих из членства в организациях любых организационно-правовых форм, могут лежатьучредительные документы и локальные нормативные правовые акты этих учреждений. Для некоторых категорий работников основанием возникновения ТП явл. сложный состав юридических фактов.Помимо трудового договора ему предшествует какой-то другой юридический факт. (н-р направленные службой занятости). Виды ТП определяются видами трудового договора (срочные, с неопределенным сроком, оработе по совместительству). Изменение ТП может происходить на договорном основании или на основании, предусмотренном законоадетльством. Н-р: перевод на др. работу, не предусмотренную трудовым договором, который производится с согласия сторон. Основанием прекращения ТП может быть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них: соглашение сторон, истечение срока ТД, волеизъявление работника или нанимателя, перевод работника к др. нанимателю или переход на выборную должность, отказ работника от перевода на работу в др. местность вместе с нанимателем, отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией организации, обстоятельства,не зависящие от воли сторон.

 

 

13.Субъекты трудового правоотношения.Субъектами ТП (работниками) могут быть как граждане РБ, так и иностранцы и лица без гражданства; в качестве нанимателя могут выступать юридические или физические лица, которым предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.Необходимой предпосылкой участия сторон в трудовых правоотношениях явл. наличие у них соответствующей правосубъектности. Для граждан она устанавливается с 16 возраста, в исключ. Случаях с 14, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителя,попечителя). Учитывается состояние волевой способности граждан, их специальная трудовая правосубъектность., состояние их здоровья. Субъектами ТП не могут быть признанные в судебном порядке недееспособные граждане. Основные права гражданина закреплены в Конституции РБ. С момента принятия его на работу у гражданина возниккает правовой статус работника. Основные права и обязанности работника закреплены в ТК. Наниматель – юридич. Или физическое лицо,которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения ТД с работником. Трудовой правосубъектностью обл. организации, которые: пользуются правом найма и увольнения работника; организуют, управляют процессом труда; имеют денежные средства для оплаты труда и оперативную самостоятельность в расходовании этих средств. Пределы трудовой правосубъектности организаций как нанимателя определяются: штатным расписанием, фондом оплаты труда, действующим законодательством. Права и обязанности нанимателей закреплены в различных нормативно-правовых актах.

 

 

14.Понятие, уровни и принципы социального партнерства. Социальное партнерство - форма взаимодействия органов гос.управления, объединений нанимателей,профсоюзов и иных представительных органов работников,уполномоченных в соответствии с актами зак-ва представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики гос-ва, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, откаказа от социальных конфликтов. Принципы социального партнерства–основопололагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. Принципы:Равноправие сторон; соблюдение норм зак-ва; полномочность принятия обязательств, которая определяется наличием письменных документов,подтв. Полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать договоры, соглашения; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств:брать на себя обязательства,реальные исполнить; обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий,нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Стороны соц.партнерства-работники и наниматели в лице их представителей. Третьей стороной явл.государство,признано играть различные роли в соц.партнерстве:гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Органами соц.партнерства явл. комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения и контроля. Система соц.партнерства вкл. 4 уровня: республиканский; отраслевой; местный (территориальный); уровень организации. Значение социального партнерства:явл.новым методом ТП, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей,органов гос-ва; призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренными ТК.

 

 

15.Принципы организации и деятельности профсоюзов. Профсоюзявл. добровольной общественной организацией, объедин. Граждан, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной , так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых. Социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека,международным пактом об экономических, социальных,кудьтурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенции Международной организации труда. Субъектом ТП явл. не сама профсоюзн. организация, а ее органы на всех уровнях-от первичного (профком организации) до республиканского Совет ФПБ. Деятельность регулир. З-ом РБ «О профессиональных союзах» от 22.04.1992. Правоспособность возникает с момента его госрегистрации. Основными юридическими гарантиями деятельности профсоюзов явл.: имущественные (право собственности на имущество и денежные ср-ва,право юр.лица и др.); Личные-дополнительные трудовые гарантии,избранным в профсоюзы; гарантиии профс. Работникам,не освобожденным от основной работы:инспектры по охране труда и контролю за соблюд. Зак-ва РБ о труде,уполномоч. Профсоюзом на участие в создав. На предпр. Комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению труд.споров не могут быть подвергнуты дисципл. Взысканию без предварит. Согласия профкома,членами котор. Они явл., увольнение по инициативе нанимателя за невиновные действия допускается: с работниками,избранными в состав профсоюз, с письменного предварительного уведомления (не позднее, чем за 2 м-ца) профс. Органа,членом кот. Они явл., с работниками, избранными руководителями проф. И не освобожденными от работы, только с с предварит. Согласия вышестоящего профсоюзного органа. Освобожденным предост. Прежняя работа, а при ее отсутствии равноценная. Имеют преимущество оставления на работе по сокращ. штатов.

 

 

16.Классификация прав профсоюзов.Все профсоюзы пользуются равными правами.Характерные черты: добровольность, наличие органа управления (профкомы). Основные права и обязанности:защита трудовых прав гр-н; социальная защита гр-н; участие в решении вопросов разгосударствления и приватизации госсобственности; участие в охране труда и окруж. Среды; ведение коллективных переговоров, заключение коллективн.договоров; социальное обеспечение и соцстрахование; полномочия профсоюзов в области охраны здоровья; права на осуществл. Обществ. Контроля за соблюдением зак-ва РБ о труде и профсоюзах; на информацию; участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзн. и др. кадров; объявление забостовок.Также осуществляют общественный контроль за соблюдением зак-ва РБ о труде, предоставлено право участвовать в разрешении индивидуальных трудовых споров..Юридическими гарантиями деятельности профсоюзов служат государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны нанимателей, органов исполнительной власти, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять полномочия.Неправовые формы деятельности профсоюзов:проведение совместных мероприятий (совещания,семинары, конференции).

 

17.Понятие и содержвние коллективного договора, соглашений. Коллективный договор- локальный нормативный правовой акт,регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающ.ими у него работниками. Это всегода двусторонний акт. Сторонами явл. работники организации в лице их представительного органа, с одной стороны, и наниматель или уполномоченный им представитель с др. стороны Представительный орган выступает профком. Представителями со стороны нанимателя могут выст.должностные лица с оответтствующей квалификацией и опытом (юрисконсульт, гл.бухгалтер, руководители структ. подразделений). Содержание КД – условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По хар-ру условия разделены на 3 вида: Нормативные-закрепляют нормы централизованного зак-ва и локальные нормы ТП, обязательственные-не носят общего хар-ра, а предусм. конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников, организационные-о сроках действия КД, о проверке его выполнения и отчетах,порядке изменения и пересмотра. Соглашение -нормативный акт, содерж.обязательства сторон по регул. отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от уровня сущ.:генеральное-устанавиливает общие принципы регулир.социально-трудовых отношений на республиканском уровне; тарифное-уст. Нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли; местное уст. Условия труда, социальные гарантии и льготы,связанные с территориальными особенностями города,района др. административно-территориального образования. Стороны -на республиканском уровне республик. Объединения профсоюзов и нанимателей, правительство РБ; на отраслевом - соответствующие профсоюзы и объединения нанимателей, соответствующие органы госуправления; на местном-соответствующие профсоюзы и наниматели, местные исполнительные и распорядительные органы.

 

 

18.Порядок заключения КД и рассмотрения разногласий, возникающих при их заключении.КД заключ. В письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях,если вопросы относятся к их компетенции. Проекты КД обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается на каждой стр.уполномоченными представителями. Заключается на срок,который определен сторонами. Но не менее чем на 1 год и не более чем на 3. Вступает в силу с момента подписания или со дня.кот.устанавливают стороны. И действует дао заключения нового. При реорганизации организации КД сохраняет свое действие в течение срока,на который он заклен, если сторонами не принято иное решение.При смене собственника имущества организации договор действ. В течение 3 мес. Подписанный КД регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Регистрация явл. уведомительной. Для регистрации: заявление с просьбой о регистрации; подписанный догов.; копии документов,подтвержд. полномочия сторон на подписание КД. Регистр. Осущ. в теч. 2-х недель с момента подачи заявления, с соответств. Записью в специальном журнале, на первой странице КД ставится штамп о регистрации.изменения КД производится только по взаимн. Согласию сторон в том же порядкекак и для заключения. Действие КД распростран. На нанимателя и на всех работников, от имени кот. Он заключен, а также на работников, от имени кот. Он не заключался,если они выразят согласие в письменной форме. Все работники,в том числе впервые принятые должны быть ознакомлены С КД.

Контроль исполнения КД. Ответственность за неисполнение условий КД.

Контроль за исполнением КД осуществл. сторонами, специально уполномоченными госорганами надзора и контроля за соблюд. Зак-ва о труде. Систематический контроль за своевременным выолнением предусмотренных КД взаимных обяз-в, мероприятий, соблюдением нормативных положений осуществл. ПрофсоюзыВыполнение КД контролируют и сами трудовые коллективы:заслушивают отчеты нанимателей и профсоюзов,дают оценку их деят-ти,вносят замечания и предложения,ставят вопрос о привлечении к ответств. Лиц, не выполняющих обязательств по договору..Надзор и контроль за соблюдением зак-ва о труде в том числе и коллективного догоаора со стороны государства осущ. Министерство труда и соцзащиты РБ. Контроль за выполнение генерального соглашения осущ. Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. За неисполнение условий КД, соглашения стороны несут ответственность согласно зак-ву, коллективному договору,соглашению. Административная ответственность наступает в случае непредоставления лицом. Уполномоченным в соответствии с зак-вом представлять нанимателя, информации. Необхлдимой для ведения коллективных переговоров и в случаях несоблюдения нормативной части коллективного договора. Если неисполнение условий КД по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжелые последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности. Материальная ответственность в отношении должностных лиц применяется,когда неисполнение обязательств по КД привело к причинению имущественного вреда. Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.